Искусство и досуг в Древней Греции
методическая разработка по истории (5 класс)
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни эллинов, объяснить мироощущение древних греков, сопоставить его с современным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskie_igry_v_drevnosti.docx | 137.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 5 ВИ Дата
Тема урока: Искусство и досуг в Древней Греции
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни эллинов, объяснить мироощущение древних греков, сопоставить его с современным.
2. Способствовать развитию умений и навыков учащихся работы с текстом, используя логическое мышление и изученный материал; работы с картой; формировать навыки самостоятельной подготовки;
3. Расширять кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр..
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Оборудование: проектор, презентация, видеофрагмент мультфильма Олимпийские игры в древности, раздаточный материал к уроку, учебник, карта,
Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия
Ход урока:
#1054;рганизационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас и начать очередной урок. Давайте создадим друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Я желаю Вам плодотворно потрудиться.
II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала Учитель:
В ходе нескольких уроков мы с вами познакомились с историей Древнего государства – Древней Греции. Географическое положение древнего государства, население, знаменитые греки, мифы Древней Греции. Итак, начнём разминку – отвечать только с поднятой рукой, не выкрикивая, и не перебивая друг друга.
РАЗМИНКА: (Слайд 3).
1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров)
2) Какой город являлся столицей Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) Каковы особенности спартанского воспитания? (строгость, дисциплина, порядок).
6) Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер)
7 ) Какое место избрали боги для своего пребывания? (гора Олимп)
8) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости ...( Афина)
9) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта ... (Афродита)
10) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец ...(Гефест )
11) Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его ... (Зевс)
Молодцы! Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия и любимое занятие. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.
Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока…А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Слайд № 2 (эмблемы)
Перед вами разные изображения, взаимосвязанные между собой.
- Скажите пожалуйста, что изображено на этой картинке?
- Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.
- А это что за цветные колечки?
- Конечно, это символ Олимпийских игр.
- Почему именно 5 колец и что они обозначают? Правильно, они обозначают 5 континентов. Назовите их.
Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия )
Итак, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?
Слайд № 3 ( Тема урока)
Учитель: Молодцы. Олимпийские игры в древности (запись темы урока в тетрадь)
Слайд № 4
2. Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
(Узнать:
- Когда и где проводились первые олимпийские игры;
- Как проходили, кто принимал участие в первых Олимпийских играх;
- Какое значение имели Олимпийские игры;)
Но прежде чем мы начнем нашу работу, мы должны определить проблему урока. (читают мнения Антошки и ученого, определяют проблему)
Слайд № 5
3. Проблема урока: "Для чего проводились олимпийские игры?
#1056;абота с понятийным аппаратом.
Ребята при изучении данной темы вы встретите новые понятия, давайте определим значение этих слов
Слайд №6
Атлет -участник состязаний человек крепкого телосложения.
Олимпия - городок в южной Греции, место проведения олимпийских игр.
Олимпионики- участники олимпийках игр
Пятиборье- пять видов спортивных состязаний.
Ипподром - место для проведения конных состязаний.
Учитель:
1. Ребята, а вы бы хотели стать участником олимпийских игр?
2. Только ли в спорте можно показать свои способности?
ученик :(В знаниях тоже)
Учитель: Я предлагаю вам померяться знаниями на Олимпиаде знаний.
Состязаться вы будете командами. Таблички с названием команды у вас стоят на столе. вы приехали из разных полисов Греции и их колоний. В ходе честной борьбы ,за правильный ответ вы будете получать оливковую веточку, кто наберет наибольшее количество веточек та команда и будет победителем. ( почему Оливковая веточка, вы узнаете в конце урока)
ИТАК В ПУТЬ.
#1048;зучение новой темы.
Слайд № 7
Учитель: Мы перемещаемся в Древнюю Грецию.
В год Олимпийских игр, глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть
" Все в Олимпию дороги безопасны! да победит сильнейший.
В старину, в античном мире, 25 веков назад
Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны.
Пусть в Олимпию прибудет, кто отважен и силён.
Для сражений мирных будет полем боя стадион для всего народа.
Эти слова написал древнегреческий поэт 2 тыс. лет назад. Олимпийские игры были любимым зрелищем всех греков. Каждые игры превращались в праздник.
Слайд № 8
Учитель: Что мы можем узнать из этого призыва
Ученик: Дни Олимпийских игр во всей Элладе объявлялись днями всеобщего мира. Всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались рядом за право называться самым ловким и быстрым. никто не мог появиться в Олимпии с оружием под страхом проклятия и немилости богов.
Учитель: Ну что, в путь дороги безопасны.
Учитель:
Работа с картой
Перед вами карта Древней Греции. Мы уже знаем, что Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята найдите, а где располагалась Олимпия?
(Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части Пелопоннеса)
Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?
Центром Олимпийских игр стала Олимпия не случайно - до нее было легко добираться из всех греческих городов и колоний, она имела удобное местоположение. А все греки хотели либо посмотреть, либо поучаствовать в состязаниях.
Учитель: У вас на столе табличка с указанием города откуда прибыла ваша команда.( остров .Итака, Милет, Афины)
найдите город на карте и обозначьте его (точка, звездочка).Продолжите наиболее оптимальный маршрут из своего города до Олимпии. Объясните, как и на чем вы добрались до Олимпии.
( Учащиеся отмечают путь. рассказывая как и на чем они добирались до Олимпии)
СЛАЙД № 10 задание.
Учитель: Ребята , а сейчас вы посмотрите внимательно фрагмент мультфильма и ответите на вопросы:
1) В честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
2)Когда состоялись первые Олимпийские игры?
3) Что стало символом Олимпиад?
4.) В каком году были прекращены Олимпийские игры ( 394 г. до н.э)
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА.
слайд № 11
Слайд № 12
Учитель: Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры? (Зевса)
Когда состоялись первые Олимпийские игры?( 776г до н.э.)
Что стало символом?
слайд № 13( тема урока)
776 г до н.э -состоялись первые Олимпийские игры ( запись в тетрадь)
Слайд № 14 ( миф)
Олимпийские игры были посвящены Зевсу олимпийскому. Однако вопрос о том, кто основал игры, и что послужило причиной их появления, имеются расхождения.
Слайд № 15 (причины появления)
(ответы учащихся
?какие причины появления олимпийских игр. (#1055;оклонение богам. 2. Показать силу и ловкость жителей Греции)
Учитель: Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником
А теперь ребята мы с вами должны выяснить как проходили Олимпийские игры:
слайд № 16 Работа по группам:
I команда( остров Итака
II команда( Афины)
III команда ( Милет)
Слайд № 17 ( наши первые итоги)
Учитель: ребята мы выяснили с вами, что Олимпийские игры проходили летом и продолжались 5 дней.
Слайд № 18 ( жертвоприн.)
Учитель: Итак состязания начинались. Порядок проведения Олимпийских игр был строгим: сначала было открытие Олимпиады. Атлеты приносили жертву богам.(Зачем?). А так же атлеты приносили клятву.
Слайд № 19. Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова!
Клятва чести
«Я - …………… полиса…(название)…… - подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду ……………………..…».
1 минута. Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1. боги
2. статуей Геракла
3. статуей бога Зевса
4. гражданин
5. соблюдать правила
6. подкупать судей
7. обычаи
ответ «Я - гражданин полиса Афины - подтверждаю перед … статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду … нарушать правила ..». (Выходит по одному игроку и записывают правильные слова. Затем все команды зачитывают текст клятвы вместе)
(каждая команда, справившаяся с заданием и зачитавшая свой вариант, получает по одному призовому жетону).
слайд № 20
Учитель: После того, как принесли жертву Богам, атлеты и судьи дали клятву. В храме зажигали священный огонь. ( Ребята эта церемония дошла и до наших дней).
Первый и последний дни в основном были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали только разного рода соревнования.
Учитель: Следующие три дня отводились состязаниям. Ребята, в Древней Греции атлеты перед началом соревнований проводили разминку, давайте тоже разомнёмся.(звучит музыка для разминки)
Попрошу всех встать и приготовиться к разминке. (Читаю сама)
Слайд № 21 Учитель: Ребята, а скажите, как мы сейчас называем место, где проходят спортивные соревнования? (стадион)
Правильно , стадион - место для состязаний. Это слово зародилось именно в Древней Греции при проведении олимпийских игр. Именно на стадионах проходили основные соревнования, и именно на их трибунах занимали зрители места задолго до начала состязаний. Никто не хотел пропустить такое событие.
Слайд № 22
В следующие три дня проходили игры. Представьте себе: лето, конец июля, жарко. С первыми лучами солнца раздался звук трубы. На стадионе появились судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними идут атлеты из всех городов Греции. Атлеты по очереди выходят на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявляет имя и родину каждого и трижды спрашивает: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?» Зрители приветствуют участников игр громкими криками и рукоплесканиями. Затем начинаются соревнования.
? Учитель: Почему только богатые греки могли себе позволить участвовать в соревнованиях, гонки на колесницах ?( учебник стр. 4 абзац стр.159
Слайд № 23
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатаи объявляли имя атлета и называли его родной город, а зрители восторженно кричали «Слава победителю!» Олимпиоников награждали оливковыми венками, пурпурными лентами. Слава о них пережила века.
Домашнее задание . Как звали самых знаменитых атлетов: Расскажите от имени каждого из этих атлетов о своих победах.
слайд № 24 Учитель: Ребята давайте подведем итоги:
слайд № 25 (работа с лентой времени)
IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ
А теперь, самое время вернуться к нашему вопросу:
Слайд № 26
Для чего проводились Олимпийские игры?
Слайд № 27
В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец
Учитель: ребята у меня на столе лежат кольца разных цветов. К каждому кольцу прикреплен вопрос......1- Реши задачу (синий)
2 - ) Чем отличаются древнегреческие Олимпийские игры от современных? (красный)
3 - что запрещалось на время проведения Олимпийских игр
(воевать)
4 - какие виды состязаний были на Олимпийских играх
5- когда, и где состоялись первые олимпийские игры?
- Кто знает, что изображают эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют ( дружбу континентов) объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия .
Олимпийские игры – грандиозный праздник, на который съезжаются спортсмены из разных стран и континентов. Он символизирует мир и взаимопонимание людей. Идеи мира, дружбы и взаимопонимания между народами планеты, имеют большое значение для всего человечества. «Главная цель олимпийского движения, , -- посредством выступлений выдающихся атлетов привлечь внимание общественного мнения, народов и правительств к необходимости создания всех возможностей для вовлечения в спорт как можно большего числа людей».
Слайд № 28,29 сравнение
Настало время узнать победителя. Команды, подсчитайте свои баллы. Прошу выйти команду города……., победившую в честной и упорной борьбе. Победителю аплодисменты. В отдельных видах состязаний победу одержали следующие ученики…… и награда для них «5». И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.
Тест для закрепления материала Слайд №30
Рефлексия: Слайд №31.
Эстафета Олимпийского огня прибыла к Вам из седой Греции. Я дарю его Вам в надежде, что в ваших сердцах он зажжет уважение, благородство и надежду на лучшее.
Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Я думаю, что мы показали нашим гостям, что мы единая команда, способная плодотворно трудиться.
Домашнее задание: Параграф 33, творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.
Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.
- Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.
- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?
Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
- Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.
Многое изменилось в традиции проведения олимпиад. В 1913 году появилась
олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по
традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”.
- Почему 5 колец и что означают эти цвета? (5
колец, 5 континентов, цвет означает континент: красный – Америка, желтый – Азия, зеленый
– Австралия, черный – Африка, синий – Европа).
- Всего в мире 6 континентов, Как вы думаете, какой континент отсутствует? (Антарктида, т.
к. там не живут люди).
Много нового внесено в современное олимпийское движение: зимние олимпийские игры
(какие?), участие женщин (в каких видах спорта?), появление спортивных игр (Каких?)
Физминутка
Побыстрее все вставайте!
Разминку с нами выполняйте.
Один, два, три, четыре, пять –
Руки выше подымать!
Головою покрути – лево-право,
Не спеши, лево-право, лево-право.
Что там делает сосед?!
Передай ему привет!
А теперь поприседаем,
До пяти все посчитаем.
У кого хрустит в коленке?
Показалось, может быть?
Потихонечку все сели.
И глазами поморгали.
Один, два, три, четыре, пять –
Урок продолжим мы опять!
Древние греки говорили: «
Что история
–
наставница жизни. Учите
историю, и
тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятнее настоящее.
»
Урок окончен. До встречи на следующем уроке.
На первых играх атлеты состязались только в беге на 192,27 м. Эта дистанция называлась «стадий». От этого слова произошло и название «стадион»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Дифференцированное задание (на выбор):
Всему классу: параграф 33, знать основные даты и понятия
- Нарисовать рисунок об одном из состязаний игр.
1. Реши задачу. Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала. Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы. Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать?
Представление команд
#1053;аша команда прибыла из красивого города Афины. Мы проехали на лошадях через всю Аттику, пересекли Коринфский перешеек и прибыли в священную Олимпию.
Представление команд
#1052;ы прибыли из города Милет, который располагается на берегу Эгейского моря. Нам пришлось переплыть на корабле Эгейское море. И только через месяц мы достигли берегов Греции и добрались до Олимпии. но трудности не испугали нас, и вот мы здесь и готовы состязаться.
Представление команд
#1053;аш путь до Олимпии был короче. Мы прибыли с известного всей Греции острова Итака, где царствовал Одиссей, воспетый поэтом Гомером. Сев на корабль, мы достигли полуострова Пелопоннес и дошли до Олимпии пешком
1 команда: Афины
Задание 1: Представьте ваша группа получила задание приготовить программу проведения Олимпийских игр в Древней Греции, используя текст учебника и презентацию.
Программа
- Участники____
- Девиз Олимпийских игр____
- Как часто проводились Олимпийские игры____
Задание 2: Какие виды состязаний входили в пятиборье? Чему был посвящен пятый день? И что такое ипподром? Почему только богатые греки могли себе позволить участвовать в соревнованиях-гонки на колесницах? (пункт3,стр.156-157)
2 команда: Итака
Задание 1: Выяснить все ли свободные граждане могли участвовать в Олимпийских играх. Кому и почему запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. ( Пункт2,стр.155-156)
Задание 2: Чем награждали победителей? И как награждали?
Как встречали победителя в родном городе? (пункт 3,4,стр159-160)
3 команда: Милет
Задание 1: Выяснить: За сколько дней до начала Олимпийских игр все участники должны были прибыть в Южную Грецию? Кто мог стать участником игр? (пункт2,стр 156)
Задание 2: Как звали самых знаменитых атлетов: Расскажите от имени каждого из этих атлетов о своих победах.(пункт #1089;тр.159-160)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс
Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...
Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс
В презентации рассматриваются следующие темы: Этапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовлен...
Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс
В презентации рассматривается тема декоративной росписи сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывается период с догр...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"
Тема урока соответствует программе 8 класса по программе Б.М. Неменскому...
Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.
В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....
Урок изобразительное искусство «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс.
Урок изобразительное искусство «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс....
Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция
Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...