"Развитие креативного мышления на уроках истории" (Публикация в научно-образовательном журнале "Вестник Просвещения")
статья по истории

В статье приведены приемы развития креативного мышления на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_pechat.docx305.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие креативного мышления на уроках истории»

В современном мире школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

Развитие креативного мышления, во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности

Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.

В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.

К сожалению, в современной школе, особенно по традиционной программе, развитию креативного мышления детей уделяется пока ещё крайне мало времени. Одной из форм его развития являются творческие задачи. Я уже много лет работаю по традиционной программе и использую их в своей работе.

Главная задача в развитии креативных способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности учащихся. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. На уроках, всюду, где только возможно, будил мысль ученика, развивал активное, самостоятельное и – как высший уровень – творческое мышление. Уроки, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к истории, а следовательно, желание заниматься ею и приобретать новые знания по этому предмету, но и способствовать развитию личности, её мыслительной деятельности: умению выделять главное в проблеме: формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.

Формы работы по развитию креативного мышления:

  • Проекты- цель состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

5кл. «Путешествие в Средневековую Индию»

6 кл. «В гостях у Марко Поло»

7кл «Герой русской истории «князь Александр Невский»

8кл. «Великий ученый России – М.В. Ломоносов»

  • синквейн, 5 класс: «  Правление царя Хаммурапи»

1. Хаммурапи

2. Знаменитый и мудрый

3. Покорял, управлял,укреплял

4. Могучего государства достойный

Првитель

  •  кластеры,

  • творческое перо,

 Задание. Назовите имя князя, который изображен на иллюстрации и о котором идет речь в стихотворении. Назовите события (сражения), которые связанны с именем этого князя. 6 класс

… Князь подскакал к прибрежным скалам,  

На них вскарабкавшись трудом,

 Высокий выступ отыскал он,

 Откуда видно все кругом.   И оглянулся.

Где-то сзади,

Среди деревьев и камней,

Его полки стоят в засаде,

Держа на привязи коней.  

 А впереди, по звонким льдинам, Гремя тяжелой чешуей,

Ливонцы едут грозным клином – Свиной железной головой.

  • анаграммы:

  •        

Вывод: Подобные задания требуют от обучающихся большой самостоятельности мышления. Важное условие - это использовать их именно в рамках урока, а не во внеурочной деятельности или в качестве домашнего задания. Необязательно делать их громоздкими, вполне достаточно 10-15 минут для достижения необходимого результата.

Результат повышения интереса к предмету и развития креативного мышления – повышение качества образования обучающихся.

Список литературы:

  1. Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Утёмов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». – Киров, 2012. – Май. – ART 1257. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm.
  4. Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Январь 2012, ART 1202. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1202.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225- 1618.
  5. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХI века. Теория и практика. –М.: МГИУ, 2008. – 306 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие креативного мышления на уроках математики"

Данную презентацию можно использовать как шаблон при защите категории....

Развитие креативного мышления на уроках физики

Статья о развитии нестандартного мышления  на уроках физики....

Презентация "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках"

Презентация предназначена для учителей истории и обществознания, знакомит с особенностями использования творческих заданий на уроках истории и обществознания для развития креативного мышления и творче...

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

Доклад "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках обществознания"

Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...

Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка.

Как развивать креативное мышление? Данная статья представляет пример такой работы на уроке русскогоя языка в средней и старшей школе....