Фальсификация истории Великой Отечественной войны
методическая разработка по истории (10 класс)

Серээдар Санчайжап Валерьевич

Тут представлены статья и презентация к ней по теме фальсификация истории Великой Отечественной войны.

Можно использовать на уроках истории у старших классов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фальсификация истории Великой Отечественной истории Приготовил Серээдар Санчайжап Валерьевич

Слайд 2

Фальсификация ( от лат. falsificatio – подделываю, итал. falsificare – подделывать) – подделка, выдаваемая за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов.

Слайд 3

Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности. Под фальсификацией истории в широком смысле относят историческое мифотворчество, что значительно расширяет это явление. При понимании фальсификации как мифотворчества это явление становится органичной частью культурного процесса. Примеры исторического мифотворчества известны ещё из истории Древнего мира. Историческое мифотворчество относительно широко распространено и в современном мире. Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты // Проблемы современного образования. – № 1. – 2012. – С. 28-43.

Слайд 4

Цели фальсификации: ослабление современного российского государства путем лишения его народа подлинной исторической памяти; - посредством принижения исторической роли России как гаранта стабильности в Евразии ослабить ее позиции в мировой политике; используя фальсификации истории России, разрушить общее стремление государств бывшего Союза к единению, проведению скоординированной внутренней и внешней политики; искажая устоявшиеся представления о нашей истории, подорвать чувство собственного достоинства россиян, лишив самого главного, того, что российский народ вынес из прошлого, – гордости за свое Отечество, за наши великие свершения и вклад в мировую цивилизацию.

Слайд 5

Приемы и методы фальсификации: проведение активной информационной войны в СМИ и социальных сетях против России, использование сомнительных источников при освещении проблем Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, переписывание школьных учебников истории, одностороннее или произвольное толкование фактов, в результате чего между фактами выстраиваются связи, в реальности отсутствующие, и делаются выводы, которые на основании полной картины сделать никак невозможно, борьба с памятниками советским солдатам, атрибутикой советского периода.

Слайд 6

Искаженные факты о Великой Отечественной войне и их опровержение Миф №1. Сталин и Гитлер вместе разожгли войну, заключив пакт Молотова-Риббентропа. 23 апреля 1939 года. Сталин и Риббентроп в Кремле Молотов подписывает договор, за ним Риббентроп, справа Сталин

Слайд 7

Миф №2 «Вермахт», напав на СССР 22 июня 1941 года, нёс жителям СССР освобождение от коммунистического ига Реальность Генеральный план «Ост» обширная программа закрепления господства нацисткой Германии в Восточной Европе. Разработан в 1941 г. Предусматривал принудительное выселение с территории Польши и оккупированных областей СССР до 75-85 % населения и размещение его в Северном Кавказе, Сибири и в Южной Америке .

Слайд 8

Миф №3 Дегероизация советских воинов, совершивших подвиги, и, наоборот, восхваление предателей, эсесовцев, коллаборационистов. Ставится под сомнение достоверность ряда фактов, связанных с подвигами Героев Советского Союза: Зоя Космодемьянская (ее героическая речь перед казнью расценивается как спич душевнобольного человека); Олег Кошевой, руководитель «Молодой гвардии» (якобы ушел с немцами на Запад при их отступлении, хотя на самом деле был похоронен в присутствии жителей г. Краснодона, матери и бабушки); Александр Матросов (якобы совершившему свой подвиг не из-за героизма, а из-за того что не выдержали нервы, хотя известно, что его подвиг повторило более 400 чел.).

Слайд 9

Коллаборационизм - осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Примеры: Генерал А. А. Власов превратился в борца за свободу русского народа от советской власти; На Украине Степану Бандере присвоено звание Героя Украины.

Слайд 10

В европейских странах и ряде бывших советских республиках 9 мая исключено из числа государственных праздников, в этот день проходят шествия тех, кто сражался на стороне фашистов, марши легионеров СС. Идет борьба с памятниками советским солдатам, сопровождающаяся актами вандализма.

Слайд 11

Указом Президента РФ от 25 мая 2009 г. создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России . Историческое образование – основное средство формирования гражданской идентичности и социализации школьников. Возрастающая роль учителя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать компетентностью в области фальсификации истории, способностью противодействовать попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Вовлечение учащихся и студентов в общественные детские и молодежные организации, проектную и грантовую деятельность. Реализация проекта «Без срока давности» в образовательных о рганизациях. Противодействия попыткам фальсификации

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

УДК 930

Фальсификация истории Великой Отечественной войны

Серээдар Санчайжап Валерьевич,

Тувинский государственный университет

Аннотация

В статье рассмотрена тема фальсификации истории Великой Отечественной войны, изучены различные варианты определения данного термина. Указаны цели и причины фальсификации, ее основные методы и направления. В заключении приведены меры для противостояния мистификации и фальсификации истории войны.

Ключевые слова: фальсификация истории, Великая Отечественная война, историческая истина, информационная война.

Наша страна недавно отметила 77-ю годовщину Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией. Итогом Великой Отечественной войны и Второй мировой войны стало становление биполярного мира, появление в мире двух сверхдержав – СССР и США, которые таковыми и оставались вплоть до развала Советского Союза. Сегодня на политической карте нет такой страны, не существует и советского народа как исторической общности, но смысл и содержание одержанной ими победы остаются в исторической памяти народа.

Масштаб и последствия Победы столь значительны, что ее образ является частью национального самосознания российского общества, выступает основой и инструментом формирования его духовно-нравственного облика. Говоря о Великой Победе, нельзя забывать, что советский народ и Советская армия вынесли на своих плечах основную тяжесть войны и внесли решающий вклад в освобождение народов Европы и Азии и достижение победы над фашистской Германией, милитаристской Японией и их союзниками.

К сожалению, в последнее время на Западе развернулась кампания, направленная на дискредитацию Победы в Великой Отечественной войне и в целом Второй мировой войне. Успехи России во внешней политике привели к усилению информационной войны.

Фальсификация (от лат. falsificatio – подделываю, итал. falsificare – подделывать) – подделка, выдаваемая за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов.

Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить, как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности. Под фальсификацией истории в широком смысле относят историческое мифотворчество, что значительно расширяет это явление (Вяземский, 2012). При понимании фальсификации как мифотворчества – это явление становится органичной частью культурного процесса. Примеры исторического мифотворчества известны ещё из истории древнего мира. Историческое мифотворчество относительно широко распространено и в современном мире.

В ХХ – начале ХХI в. мифология приняла новые, специфические формы. Доминирующим типом стали политические и идеологические мифы. Идеологи современных националистических движений мистифицируют историю путем искажения исторических источников, разрушения памятников истории и культуры, переписывания учебников истории, дегероизации воинов-освободителей.

Фальсификация истории событий, итогов и уроков Второй мировой и Великой Отечественной войн всегда была важнейшей чертой части современной западной военной историографии и пропаганды. Особенно это касается предыстории Второй мировой войны, в которой существуют грандиозные нагромождения лжи и фальсификаций (Стрелова, 2010).

Каковы же причины актуализации проблемы фальсификации истории Великой Отечественной войны в конце XX-начале XXI вв.? Во-первых, провозглашение мифа о решающем вкладе США в разгроме немецко-фашистского блока; во-вторых, создание фальшивой концепции, отрицающую решающую роль СССР во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне; в третьих, преувеличения результатов боевых действий англо-американских войск на различных фронтах Второй мировой войны, в формировании мнения о том, что события на советско-германском фронте не имели большого влияния на ход Второй мировой войны; в четвертых, попытки опорочить освободительную миссию Советской Армии в странах Восточной и Юго-Восточной Европы как коммунистическую экспансию в Европе, как результат вмешательства СССР во внутренние дела других стран.

Цели фальсификации истории войны разные: ослабление современного российского государства путем лишения его народа подлинной исторической памяти, посредством принижения исторической роли России как гаранта стабильности в Евразии ослабления ее позиции в мировой политике, используя информационную войну, разрушения общих стремлений государств бывшего Союза к единению, проведению скоординированной внутренней и внешней политики.

В течение многих лет основные направления фальсификаций истории Великой Отечественной войны варьируются вокруг одних и тех же проблем. Одним из самых распространенных тем является обоснование сопричастности СССР к развязыванию Второй мировой войны посредством заключения пакта Молотова - Риббентропа в 1939 г. и возложение на него (и на Россию как его правопреемницу) ответственности за ее начало. Теория равной ответственности двух тоталитарных режимов отражает, по сути, тенденцию к реабилитации фашистского режима. При этом игнорируется тот факт, что СССР позже других стран подписал пакт о ненападении с Германией.

Популярной темой западных исследователей является преуменьшение вклада Советского Союза в разгроме фашистской Германии и ослабления значения советско-германского фронта, преувеличение роли США и государств антигитлеровской коалиции. Действительно, победа была достигнута на Западном фронте усилиями США, Англии и Франции. Однако факты свидетельствуют о следующем: второй фронт был открыт только в июне 1944 г., когда территория СССР была полностью освобождена Красной армией от врага, когда уже было ясно, что фашистская Германия войну проигрывает. На протяжении всей Второй мировой войны основным театром военных действий оставался советско-германский фронт.

В западных СМИ распространяется мысль о том, что советские солдаты сражались только «по принуждению», победа была одержана исключительно усилиями штрафбатов и заградительных отрядов. Одновременно с дегероизацией советских солдат и превращением их из освободителей в оккупантов, усиливается тенденция к восхвалению предателей, эсэсовцев, коллаборационистов.

Сегодня противодействие этим попыткам является актуальной государственной задачей. Первым шагом в этом направлении стало создание Указом Президента РФ от 25 мая 2009 г. Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России (Якеменко, 2012).

Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения мистифицированных версий истории в учебную литературу необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления формирования гражданского и патриотического воспитания. Необходимо также расширение источниковой базы, обеспечение доступности исторических источников (включая документы органов власти и управления, воспоминаний очевидцев событий). В современном обществе усиливается роль учителя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать сформированной методологической культурой, компетентностью в области фальсификации истории, способностью противодействовать попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. (Вяземский, 2012). В преподавании истории необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать у учащихся набор ключевых компетенций, к числу которых можно отнести умение отличать факты, достоверные научные данные от их идеологических обоснований, умение критически воспринимать различные версии истории, но при этом не разрушить целостность исторического, историко-культурного образа России. Вовлечение учащихся и студентов в общественные детские и молодежные организации, проектную и грантовую деятельность также будут способствовать противодействию попыткам фальсификации истории нашей страны.

Список литературы

  1. Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты // Проблемы современного образования. 2012. №1. URL: (дата обращения: ).
  2. Стрелова О.Ю. Образы - мифы - фальсификации // Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. № #1057;. 22-25.
  3. Якеменко Борис Григорьевич Фальсификации российской истории - нужно ли с ними бороться, для чего и какими методами? // Вестник РУДН. История России. – 2012. – №4. URL: (дата обращения: ).
  4. Фукс А. Н., Ковригин В. В. Проблемы фальсификации истории Великой Отечественной войны и содержание школьных учебников по отечественной истории // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 2 (14). С. 66-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории "История Великой Отечественной войны"

Данная методическая разработка урока по истории "История  Великой отечественной войны" предназначена для преподавателей истории. Тема Великой Отечественной войны и Второй мировой войны очень важн...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»

Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...

Исследовательский проект "История моей семьи в истории Великой Отечественной войны"

История нашего государства – это история каждого из нас, история каждой семьи....

Конкурс исследовательских работ "История моей семьи в истории Великой Отечественной войны"

Конкурс исследовательских работ на тему «Великая Отечественная война  в истории моей семьи»  проводится согласно плану работы ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского ...

Борьба с фальсификацией истории Великой Отечественной войны

В последнее время историки все чаще сталкиваются со случаями фальсификации исторических событий. Данный вопрос часто поднимается в научной литературе, и последнее время стал одним из наиболе...