экскурсия в школьном музее "Советский период в истории района"
методическая разработка по истории
Предварительный просмотр:
-Здравствуйте уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас в музее Боевой и Трудовой славы МКОУ «СОШ № 8» села Русского. И сегодня вашими экскурсоводами будут ____________ и ___________. Наш скромный, но очень любимый школьный музей был основан в 2008 году силами учителей и учащихся школы. Экспонаты музея пополнялись в результате поисковой и исследовательской работы учащихся школы и при участии неравнодушных односельчан. Наш музей состоит из 6 тематических стендов. И сегодня мы с удовольствием ознакомим вас с одним из них.
30 декабря 2022 года исполняется 100 лет со дня образования Союза Советских Социалистических Республик. Россия – правопреемник Советского Союза, и эта знаменательная дата уже привлекает внимание российской и мировой общественности и может послужить серьёзной миротворческой идеей для объединения почти 270 млн. человек, родившихся в СССР и разбросанных сегодня по всему миру. В связи с таким знаменательным событием в России была запущена гражданская инициатива культурно-исторический проект «Сто лет СССР. Лучший опыт» (фото 1_плакат «100 лет создания СССР». Проект находится вне политики и ставит перед собой задачи историко-культурного характера: просвещение и воспитание молодёжи на лучших традициях многонационального советского народа и закрепление памяти о взрастившем и воспитавшем его государстве.
Давайте вместе вспомним как это было… Перед нами стенд «Советский период в истории села Русского»/ «Становление советской власти в селе Русском»
Но сначала вернемся к самим истокам. По полученным сведениям, из списка населенных мест Терского округа х. Русский I был основан более 150 лет назад, в далеком 1864 г. Заселяли эти земли в 70-х годах XIX века пришлые люди из Воронежской, Курской, Харьковской и Екатеринославской губернии. Обычным крестьянам предстояло освоить этот дикий, местами опасный и такой непривычный южный край. Не только освоить, но и превратить в дальнейшем «задворки империи» в житницу России.
Первые поселенцы нашего села это семьи Левченко, Прокопенко, Данишевских, Чернышовых, Буханцевых, Яско, Дяюченко, Гетта, Калашниковых и другие.(фото 2 «Первопоселенец-Дядюченко Иван Маркович (слева). Дворы крестьян были как правило, большие, просторные, особенно у зажиточных хозяев, державших много скота. Основным типом крестьянского жилища были саманные хаты. В 1910 году в х. Русском I было 77 дворов и проживало 130 жителей (фото 3_жилой дом 1952г. и 4_постройка 1949 года). В 1911 году жителей Русского 1 обслуживали три мелочных лавки. Село потихоньку росло и развивалось.
Но для нашего района, как и для всей России начало XX века было тяжелым временем. Участие страны в Первой мировой войне привело к двум революциям 1917 года, а они, в свою очередь, вылились в одну из величайших народных трагедий Гражданскую войну. В ней нет, и не может быть победителей и побеждённых. И не случайно её называют братоубийственной. А ведь каждая из сторон сражалась за свою Россию, за её завтрашний день, который она видела и понимала по-своему. Не обошла стороной эта беда и наших хуторян. На сельском кладбище расположена стела в память о войнах красноармейцах «Павшим героям в годы гражданской войны 1918-1920 гг.»(фото 5_ Буняева Валентина Андреевна(педагог школы с.Русского) и Абзотов Э.(учащийся) на открытие памятника «Павшим героям в годы гражданской войны 1918-1920 гг.» от 13.09.1990 г.). Сегодня учащиеся нашей школы высоко чтут память погибших односельчан. Продолжая традиции своих предшественников, наши волонтеры, юнармейцы и просто неравнодушные ребята регулярно проводят уборку территории памятника. (фото 6_ Галушко Д.А. и учащиеся МКОУ СОШ № 8_май 2022 г.)
В 20-е годы наш район попадает в полосу противостояния красных и белых. С момента создания регулярных подразделений, отстаивающих советскую власть, противостояние переходит в плоскость широкомасштабных сражений.
Едва оправившись от трагических событий, станица вступает в новые потрясения: противостояние бандитским шайкам, что сформировались из остатков белогвардейских частей. Такие банды часто устраивали опустошительные набеги на села и хутора, угоняли скот, сжигали хлеб, уничтожали сельхозтехнику и фермы, расправлялись с сочувствующими советской власти. В эти мятежные годы начали отсчет героического времени формирования РКМ-рабоче-крестьянской милиции (фото 7_Личный состав рабоче-крестьянской милиции Степновского района 1938 год, Курская входила в Степновский район).
Но, не смотря на все сложности, обрушившиеся на нашу Родину, череда бед и лишений завершилась миром и созданием СССР – первого социалистического государства планеты. Советскому правительству пришлось решать сразу несколько взаимосвязанных задач:
-гарантировать целостность и территориальное единство страны, подвергшейся иностранной интервенции;
-обезопасить страну от новых внешних агрессий;
-преодолеть хозяйственную разруху, а вместе с ней и массовую нищету, голод, эпидемии;
В таких непростых условиях Советская республика смогла сохранить себя как единое государство и стала ядром для последующего объединения народов бывшей империи. А ведь уже в годы гражданской войны начался процесс национальной сегментации страны. Часть территорий бывшей империи, вынашивала планы независимости. Разрушение страны остановили именно большевики. Основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г., в которой закреплялось: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России(фото 8_"Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г.) и в дальнейшем эта идея равенства получила развитие в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа от 12 (25) января 1918 года принятая на III Всероссийском съезде Советов. Своей основной задачей большевики провозгласили «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы. (фото 9_ Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа от 12 (25) января 1918 года).
Наше село изначально был многонациональным, многоконфессиональным. Такой подход новой власти позволил избежать многих сложностей и привлечь на свою сторону большую часть селян. Наш хутор был своеобразным остроком истинной дружбы. В разное время здесь проживали русские, турки, кабардинцы, чеченцы, осетины, армяне, грузины, цыгане, даргинцы, немцы и другие народности, всего более 22 народностей. Но за все время такого тесного соседства, не было отмечено ни одного крупного конфликта на национальной почве. Наши земляки бок обок жили, работали и воспитывали детей.
В 20-х годах в нашем селе установилась молодая, бурлящая энергией и инициативой Советская власть. Как сообщала, газета «Терек» от 26 октября 1923 года, «беспросветная жизнь хутора прояснилась». В хутор прибыли красноармейцы. Их усилиями в хате- мазанке была создана читальня, хуторяне образовали коммуну. С тех пор потихоньку обустраивалась жизнь хуторян, росла их тяга к знаниям. В 1924 г. читальня стала получать «Крестьянскую газету», которую зачитывали «до дыр» (фото_10 образец «Крестьянской газеты» от 1930 года). В воскресные дни здесь собирались до 60 человек, несмотря на то, что вся обстановка избы-читальни состояла из одного стола и табуретки. А библиотека насчитывала 20 затёртых книг. Но со временем количество желающих обучаться увеличивалось. В 1925 году было принято решение построить в центре села школу. Все хуторяне принимали участие, а заведовал стройкой один из первых поселенцев Гетта Захар, а секретарем у него был грамотный Заикин Захар. Школу украсили иконами, которые купили девушки на деньги, собранные во время январских колядований. Но со временем учащиеся даже в две смены не могли разместиться в ней. В 1949 году было принято решение построить еще одно здание из самана. В нем размещались 2 классные комнаты и канцелярия. Здание новой школы было построено в 1965 году, Долгое время это был основной учебный корпус (фото11-12-13 школьного класса , фот 14 директор Малыгин Павел Степанович(крайнй справа) с классом)). Начальная школа занимала здание бывшего детского сада, которое было построено в 1966 г.(фото 15_здание бывшего детского сада).
Декретом советской власти от 29 октября 1917 года был запрещен наемный труд детей. Для подростков с 14-летнего возраста установлен 6-часовой рабочий день. Запрещены ночная и сверхурочная работы. Перед ними открылись двери всех учебных заведений. Руководство страны чётко понимало, что родившемуся в эпоху перемен поколению необходимо было обеспечить полноценное физическое и духовное развитие, вырастить из них достойных граждан. Первая проба организации, занимающейся воспитанием, стала так называемая система "Юки", по схеме скаутских отрядов. Просуществовала она совсем недолго, ибо наставниками в ней оказались педагоги, работавшие еще при старом строе. Они обходили вопросы политики, делая упор на военные навыки, спорт и примитивные развлечения. Поэтому Надежда Константиновна Крупская выступила с предложениями создать такую организацию, которая была бы формально скаутская, но коммунистическая по идее.
В 1922 году было решено создать единую систему пионерских отрядов со своим законом, торжественным обещанием и своим политическим уклоном).
Для младших возрастов была создана, говоря современным языком, облегченная версия пионерии. В честь октября, не раздумывая долго, назвали их октябрятами. И, надо признать, что система работала преотлично. Лозунг "Октябрёнок – будущий пионер" давал возможность становиться на ступень выше в своем развитии. Октябрёнком мог стать любой ученик с 1-го по 4-й класс. Вожатыми для них назначались наиболее активные пионеры — октябрята получали значок в виде звезды с рельефным изображением юного В. И. Ленина по центру(16_значек октябренка). Занимались они, как правило, в культурных или спортивных секторах, а также общественно-полезным трудом.
Со вступлением в пионеры всё было уже гораздо сложнее. Пионерский возраст 9-14 лет. Вопрос вступления рассматривался сугубо индивидуально на сборе пионерского отряда или дружины(В случае положительного решения пионер давал торжественное обещание перед всеми присутствующими на этом мероприятии. .( фото 18_торжественное обещание юного пионера) Ему повязывали красный пионерский галстук треугольной формы, символизирующей связь: октябрёнок—пионер—комсомолец. Галстук являлся символом чести. Значок пионера был также с изображением В. И. Ленина в центре звезды на фоне языков пламени пионерского костра и надписью "Всегда готов"(значек пионера 19, школьная форма, галстук, барабан_20). Как правило, приём в пионеры был приурочен к какому-либо коммунистическому празднику и происходил чаще всего возле памятника В. И. Ленину.(фото пионеров школы_20) Первой пионервожатой в нашем селе стала Кокоева Зоя Павловна. (фото 17_первой пионервожатая нашей школы Кокоева Зоя Павловна). Вступление в комсомол уже являлось серьезным жизненным шагом. Подавать заявление в комсомольскую организацию разрешалось с 14-ти лет, с рекомендацией от двух старших товарищей, с комсомольским стажем не менее года. Затем кандидат проходил собеседование. Он был обязан знать Устав комсомола, значимых личностей, создававших организацию, ключевые даты её деятельности, съездов. И ответить на довольно каверзный вопрос — "почему ты хочешь в комсомол?". (21-22_значек комсомольца+ фото комсомольского собрания). В 1924 г. в хуторе Русском 1 создается ячейка комсомола. В ее рядах насчитывалоь 14 человек. Это были молодые батраки и бедняки. Ячейка комсомола проводила беседы среди крестьянской молодежи Первым комсомольцем в селе стал Вишневский Николай Владимирович( 1905 г.р.). Создан был и женотдел из 15 человек.
В комсомоле уже было всё по-взрослому и предполагалось уплачивать членские взносы; Права и обязанности комсомольца были прописаны в Уставе ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи).
Следующий этап наступал по достижении 28 лет — либо вступление в ряды КПСС, либо выбывание из рядов ВЛКСМ по возрасту.
Не вступать в комсомол было нежелательно, так как считалось, что человек уклоняется от участия в общественно-политической жизни страны. Что имело свои негативные последствия при поступлении в учебные заведения, или на приличную работу. И именно поэтому выход из комсомола добровольно был крайней редкостью, хотя и официального запрета не существовало.(23_значек комсомольца)
Основной причиной исключения из комсомола могло стать аморальное поведение комсомольца. Выражалось это в злостном пьянстве, приводам в милицию или вытрезвитель, неуплата членских взносов, уклонение от уплаты алиментов, связи на стороне, то есть всё то, что не позволяло считать комсомольца высокоморальным строителем коммунизма.
Через пионерскую организацию прошло не одно поколение ребят. Они с азартом соревновались между отрядами в сборе макулатуры или металлолома. Пионерские отряды представляли свою школу в соревнованиях по трудовым пионерским делам ,сажали деревья, помогали одиноким и пожилым, вдовам ВОВ. В конце 60-х
(фото_24 ученики копают огород вдове ВОВ, сажают сады). Умение дружить и помогать друг другу, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину – все эти качества советские люди впитали в себя с пионерской организации, в школе. Сегодня в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, постановлением правительства была создана организация «Российское движение школьников», которая в какой то степени является продолжателем лучших традиций пионерии
(фото вступления в РДШ)
Члены клуба «Поиск» также собрали сведения о директорах русской школы и выпускниках, кто связал свою жизнь со школой. И таких выпускников было более 120. В нашей школе основу учительского коллектива всегда составляли свои выпускники.
В памяти односельчан навсегда останется учитель с большой буквы, который возглавил школу, - Здор Василий Михайлович, участник и инвалид ВОВ. Он хорошо пел, играл на баяне, обладал тонким чувством юмора. Все эти качества вскоре сделали его душой коллектива. В работе Василий Михайлович был очень строг, но справедлив. В беседе с выпускниками 60-80-х годов можно слышать еще об одном учителе, не побоюсь этого выражения, легенде Русской школы – Матвеенко Викторе Никифоровиче.(фото грамоты к дню учителя)
Многим ученикам-выпускникам школы дал знания в таких серьезных предметах, как математика, физика. Смог стать уважаемым человеком в селе. И даже сегодня, когда его уже нет, многие его выпускники вспоминают о нем с большим уважением.
В школе Виктор Никифорович преподавал математику, геометрию, физику, черчение, астрономию. За свой профессионализм был в 1975 году награжден значком «Отличник народного образования», а в 1985 году представлен к званию « Учитель-методист».
Наша школа дала многим настоящие путёвки в большую жизнь. Из её стен вышли:
- боевой генерал, Буханцев Алексей Викторович, летчик в годы Великой Отечественной войны;
- ученый-физик, Гульбекян Георгий Герасимович, окончил высшее техническое училище им. Баумана в Москве;
- кандидат технических наук, Ханеев Юрий Петрович, окончил высшее техническое училище им. Баумана в Москве, там же защитил диссертацию.Преподавал сопромат в Ставропольском политехническом институте;
- кандидат экономических наук, 2003 -2011г. депутат Государственной Думы Российской Федерации, Ищенко Александр Николаевич;
- кандидат философских наук, Гончар Александр Николаевич, живет и работает в Санкт-Петербурге, преподает философию в Военной академии;
кандидат технических наук, Матвеенко Сергей Викторович, закончил высшее военное училище в г. Ростове - на - Дону с красным дипломом и золотой медалью. Был направлен работать в научно исследовательский институт военного назначения. Написал диссертацию, защитил ее, был самым молодым начальником научно-исследовательской лаборатории;
- Хорольский Анатолий учился и работал в Темирязьевской академии в г. Москве;
- среди наших выпускников - учителя, врачи, агрономы, инженеры и простые труженики.
Но самое главное, что в школе 1960-70х годов на высочайшем уровне было поставлено военно-патриотическое воспитание. И как пример этому - выбор выпускниками Русской средней школы самой ответственной, самой трудной профессии - «защищать Родину».
Но если с патриотическим воспитанием «нового гражданина» было все понятно и действенно, то вопрос восстановления разрушенной и разоренной экономики по-прежнему стоял остро. Нужны были срочные меры по стабилизации обстановки и особенно большого внимания требовало сельское хозяйство. В стране ощущалась нехватка продовольствия.
Слово «колхоз» для иностранцев было всегда одним из символов СССР. Возможно, потому, что они не понимали, что оно означает (как мало понимали и в особенностях советского образа жизни). Декрет о земле стал одним из двух первых постановлений советского правительства (фото 13_Декрет о земле). Этим документом провозглашалась отмена помещичьего землевладения и передача земли тем, кто на ней трудится. Предполагалось, что земля в стране – государственная, просто пользоваться ею могут только те, кто сам станет на ней работать, не эксплуатируя других. И с ее лозунгами «землю — крестьянам» сельские общества стали добровольно объединяться и образовывали юридические лица, которые назывались общим словом «колхоз»: товарищества, артели и коммуны. Они отличались формой собственности и распределением результатов труда.
Членом колхоза мог стать любой человек, старше 16 лет, за исключением раскулаченных. Работа в колхозе для крестьян считалась обязательной, уехать из колхоза можно было только по разрешению руководства колхоза. Нашлось некоторое количество крестьян, что оценили преимущества совместной работы. Так что первые объединения стали возникать с 1920 года на вполне добровольной основе. Колхоз - это была идея хорошая. Но ее подвели очень сжатые сроки реализации. В результате получилось, что колхоз - это объединение, в которое крестьян стали загонять насильно. Процесс сопровождался репрессиями против наиболее зажиточной части крестьянства – так называемых кулаков. Но постепенно дело пошло на лад.
В период массовой коллективизации рабочие фабрик и заводов промышленных городов послали своих лучших представителей для непосредственного участия в строительстве колхозов в лице рабочих-двадцатипятитысячников. Свыше 60 тысяч заявлений было подано от рабочих фабрик и заводов страны, пожелавших добровольно поехать в деревню. Рабочие ехали в деревню по призыву коммунистической партии, горя желанием помочь крестьянам организовать крупные социалистические хозяйства- колхозы. Помощь рабочих в переделке деревни была особенно необходима для Северного Кавказа, Ставрополья, где пролетарская прослойка в составе населения была небольшой, при наличии сильной верхушки казачества и крестьянства Двадцатипятитысячники проводили в станицах и селах большую политмассовую работу среди крестьянства, организовали комсомол, учителей на проведение политической, культурной и организационной работы на селе. Три четверти их состава, прибывших на Ставрополье, работало на руководящей работе в колхозах, председателями правлений колхозов, секретарями партийных ячеек. Работа двадцатипятитысячников вызывала большое уважение со стороны трудящихся крестьян. Их на Ставрополье прибыло и работало264 человека. В нашем Курском районе они помогли районной парторганизации в 1929-1930 годах создать в районе 37 колхозов. В 1925 году в селе Русском образовались сельскохозяйственные артели: «Украинская заря» и колхоз имени «Калинина». Возглавил колхоз им. Калинина» двадцатипятитысячник Зигунов Захар Митрофанович. Новые предприятие взрастили целую смену не просто тружеников села, но и настоящих знатоков своего дела: Медведовский Петр Прокофьевич(1928 г.р.) всю свою жизнь проработал в колхозе в качестве тракториста, считался заслуженным «Передовиком». Имел медали и ордена. Поломку трактора определял на удивление всех -на слух. Первый агроном села - Перекопская Елена Павловна, ветеренаром в колхозе работал Данишевский Иван Тимофеевич (1884 г.р.) один из первых поселенцев села, Жамборов Вячеслав Михайлович-«передовик» СХТ, Каткова А.В.-знатная колхозница колхоза им. Калинина, Хоменко Г.Е. –выдающийс слесарь-ремонтник, Гашокин П.А.-водитель автомобиля, Семенов Г.В. –тракторист к-за им.Ленина, герой соц. труда. Кличев Н.Н.механизатор мелиоративных работ, Семенова –доярка к-за и. Калинина, Колхоз имел 130 гектаров виноградных плантаций и до 20 гектаров фруктовых садов. Коллектив славился превосходными виноделами и садоводами, мастерами овощеводства и шелководства, хлеборобами В послевоенне годы значительные площади отводились под клещевину, сеялись также соя, горчица, почти все зерновые и зернобобовые культуры. Окончательно колхоз перестал существовать в сентябре 2007 года. (фото Зигунов Захар Митрофанович, двадцатипятитысячник, председатель колхоза имени Калинина, с. Русское.;
(фото Данишевского ветврача) и первого агронома
Наш район относится к засушливому, поэтому проблема маловодья изучалась уже давно.Впервые изучение орошения на Северном Кавказе было начато в 1914 году. В 1820 г. создается Северо-Кавказская опытномелиоративная станция во Владикавказе, которая в 194 г. была переведена в г. Новочеркасск. Опытно-мелиоративную работу в терском округе начали с организации в 1921 г. Прохладненского орошаемого участка. В августе 1924 г. опытная работа была переведена на Моздокский опорный пункт. Земельный участок 37,15 га, орошался из канала им. Ленина. В 1924 г. Северо-Кавказская опытно-мелиоративная станция провела Скомовский канал и Рисовый канал. Первым руководителем Моздокского опорного пункта был Шумков Б.А. В 1926-1927 гг. работами Витте П.А. была доказана возможность возделывания риса в новых условиях. Впервые рис на Моздокском участке был посеян агрономом Лисовским И.М. в 1926 г. С 1925 г. на участке были начаты исследования полива по бороздам. Были заложены сады. Опытные работы проводили Ревунова , Гарюгин, Ковалев. Исследования проводились в два этапа с 1944-53 и 1958-61 г. С момента перевода Пятигорской опытной мелиоративной станции, Моздокский опорный пункт переименован в Курский опорный пункт Ставропольского гидромелиоративного института. С 1971 г четвертым директором стал Куприй Г.И. Под его руководством были построены жилые дома, лаборатория, склаские помещения, машдвор.Курский опытно мелиоративный пукт перестал существовать в 1994 г. В связи с его реорганизацией.
Индустриализация дала свои результаты и в области сельского хозяйства – появились первые отечественные трактора, комбайны, молотилки и прочее оборудование. Его стали поставлять в колхозы, и производительность труда выросла. Главной опорной базой для ведения и развития земледелия в районе, а с ни и всего сельского хозяйства, служили машинно-тракторные станции. Родившиеся в 1928 году на полях Украины, они тут же распространились по всей стране. В 30-х и 40-х годах в районе действовало 5 машинно-тракторные станции: Интернациональная (село Полтавское), Курская (село Богдановка), Эдиссийская, Стодеревская и Русская. Просуществовали они до 1957 года и решением маского Пленума ЦК КПСС (1957 год) были реорганизованы в ремонтно-технические станции. Всего МТС района обслуживали 3 колхозов. фото работники мтс фото сельхозтехники
Колхозы были детищем СССР и умерли вместе с ним. Еще в эпоху перестройки началась критика колхозного строя (местами справедливая, но далеко не всегда), появились всякие «арендные хозяйства», «семейные подряды» - совершался опять переход к единоличному хозяйствованию. А после распада СССР прошла и ликвидация колхозов. Они стали жертвами приватизации – их имущество растащили по домам новые «эффективные собственники». Кто-то из бывших колхозников стал «фермером», кто-то – «агрохолдингом», а кто-то – наемным батраком на двух первых. Но местами колхозы существуют и по сей день. Только называть их ныне принято «акционерными обществами» и «сельскими кооперативами».
Колхозы, не смотря на достаточно жесткие меры все же оправдали ожидания правительства. В год тяжелейших испытаний Великой отечественной войной, они взяли на себя все тяготы по снабжению армии.
Война. Черной страницей вошли в историю нашего села годы выйны с гитлеровским фашизмом. Бить захватчиков пошла самая молодая и сильная мужская половина, а все остальные, кто был способен работать, сели за рычаги машин, взяли в руки инструмент и вышли в поле.Все было подчинено фронту, победе. Во имя этого люди во многом себе отказывали, работали не покладая рук.
Около школы возвышается фигура солдата. Автор памятника героям ВОВ –наш земляк, Артюхов Кузьма Иванович, живший раньше напротив школы.Это место, где проходят митинги 9 мая. То место куда ежегодно приходят школьники и односелтчане , чтобы отдать дань уважения своим землякам не вернувшимся с поля боя.
В 2022 году наши односельчане, военнослужащие Вооружённых Сил России, продолжая многовековые победные традиции предков, с честью решают самые сложные задачи в ходе военной спецоперации по защите Донецкой и Луганской народных республик. Они преодолевая трудности, каждый день показывает, что россияне достойны своих предков... А нам остается только ждать возвращения наших односельчан и поддерживать их в такое непростое время. Наша школа участвовала в акции письмо солдату…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ГОРОД ШАХТЫ).
В данной работе дан обзор геологической экскурсии в город Шахты для изучения древней флоры карбона...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия пгт Б.Сабы Сабинского муниципального района РТ» Шамсутдиновой Ларисы Икрамовны
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия пгт Б.Сабы Сабинского муниципального района РТ»Шамсутдиновой Ла...
Эколого-краеведческая экскурсия по микрорайону ГБОУ школы №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса
Эколого-краеведческая экскурсия по микрорайону ГБОУ школы №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса...
Проектная деятельность. Экскурсия по школьному музею. Текст экскурсии по теме: "Строительство крепости на острове Котлин"
Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе "Кронштадт - город воинской славы". Сбор материала о строительстве крепости на острове...
Экскурсия в школьный музей об истории образования города Ухта
В честь 90-летия со дня образования города Ухта в школьном музее для учащихся 5,6,7,9 классов прошли экскурсии....
Виртуальные экскурсии по музеям в период дистанционного обучения
Виртуальные экскурсии по музеям в период дистанционного обучения...
экскурсия в школьном музее "80 лет со дня освобождения Курского района от фашизма"
экскурсия в школьном музее...