РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.03. ИСТОРИЯ для специальности 38.02.08 Торговое дело
рабочая программа по истории

Елькина Ольга Петровна

Программа учебной дисциплины ОДБ. 03 История является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело и  разработана:

- на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с учетом изменений от 12 августа 2022 г. приказ №732, зарегистрированных Министерством юстиции РФ 12 сентября 2022 г. №70034);

- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.07.2023 г. № 548 зарегистрированным Министерством юстиции РФ 22.08.2023г. N 74906);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_td.docx127.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Новочеркасский машиностроительный колледж»

(ГБПОУ РО «НМК»)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.03. ИСТОРИЯ

для специальности

38.02.08 Торговое дело

Новочеркасск, 2024

ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией

общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин

Председатель

_____________ А.Н. Кукса

«___» __________ 2024 г.

СОГЛАСОВАНО

И.о. заместителя директора

по учебной работе

__________ А.В. Егорова

«___» _____________ 2024 г.

ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией специальностей 38.02.04, 38.02.05, 38.02.08, 40.02.01

Председатель

_____________ М.П. Карпова

«___» __________ 2024 г.

Программа учебной дисциплины ОДБ. 03 История является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденной 1 июня 2024 г., и разработана:

- на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с учетом изменений от 12 августа 2022 г. приказ №732, зарегистрированных Министерством юстиции РФ 12 сентября 2022 г. №70034);

- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.07.2023 г. № 548 зарегистрированным Министерством юстиции РФ 22.08.2023г. N 74906);

- с учетом федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №371, зарегистрированной Министерством юстиции РФ 12 июля 2022 г. №74228;

- на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины История, утвержденной ДПО ИРПО, протокол №14 от 30 ноября 2022 г.

        Разработчик:

Елькина О.П. - преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО «НМК»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

27

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 03 ИСТОРИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина ОДБ. 03 История входит в общеобразовательный цикл и является базовой дисциплиной.

1.3. Результаты освоения дисциплины:

Результатом освоения учебной дисциплины ОДБ. 03 История являются следующие предметные результаты:

ПРб 1 - понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее - нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России);

ПРб 2 - знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX - начале XXI века;

ПРб 3 - умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

ПРб 4 - умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

ПРб 5 - умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI века;

ПРб 6 -умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;

ПРб 7 - умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;

ПРб 8 – умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе - на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и так далее);

ПРб 9 - приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России;

ПРб 10 - умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;

ПРб 11 - знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в XX - начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.

Изучение учебной дисциплины ОДБ. 03 История должно обеспечить достижение следующих результатов:

личностные результаты:

ЛР 1 – осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

ЛР 2 – готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

ЛР 3 – наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

ЛР 4 - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.

метапредметные результаты:

МР 1 –освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

МР 2 – способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

МР 3 – овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Учебная дисциплина ОДБ. 03 История способствует формированию следующих компетенций:

общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

профессиональные компетенции:

ПК. 1.1. Проводить сбор и анализ информации о потребностях субъектов рынка на товары и услуги, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий.

ПК. 1.3. Осуществлять подготовку, оформление и проверку закупочной документации, в том числе с использованием электронного документооборота и сквозных цифровых технологий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.03 ИСТОРИЯ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Всего часов

137

Самостоятельная работа

0

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

137

в том числе:

аудиторные занятия

137

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия

40

В том числе профессионально-ориентированное содержание (прикладной модуль)

18

теоретическое обучение

10

практическое обучение

8

Консультации

0

Промежуточная аттестация- Дифференцированный зачет

0

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 03. История

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Коды результатов, формированию которых способствует элемент программы

Всего

Тема 1 Мир в начале ХХ в.

Содержание учебного материала:

4

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 10-11, ОК 02, ОК 04, ОК 06

1

Понятие «Новейшее время». Хронологические рамки и периодизация Новейшей истории. Изменения в мире в ХХ веке. Ключевые процессы и события Новейшей истории. Объединенные Нации против нацизма и фашизма. Система международных отношений. Россия в XX в. Развитие индустриального общества. Индустриальная цивилизация в начале XX века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс. Изменение социальной структуры общества. Рабочее движение и социализм.

2

2

2

Первая мировая война 1914–1918 гг. Антанта и Тройственный союз. Начало и первый год войны. Переход к позиционной войне. Борьба на истощение. Изменение соотношения сил. Капитуляция стран Четверного союза. Компьенское перемирие. Итоги и последствия Первой мировой войны

2

Тема 2. Мир в 1918-1939 гг.: от войны к миру.

Содержание учебного материала:

10

ПРб 03-06, ПРб 10-11, ОК 02, ОК 04, ОК 06

1

Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой войны. Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Советская власть в Венгрии. Революционное движение и образование Коммунистического интернационала. Образование Турецкой Республики. Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в мире и Европе по результатам Первой мировой войны. Парижская (Версальская) мирная конференция. Версальская система. Учреждение Лиги Наций. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция и Вашингтонское соглашение 1922 года. Влияние Версальского договора и Вашингтонского соглашения на развитие международных отношений.

2

2

Страны Европы и Северной Америки в 1920-1930-е гг. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Приход лейбористов к власти в Великобритании. Зарождение фашистского движения в Италии; Б.Муссолини. Приход фашистов к власти и утверждение тоталитарного режима в Италии. Стабилизация 1920-х гг. Эра процветания в США. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и начало Великой депрессии. Проявления и социально-политические последствия кризиса. "Новый курс" Ф.Д.Рузвельта (цель, мероприятия, итоги). Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Альтернативные стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Становление нацизма в Германии. НСДАП; А.Гитлер. Приход нацистов к власти. Нацистский режим в Германии (политическая система, экономическая политика, идеология). Нюрнбергские законы. Подготовка Германии к войне. Установление авторитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-х гг. Борьба против угрозы фашизма. Тактика единого рабочего фронта и Народного фронта. Приход к власти и политика правительств Народного фронта во Франции, Испании. Франкистский мятеж и гражданская война в Испании (участники, основные сражения). Позиции европейских держав в отношении Испании. Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Поражение Испанской Республики.

2

3

Экспансия колониализма. Цели национально-освободительных движений в странах Востока. Агрессивная внешняя политика Японии. Нестабильность в Китае в межвоенный период. Национально-освободительная борьба в Индии. Африка. Особенности экономического и политического развития Латинской Америки.

2

4

Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины Второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Англо-франко-советские переговоры лета 1939 г.

2

Практические занятия

2

№ 1

Анализ и систематизация информации по основным революционным событиям мира в 1918-1939 гг.

Тема 3.

Развитие науки и культуры в 1914-1930-х гг.

Содержание учебного материала:

4

ПРб 03, ПРб 05, ПРб 09, ПРб 11, ОК 02, ОК 04, ОК 06

Научные открытия первых десятилетий XX в. (физика, химия, биология, медицина и другие). Технический прогресс в 1920-1930-х гг. Изменение облика городов. "Потерянное поколение": тема войны в литературе и художественной культуре. Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Ведущие деятели культуры первой трети XX в. Кинематограф 1920-1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение.

2

Практические занятия

2

№ 2

Анализ и обсуждение основных направлений культуры и искусства в первой трети ХХ в.

Тема 4 Вторая мировая война

Содержание учебного материала:

4

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 06, ПРб 08, ОК 02, ОК 04, ОК 06

1

Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Начало мировой войны в Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников в Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских агрессоров в 1939-1941 гг. Причины побед Германии и ее союзников в начальный период Второй мировой войны

Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США. Формирование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Подписание Декларации Объединенных Наций. Положение в оккупированных странах. Холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления

2

2

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение итало-германских войск в Северной Африке. Иностранные воинские части на территории СССР. Укрепление антигитлеровской коалиции: Тегеранская конференция. Падение режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на Тихом океане. Открытие Второго фронта. Военные операции Красной армии в 1944-1945 гг., их роль в освобождении стран Европы. Ялтинская конференция. Разгром Германии, ее капитуляция. Роль СССР. Потсдамская конференция. Создание ООН. Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии, разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал, Токийский и Хабаровский процессы над немецкими и японскими военными преступниками. Важнейшие итоги Второй мировой войны

2

Тема 5

Россия в Первой мировой войне

Содержание учебного материала:

4

ПРб 01-03, ПРб 05, ПРб 10-11, ОК 02, ОК 04, ОК 06

1

Введение в историю России начала ХХ в. Время революционных потрясений и войн. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Военно-политические блоки. Предвоенные международные кризисы. Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и начало войны. Планы сторон

2

2

Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания 1914 г. Военные действия 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем в начале войны. Экономика России в годы войны. Политические партии. Причины нарастания революционных настроений в российском обществе

2

Тема 6. Российская революция:

Февраль 1917 г.

Октябрь 1917 г.

Содержание учебного материала:

6

1

Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства.

Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. Русская православная церковь в условиях революции

2

ПРб 01-03, ПРб 05, ПРб 10-11, ОК 02, ОК 04, ОК 06

2

Первые мероприятия большевиков в политической, экономической и социальной сферах. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г.

Экономическая политика советской власти. Национализация промышленности. «Военный коммунизм» в городе и деревне. План Государственной комиссии по электрификации России

2

Практические занятия

2

№3

Анализ и обсуждение первых революционных преобразований большевиков в политической и экономической сферах.

Тема 7. Гражданская война и ее последствия

Содержание учебного материала:

8

ПРб 01-03, ПРб 05-08, ПРб 10-11, ОК 02, ОК 04, ОК 06

1

Гражданская война: истоки и основные участники. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Формирование однопартийной диктатуры. Многообразие антибольшевистских сил, их политические установки, социальный состав. Выступление левых эсеров.

События 1918–1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии. Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Рижский мирный договор с Польшей. Причины Победы Красной армии в Гражданской войне

2

2

Революция и Гражданская война на национальных окраинах. Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение национальных государств на окраинах России. Строительство Советской Федерации. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Победа советской власти в Средней Азии и борьба с басмачеством

2

3

Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии. Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение к Русской православной церкви.

Повседневная жизнь в период революции и Гражданской войны. Изменения в общественных настроениях. Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны.

2

Практические занятия

2

№ 4

Анализ и систематизация информации по основным причинам и итогам Гражданской войны

Тема 8 СССР 20-е годы

Содержание учебного материала:

2

ПРб 01-03, ПРб 05, ПРб 10-11, ОК 02, ОК 04, ОК 06

Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921 - 1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и другие Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922 - 1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Учреждение в СССР звания Героя Труда (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического Труда). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика "коренизации" и борьба по вопросу о национальном строительстве. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Социальные лифты. Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей "эксплуататорских классов". Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы.

2

Тема 9 Советский Союз в 30-е годы

Содержание учебного материала:

8

ПРб 01-08, ПРб 10-11, ОК 01-04, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.3.

1

Великий перелом". Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. Раскулачивание. Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Голод в СССР в 1932 - 1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы.

2

2

Утверждение культа личности Сталина. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. "История ВКП(б). Краткий курс". Усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937 - 1938 гг. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.

2

Практические занятия

№ 5

Анализ и систематизация информации по основным особенностям модели советской модернизации

2

Профессионально ориентированное содержание

Практические занятия

№ 6

Анализ и обобщение информации, по вопросам форсированной индустриализация: (региональная и национальная специфика) и крупнейших строек первых пятилеток в центре и национальных республиках».

2

Тема 10. Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг.

Содержание учебного материала:

4

ПРб 01-03, ПРб 08-09, ПР 11, ОК 02, ОК 04, ОК 06

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Власть и Церковь. Культурная революция.

Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие здравоохранения и образования.

Советское искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская литература. Советские кинематограф, музыка, изобразительное искусство, театр. Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения. Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры. Численность, состав и главные центры Русского Зарубежья. Русская зарубежная Церковь. Культура Русского Зарубежья.

2

Практические занятия

2

№ 7

Семинар «Советская культура в 20-30-е гг. XX века»

Тема 11.

Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы.  

Содержание учебного материала:

4

ПРб 01, ПРб 03, ПРб 06, ПРб 08, ОК 02, ОК 04, ОК 06

Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции построения социализма в одной стране. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. Вступление СССР в Лигу Наций.

Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Зимняя война с Финляндией. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. Наш Край в 1920-1930-е гг.

2

Практические занятия

2

№ 8

Анализ и систематизация информации по основным направлениям внешней политики СССР в 20-30-е гг. XX века»

Тема 12 Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.

Содержание учебного материала:

16

ПРб 01-03, ПРб 05-07, ПРб 10-11, ОК 01-04, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.3.

1

Первый период войны (июнь 1941 - осень 1942 г.). План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры советского руководства. Тяжелые бои летом – осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев

к Ленинграду. Московская битва: оборона Москвы и подготовка контрнаступления. Блокада Ленинграда. Дорога жизни по льду Ладожского озера. Контрнаступление под Москвой. Начало формирования антигитлеровской коалиции.

Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев. Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Трагедия плена. Репатриации. Пособники оккупантов.

Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной экономики в Победу. Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла продовольствием. Патриотизм советских людей. Государство и Церковь в годы войны

2

2

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 гг.) Наступление советских войск в январе – марте 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда. Освобождение Ржева. Обстановка на фронте весной 1943 г. Немецкое наступление под Курском. Курская битва. Контрнаступление Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного перелома.

«Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР. Обстановка на фронтах к началу 1944 г. Полное снятие блокады Ленинграда. Освобождение Правобережья Днепра. Освобождение Крыма. Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение Прибалтики. Львовско-Сандомирская операция

2

3

Человек и война: единство фронта и тыла. Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект. Сражающаяся культура. Литература военных лет. Разграбление культурных ценностей на оккупированных территориях

2

4

Окончание Второй мировой войны. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение Румынии, Болгарии и Югославии. Освобождение Польши. Освобождение Чехословакии, Венгрии и Австрии. Помощь населению освобожденных стран. Крымская (Ялтинская) конференция. Последние сражения. Битва за Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция Германии.

Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение Маньчжурии и Кореи. Освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. Образование ООН. Наказание главных военных преступников. Токийский и Хабаровский процессы. Решающая роль Красной Армии в разгроме агрессоров. Людские потери. Материальные потери

2

5

Наш край в 1941 - 1945 гг. Ростовская область в годы Великой Отечественной Войны. Ворота Кавказа. Период Оккупации. Наши земляки-герои ВОВ. Миус-фронт. Танковые сражения.

2

Практические занятия

2

№ 9

Семинар «Великая Отечественная Война»

Профессионально ориентированное содержание

2

6

Теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения. Ряд важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники. Разработка новых методов радиолокации (группа академика А. Ф. Иоффе). Создание новых оптических приборов (группа академика СИ. Вавилова). Разработка методов защиты советских кораблей от мин (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров и др.). Развитие ядерной физики (Ю. Б. Харитон) и ракетной техники.  Лето 1942 г.  - опыты по разложению нейронов. Создание в 1941 г. радиолокационной системы П-3. Обеспечение в 1943 г. советских войск радиостанциями с частотной модуляцией. Разработка телефонного аппарата ТАИ-43 (О. Репина и др.), обеспечивавший единую индукторную систему вызова. Внедрение в массовое производство образцов военной техники, разработанных в 30-е гг. (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.) и освоение новых стандартов вооружения (модификации самолетов Ильюшина, Петлякова, Яковлева, создание в мае 1942 г. реактивного самолета, автомат  Г.С. Шпагина, противотанковые ружья В.А. Дегтярева и С.Г. Смирнова).

Практические занятия

2

№ 10

Поиск, анализ и публичное представление информации по ряду важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники.

Тема 13 Мир во вт. пол. XX - начале XXI в.

Содержание учебного материала:

2

ПРб 01, ПРб 05, ПРб 08-09, ОК 02, ОК 04, ОК 06

Введение Научно-технический прогресс. Переход о индустриального к постиндустриальному обществу Изменения на карте мира. Складывание биполярной системы. Крушение колониальной системы. Образование новых независимых государств во второй половине XX - начале XXI в. Процессы глобализации и развитие национальных государств.

2

Тема 14.

США и страны Европы во второй половине XX – начале XXI в.

Содержание учебного материала:

4

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 07, ПРб 09, ОК 02, ОК 04, ОК 06

США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. Складывание биполярного мира. План Маршалла и доктрина Трумэна. Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы. Раскол Германии. Советско-югославский конфликт и политические репрессии в Восточной Европе. Причины начала холодной войны.

США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в. Маккартизм в США. Возникновение «общества потребления». Проблема прав человека. Возникновение Европейского экономического сообщества. Федеративная республика Германия. Западногерманское «экономическое чудо». Франция после Второй мировой войны. Консервативная и трудовая Великобритания. Движение против расовой дискриминации в США. Новые течения в идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его значение.

США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в. Информационная революция. Энергетический и экологический кризисы. Изменение социальной структуры стран Запада. Рост влияния средств массовой информации и политические изменения в Европе. Неоконсерватизм и неоглобализм. Страны Запада в начале ХХI в. Создание Европейского союза. Социально-экономическая система Восточной Европы в середине ХХ в. Кризисы в ряде социалистических стран. «Пражская весна» 1968 г. Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Движение «Солидарность» в Польше. Югославский социализм. «Бархатные революции» в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Восточная Европа в 1990-х гг. и начале ХХI в.

2

Практические занятия

2

№ 11

Анализ основных проблем и путей модернизации стран Восточной Европы во второй половине XXв.

Тема 15. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI

Содержание учебного материала:

2

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 07, ПРб 09, ОК 02, ОК 04, ОК 06

Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Освободительная борьба и провозглашение национальных государств в регионе. Китай: провозглашение республики; социалистический эксперимент; Мао Цзэдун и маоизм; экономические реформы конца 1970-х - 1980-х гг. и их последствия; современное развитие. Разделение Вьетнама и Кореи на государства с разным общественно-политическим строем. Индия: провозглашение независимости; курс Неру; внутренняя и внешняя политика современного индийского государства. Успехи модернизации. Япония после Второй мировой войны: от поражения к лидерству. Восстановление суверенитета страны. Японское "экономическое чудо". Новые индустриальные страны (Сингапур, Южная Корея). Страны Ближнего Востока и Северной Африки. Турция: политическое развитие, достижения и проблемы модернизации. Иран: реформы 1960 - 1970-х гг.; исламская революция. Афганистан: смена политических режимов, роль внешних сил. Провозглашение независимых государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Палестинская проблема. Создание государства Израиль. Египет: выбор пути развития; внешнеполитический курс. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Политическое развитие арабских стран в конце XX - начале XXI в. "Арабская весна" и смена политических режимов в начале 2010-х гг. Гражданская война в Сирии. Страны Тропической и Южной Африки. Этапы провозглашения независимости ("год Африки", 1970 - 1980-е гг.). Выбор путей развития. Попытки утверждения демократических режимов и возникновение диктатур. Организация Африканского единства. Система апартеида на юге Африки и ее падение. Сепаратизм. Гражданские войны и этнические конфликты в Африке. Страны Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI вв. Положение стран Латинской Америки в середине XX в.: проблемы внутреннего развития, влияние США. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Националреформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и демократизация в странах Латинской Америки. Революции конца 1960-х - 1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа). "Левый поворот" в конце XX в.

2

Тема 16. Международные отношения во вт. пол. XX - начале XXI в.

Содержание учебного материала:

4

ПРб 01, ПРб 05, ПРб 08-09, ОК 02, ОК 04, ОК 06

Основные этапы развития международных отношений во второй половине 1940-х - 2020-х гг. Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны (Берлинские кризисы, Корейская война, войны в Индокитае, Суэцкий кризис, Карибский (Кубинский) кризис. Создание Движения неприсоединения. Гонка вооружений. Война во Вьетнаме. Разрядка международной напряженности в конце 1960-х - первой половине 1970-х гг. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Договор о нераспространении ядерного оружия (1968). Пражская весна 1968 г. и ввод войск государств - участников ОВД в Чехословакию. Урегулирование германского вопроса (договоры ФРГ с СССР и Польшей, четырехстороннее соглашение по Западному Берлину). Договоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Ввод советских войск в Афганистан (1979 г.). Возвращение к политике холодной войны. Наращивание стратегических вооружений. Американский проект СОИ. Провозглашение советской концепции нового политического мышления в 1980-х гг. Революции 1989 - 1991 гг. в странах Центральной и Восточной Европы, их внешнеполитические последствия. Распад СССР и восточного блока. Российская Федерация - правопреемник СССР на международной арене. Образование СНГ. Международные отношения в конце XX - начале XXI в. От биполярного к многополюсному миру. Региональная и межрегиональная интеграция. Россия в современном мире: восстановление лидирующих позиций, отстаивание национальных интересов. Усиление позиций Китая на международной арене. Военные конфликты. Международный терроризм. Мировое сообщество и роль России в противостоянии угрозам и вызовам в начале XX в.

2

Практические занятия

2

№ 12

Анализ и систематизация информации по основным причинам, этапам и итогам холодной войны»

Тема 17.

Наука и культура во второй половине ХХ в. – начале ХХI в.

Содержание учебного материала:

8

ПРб 01-02, ПРб 05, ПРб 08-09, ОК 01-04, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.3.

1

Развитие науки во второй половине XX - начале XXI в. (ядерная физика, химия, биология, медицина). Научно-техническая революция. Использование ядерной энергии в мирных целях. Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники. Информационная революция. Интернет. Течения и стили в художественной культуре второй половины XX - начала XXI в.: от модернизма к постмодернизму. Литература. Живопись. Архитектура: новые технологии, концепции, художественные решения. Дизайн. Кинематограф. Музыка: развитие традиций и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Массовая культура. Молодежная культура.

2

Практические занятия

2

№ 13

Семинар «Развитие культуры в Новейшую эпоху»

Профессионально ориентированное содержание

2

2

Развитие ракетной техники, создание ядерного оружия в годы Второй мировой войны. Использование ядерной энергии в мирных целях. Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники. Компьютерная революция. Интернет. Научные открытия (физика, химия, биология, медицина и др.) и технический прогресс в первой трети ХХ в. и послевоенный период. Развитие генетики. Комбинаторная химия и фармацевтический взрыв. Робототехника и производство роботов их использование в промышленности и быту.

Практические занятия

2

№ 14

Анализ этапов развития электротехники и робототехники, компьютерной революции, научных открытий (физика, химия, биология, медицина и др.) и технического прогресса в первой трети ХХ в. и послевоенный период».

Тема 18.

Современный мир.

Содержание учебного материала:

4

ПРб 05-09, ОК 02, ОК 04, ОК 06

Глобальные проблемы человечества. Существование и распространение ядерного оружия. Проблема природных ресурсов и экологии. Проблема беженцев. Эпидемии в современном мире.

2

Практические занятия

2

№ 15

Анализ глобальных проблем человечества, путей их решения

Тема 19. СССР в послевоенные годы.

Содержание учебного материала:

2

ПРб 03, ПРб 05, ПРб 11, ОК 02, ОК 04, ОК 06

Послевоенные годы. Влияние Победы. Потери и демографические проблемы. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Борьба с беспризорностью

и преступностью. Восстановление и развитие экономики и социальной сферы. Восстановление промышленности. Сельское хозяйство. Меры по улучшению жизни населения. Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Послевоенные репрессии.

Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы. Соперничество в высших эшелонах власти. Усиление идеологического контроля над обществом. Основные тенденции развития советской литературы и искусства. Развитие советской науки. Советский спорт.

Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических позиций СССР. Послевоенные договоры с побежденными противниками. Начало холодной войны, ее причины и особенности. Раскол Европы и оформление биполярного мира. СССР и страны Азии

2

Тема 20.

СССР в 1953-1964 гг.

Содержание учебного материала:

6

ПРб 03, ПРб03, ПРб 05, ПРб 08, ПРб 11, ОК 01-04, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.3.

1

Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и идеологическая кампания по разоблачению культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР. Воспитание «нового человека».

Основные направления экономического и социального развития СССР в 1953-1964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Военный и гражданский секторы экономики. Развитие сельского хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы. Социальное развитие.

Развитие науки и техники в 1953-1964 гг. Научно-техническая революция в СССР. Развитие компьютерной техники. Организация науки. Фундаментальная наука и производство. Развитие гуманитарных наук. Открытие новых месторождений. Освоение Арктики и Антарктики. Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса.

Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской культуры. Первые признаки наступления оттепели в культурной сфере. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и Церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского спорта.

Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты труда. Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды потребления. Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы досуга. Изменение структуры питания. Товары первой необходимости. Книги, журналы, газеты. Туризм. Изменение общественных настроений и ожиданий.

Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. СССР и стран Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и страны третьего мира

2

Практические занятия

2

№ 16

Анализ и публичное представление информации о жизни и профессиональной деятельности выдающихся ученых, конструкторов, космонавтов

Профессионально ориентированное содержание

2

2

Научно-техническая революция в СССР. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой.  Март 1965 г. А.А. Леонов совершил первый выход в открытый космос. Космические экспедиции 1960-х гг. Первые советские ЭВМ. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Появление в 1950-60-е гг. научных исследований и разработок советских ученых в области точных и естественных наук были отмечены Нобелевскими премиями: Н. Н. Семенов (за создание теории цепных реакций,1956); П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм (за истолкование «эффекта Черенкова-Вавилова», 1958); Л. Д. Ландау («за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия», 1961); Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (за разработку принципа действия лазера и мазера, 1964).

Тема 21.

Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.

Содержание учебного материала:

8

ПРб 01, ПРб 03, ПРб 05, ПРб 08, ПРб 11, ОК 01-04, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.3.

1

Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Политический курс Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г.

Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг. Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты. Косыгинская реформа промышленности. Рост социально-экономических проблем.

Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические приоритеты. Советская космическая программа. Развитие образования. Советское здравоохранение.

Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и искусство: поиски новых путей. Достижения советского спорта.

Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные настроения.

Национальная политика и национальные движения. Новая историческая общность. Изменение национального состава населения СССР. Развитие республик в рамках единого государства. Национальные движения. Эволюция национальной политики.

Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР.

Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы

2

Практические занятия

2

№ 17

Семинар «Советская культура в 60-80-е гг. XX» .

Профессионально ориентированное содержание

2

2

Советские научные и технические приоритеты. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Лунная гонка с США.  Запуски пилотируемых космических кораблей, для изучения Луны и космического пространства в 1959-1976 гг. Полеты автоматических межпланетных станций. 1970 г. доставка на Луну первой в мире автоматической лунной станции ─ «Луноход-1». Состыковка 17 июля 1975 г. советского и американского космических кораблей ─ работа на орбите первого международного космического комплекса «Союз-Апполон» ─ прообраз будущих международных станций. Впервые в истории пилотируемых полетов женщина-космонавт С. Савицкая 25 июля 1984 г. вышла в открытый космос. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Практические занятия

2

№ 18

Семинар «Советские научные и технические приоритеты. Замедление научно-технического прогресса в СССР»

Тема 22 СССР в 1985-1991 гг.

Содержание учебного материала:

4

ПРб 01, ПРб 03, ПРб 05, ПРб 11, ОК 01-04, ОК 06

1

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап преобразований М.С. Горбачева: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике.

Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм. Литература. Кино и театр. Реабилитация жертв политических репрессий. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Результаты политики гласности.

Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР и в мире.

2

2

Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис межнациональных отношений. Нарастание националистических и сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов. Противостояние между союзным центром и партийным руководством республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР.

2

Тема 23 Российская Федерация в 1990-е гг.

Содержание учебного материала:

6

ПРб 01-05, ПРб 08, ПРб 11, ОК 01-04, ОК 06

1

Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных экономических преобразований. Ваучерная приватизация. Положение в экономике России в 1992–1998 гг. Корректировка курса реформ. «Олигархический капитализм» и финансовые кризисы. Дефолт 1998 г. и его последствия. Россия после дефолта. Результаты экономических реформ 1990-х гг. Политическое развитие Российской Федерации. Разработка новой Конституции России. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и становление современного парламентаризма. Выборы Президента Российской Федерации в 1996 году. Результаты политического развития России в 1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н. Ельцина.

Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Повседневная жизнь. Изменения в структуре российского общества
и условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг. Численность и доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм.

2

2

Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.

2

Практические занятия

2

№ 19

Анализ и систематизация информации по основным направлениям внешней политики России в конце XX – начале XXI в

Тема 24. Россия в ХХI в.

Содержание учебного материала:

13

ПРб 01-03, ПРб 05, ПРб 07, ПРб 09-11, ОК 01-04, ОК 06

1

Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента В.В. Путина и связанные с этим ожидания. Начало преодоления негативных последствий 1990-х гг. Основные направления внутренней и внешней политики. Федерализм и сепаратизм. Создание Федеральных округов. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза и борьба с ней. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Построение вертикали власти и гражданское общество. Военная реформа.

Экономический подъем 1999 - 2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Крупнейшие инфраструктурные проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Начало (2005 г.) и продолжение (2018 г.) реализации приоритетных национальных проектов. Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Основные направления внешней и внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти. Избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации в 2012 г. и переизбрание на новый срок в 2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация инфраструктурных проектов в Крыму (строительство Крымского моста, трассы "Таврида" и других). Начало конституционной реформы (2020 г.).

2

2

Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования, культуры, науки и его результаты. Начало конституционной реформы. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни и их результаты. XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014 г.), успехи российских спортсменов, допинговые скандалы и их последствия для российского спорта. Чемпионат мира по футболу и открытие нового образа России миру.

2

3

Внешняя политика в конце XX - начале XXI вв. Утверждение новой Концепции внешней политики Российской Федерации (2000 г.) и ее реализация. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Оказание помощи Сирии в борьбе с международным терроризмом и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.). Приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам и ответные меры. Односторонний выход США из международных соглашений по контролю над вооружениями и последствия для России. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. Союзное государство России и Беларуси. Россия в СНГ и в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Миротворческие миссии России. Приднестровье. Россия в условиях нападения Грузии на Южную Осетию в 2008 г. (операция по принуждению Грузии к миру). Отношения с США и Евросоюзом. Вступление в Совет Европы. Сотрудничество России со странами ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС. Деятельность "Большой двадцатки". Дальневосточное и другие направления политики России. Сланцевая революция в США и борьба за передел мирового нефтегазового рынка.

2

4

Россия сегодня. Специальная военная операция (далее – СВО). Отношения с Западом в начале XXI в. Давление на Россию со стороны США. Противодействие стратегии Запада в отношении России. Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм. Переворот 2014 г. на Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. Минские соглашения. СВО. Противостояние с Западом. Украина – неонацистское государство. Новые регионы. СВО и российское общество. Россия – страна героев.

2

5

Религия, наука и культура России в конце XX - начале XXI вв. Повышение общественной роли СМИ и Интернета. Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Модернизация образовательной системы. Основные достижения российских ученых и недостаточная востребованность результатов их научной деятельности. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура. Наш край в 1992 - 2022 гг.

2

Практические занятия

2

№ 20

Анализ основных направлений развития науки, религии и культуры в России в XXI в

6

Итоговое занятие. Выполнение заданий дифференцированного зачета

1

Итого:

137

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 03. ИСТОРИЯ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Истории

Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:

- учебные столы - 14

- стулья-28

- письменный стол преподавателя-1

- доска для мела-1

- Стол компьютерный-1

- Стол-1

- Стул-2

- Комплект визуализации информации и вывода данных.

- Стенд изучения великого наследия

Технические средства обучения:

- Комплект визуализации информации и вывода данных, доступ к сети Интернет -1

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие под общей ред. В.Р. Мединского История России 1914-1945, учебник 10 класс, М., Просвещение-2023,271 с.

2. Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие под общей ред. В.Р. Мединского История России. 1946 год - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник, М., Просвещение -2023, 207 с.

3. Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история 1914-1945 гг. 10 класс : базовый уровень : под ред. А. О. Чубарьяна. — 3-е изд., стер. —Москва : Просвещение, 2023 — 224.

4. Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая 1946- начало XXI века 11 класс : базовый уровень : под ред. А. О. Чубарьяна. — 3-е изд., стер. —Москва : Просвещение, 2023 — 256.

Дополнительные источники:

1. Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: 2018

2. Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей. В 2-х ч. –М.: 2018

3. Самыгин С.И. История: учебник / Самыгин С.И., Самыгин П.С., Шевелев В.Н. — Москва : КноРус, 2021. — 306 с. — ISBN 978-5-406-08163-1. — URL: https://book.ru/book/939388 

Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека http://www.magister.msk.ru/library/library.htm 
  2. Библиотекарь. Ру http://bibliotekar.ru/index.htm 
  3. Образовательные ресурсы интернета – история
  4. ООО Инфоурок https://infourok.ru/
  5. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 
  6. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/ 
  7. 1С: Урок https://urok.1c.ru/ 
  8. Музей Космонавтики г. Москва https://kosmo-museum.ru/ 
  9. Музейный комплекс «Дорога Памяти» https://1418museum.ru/ 

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 03. ИСТОРИЯ

Образовательные результаты

(ПР)

Методы контроля и оценки результатов обучения

ПРб 1 - понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее - нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России);

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов терминологического диктанта;

- оценка результатов заполнения сравнительных и хронологических таблиц;

- оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем;

- оценка выполнения практических работ №1- №6, №10- № 19

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 2 - знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX - начале XXI века;

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов заполнения сравнительных и систематизированных таблиц;

- оценка выполнения практической работы №1-№5, № 9-№10, № 18-№19

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 3- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов терминологического диктанта;

- оценка результатов заполнения сравнительных и хронологических таблиц;

- оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем;

оценка выполнения практических работ №5- № 15.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 4 - умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов терминологического диктанта;

- оценка результатов заполнения сравнительных, систематизированных и хронологических таблиц;

- оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем;

- оценка выполнения практической работы №3-№4, № 7- №8, № 14, № 17.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 5 - умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI века;

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов терминологического диктанта;

- оценка результатов заполнения сравнительных, систематизированных и хронологических таблиц;

- оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем;

- оценка выполнения практической работы №1-№ 4 №7, № 10-№16, №18-№ 20

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 6 -умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов терминологического диктанта;

- оценка результатов заполнения сравнительных и хронологических таблиц;

-  оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем;

- оценка выполнения практических работ №1- №4, №6-№10, №20.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 7 - умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов терминологического диктанта;

- оценка результатов заполнения сравнительных и хронологических таблиц;

-  оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем;

- оценка выполнения практических работ №1- №4, № 9-№10, № 15, №17, №20

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 8 – умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе - на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и так далее);

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов терминологического диктанта;

- оценка результатов заполнения сравнительных и хронологических таблиц;

-  оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем;

- оценка выполнения практических работ №1- №6, №8, № 11-№ 14, №16, № 18-№20.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 9 - приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России;

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов заполнения сравнительных и систематизированных таблиц;

- оценка выполнения практической работы №5, № 15-№20

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 10 - умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов заполнения сравнительных и систематизированных таблиц;

- оценка выполнения практической работы № 1-№4, № 7, № 9-№ 10, №15.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ПРб 11 - знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в XX - начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров

Текущий контроль:

- оценка результатов устного опроса

- оценка результатов письменного опроса

- оценка результатов выполнения тестирования;

- оценка результатов терминологического диктанта;

- оценка результатов заполнения сравнительных и хронологических таблиц;

-  оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем;

- оценка выполнения практических работ №1- №5, №7 № 9-№15.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.04.ИСТОРИЯ по специальностям: 33.02.01 «Фармация» 34.02.01 «Сестринское дело"

Самостоятельная работа обучающихся - одна из важныж форм организации учебного процасса. Она играет особую роль в подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной р...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по учебной дисциплине физика профессии 15.01.17. Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНпо учебной дисциплине физикапрофессии 15.01.17. Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию Максимальное количество часов по рабочему учебному плану: 238...

РОССИЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. рабочая тетрадь для студентов к внеаудиторному занятию по дисциплине ОУД.04 «История» специальность 34.02.01. Сестринское дело

Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении  аудиторных  занятий по истории, разработана в соответствии с требованиями Государственног...

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине физическая культура по специальности 34.02.01 Сестринской дело

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине физическая культура по специальности 34.02.01 Сестринской дело...

Контрольно-измерительные материалы итоговой аттестации студентов по учебной дисциплине ОУД.05 История по специальности 34.02.01 Сестринское дело 1 курс 2 семестр

Контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки результатов освоения учебной дисциплины «история» основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02.0...