Разработка урока "Живое наследие"
план-конспект урока по истории
Эпиграф:
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души.
(Р. Гамзатов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_5_zhivoe_nasledie.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное автономное некоммерческая организация
«Ватан» г. Махачкала
Разработка открытого внеклассного мероприятия по теме:
«Живое наследие»
Класс: 6
Составитель: учитель Аминова А.М.
Махачкала 2024 г.
Эпиграф:
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души.
(Р. Гамзатов)
(видео Дагестан) (Д.Гамзатова – куплет и припев)
Райсат: Ассаламуалейкум! Дорогие друзья!
Вазипат: Ассаламуалейкум! Добрые гости!
Саният: Ассаламуалейкум! Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро.
Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном крае, в многонациональном Дагестане.
ВИДЕО
Наида: Дагестан в переводе с тюркского значит «страна гор». Еще его часто называют «кавказским Вавилоном». Здесь проживают люди самых различных народностей – аварцы,, даргинцы, рутульцы, лезгины, кумыки, лакцы, табасаранцы и др.
Райсат: Это единственное место на земле, где на территории площадью 50 000 кв.2 проживает 102 национальности, 36 из них коренные.
Стих читает студент (видео слайд) музыка
Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,
Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.
Переплетением городов и наций,
Прославился прекрасный Дагестан.
Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
И крепость их как горные вершины,
В которых гордые орлы парят.
В едином духе множество народов,
В лезгинском танце горные орлы.
В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.
И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.
Попурри на кумузе
Вазипат: Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности. Поэтому традиции Дагестана, весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.
Наида: Сегодня мы расскажем вам о некоторых обычаях нашего горного края.
Райсат: (вкл.музыка – НАЧАЛО НАВРУЗА зурна)
Наступила весна. Пробуждение природы и начало полевых работ у народов Дагестана отмечается весенним праздником Навруз или как его еще называют Праздником первой борозды, который отмечается очень пышно и весело.
На экране:
Навруз входит в список
нематериального
наследия ЮНЕСКО
Вазипат: Для празднования Навруза мы отправимся в Юж. Даг.в одно из лезгинских сел.
НАВРУЗ или Яран – Сувар как называют этот праздник лезгины - это один из немногих праздников, который сохранил весь колорит обрядов и традиций предков. Этому празднику около трёх тысяч лет. Яран-сувар означает «праздник солнца», который наступает во время весеннего равноденствия в ночь на 22 марта.
С этим праздником у лезгин связано много поверий и обычаев. Так считается, что чем веселее и радостнее люди встречают Яран-Сувар, тем щедрее к людям будет природа. В дни этого праздника прекращались войны, кровная месть, забывали обиды и ссоры.
Саният: Одним из главных атрибутов Навруза являются праздничные угощения. Это орехи, сладости и обязательно проросшая пшеница, которая символизирует пробуждение земли и начало новой жизни.
Наида: Кульминацией праздника Навруз является ритуальный костёр. Вечером костер разжигает глава семьи. Пока горит большой костер вокруг него водят хоровод «Яллын», люди прыгают через костер, оставляя, по преданию, все болезни и беды в прошлом году. После хоровода начинались танцы «Айелдуш».
Райсат: В дни празднования Навруза по домам ходили ряженые Кеса и Кечал, которые поздравляли хозяев и собирали угощения.
МУЗЫКА
В двери акт.зала входят Кеса и Кечал с группой, выкрикивая поздравления.
Кеса
Дома у нас большие, Гьоссай!
Окна золотые, Гьоссай!
С Днем навруза - Днем весны, Гьоссай!
Мы поздравить Вас пришли, Гьоссай!
Ассаламу алейкум! (хор)
Кечал
В доме этом все девицы,
Как одна румянолицы.
Рукова их длинны,
И слова их умны.
С Днем Навруза – днем весны!
Мы поздравить вас пришли!
Ассаламу алейкум! (хор)
На этот шум выходит Весна с подружками (3 шт.) (сладости, орехи, проросшая пшеница) встречает Кечала и Кесу. Выходят жители села на сцену, Кеса и Кечал подходят к ним с пожеланиями и взамен получают угощения.
- Мир вашему дому!
- Пусть год будет баракатным!
- Пусть дом ваш будет полная чаша!
- Да будут густыми всходы
- Да умножается стадо
- Да не будет засухи.
Кеса и Кечал спускаются со сцены, проходя по рядам произносят поздравления и угощают зрителей.
Кечал
Да развеется тоска,
Да просеется мука.
А мука у нас бела,
Испечёте вы пирог.
Нам отрежете кусок
С Днем Навруза – днем весны
Мы поздравить вас пришли!
Ассаламу алейкум! (хор)
Уходят из зала.
ПЕСНЯ НА ЛЕЗГ. ИЛИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ЯЗЫКЕ
(звучит кумыкская мелодия)
Вазипат: Под мелодичный звук гармони мы идем дальше в кумыкское село.
Во дворе у Нюржаган собираются соседи. Они пришли помочь хозяйке дома, отделить кукурузные зерна от початка. Так, издавна заведено, если кому-то нужна помощь - на выручку приходит всё село. Этот древний кумыкский обычай называется булкъа.
Саният: Чтобы работать было веселее, во время булкъа поют старинные песни и танцуют. Специально для этого приглашают гармонистку, (гармонистка тихо начинает наигрывать кумык.мелодию) она не участвует в работе. Её задача развлекать остальных.
-исполняет песню гармонистка.
Наида: (на фоне тихой мелодии) Со стороны может показаться, что здесь свадьба или день рождения, но на самом деле эти женщины выполняют достаточно тяжёлую работу. Предстоит обработать около ста мешков кукурузы. Гостей обязательно угощают сытным обедом. Дело может затянуться за полночь.
-песня (поет сидящая за работой).
Райсат: После обеда на стол подают фрукты. Патимат старается как можно лучше угостить своих гостей. Чтобы потом не говорили, что их плохо приняли. В селе любят обсуждать хозяев булкъи. Сравнивают, в чьём доме было лучше - это тоже часть обычая.
Под вечер начинается самое интересное. К подуставшим женщинам приходят мужья, а вместе с ними и молодые холостяки.
Хотя от мужчин в работе толку мало, время с ними идёт быстрее.
-песня парня.
Вазипат: В Дагестане говорят, там, где соберётся три кумыка, будет концерт художественной самодеятельности.
-шуточный танец.
Во время булкъи мужчины приглашают девушек на танец.
Этому парню предлагают выбрать себе пару из красивых незамужних девушек.
Но он делает свой выбор.
Саният: Гури знает, что парень пригласил её ради шутки и смеха. На самом деле он пытается привлечь внимание молодых девушек.
Там где не принято разговаривать на улице, булкъа единственная возможность для молодых людей найти себе невесту.
Танец парней и девушек.
Видео высокогорных аварских сел + музыка
Наида: А теперь перенесемся в горный Дагестан и посмотрим, какие свадебные обычаи есть у аварцев.
Свадьба в ауле — событие первой важности. У дагестанцев она длилась три дня, независимо от материального состояния родителей молодых. В течение двух дней она шла в доме жениха, а на третий переходила в дом невесты. (звучит аварская старинная мелодия). Эхом по горам разносились звуки зурны и дробь барабана, и разворачивалось самое настоящее театрализованное зрелище. Приглашаем вас на традиционную аварскую свадьбу.
Райсат: (видео или видеоряд)
За невестой по традиции отправлялись ночью с горящими факелами, в масках животных и в овчинных тулупах, вывернутых наизнанку, с песнями и танцами (зурнач и барабанщик), дабы отгонять злых духов.. Во главе процессии, сопровождаемой музыкантами, шел друг жениха с длинной палкой в руке. Быть другом жениха считалось престижным, и общественное мнение строго следило, чтобы на эту роль назначался достойный.
Вазипат: Провожая дочь в чужой дом, мать давала наставление:
Материнский наказ дочери
Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.
А каждый дом - сам по себе держава.
Там все свое. Там распорядок свой
И свой закон, И правила, И право.
Свои капризы у порога брось
И уважай привычки их любые:
Коль там хромые - обопрись на трость
И надевай очки, коль там слепые.
Тебе вручается очаг
Отныне и навеки!
Пусть он горит, как свет в очах,
Как сердце в человеке.
Сумей большой огонь разжечь
На малом огоньке
И хлеб большой сумей испечь
На небольшой муке!
Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.
А там свои тропинки от порога.
Чтоб сделать шаг, ты оглянись, постой
И выбери - куда поставить ногу.
Есть добрые слова - слова-лучи,
Щедрее будь на ласковое слово.
А есть слова, звучащие сурово.
Не взвесив слово, лучше промолчи.
Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.
Пусть он роднее будет с каждым годом.
И все, что там возникнет пред тобой,
Пусть будет солнцем для тебя и медом.
ЗВУЧИТ СВАДЕБНАЯ МУЗЫКА
СЦЕНКА – жених с родней идет за невестой
Наида: Если даже невеста жила по соседству, в дом жениха ее вели в течение многих часов. Впереди всех шла старшая подруга с большим подносом халвы. Каждому, кто проходил с лучшими пожеланиями для невесты, она давала кусок халвы.
Райсат: Посмотреть на это веселое и яркое зрелище стекались все жители села, заполняя собой улочки и плоские крыши домов. От дома невесты до дома жениха на невесту сыплют муку, зерно и сладости, желая ей сладкой жизни в новом доме.
Продолжение сценки: Невесту встречала мать жениха с чашечкой меда, подносила ее к губам девушки и при этом говорит:
Мать жениха: Пусть ваша жизнь будет сладкой, как мед.
Вазипат: Кульминационным моментом свадьбы является танец новобрачных.
Танец новобрачных, музыка тише
Наида: Только после танца молодоженов начинались общие танцы. Например, очень колоритно выглядит танец жителей селения Гидатль. Он называется Карш.
Музыка тихо – Гидатлинский карш
Саният: Начинает танец мужчина, женщин не приглашают, они выходят сами. проявляя тем самым, уважение к мужчине.
(Танец ГИДАТЛИНСКИЙ КАРШ)
Наида: В Дагестане издревле обращали особое внимание на обряды, связанные с рождением ребенка и укладыванием первенца в колыбель.
Раисат: Люлька – это первый дом ребенка на 1,5 – 2 года жизни. На наш взгляд, нет вещи, сделанной для ребенка и более окруженной суевериями, поверьями и обрядами, чем люлька. Именно при помощи люльки происходило первое приучение к дисциплине, которое было необходимо в традиционном обществе.
Вазипат: Считали, что как бы крепко не пеленали ребенка, пока его не уложат в люльку, у него болит спина. Первое укладывание в люльку предпочитали совершать в пятницу, обычно на 7-ой день.
Под матрас люльки клали что-нибудь стальное: нож, ножницы, а также Коран. В люльку укладывала малыша одна из его бабушек, с отцовской или материнской стороны, или другая близкая женщина, прожившая счастливую жизнь и обладавшая, как говорили, «легкой» рукой.
Она желала ребенку здоровья, счастливой обеспеченной жизни, желала стать ему главой большого семейства, трижды с молитвой обводила вокруг люльки и укладывал в нее.
Представляем даргинский обряд укладывания в люльку первенца.
В зале оформлена комната : колыбелька со всеми принадлежностями, столик с угощениями, предметами домашнего обихода.
Звучит песня
Гостей встречает бабушка. В зал свободно заходят дети и взрослые. В руках небольшие сувениры, подарки.
Гостья - Мы пришли поздравить вас с рождением внучки. Мы вам желаем, чтобы ваша внучка выросла здоровой, красивой и, чтобы у вас было еще много, много внучат.
Бабушка - Да, у моего сына родилась дочка, а мне внучка . Спасибо, мои дорогие, что пришли разделить нашу радость. (гости проходят и садятся на стулья)
Невестка - Мама, кто-то к нам приехал?
Бабушка - (Обращаясь к невестке). Пойди, дочка, посмотри, кто к нам приехал.
(бабушка прибирает в комнате, пока невестка пошла, смотреть, кто приехал).
Невестка- мама, к нам на смотрины приехали мои родственники.
Бабушка- Добро пожаловать! (обнимаются) Родственники - Мы приехали поздравить вас и весь ваш род с рождением внучки, желаем, чтобы у вас хватило здоровья на всех внуков и правнуков.
Бабушка- (обращаясь к гостям). Спасибо, спасибо! Садитесь, пожалуйста. Как поживаете? Как здоровье ваших родителей, детей, родственников?
Х.Аминат -Спасибо. Все живы, здоровы. А как ваше здоровье?
Бабушка- Да вот радуюсь, что внучка родилась, бегаю. Хорошо, что вы именно сегодня приехали к нам. У нас сегодня праздник - «Укладывание нашей малышки первый раз в колыбельку».
Машидат- Уважаемая Меседу, а нам поручили поздравить вас и вручить эти подарки.
Бабушка- Спасибо вам за ваши подарки. Желаю вам, чтобы люди к вам приходили по доброму случаю и, чтобы я смогла вам добром отплатить за ваше внимание.
Арсен - А как назвали вы свою внучку?
Бабушка-По обычаям мальчика называют именем дедушки или доблестного джигита, девочку - именем бабушки или счастливой, красивой женщины. Ох, и долго спорили все наши родственники и знакомые, как же назвать нашу девочку. Одни предлагали назвать ее Заремой, другие Айгуль, Мариям, Медни, Жамиля. Каких только имен не предлагали. Наконец-то назвали Жамилей. Тот, кто дал имя, должен подарить платье. Посмотрите, какой подарок принес мой брат, уважаемый человек (показывает подарок). Он-то и назвал нашу девочку Жамилей.
Моей внучке исполнилось две недели, и сегодня первый раз будем укладывать в колыбельку и в честь этого я приготовила угощение. Для всех устроим праздник. И на этот праздник к нам сегодня пришли наши соседи, родственники- все, кто разделяет с нами эту радость.
(бабушка выдвигает вперед колыбельку и рассказывает).
Колыбельку делают из боярышника, так как это дерево считается счастливым, прочным и легким. В такой колыбельке ребенок вырастает здоровым, крепким и счастливым. При рождении первого ребенка-мальчика, люльку и все принадлежности к ней готовит бабушка по матери, а для девочки - бабушка по отцу. Так как дочка родилась у моего сына, я своей внучке приготовила колыбельку. Посмотрите, какая она красивая с узорами.
Укладывать 1-раз младенца поручали опытной,доброй женщине. И вот сегодня пригласили такую женщину.
Дочка, принеси, пожалуйста, мою внучку.
Женщина начинает укладывать младенца в колыбельку. Мать стоит в сторонке, наблюдает.
Бабушка - Смотри и запоминай, дочка, потом самой тебе придется укладывать в колыбельку ребенка.
Женщина (Саният ) - Чтобы молочным был сон у тебя, моя маленькая (комментирует свои действия): Ножки надо хорошо выпрямить, завернуть в пеленку и завязать, там, где находятся коленочки, а чтобы повязка не давила, положить под нее плоскую небольшую подушечку. Руки выпрямить вдоль туловища, завернуть в пеленку, положить по обеим сторонам подушечки и завязать. Затем сверху накрыть одеяльцем. Нельзя, чтобы темечко мерзло, поэтому можно косыночку приложить к голове. Ну, а теперь можно и спеть колыбельную песенку.
Поёт колыбельну Х.Аминат.
(Бабушка благодарит женщину за оказанное внимание.).
Саният: Еще никто в этом мире не придумал большей истины, чем вековая мудрость предков. В народе, который следует их традициям, старики -в почете, дети - в заботе, а дом полон гостей.
Раисат: Мы желаем всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что Дагестан – наш общий дом!
Вазипат: Мы, молодое поколение, должны учиться на лучших традициях и живых примерах.
Саният: от нас зависит будущее нашей родины
Наида: Мира тебе Дагестан, и чистого неба над головой!
Песня Сабины Саидовой «Дагестан»+ видео из фото даг.сел (желательно педагогов ППК)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"
Методическая разработка Единого Всекубанского классного часа....
Разработка классного часа " Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"
Представленная разработа классного часа для учащихся 7-9 -х классов и презентация к его проведению предназначены для проведения единого всекубанского классного часа 1 сент...
Разработка Единого Всекубанского урока «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»
Основные цели и задачи Всекубанского урока «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» - познакомить учащихся с историей Краснодарского края, его уникальными особенностями; развивать внимани...
Разработка урока по географии на тему"Памятники всемирного и культурного наследия России"
Методическая разработка урока по географии для 8класса...
Разработка урока по географии на тему«Объекты всемирного природного и культурного наследия в России» для 8класса
Разработка открытого урока,содержит материал о памятниках всемирного и культурного наследия в России. ...
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
Методическая разработка образовательного веб-квеста «Великое наследие»
Веб-квест «Великое наследие» - один из этапов работы над созданием виртуального музея Русского Слова (https://sites.google.com/site/muzejrusskogoslova/home), материал которого нацелен на в...