УРОКИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
В статье рассматривается внедрение приёмов публичной дипломатии на урокахистории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Противостояние крупных мировых держав актуализирует необходимость использования грамотных способов урегулирования разногласий и конфликтов. В этой связи дипломатия будет играть важную роль в любой стране мира, поскольку она является эффективным инструментом внешней политики. В настоящее время огромное значение в мировой политике играет общественная дипломатия, ориентированная на международное гуманитарное сотрудничество и расширение образовательно-просветительского формата международных отношений. В основе общественной дипломатии лежат принципы межкультурного диалога, взаимоуважения и толерантности. Общественная дипломатия в силу своего характера позволяет организовывать и осуществлять совместную созидательную деятельность, и такой опыт имеет историческое подтверждение. Активными общественными дипломатами выступают дети и подростки, участвующие в общественной жизни своей страны и развивающие молодежное международное сотрудничество.
Отдельного изучения и анализа заслуживает деятельность сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. На сегодняшний день Проект объединяет 7500 организаций в 174 странах. Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО - один из самых продолжительных проектов Организации. СССР включился в движение ассоциированных школ в 1966 году.
Обратимся к определению термина «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», приведенного на сайте Википедии:
«Ассоциированные школы ЮНЕСКО (UNESCO Associated Schools Project Network, ASPnet) — учебно-воспитательные учреждения, сотрудничающие с ЮНЕСКО в рамках соответствующих национальных программ в распространении миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей» [22].
В организации Ассоциированные школы ЮНЕСКО в более чем 180 государствах мира насчитывается свыше 9,5 тысяч ассоциированных школ и других учебных заведений, в том числе в России в настоящее время свыше 260 (школы, гимназии, ПТУ, техникумы, педагогические институты и др.) ЮНЕСКО декларирует преемственность образования. Среди ассоциированных учебных заведений представлены учреждения дошкольного образования, начальная школа, средняя школа, учреждения профессионально-технического образования, программы подготовки учителей. Координация Проекта осуществляется Комиссией Российской Федерацией по делам ЮНЕСКО совместно с Министерством образования Российской Федерации через Национальный координационный центр ПАШ ЮНЕСКО (НКЦ).
Участников проекта во всем мире объединяет следующие основные направления деятельности:
- Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО;
- Экология, охрана окружающей среды;
- Изучение всемирного культурного и природного наследия;
- Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие, формирование установок толерантного поведения.
Программа проектов UNESCO, реализуемая в МАОУ СОШ 10 г. Калининграда, подразумевает продвижение идей защиты мира и развитие межкультурных коммуникаций, учит молодежь быть толерантной и жить в многообразном мире, но при этом помнить свои истоки и сохранять национальную культуру. Этому способствуют различные формы и методы работы по развитию молодежной общественной дипломатии.
Одним из инструментов, позволяющих обучать молодежь общественной дипломатии и распространять идеи и цели ООН, является моделирование работы Организации Объединенных Наций.
Модель ООН – это ролевая творческая игра, в которой участники примеряют на себя роли делегатов от различных государств. Участники отстаивают позиции своего государства и вырабатывают решение различных глобальных проблем. Так, дети копируют работу реальных делегатов, работающих в ООН в штаб-квартире в Нью-Йорке. Роль дипломата дает школьникам возможность понимать актуальные вопросы политики и проблемы экономики, проникать в их суть и предлагать собственные пути решения острых вопросов; помогает пониманию и принятию разных культур. Моделирование заседаний ООН способствует пониманию национальных интересов разных стран мира, помогает глубже изучить географию, культуру и традиции, вникнуть в основы международного законодательства и международной финансовой системы.
Ключевая роль – роль общественной дипломатии через Моделирование ООН – очевидна. С помощью этой научно-образовательной игры ООН, объединяющая 193 государства, распространяет свои ценности и идеалы, продвигает цели и установки, поскольку для подготовки к участию и для самого участия школьники анализируют информацию о представляемой стране и самой ООН, ее миссии, уставе.
«На сегодняшний день около 400 таких конференций проходят в 35 странах мира, в которые вовлечены более 200 тысяч учащихся школ, колледжей, университетов, и эти цифры непреклонно растут» [3].
Непосредственное участие в этом движении принимают и школы РФ. Так, в Калининградской области в МАОУ СОШ 10 проводятся заседания Международного Молодежного Форума ООН, ролевые деятельностные игры «Калининградская молодежная модель ООН». Игры проходят при поддержке ученых БФУ им. И. Канта и общественных деятелей области.
В ходе проведенных диагностических бесед с учениками-участниками проектов ЮНЕСКО, выясняя, какова их мотивация к участию в проектах.
Интересно, что ученики 6-8 классов отмечали в качестве основного стимула к участию – возможность ориентироваться в потоке информации о политике и делать собственные выводы на основе предложенных фактов, а ученики старших классов преследовали цели пополнения портфолио и обогащения социального опыта. Обе группы выделяли также профориентационную составляющую мотивации к участию в проектах, но для среднего звена возможность участия в проектах рассматривалась как возможность сориентироваться в мире профессий и выбрать для себя вектор движения, а для старшеклассников участие в проектах рассматривается как возможность убедиться в том, что уже выбранная специальность им подойдет в будущем.
Кроме того, ученики среднего звена предпочитали индивидуальную работу в рамках проекта ЮНЕСКО предположительно ввиду не сформированности коммуникативных навыков и умения командной работы, а их старшие товарищи склонялись к групповой работе, поскольку чувствуют себя уже достаточно уверенно.
Школьная публичная дипломатия посредством моделирования заседаний ООН достигает сразу двух целей. Во-первых, она посредством подобных моделирований достигается цель ООН в части улучшения качества образования среди молодежи. Во-вторых, подобные моделирования выгодны и ООН, поскольку работают на имидж Организации Объединенных Наций, популяризируют ее в молодежной среде. Путем участия в школьных проектах ООН организация приобретает новым молодых сторонников, которые могут говорить с современными юношами и девушками на понятном подросткам языке и доступно излагать молодежной аудитории ценности и идеи ООН. Кроме того, молодежная публичная дипломатия побуждают школьников интересоваться международным культурным диалогом.
Руководство школ, реализуя проекты ЮНЕСКО, ставит следующие цели:
–расширить представления учащихся о публичной дипломатии;
-привить уважение к многообразию мировых культур и выработать толерантность ;
– научить школьников публичным выступлениям, ведению дискуссий, аргументированному выражению своей позиции;
– совершенствовать навыки иностранных языков;
– познакомиться с духовными ценностями своего и других народов мира;
– воспитать поликультурную личность;
-сформировать активную жизненную позицию молодого гражданина РФ.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что молодежная публичная дипломатия, взращиваемая в ассоциированных школах ЮНЕСКО, является важным элементом молодежной публичной дипломатии современности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профессиональной ориентации школьников в условиях учреждений дополнительного образования
Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в еди...

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных пре...

Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...

Работа преподавателя по профессиональной ориентации школьников
Материал представляет собой презентацию отчёта о работе преподавателя СПО по профессиональной ориентации школьников, подготовленный для выступления на Фестивале образовательных инноваций "Диалог - 201...

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях.
Профессиональная ориентация школьников в современных условиях...

Проектная работа «МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Проектная работа в рамках образовательной программы:«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы ОО»«Модель сопровождения профессиональной ориента...
Профессиональная ориентация школьников на уроках физической культуры
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалиф...