Образование Древнерусского государства
рабочие листы по истории (6 класс)

 Образование Древнерусского

государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_gosudarstva_rus.docx340.2 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ОбразованиеДревнерусского

государства

Исследуемая проблема:__________________________________________________________.

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте отрывок из «Полного курса лекций по русской истории»                  С.Ф. Платонова и ответьте на вопрос:

«…У греков под именем Bapayjoi (варанги) разумелись наемные дружины северных людей, норманнов, служивших в Византии... арабские писатели также знают варангов как норманнов. Следовательно «варанги» представляют собою нечто вполне определенное в смысле этнографическом — дружину норманского происхождения... Летописец, перечисляя племена, жившие по берегам Балтийского моря, говорит: «По сему же морю Варяжскому (т. е. Балтийскому) седят Варязи»…»

Какой народ вошел в историю под названием «варяги»:

А) Группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири и Восточной Европе

Б) Тюркоязычный кочевой народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия

В) Поселенцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали на славянских землях в качестве наемных воинов и торговцев

ЗАДАНИЕ 2.Ниже приведён список занятий, свойственных многим народом средневековья. Всеми ими за исключением одного занимались и варяги:

А) Торговля

Б) Земледелие и скотоводство

В) Пиратство, военная служба в качестве наёмников

Г) Мореплавание и колонизация

ЗАДАНИЕ 3.Работа с документом

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им  дани,  и  начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И  сказали  себе:  «Поищем  себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к  варягам, к руси. Те варяги назывались русью... Сказали руси  чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней  нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший,  Рюрик,  в  Новгороде,  а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в  Изборске.  И  от  тех варягов прозвалась Русская земля. Через два же года умерли  Синеус  и  брат  его Трувор. И принял всю власть один Рюрик... Аскольд же и Дир собрали  у  себя  много варягов и стали владеть землею полян и Киевом. Рюрик же княжил в Новгороде…»

(Нестор «Повесть временных лет»)

В каком году, согласно летописи, были приглашены варяги? Ответ: __________________

Что послужило причиной призвания варягов?Ответ: _______________________________

_________________________________________________________________________________

Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии:

А) Синеуса                 Б) Трувора               В) Рюрика                     Г) Аскольда

Каковы были последствия, описываемых в летописи событий?(Исключите из списка НЕВЕРНОЕ суждение):

А) В ответ на призыв, в славянские земли пришли княжить три брата: Рюрик – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске

Б) В славянских землях продолжились распри и усобицы

В) Призвание варягов положило начало первой княжеской династии – династии Рюриковичей

ВЫВОД 1

Выберите верное суждение:

А) Варяги создали государство у восточных славян

Б) Варяги не имеют никакого отношения к созданию государства у восточных славян

В) Варяги встали во главе уже складывающегося восточнославянского государства, ускорив объединение славянских земель

ЗАДАНИЕ 4. Работа с документом

«…В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение  свое  Олегу  -  родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал…

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв  с  собою  много  воинов…  И пришел  к  Смоленску  с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в  нем  своего  мужа.  Оттуда отправился вниз, и взял Любеч... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут  Аскольд  и  Дир… И сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья  вы  и  не

княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира… И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот

Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и  мери,  и установил варягам давать дань от  Новгорода  по  300  гривен  ежегодно  ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава...»

(Нестор «Повесть временных лет»)

Используя отрывок из летописи, вставьте в предложение пропущенные слова и даты:

В __________ году князь ______________ объединил два государственных центра: ____________ - на севере и ______________ - на юге.

Какой город стал столицей Древнерусского государства:

А) Новгород                  Б) Чернигов                 В) Киев              Г) Смоленск

ВЫВОД 2

Таким образом, в _________ веке образовалось Д_________________________ государство с центром в городе К__________. Во главе нового государства стоял в______________________  князь.

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте отрывок из «Полного курса лекций по русской истории» С.Ф. Платонова и выберите из приведённого списка НЕВЕРНОЕ суждение:

«…В языческое время на Руси общество делилось на самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем… Человеческая личность сама по

себе в нем не имела никакого значения. Таким образом в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь…»

Чем был вызван отказ князя Владимира от языческой веры?

А) Стремлением усилить собственную власть

Б) Натиском соседних народов

В) Желанием объединить славянские племена под своей властью

Г)Практически весь европейский мир уже перешёл к христианству, Русь не могла более оставаться языческой окраиной

ВЫВОД  3

Смена веры была вызвана стремлением князя Владимира о _ _ _ _ _ _ _ _ _  восточнославянские племена и укрепить власть к _ _ _ _; повысить международный авторитет Руси.

ЗАДАНИЕ 6.Расположите в хронологической последовательности события, повлекшие за собой крещение князя Владимира:

А) Восстание в Византии против императора Василия II, обращение императора за помощью к князю Владимиру

Б) Захват князем Владимиром Корсуни, согласие императора отдать ему в жены принцессу Анну

В) Крещение князя Владимира в Корсуни в 988 году

Г) Требование князя Владимира отдать ему в жены сестру византийского императора Анну, взамен на военную помощь; ответное требование императора: Владимир должен креститься, ведь Анна – христианка

Д) Внезапная болезнь князя, повлекшая за собой слепоту

А

Запишите буквы, которыми обозначены события в правильной последовательности в таблицу:

ЗАДАНИЕ 7.Выберите из приведенного списка четыре верных суждения относительно значения принятия христианства:

А)Укрепление международного авторитета Руси

Б) Начало ожесточенной борьбы между язычниками и христианами и распад государства

В)Укрепление государственной власти и порядка в стране

Г) Развитие просвещения и культуры

Д) Упадок древнерусской культуры

Е) Смягчение нравов (изживание кровной мести, человеческих жертвоприношений,

многоженства)

ВЫВОД  4

Принятие в _________ году _____________________ укрепило государство, изменило быт и нравы населения, способствовало развитию культуры и укреплению международного авторитета Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...