рабочая тетрадь "Правление Алексея Михайловича"
материал по истории
Рабочая тетрадь содержит материал о периоде правления Алексея Михайловича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.tetr_.aleks_.mih_-_kopiya.docx | 728.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский медицинский колледж
Святого Луки (Войно-Ясенецкого)» в г. Марксе
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по СГ.08 Россия –моя история
«ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА»
Преподаватель: Шишкова Л.С.
Специальность#1057;естринское дело
Учебная дисциплина: СГ.08. Россия-моя история
2024г.
Пояснительная записка
Эта рабочая тетрадь подготовлена для оказания помощи студентам второго курса в изучении дисциплины СГ.08. Россия – моя история.
В рабочую тетрадь включены различные типы заданий, которые позволяют студенту усвоить изучаемый материал.
Курс истории требует от студента не только технического запоминания тех или иных исторических фактов, а умения думать, анализировать, обобщать.
Целью составления рабочей тетради является создание условий для усвоения учебного материала. Так же предполагается серьезная работа студента, направленная на получение прочных и глубоких знаний.
Не следует отчаиваться, если в процессе обучения возникают определенные сложности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
#1053;а занятии, во время лекции преподавателя обратите внимание на логику изложения материала.
#1053;е ждите предложения от преподавателя конспектировать весь рассказ преподавателя или отдельные фрагменты. Попытайтесь конспектировать сами в удобной для вас форме. Не стремитесь записать все дословно, конспектируйте самое главное, основное.
#1042; процессе прослушивания нового материала обратите внимание на графический материал, который несет большую информацию и способствует восприятию материала .
4. Для успешного усвоения курса ,важное значение имеет самостоятельная работа с книгой.
#1046;елательно прочитать учебный материал вслух, т.к. это способствует необходимой языковой обработке всех встречающихся терминов, формулировок и выражений. Чтение вслух особенно предпочтительно для студентов, у которых слуховое восприятие материала способствует более быстрому усвоению и запоминанию терминологии.
6. Не допускайте чтение материала выборочно , т.к. какая-то информация останется без внимания.
7. Изучив материал учебника и новую тему, проверьте свои знания по рабочей тетради.
8. После выполнения заданий по теме проверьте правильность ваших ответов, используя учебник, материалы рассказа преподавателя или другой литературы, которую вы изучали.
#1053;е упрощайте свою работу списыванием из учебника- это не даст желаемого результата.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В УЧЕБЕ!
#1042;ставьте пропущенные слова
Алексей Михайлович (1629-1676),---------------- русский царь с #1057;ын царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой. В правление Алексея Михайловича усилилась ---------------------------------- и --------------------------------------- (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654); возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и крестьянская война под руководством Степана Разина; произошел раскол русской церкви.
#1042;ставьте пропущенные слова , имена, даты, названия.
Из биографии.
- На трон Алексей Михайлович взошёл в ____ лет, как и его отец. К царствованию его готовили, он получил хорошее образование, знал иностранные языки, разбирался в философии. Много читал. Он был первым русским царём, который сам подписывал документы и указы.
- Это был добрый, благожелательный, спокойный человек. Не случайно его прозвали __________. Однако в случае необходимости проявлялась его сила, решимость и порой даже жестокость.
- Царь был набожным человеком, привечал к себе богомольцев и нищих, в первые годы царствования поддерживал кружок ________________________.
- Период правления Алексея Михайловича называют « __________________ веком», потому что было много восстаний народа.
- Большое влияние на формирование характера царя сыграл его дядька-воспитатель ___________________, который позже станет фактическим главой правительства.
- У царя было два брака. Жёны — Мария Милославская и _____________________. Много детей. На троне побывали: Фёдор , Софья и Иван от первого брака и _______________- от второго.
- При Алексее Михайловиче произошёл ____________________. Патриарх _______________ вводил единые для всей Руси обряды, то есть унификацию церкви, которая носила чисто внешний характер. Так креститься надо было тремя перстами, а не двумя, крестный ход осуществлять не по солнцу, а против него и другие. Многие воспротивились этому. Позже их станут называть ___________________. Во главе старообрядцев был _____________________ ( то есть настоятель соборного клира- всех духовных лиц при храме) ___________________. Одной из его сторонниц была ______________________________, которая не желала отказаться от старой веры. Для позора царь в цепях велел провезти её по Москве, чтобы все смеялись над ней. Но смеялись немногие. Многие сочувствовали. Судьба Аввакума ужасна- 15 лет земляной тюрьмы и сожжение. Морозова -скончалась в Пафнутьево-Боровском монастыре в земляной тюрьме, где умерла от истощения. Именно её изобразил _______________________ на своей картине.
III. Заполните таблицу в разделе «Результаты»
Внутренняяя политика
Направления деятельности | Результаты |
#1059;крепление власти царя, установление абсолютизма в России | |
| |
| 1646- 1654 г.- учреждение Приказа тайных дел – сыск, полиция. |
#1055;роведение военной реформы. | Продолжил политику отца по формированию полков иноземного строя. 1648-1654 проводит военную реформу, полки нового строя становятся массовыми, активно привлекает иностранных специалистов. |
| |
| |
| 1653- начало церковного раскола. Противники — Никон и Аввакум. Никон стремится к унификации церкви. Царь сначала поддержал Никона, но потом и он – в опале. 1668-1676- |
| |
|
#1047;аполните таблицу в разделе «Направление деятельности»
Внешняя политика
Направления деятельности | Результаты |
1. | Осваиваются новые территории Сибири. Строятся города Нерчинск, Иркутск, Селенгинск. |
1654-воссоединени Украины с Россией. К России была присоединена Левобережная Украина. | |
1654-1667- русско-польская война. По Андрусовскому перемирию с Речью Посполитой к России присоединены Смоленские и Черниговские земли. | |
1656-1658- русско – шведская война. По Кардисскому миру 1661 г. Россия вернула завоёванные территории Ливонии, но не добилась выхода к Балтийскому морю. | |
Отражение набегов крымского хана, строительство засечной черты. |
#1042;ставьте пропущенные слова
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Установление __________________ в России, укрепление власти царя.
- Юридическое оформление ______________________________ в России.
- Дальнейшее совершенствование системы государственного управления, личный контроль со стороны царя. Падает значение ____________________ и боярской думы, растёт роль приказной бюрократии.
- Значительное усиление военной мощи и боеспособности русской армии в результате _______________________ реформы.
- Ухудшение жизни народа, жестокое подавление всех видов возмущения.
- Дальнейшее развитие экономики страны, политика протекционизма в торговле, развитие экономических и культурных связей с ______________.
- Использование церкви, _____________________ для укрепления царской власти, поддержка реформ Никона и отстранение его от власти с появлением угрозы усиления власти церкви. Борьба со старообрядцами.
- Дальнейшее расширение территории в связи с освоением _____________________, удачными результатами войн с Польшей и Швецией.
- Не смог добиться выхода к _____________________ морю и окончательно предотвратить набеги крымского хана.
В целом правление Алексея Михайловича Романова было успешным, создало почву для последующих реформ Петра 1.
#1047;апишите в таблицу соответствующую событию дату
Хронология жизни и деятельности Алексея Михайловича
Создана Ближняя дума (ближайшие соратники царя). | |
Создан Приказ тайных дел. | |
Подняты косвенные налоги, в 4 раза выросла цена на соль. | |
Соляной бунт. | |
Открытия русскими путешественниками мыса Дежнёва и Берингова пролива. | |
Соборное уложение. Юридическое закрепление крепостного права. | |
Начало церковной реформы Никона. Раскол в церкви. | |
Земский собор принял решение о присоединении Украины к России. | |
Переяславская Рада приняла решение о вхождение в состав России Левобережной Украины. | |
Последний Земский собор. | |
Торговый устав. Введена единая пошлина- 5 % стоимости товара. | |
Русско-польская война, Андрусовское перемирие. | |
Денежная реформа( вместо серебряных- медные деньги, обесценивание медных денег). | |
Русско-шведская война, Валиссарское перемирие и Кардисский мир. | |
Медный бунт ( чеканить медные деньги прекратили) | |
Восстание донских казаков под предводительством Василия Уса. Подавлено. | |
Гражданская почта. | |
Строительство на Оке первого корабля « Орёл» и несколько небольших судов ( голландцами). | |
Новоторговый устав ( протекционизм в торговле, двойная пошлина на иностранные товары и торговля иноземных купцов тол ко оптом). | |
Крестьянская война под руководством Степана Разина.Восстание в Соловецком монастыре. |
VII. Впишите пропущенные слова
- Наталья Кирилловна Нарышкина (1651-1694), вторая жена царя Алексея Михайловича, родила троих детей, один из которых ___________________.
- Федор Алексеевич (1661-1682), царь с 1676. Сын Алексея Михайловича от первого брака с ____________________. При нем правили различные группы бояр. Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 проведена общая перепись населения; в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт, окончательно закреплено объединение Левобережной Украины с Россией.
#1055;рочитайте текст и укажите имя современника Алексея Михайловича , пропущенное в тексте
Первые годы царствования
Правление Алексея Михайловича Романова началось в 1645 году. Юность и неопытность правителя на первых порах была настолько велика, что все важные и наболевшие вопросы управления государством сосредоточились в руках ________________________. Но отличное образование и талант правителя дали о себе знать, и вскоре принимать правительственные решения стал сам Алексей Михайлович Романов. Исторический портрет его царствования тех лет обрисовывает все сложности и противоречия внутренней и внешней политики Руси. Активное привлечение к управлению страной иностранных советников дало начало реформам. В это время проявляется характер царя. Образованный, благожелательный и спокойный человек – вот как в глазах современников выглядел Алексей Михайлович Романов. Прозвище "Тишайший" царь получил вполне заслуженно. Но в случае необходимости мог проявить волю, решимость, а иногда даже и жестокость .
#1055;рочитайте текст и укажите о каком событии идет речь
Реформы Алексея Михайловича Романова положили начало созданию Соборного уложения – первого свода законов Российского государства. До этого судейство на Руси руководствовалось различными, зачастую противоречащими самим себе указами, выписками и распоряжениями. К принятию уложения царя подтолкнул _____________________________________. Зачинщики предложили государю привести в порядок правила торговли солью и созвать Земское собрание. В тот момент царь был вынужден идти на уступки, но после принятия Уложения Земский Собор потерял свои полномочия и вскоре был распущен. Женитьба царя Вскоре после восхождения на престол царю нашли невесту. Ею оказалась Мария Ильинична Милославская – девица из старинного и знатного боярского рода. В то время цари не искали невест за рубежом, а выбирали себе жен из успешных боярских домов. За возможность породниться с царским родом боролись несколько боярских родов. В Успенском Соборе на молитве царь увидел девицу Марию рода Милославских. Вряд ли эта встреча была случайной.
#1055;рочитайте текст и укажите о каких реформах идет речь
___________________________________________
Влияние церкви в начале правления Алексея Михайловича было настолько велико, что патриарху Никону было пожаловано звание «великого государя». Так, царь признавал равенство власти между собой и владыкой церкви. Но это вызвало недовольство бояр, так как Никон требовал от них полного послушания и абсолютного невмешательства в дела церковные. Но, как показало время, такое соправление имело свои существенные недостатки.
Никон счел, что вправе указывать царю, как вершить дела государственные. Влияние на царя аристократии и боярства уменьшилось. Истоки такого влияния следует искать в том воспитании, которое получил Алексей Михайлович Романов. Исторический портрет и записки современников показывают нам образ очень богобоязненного, религиозного человека. Уменьшить влияние Никона можно было только одним способом. В начале 1658 года протопоп Казанского собора обращается к царю с прямым вопросом: «Доколе терпишь такова Божию врагу?» А для царя не было более унизительных упреков, чем те, которые ущемляли его царскую власть и сомневались в авторитете самодержавия. Противостояние было неизбежным и в конце концов привело к расколу. Формальным поводом было оскорбление Никона боярами, после чего он громогласно отстранился от сана патриарха и ушел в монастырь. В 1666 году Вселенский Собор низлагает Никона и официально лишает его сана. С тех пор правление Алексея Михайловича Романова стало действительно самодержавным, и свою власть он распространяет даже на Церковь.
XI. Укажите даты событий , о которых говорится в историческом тексте
Политика Алексея Михайловича Романова . Внешние сношения представляли особый интерес для царя. Просьба казацкого сотника Хмельницкого о том, чтобы остановить поляцкую интервенцию, была услышана самодержцем. Земский собор _______ года принял в подданство украинских казаков и обещал им военную поддержку. В мае ________ года русские войска выступили в поход и заняли Смоленск. По распоряжению царя, весной _____ года военные действия были продолжены, и города Ковно, Бродно и Вильно стали русскими.
XII. О каком историческом событии идет речь в тексте
Была начата ______________________, которая закончилась поражением. Смута в Украине, начавшаяся вскоре после смерти Хмельницкого, требовала возобновления военных действий с Польшей. 8 января 1654 года на Переяславской Раде было окончательно зафиксировано вхождение Украины в Россию. Гораздо позже, в 1667 году, Польша согласилась с новыми границами, и договор о присоединении Украины к России стал признаваться на международном уровне. Успешно велась защита южных границ государства, возводились такие города, как Нерчинск, Иркутск, Селегинск.
#1050;акое историческое событие «Бунтарского века » пропущено в тексте ?
Многие решения, связанные с освоением Сибири и расширением территории страны, лично принимал Алексей Михайлович Романов. Исторический портрет самодержца всея Руси был бы неполным без осознания тех жесточайших внутренний противоречий и напряжений, с которыми ему довелось столкнуться во время правления. Не случайно 17 век позже назовут «Бунтарским» из-за постоянных восстаний, возмущавших государство. Экономическая политика царя поощряла создание мануфактур и расширение внешней торговли. Царь покровительствовал российской торговле, защищая свой внутренний рынок от иностранных товаров. Были и просчеты в экономической политике. Опрометчивое решение о приравнивании стоимости медных денег к серебряным вызвало народные роптания и привело к девальвации рубля.
XIV. Прочитайте текст . Как вы думаете , чем увлекалась жена Алексея Михайловича?
Царь уделял большое внимание образованию и поручил Посольскому указу переводить иностранную литературу и различные научные труды на русский язык. Среди приближенных царя оказалось немало тех, кто читал книги античных писателей, имел собственные библиотеки и свободно владел иностранными языками. Вторая жена царя увлекалась _____________________, и для нее при дворце специально был создан собственный небольшой ________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Самодержавие Алексея Михайловича
Методическая разработка данного урока составлена по технологии проблемно-диалогического обучения....
Правление Алексея Михайловича
Презентация "Правление Алексея Михайловича" (1645-1676)...
Правление Алексея Михайловича
Презентация "Правление Алексея Михайловича" (1645-1676)...
Урок истории: Самодержавие Алексея Михайловича
Урок Истории России в 7 классе по программе Образовательная система "Школа 2100". В основе урока лежит работа с учебной книгой. Учащиеся учатся выявлять причинно-следственные связи, давать нравс...
Разработка урока "Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова"
Урок для 10 класса с использованием интерактивной доски...
Тест по теме "Правление Алексея Михайловича"
Тестовая работа для учащихся 7 класса в двух вариантах...
Продуктивные задания по истории период правления Алексея Михайловича Романова 1645-1676.
Одна из актуальных задач современного учителя - формирование критического мышления ученика. Один из путей достижения поставленной цели - продуктивные задания....