Урок по теме "Самодержавие Алексея Михайловича
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Мирзаева Наида Назимовна

Методическая разработка данного урока составлена по технологии проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoderzhavie_a.mihaylovicha.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Самодержавие Алексея Михайловича

 Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся, знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи.

Тип урока: урок формирования знаний.

Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками, диалог.

Методы: проблемно-диалогическая технология (побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к знанию диалог), обобщение и анализ исторических источников,  заполнение опорной схемы, подготовка к составлению характеристики исторического деятеля.

Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, слад-презентация, дидактические материалы для каждой группы уч-ся

Учебные цели и задачи: представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей Михайлович “Тишайшим”?; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать собственную оценку на заявленную проблему.

                                                             

           Ход урока

Организационный момент

Отдадим дань уважения времени и обозначим сегодняшнее число. 09.02.2011

Постановка целей и задач

Сегодня на уроке мы будем сотрудничать. Я научу вас выделять главное в тексте и делать выводы. Мы разберём один из интереснейших периодов истории нашей страны.

На прошлом уроке вы рассмотрели социально – экономическое развитие России. Какие изменения будут происходить в политике, мы разберем сегодня. Но прежде вспомним…

3.Актуализация опорных знаний.

-Что вам известно о Михаиле Федоровиче  Романове?

-Воцарением династии Романовых, закончился какой период в истории  страны?

-Какая форма правления сложилась в период правления Михаила Федоровича?

4. Постановка проблемы

В1645 году умер Михаил Федорович. Новым царем  стал его сын  16-летний Алексей он правил с1645 по1676 год.

Сохранил ли он политику, начатую его отцом, мы узнаем, когда познакомимся с некоторыми  документами.

Прочитайте высказывание Алексея Михайловича о своей власти и выполните задание, связанное с ним.

- Судя по первому документу, подходят эти фразы для самодержавного монарха или нет?

- Судя по второму документу, подходят эти фразы для самодержавного монарха или нет?

- Какое противоречие вы заметили? Какой возникает вопрос?

Известно, что многие правители России, получали при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы. Давайте приведём примеры.

Князь Владимир Святой-? Красное Солнышко

Князь Дмитрий Иванович-?Донской

Князь Александр Ярославович-? Невский

Князь Иван 1-? Калита

Царь Иван 4-? Грозный

- Всегда ли были верны эти народные прозвища?

- Как прозвали Алексея Михайловича?

- Мы ознакомимся с характеристиками царя, документами той эпохи, основными его деяниями, чтобы согласиться или не согласиться с данным царю прозвищем «Тишайший».

 В течение урока мы будем заполнять опорную схему(приложение№1).

5. Открытие нового знания

А) Какими чертами характера должен обладать правитель, которого мы можем  назвать царем- самодержцем?

- Давайте послушаем характеристику Алексея Михайловича, которую дал историк С.Ф.Платонов. Слушайте и выписывайте достоинства и недостатки царя в ваш опорный лист.

- Можно ли Алексея Михайловича назвать самодержцем?

Давайте выскажем свою точку зрения, придерживаясь этой схемы (приложение №2).

Б) Как эти черты характера отразились на политической жизни страны, мы узнаем, рассмотрев вопрос одного события.

(сообщение учителем темы  мотивирующим приёмом)

-Что это у меня? (соль)

Начало царствования Алексея Михайловича выдалось неспокойным. Большое внимание на юного  царя  оказывал боярин Б.И.Морозов – его воспитатель. Это был алчный и властный человек. В 1646 году по его предложению был введен дополнительный налог на соль. Это вызвало увеличение цены на мясо и рыбу. Народ был возмущен и в 1647 соляной налог отменили. Но  тех, кто не успел его выплатить за предшествующие годы, обязали возместить недоимку. Это вызвало ярость народа.  В июне 1648 года царя окружила толпа, они хотели подать челобитную. На следующий день народ ворвался в Кремль.

Испуганный царь вышел к народу с иконой в руках. Он обещал во всем разобраться. Царю пришлось выдать московскому люду некоторых бояр: Плещеева, Чистого, Траханиотова,  которых,  участники восстания убили. Со слезами на глазах царь умолял пощадить его воспитателя – Морозова. Он вынужден был сослать его в Сибирь.

Этот бунт назвали - соляной, в нем приняли участие – посадские люди, стрельцы и дворяне.

Как проявил себя царь? Как самодержец или нет ?

Какой он сделает для себя вывод?

 Найдите подтверждение своим версиям на с 49(последний абзац 2 пункта)

В) Какие сборники законов были известны на Руси до 17 века? («Русская правда», Судебник 1497, Судебник 1550)

- Алексей Михайлович принял решение о составлении свода законов- Уложение.

Этот крупнейший документ действовал до 30-х годов 19 века. Уложение было принято в 1649 году. Его подписали 277 выборных земских. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. До Петра1 листы таких документов не накладывались, а склеивались между собой, образуя свиток. Длина свитка с Уложением 1649 года, поныне хранящегося в особом ковчеге, составляет 309 метров.

Давайте чуть познакомимся с этим документом.

Г) Используя текст документа на странице__,  докажите, что Соборное Уложение укрепляло власть царя.

Д) В Соборном Уложении были затронуты и другие очень важные вопросы  жизни страны. Давайте рассмотрим какие, пользуясь учебником (пункт 3 ) и заполним таблицу в опорном листе.(приложение3)

- Используя для ответа учебник на с 50 попробуйте доказать, что при Алексее Михайловиче оформилось крепостное право.

6. Применение на практике знаний. Итоги

- Какие нормы Соборного Уложения являются непреемлемыми для человека нашего времени?

- Как сегодня называется основной свод законов России?

- Как можно ответить на вопрос,  который мы поставили в начале урока? Можно ли царя Алексея Михайловича назвать «Тишайшим»?

7.Д/з

- Прочитайте название параграфа 9

- Как могло, по-вашему  мнению, отразиться укрепление власти царя в жизни страны?

- Свои предположения вы сможете проверить, когда познакомитесь с текстом дома.

-Спасибо за сотрудничество. В благодарность за труд  отличные оценки получают…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правление Алексея Михайловича

Презентация "Правление Алексея Михайловича" (1645-1676)...

Правление Алексея Михайловича

Презентация "Правление Алексея Михайловича" (1645-1676)...

Урок истории: Самодержавие Алексея Михайловича

Урок Истории России в 7 классе по программе Образовательная система "Школа 2100". В основе урока лежит работа с учебной книгой. Учащиеся учатся выявлять причинно-следственные связи, давать нравс...

Разработка урока "Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова"

Урок для 10 класса с использованием интерактивной доски...

Тест по теме "Правление Алексея Михайловича"

Тестовая работа для учащихся 7 класса в  двух вариантах...

Конспект урока по истории на тему "Внутренняя политика Алексея Михайловича " (7 класс)

Комбинированный урок по истории России  с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ и технологии критического мышления....

План-конспект урока по истории "Период правления Алексея Михайловича Романова (1545–1576)"

Урок построен на основе технологии корпоративного обучения и сингапурской системе обучения....


 

Комментарии

Мирзаева Наида Назимовна

урок полезен для изучения нового материала