Сокровища Сарматского моря
творческая работа учащихся по истории (8 класс)

Миронова Руфия Ринатовна

Останки костистой рыбы, раскрыли временные рамки Сарматского моря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrovishcha_sarmatskogo_morya.docx1005.72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 27 города Пятигорска

_________________Ставропольского края_______________

357538 Россия, Ставропольскийкрай, г. Пятигорск,

улица Краснознаменная, 32 телефон (879 3) 98-29-05; факс (879 3) 98-29-05;

E-mail: class="c17 c33">

VIII научно-практическая конференция школьников «Юный исследователь»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Сокровища Сарматского моря

учащейся 7 «Б» класса

Хвостиковой Анны Романовны

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

Миронова Руфия Ринатовна

Пятигорск, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. В поисках исчезнувших миров

  1. Развитие жизни………………………………………………………………..4
  2. Этапы жизни на Земле………………………………………………………..5

ГЛАВА 2. Кайнозойская эратема

История Сарматского моря………………………...…………………………7

Поиски окаменелостей…………….………………………………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………..…………………………………….12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………..…………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………..…………………………………….14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………..…………………………………….15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………..…………………………………….16

ВВЕДЕНИЕ

Мы живём в новом веке, веке передовых технологий, когда человечеству известно почти всё. Однако в наше время люди хотят знать не только о будущем, но и о прошлом. О той забытой эпохе, когда ещё не было человека, а были только динозавры, мамонты, морские обитатели и множество других интереснейших существ. И любой образованный человек задаст вопрос: «И так, кто такие древние животные? Где обитали и как были обнаружены? От кого произошли? И почему они исчезли?». Именно на эти непростые вопросы я попытаюсь найти ответы в своей исследовательской работе

Актуальность исследовательской работы: исследование окаменелостей позволяет получить информацию об условиях, в которых развивались существа того времени: жили, умирали, окаменевали.

Гипотеза: современная территория Ставропольского края миллионы лет назад была морским дном.

Цель исследовательской работы: исследовать остатки костистой рыбы, собранных в естественных отложениях мелового периода мезозойской эры на территории Ставропольского края, Предгорного муниципального округа, села Новоблагодарное.

Задачи исследовательской работы:

- изучить исчезнувшие миры и эры

- найти историю происхождения Сарматского моря

- изучить строение и образ жизни костистой рыбы, анализируя источники информации

- проследить историю появления первых костистых рыб

- Выявить, какова была их роль в морской экосистеме

- Изложить результаты своего исследования и сделать выводы

Для выполнения данной работы использовались следующие методы:

  1. Проблемно-поисковый (исследование материалов для подготовки исследовательской работы)
  2. Практический – наблюдение, беседа
  3. Теоретический – анализ литературы и источников

Объект исследования: факты и гипотезы мелового периода кайнозойской эратемы.

Предмет исследования: остатки костистой рыбы на территории Ставропольского края, Предгорного муниципального округа, села Новоблагодарное.

ГЛАВА 1. В поисках исчезнувших миров

  1. Развитие жизни

Появление жизни на Земле до сих пор является загадкой для учёных. По самой распространённой гипотезе жизнь на Земле появилась примерно миллиарда лет назад. Наиболее вероятной причиной появления жизни считается биохимическая эволюция. Однако учёные не исключают и гипотезы панспермии — внеземного происхождения жизни. Классический вопрос «Что появилось раньше: яйцо или курица?» демонстрирует нам всю сложность проблемы, с которой сталкиваются теории зарождения жизни на Земле.

Двести лет палеонтологи Земли открывают тайны прошлых эпох. Какая же польза от этих знаний? Ведь все, что исчезло, никогда снова не появится на Земле. Нужно ли уделять время прошлому? На этот вопросы я отвечаю себе «Да».

Что можно считать началом появления жизни? Большинство современных учёных полагают, что толчок возникновению жизни на Земле дала химическая эволюция, в ходе которой неорганические молекулы на Земле под воздействием воды и воздуха стали превращаться в органические. Поначалу это были органические спирты и кислоты, затем постепенно стали появляться так называемые «биомолекулы» (аминокислоты, жирные кислоты и полисахариды). И наконец непосредственным предвестником появления на Земле жизни стал белок, ставший «строительным материалом» для всех живых организмов[1].

У Земли, как и у человека есть своя история – биография. Мы знаем биографию Пушкина, Лермонтова и хотим знать биографию Земли, но это невозможно без труда палеонтологов и неравнодушных людей, их находок и открытий. Сейчас палеонтология пополняется новыми сведениями и картина прошлого становиться все более полной. Благодаря окаменелостям мы узнаем о прошлом нашей планеты и о бесчисленных поколениях организмов, сменявших друг друга. Моя исследовательская работа начинается с 2013 года, когда мой отец Хвостиков Роман Петрович сделал большое открытие, вот тогда мне и представился случай узнать о Земле немного больше и я постаралась им воспользоваться. Сегодня я продолжаю исследовать территорию своего села Новоблагодарное и открываю для себя новые виды древних морских обитателей.

В какое бы время и в какой бы среде не жили организмы, между ними возникали особые отношения: кто-то был хищником, кто-то жертвой, одни были хозяевами, а другие вели паразитический образ жизни. В связи с этим, можно предположить, что некоторые, из найденных мной морских животных, не просто обитали на одной территории, а находились в тесной связи друг с другом[2].


Этапы жизни на Земле

Мы живём в современном мире, в котором существуют миллионы видов растений, животных, насекомых. У меня возник вопрос: «С чего всё началось, откуда появилась жизнь на Земле?» Сначала я спросила родителей, но они смогли ответить на мой вопрос. Затем я подошла к учителю, и она мне посоветовала изучить этот вопрос, порекомендовав литературу и возможности интернета. Вот что мне удалось выяснить.

Итак, первый шаг на пути к возникновению жизни заключается в образовании органических веществ из неорганических. Он связан с наличием химического «сырья», синтез которого может произойти при определенном излучении, давлении, температуре, влажности. Возникновению простейших живых организмов предшествовала длительная химическая эволюция. Из сравнительно небольшого числа соединений (в результате естественного отбора) возникли вещества со свойствами, пригодными для жизни. Соединения, возникшие на основе углерода, образовали «первичный бульон» гидросферы. По мнению ученых, содержащие азот и углерод вещества возникли в расплавленных глубинах Земли и выносились на поверхность при вулканической деятельности. Второй шаг в возникновении соединений связан с возникновением в первичном океане Земли упорядоченных сложных веществ – биополимеров: нуклеиновых кислот, белков. Как осуществлялось формирование биополимеров[3]?

Своё исследование я начала с работы с литературными источниками. Мне стало известно, что развитие жизни на земле разделяют на два этапа докембрий и фанерозой. Докембрий – более длительный и охватывает время от момента возникновения Земли до появления древнейших форм жизни. Фанерозой отсчитывается от эпохи, когда жизнь на нашей планете по - настоящему расцвела и делится на три эры: палеозойскую мезозойскую и кайнозойскую. Каждая из эр в свою очередь делится на периоды и эпохи.

Наибольший интерес, на мой взгляд, представляет мезозойская эра юрского периода (209-146 миллионов лет). В начале юры океан стал наступать на сушу, появились многочисленные и обширные мелководья и глубокие заливы. Климат становился теплее и влажнее. Пустыни отступали. Широко распространялась пышная растительность, а в морях возникли новые беспозвоночные. Эта пора была одним из самых благоприятных периодов в развитии животных и растений. В средней юре (190-170 млн. лет назад) происходит очередное погружение большей части территории Европейской России[4]. Вода покрывает земли европейской части России. В том числе и территорию Ставропольского края. Именно в этот период море кишит аммонитами и белемнитами.

Исследуя холмы и овраги своего села, я открыла для себя тайны древнего моря. Собрала коллекцию окаменелостей и с помощью организаторов и пользователей профессионального сайта «Аммонит.ру» определила эру, когда вместо зеленых лесов и хлебных полей, было теплое море (Приложение 1).

ГЛАВА 2. Кайнозойская эратема

История Сарматского моря

Шестьдесят пять миллионов лет назад на Земле произошла катастрофа. За кратчайший в геологическом смысле срок вымерло огромное количество разнообразных животных и растений, самые знаменитые из них - динозавры. Это событие обозначило конец мелового периода и мезозойской эры и начало нового периода - палеогена и новой эры - кайнозойской[5].

Если углубиться в историю, окажется, что несколько миллионов лет назад территория города находилась на дне Сарматского моря. История Сарматского моря восходит к океану Тетис. Он существовал около миллиарда лет назад, разделяя древние континенты. По мнению большинства ученых, Тетис стал прародителем всех современных океанов и морей. Со временем Тетис превратился в несколько водоемов, один из них – Сарматское море. Образовавшееся миллионы лет назад море можно было назвать озером: оно было изолированным водоемом, поэтому морские обитатели оказались его заложниками. Из-за этого на территории Ставрополья осталось множество их останков. Одним из следующих подтверждений о наличии моря – большое содержание органогенные пород.

7-10 миллионов лет назад на месте нашего Ставропольского края, когда Кавказские горы только начали подниматься, было тёплое море, где жили разные обитатели. Они были достаточно интересными — это кит, скелет которого находится у нас в Ставропольском музее, сухопутные и морские большие черепахи, тюлени, очень крупные рыбы, зубы которых у нас есть, акулы. Жили здесь и различные ракушки, моллюски – двустворчатые, брюхоногие».

Миллионы лет назад на территории города обитали дельфины, тюлени, тунцы и даже киты-цетотерии. Останки обитателей, затерявшиеся в морской пучине, дошли и до наших дней. С некоторыми из них можно познакомиться в Ставропольском краеведческом музее. После понижения уровня мирового океана Сарматское море перестало существовать. Но следы
от него остались буквально под ногами и вокруг каждого ставропольца
[6].
На дне моря скапливался песок и моллюски раковин – они образовали мощный слой известняка-ракушечника. Всю историю Ставрополя природный материал активно используют в строительстве зданий. Если вы замечали желтый камень в стенах городских зданий – это именно он.
Известняк в основном используют для облицовки зданий, частных домов и не только частных. Вообще это материал наш, ставропольский. Ракушечник — это очень благородный строительный материал. Он огнеупорный, морозостойкий
и для строительства, возведения зданий очень благополучный материал.

В нём человек чувствует себя спокойно, свободно» Ставропольский ракушечник начали использовать для строительства особняков и доходных домов еще с конца 18-го века.

В следующем столетии этот материал станет основным и заменит дерево
при постройке дома. Сейчас увидеть красивый, пористый камень крайне сложно, он спрятан за облицовкой. Однако прикоснуться к истории при должном желании все еще можно. Например, на улице Карла Маркса в городе Ставрополе, где сохранился первый каменный дом города, построенный из местного ракушечника. Первый дом из ракушечника был построен в 1799 году. Он показал, что камень идеально подходит для строительства: он хорошо держит тепло зимой и прохладу летом — это дало старт масштабному строительству. Почти весь исторический центр Ставрополя построен из камня-ракушечника, потому что он идеален - за ним не нужно далеко ехать
и с ним легко работать, поэтому он имел такую популярность среди строителей.

Поиски окаменелостей

Какие ощущения может испытывать человек, держа в руках часть древнего окаменевшего существа, жившего миллионы лет назад? Пожалуй, прежде всего – ощущение путешествия во времени. Исследуя холмы и овраги моего села, я путешествую по исчезнувшему древнему Сарматскому морю вот уже 10 лет. И узнаю о разнообразных морских животных, а также их образе жизни. Однажды наткнувшись на окаменелость, я поняла, что у нас под ногами не просто земля, а история нашей планеты (Приложение 2).

Лето 2013 года, как и прошлое в наших краях выдалось засушливым. И земля стала очень сухой. На глубине шести метров мой отец водитель экскаватора заметил какой-то рисунок на ровном пласте породы. Вглядевшись в него внимательнее, он различил полутораметровый скелет рыбы и крупные чешуйки размером с пятирублевую монету (Приложение 3).

Так мой отец 14 июня 2013 года нашел историческую ценность. Скелет найден в окрестностях села Новоблагодарное Предгорного района палеоцен-эоценовых отложениях Кайнозойской эры.

Об уникальной находке моя семья поспешила сообщить в музей-заповедник Ставрополя. Прибыв на место, сотрудники музея сразу же установили значимость находки. Это оказалась костистая рыба, обитавшая в меловых морях Мезозойской эры в эпоху динозавров, т.е. более 65 миллионов лет назад. О том, что миллионы лет назад на территории Ставрополья плескалось море, свидетельствует многометровый пласт известняков. По нему можно наблюдать периоды его обмеления и наступления.

Современницу динозавров выпилили из породы болгаркой и доставили в музей-заповедник, где после надлежащей обработки выставили в качестве экспоната[7] (Приложение 4).

В 2014 году моя семья поехала на открытие экспозиции, которая получила название Lyrolepis caucasica Romanovsky (Romanovsky в честь Хвостикова Романа) (Приложение 5).

Прошлогодние находки древних морских обитателей вызвали у меня большой интерес и стремление к новым открытиям. В это лето вместе со своей семьей я расширила территорию исследования. Узкая тропинка, ведущая прямо к Сарматскому морю, стала совсем знакомой, а моя коллекция пополнилась новыми неизвестными находками. К сожалению, очень мало обитавших когда-то на Земле животных сохраняются до наших дней. Важное условие сохранения остатков – это окаменение. Палеонтологи уверены, что гораздо лучше сохраняются части животных, живших в водной среде. Например, моллюск, попадая на дно, закрывается новыми слоями песка, ила и углубляется в осадочную породу. Здесь тело разрушается, а его место занимают минералы из воды, ил, которые постепенно заполняют всю раковину, которая внутри кажется каменной. Мне часто попадались большие каменные глыбы, внутри которых хранились отпечатки и разные раковины.

В следующем году я хочу поделиться своими открытиями с краеведческим музеем-заповедником города Ставрополя, надеюсь, что мои новые находки будут им интересны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя гипотеза о том, что современная территория Ставропольского края, миллионы лет назад была морским дном, подтвердилась. Удивительно то, что моим некоторым находкам как минимум 65 миллионов лет.

Моя исследовательская работа – плод ярких впечатлений по изучению мира доисторических животных на основе уникальных находок, найденных моей семьёй в результате наших походов. Как много чудес и загадок хранит в себе история, как много прекрасного находим мы в наши дни из того, что было давно, и чего, к сожалению, уже нет сейчас. Одним из таких загадочных природных чудес по праву считаются скелеты, аммониты, белемниты, губки, и многие другие ископаемые.

В результате исследовательской работы я пришла к следующему выводу: ископаемые остатки организмов служат документальным свидетельством жизни на Земле. На основе крайне неполных сведений палеонтологи (изучающие древние формы жизни) воссоздают облик давно вымерших растений и животных, иногда совершая поразительные открытия. Ископаемые останки помогают восстановить климатические условия той или иной геологической эпохи, следовательно, когда-то на Ставрополье было море. Изменение климата вызвало гибель растений и животных.

Но факт остаётся фактом доисторические животные и растения были и доказательство этому – «окаменелости», найденные учёными, исследователями, обычными людьми.

Предгорный район – уникальная сокровищница музейных экспонатов. Люди должны бережно относиться к окружающему миру, беречь природу.

Но на этом моё исследование не закончено. Как было сказано выше в следующем году я хочу поделиться своими открытиями с краеведческим музеем-заповедником города Ставрополя. Есть много интересных открытий, которые оставляют больше вопросов, чем ответов. Я планирую изучать и дальше эту тему, а в будущем, возможно, стать палеонтологом и совершать экспедиции в поисках новых интересных находок. И я могу с уверенностью сказать: главные открытия меня ждут впереди!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Габдуллин Р.Р. и др. В поисках исчезнувших миров. – Саратов.: Изд. Научная книга, #1057;. 26 -30.
  2. Детская энциклопедия. Т. 2. Изд. М.:- #1057;.43.
  3. Интересный и загадочный мир. Энциклопедия / Изд.М.: С.46.
  4. Сельцер В.Б., Иванов А.В. Атлас позднемеловых аммонитов Саратовского Поволжья. Монография. – М.: Книжный дом Университет, 2010. – С.154.
  5. Что случилось с аммонитами? Наука и жизнь. 1985. №6. С. 69 – 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


[1] Детская энциклопедия. Т. 2. Изд. М.:- #1057;.43.

[2] Что случилось с аммонитами? Наука и жизнь. 1985. №6. С. 69 – 73

[3] Сельцер В.Б., Иванов А.В. Атлас позднемеловых аммонитов Саратовского Поволжья. Монография. – М.: Книжный дом «Университет», 2010. – С.154

[4] Интересный и загадочный мир. Энциклопедия / Изд.М.: С.46.

[5] Габдуллин Р.Р. и др. В поисках исчезнувших миров. – Саратов.: Изд. «Научная книга», #1057;. 26 -30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры....

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №7-9 (44-46) "Кусочек моря на столе"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Отчет о работе методического объединения классных руководителей МБОУ Сухо-Сарматской СОШ за I полугодие 2015-2016 учебный год.

Отчет о работе методического объединения классных руководителей МБОУ Сухо-Сарматской СОШ за  I полугодие 2015-2016 учебный год....

Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.

Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....

"У моря, Японского моря"

Сценарий выступленияе агитбригады на экологическом фестивале «Моря верные друзья – это мы и вы, и я!», посвященный Всемирному Дню моря (24.09.2020).Ссылка на видео: https://youtu.be/...