Проект урока «Первые Олимпийские игры в древности» в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)
У учащихся сформируется образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю, расширятся знания учащихся по теме "Олимпийские игры в древности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 423 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Балахонихинская ОШ
Открытый урок
по теме «Первые Олимпийские игры в древности» в 5 классе
Работу выполнил(а):
учитель МБОУ БалахонихинскаяоОШ
Арзамасского района
Егорова Наталья Александровна
п.Балахониха, 2024
#1055;роект урока (соответствующий требованиям ФГОС)
Тема проекта | Первые Олимпийские игры в древности |
Автор учебника, по которому ведётся обучение | А.А.Вигасин,Г.И.Годер История древнего мира 5 класс, учебник для общеобразовательных организаций,М.: Просвещение 2023 г.
|
Классификация урока | урок – изучения нового материала |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса | В пятом классе обучаются 4 человека. Из них 3 мальчика и 1 девочка. Все обучающиеся проживают на территории пос. Балахониха и обучаются в МБОУ Балахонихинская ОШ. Все дети имеют подготовительную физическую группу здоровья. Зрение хорошее. По тестированию уровня развития: обладает высоким уровнем, - средним. В классе по окончанию 4 класса одна отличница –. На «4» и «5» четвертый класс закончили. имеет две тройки.--------. закончил 4 класс с тройками. Сказывается отсутствие строгого контроля со стороны родителей. Дети способны к обучению. В классе дисциплина хорошая. Класс работоспособный. Ребята любознательны, активны, общительны. Учащиеся выполняют требования учителей-предметников и классного руководителя. Ребята ответственно относятся к уборке в классе. Ребята эмоционально здоровы. Класс активен, трудоспособен. Отношения в классе дружеские. Между ребятами существует взаимопонимание. Учащиеся принимали активное участие в мероприятиях школы. Лидерами в классе являются мальчики. Они всегда ответственны и добросовестны. Очень любят экскурсии и походы на природу в семье с отчимом. Семьи благополучные и педагогически состоявшие. |
Цели проекта | Изучить возникновение и развитие олимпийского движения. |
Задачи проекта |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики | У учащихся сформируется образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю, расширятся знания учащихся по теме "Олимпийские игры в древности". Учащиеся узнают о происхождении первых Олимпийских игр древности, запишут в тетрадях понятия, научатся работать в группах, закрепят полученные знания теоретически. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | История возникновения Олимпийских игр, символы Олимпийских игр. Когда состоялись первые олимпийские игры? Ключевые понятия: атлет, ипподром, пятиборье, олимпионик. |
Технологическая карта урока
Тема урока: Олимпийские игры
Цель урока: Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике - Олимпийских играх;
- дать представление, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр;
- познакомить с основными видами спортивных состязаний;
- подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ
Развивающие:
- развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом
- развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;
- развивать навык подготовки сообщения
- развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);
- формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения
- развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником
Воспитательные :
- стремиться к физическому совершенствованию, желанию заниматься спортом, вести здоровый образ жизни;
- формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности
совершенствовать формы и методы самовоспитания
- воспитание интереса к истории; чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы
Ключевые понятия урока: Атлет, ипподром, пятиборье, олимпионик
Тип урока: урок – изучения нового материала
План урока: 1. Начало игр
2. Виды соревнований
3. Победители
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Материалы и оборудование: проектор, ПК, карточки с заданиями, учебник, тетрадь - тренажер
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Приветствие учителя, подготовка к уроку. Оценивают свой эмоциональный фон с помощью смайликов. | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока. |
Актуализация знаний | Фронтальный опрос по ранее изученному материалу «Философия, наука, образование». | Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, выражают собственную точку зрения. |
Вводно - мотивационный | - В черном ящике находиться символ мирового спортивного события, которое произошел в нашей стране 7 февраля 2014 года. Что в черном ящике?(Приложение 1) - Что символизируют олимпийские кольца, почему они разного цвета? - Знаете ли вы что шествие спортсменов на олимпиаде всегда начинают спортсмены из небольшой европейской страны? Что это за страна и почему она получили почетное право открывать олимпиаду? - Почему сегодня для жителей нашей страны важно, чтобы олимпийские игры проходили именно в России? - Какие идеи были заложены в основу проведения олимпиады в Древней Греции, если традиция проведения сохранилась до сих пор. На основе ответов учащихся начинает заполнять таблицу ЗХУ графу «знаю» Помогает формулировать вопросы для 2 графы таблицы ЗХУ «хочу знать» | 5 колец – символ олимпиады. Символизируют единение народов пяти мировых континентов, каждые континент изображается определенным цветом. Эта страна Греция. Почетное право открывать шествие спортсменов Греция получила как родина Олимпийских игр. Высказывают свое мнение. Высказывают свои точки зрения. Заполняют в таблице ЗХУ графу «знаю» (у себя в тетрадях) (Приложение 2)
Формулируют вопросы к графе «хочу знать» и записывают |
Изучение нового материала | Определите тему урока. Что мы должны узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Где мы можем получить информацию об этом? Работа с текстом учебника Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен. Дороги безопасны! Да победят сильнейшие» Какие знания об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва? Когда состоялись первые олимпийские игры? Сколько лет назад произошло это событие?
Греки посвящали Олимпийские игры богу Зевсу. О чем это говорит? При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов. (Слова с помощью компьютера показаны на интерактивной доске), учащиеся рассматривают слова, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их. Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения. Пятиборье - пять видов спортивных состязаний. Ипподром – место для проведения конных состязаний. Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр | Олимпийские игры в древней Греции. Когда были проведены первые олимпийские игры, где они проходили, кто мог принять в них участие, какие виды спорта входили в программу олимпиады, как чествовали победителей олимпийских игр. В тексте учебника Анализируют текст учебника, отвечают на вопросы.
В 776 году до н. э. 2789 лет назад. Это не просто спортивные состязания. Олимпиада имела и религиозный смысл. Она прославляла, силу, храбрость Зевса. Понятия записывают в тетрадь |
Физминутка | Если утверждение соответствует истине поднимите руки вверх и сделайте 2 хлопка, если не соответствует, наклонитесь вниз и сделайте один хлопок.
| Выполняют упражнения, отвечают на вопросы |
Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях | - какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством? - теперь обратите внимание на раздаточные материалы.(Приложение 3) Работаем в парах. Перед вами изображения разных видов спорта древней Греции на глиняной посуде, вам необходимо найти правильное название этого вида спорта. | Учащиеся решают проблемное задание, выражают собственную точку зрения, ищут доказательства. Работают с изображением |
Первичное закрепление | На основе изученного материала обобщить выводы и ответить на вопрос «Почему древние греки стали проводить Олимпийские игры?» Слова- подсказки: Поклонение, сила, ловкость. | Ответы учеников
Поклонение богам Стремление показать силу и ловкость |
Рефлексия | Перед вами гора «Олимп» поставит флажок на высоту соответствующей вашей отметки. Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило... | Оценивают уровень своих достижений на уроке. Ребята рассказывают о своих впечатлениях |
Организация домашнего задания | Учитель комментирует домашнее задание: #1087;араграф 39 выучить. Альтернативное задание: 1. Составьте рассказ от имени участника Олимпийских игр; 2. Заполнить таблицу № 2,стр.68. в тетради-тренажере «История. Древний мир » 5 класс. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1.
.
Приложение 1
Приложение 2.
Олимпийские Игры
Знаю | Хочу знать | Узнал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Рассмотрите внимательно изображения древнегреческих ваз и определите, какие виды состязаний были на Древних Олимпийских играх.
Самоанализ урока истории
5 класс
«Олимпийские игры в древности»
Класс: 5
Тема урока: «Олимпийские игры в древности».
Тип урока: урок изучения новой темы.
Ведущая технология: технология развития критического мышления.
Перед уроком были поставлены следующие цели:
- образовательные: исследовать историю Олимпийских игр в древности, сформировать целостное представление об Олимпийских играх;
- воспитательная – побудить в детях желание заняться каким-либо видом спорта;
- развивающие – развивать познавательную активность учащихся, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, развивать навыки устной речи, формировать интеллектуально-активную компетентность посредством активизации различных каналов поступления информации.
Цели, поставленные на уроке, реализовала с помощью различных приемов технологии критического мышления, которые оказались наиболее эффективными:
- исследовательский метод (самостоятельная работа с текстом);
- наглядно-иллюстративный метод
- составление «тонких» и «толстых» вопросов (наличие элементов дифференцированного обучения, так как «тонкие» вопросы составили более слабые ученики, а «толстые» – сильные ученики);
- здоровьесберегающее обучение (на уроке менялись виды деятельности, была использована презентация, физпауза, что позволило исключить утомляемость и перезагрузку учащихся).
Мотивации учебной деятельности способствовали:
- четко поставленные цели урока;
- эмоциональное вступительное слово учителя;
- использование мультимедийных технологий;
- активные формы обучения (выполнение заданий на маршрутном листе урока, самостоятельная работа с текстом, составление толстых и тонких вопросов, заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»);
- доверительный доброжелательный микроклимат на уроке;
- учет возрастных особенностей учащихся.
Структура урока выбрана оптимальной для данного типа урока и соответствует стадиям технологии критического мышления:
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Эмоциональный ввод в урок. Мотивация учеников.
3. Стадия осмысления
Изучение нового материала с использованием технологии критического мышления, что предполагало самостоятельную работу с текстом, составление «тонких» и «толстых» вопросов, заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал».
4. Стадия рефлексии
Дифференцированное домашнее задание. Подведение итогов урока. Впечатление учеников после урока (руки поднимают те, кому понравился урок).
Психологическая атмосфера урока была комфортной. Положительные эмоции преобладали и у меня и у учащихся. Активность учащихся была высокой. Абсолютно пассивных детей не было. Ребята работали с интересом, охотно шли на контакт с учителем.
Домашнее задание было дано в соответствии с нормами, предусмотренными СанПиНами, оно было творческим.
Рефлексия показала, что учащиеся хорошо усвоили тему урока. Доброжелательная атмосфера на уроке способствовала положительной оценке урока учащимися.
Если говорить о прогнозе результатов, я считаю, что знания, умения, навыки, полученные на уроке, будут способствовать лучшему усвоению материала на следующих уроках.
На случай непредвиденной ситуации были разработаны «запасные ходы»:
- наводящие вопросы;
- дополнительные задания и историческая задача «Определи сколько лет..».
Выводы
На мой взгляд, данный урок способствовал:
- формированию целостного представления об Олимпийских играх;
- развитию познавательной активности учащихся;
-формированию интеллектуально-активной компетентности посредством активизации различных каналов поступления информации;
- развитию рефлексии.
Эффективность достижения целей урока соответствует оптимальному уровню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" 5 класс (ФГОС)
Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" и презентация к уроку, 5 класс (ФГОС)...

Технологическая карта урока истории на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс
Пояснительная записка к уроку. На изучение раздела IV «Древняя Греция » отведено 17 часов в соответствии с планированием. Данный урок стоит пятнадцатым, на его изучение отведен 1 час...

урок истории "Олимпийские игры в Древности"
Познакомить с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции....
Урок истории "Олимпийские игры в древности"
Урок истории в 5 классе "Олимпийкие игры в древности", тип урока - открытие новых знаний....