УРОКИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Табешадзе Ольга Ивановна

В статье рассматривается внедрение приёмов публичной дипломатии на урокахистории и обществознания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОКИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Противостояние крупных мировых держав актуализирует необходимость использования грамотных способов урегулирования разногласий и конфликтов. В этой связи дипломатия будет играть важную роль в любой стране мира, поскольку она является эффективным инструментом внешней политики. В настоящее время огромное значение в мировой политике играет общественная дипломатия, ориентированная на международное гуманитарное сотрудничество и расширение образовательно-просветительского формата международных отношений. В основе общественной дипломатии лежат принципы межкультурного диалога, взаимоуважения и толерантности. Общественная дипломатия в силу своего характера позволяет организовывать и осуществлять совместную созидательную деятельность, и такой опыт имеет историческое подтверждение. Активными общественными дипломатами выступают дети и подростки, участвующие в общественной жизни своей страны и развивающие молодежное международное сотрудничество.

Отдельного изучения и анализа заслуживает деятельность сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. На сегодняшний день Проект объединяет 7500 организаций в 174 странах. Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО - один из самых продолжительных проектов Организации. СССР включился в движение ассоциированных школ в 1966 году.

Обратимся к определению термина «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», приведенного на сайте Википедии:

«Ассоциированные школы ЮНЕСКО (UNESCO Associated Schools Project Network, ASPnet) — учебно-воспитательные учреждения, сотрудничающие с ЮНЕСКО в рамках соответствующих национальных программ в распространении миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей» [22].

В организации Ассоциированные школы ЮНЕСКО в более чем 180 государствах мира насчитывается свыше 9,5 тысяч ассоциированных школ и других учебных заведений, в том числе в России в настоящее время свыше 260 (школы, гимназии, ПТУ, техникумы, педагогические институты и др.) ЮНЕСКО декларирует преемственность образования. Среди ассоциированных учебных заведений представлены учреждения дошкольного образования, начальная школа, средняя школа, учреждения профессионально-технического образования, программы подготовки учителей. Координация Проекта осуществляется Комиссией Российской Федерацией по делам ЮНЕСКО совместно с Министерством образования Российской Федерации через Национальный координационный центр ПАШ ЮНЕСКО (НКЦ).

Участников проекта во всем мире объединяет следующие основные направления деятельности:

  • Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО;
  • Экология, охрана окружающей среды;
  • Изучение всемирного культурного и природного наследия;
  • Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие, формирование установок толерантного поведения.

Программа проектов UNESCO, реализуемая в МАОУ СОШ 10 г. Калининграда, подразумевает продвижение идей защиты мира и развитие межкультурных коммуникаций, учит молодежь быть толерантной и жить в многообразном мире, но при этом помнить свои истоки и сохранять национальную культуру. Этому способствуют различные формы и методы работы по развитию молодежной общественной дипломатии.

Одним из инструментов, позволяющих обучать молодежь общественной дипломатии и распространять идеи и цели ООН, является моделирование работы Организации Объединенных Наций.

Модель ООН – это ролевая творческая игра, в которой участники примеряют на себя роли делегатов от различных государств. Участники отстаивают позиции своего государства и вырабатывают решение различных глобальных проблем. Так, дети копируют работу реальных делегатов, работающих в ООН в штаб-квартире в Нью-Йорке. Роль дипломата дает школьникам возможность понимать актуальные вопросы политики и проблемы экономики, проникать в их суть и предлагать собственные пути решения острых вопросов; помогает пониманию и принятию разных культур. Моделирование заседаний ООН способствует пониманию национальных интересов разных стран мира, помогает глубже изучить географию, культуру и традиции, вникнуть в основы международного законодательства и международной финансовой системы.

Ключевая роль – роль общественной дипломатии через Моделирование ООН – очевидна. С помощью этой научно-образовательной игры ООН, объединяющая 193 государства, распространяет свои ценности и идеалы, продвигает цели и установки, поскольку для подготовки к участию и для самого участия школьники анализируют информацию о представляемой стране и самой ООН, ее миссии, уставе.

«На сегодняшний день около 400 таких конференций проходят в 35 странах мира, в которые вовлечены более 200 тысяч учащихся школ, колледжей, университетов, и эти цифры непреклонно растут» [3].

Непосредственное участие в этом движении принимают и школы РФ. Так, в Калининградской области в МАОУ СОШ 10 проводятся заседания Международного Молодежного Форума ООН, ролевые деятельностные игры «Калининградская молодежная модель ООН». Игры проходят при поддержке ученых БФУ им. И. Канта и общественных деятелей области.

В ходе проведенных диагностических бесед с учениками-участниками проектов ЮНЕСКО, выясняя, какова их мотивация к участию в проектах.

Интересно, что ученики 6-8 классов отмечали в качестве основного стимула к участию – возможность ориентироваться в потоке информации о политике и делать собственные выводы на основе предложенных фактов, а ученики старших классов преследовали цели пополнения портфолио и обогащения социального опыта. Обе группы выделяли также профориентационную составляющую мотивации к участию в проектах, но для среднего звена возможность участия в проектах рассматривалась как возможность сориентироваться в мире профессий и выбрать для себя вектор движения, а для старшеклассников участие в проектах рассматривается как возможность убедиться в том, что уже выбранная специальность им подойдет в будущем.

Кроме того, ученики среднего звена предпочитали индивидуальную работу в рамках проекта ЮНЕСКО предположительно ввиду не сформированности коммуникативных навыков и умения командной работы, а их старшие товарищи склонялись к групповой работе, поскольку чувствуют себя уже достаточно уверенно.

Школьная публичная дипломатия посредством моделирования заседаний ООН достигает сразу двух целей. Во-первых, она посредством подобных моделирований достигается цель ООН в части улучшения качества образования среди молодежи. Во-вторых, подобные моделирования выгодны и ООН, поскольку работают на имидж Организации Объединенных Наций, популяризируют ее в молодежной среде. Путем участия в школьных проектах ООН организация приобретает новым молодых сторонников, которые могут говорить с современными юношами и девушками на понятном подросткам языке и доступно излагать молодежной аудитории ценности и идеи ООН. Кроме того, молодежная публичная дипломатия побуждают школьников интересоваться международным культурным диалогом.

Руководство школ, реализуя проекты ЮНЕСКО, ставит следующие цели:

–расширить представления учащихся о публичной дипломатии;

-привить уважение к многообразию мировых культур и выработать толерантность ;

– научить школьников публичным выступлениям, ведению дискуссий, аргументированному выражению своей позиции;

– совершенствовать навыки иностранных языков;

– познакомиться с духовными ценностями своего и других народов мира;

– воспитать поликультурную личность;

-сформировать активную жизненную позицию молодого гражданина РФ.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что молодежная публичная дипломатия, взращиваемая в ассоциированных школах ЮНЕСКО, является важным элементом молодежной публичной дипломатии современности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профессиональной ориентации школьников в условиях учреждений дополнительного образования

Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в еди...

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников  Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных пре...

Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...

Работа преподавателя по профессиональной ориентации школьников

Материал представляет собой презентацию отчёта о работе преподавателя СПО по профессиональной ориентации школьников, подготовленный для выступления на Фестивале образовательных инноваций "Диалог - 201...

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях.

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях...

Проектная работа «МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Проектная работа в рамках образовательной программы:«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы ОО»«Модель сопровождения профессиональной ориента...

Профессиональная ориентация школьников на уроках физической культуры

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому  школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалиф...