Урок по теме "Самодержавие Алексея Михайловича
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Методическая разработка данного урока составлена по технологии проблемно-диалогического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoderzhavie_a.mihaylovicha.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Самодержавие Алексея Михайловича
Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся, знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи.
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками, диалог.
Методы: проблемно-диалогическая технология (побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к знанию диалог), обобщение и анализ исторических источников, заполнение опорной схемы, подготовка к составлению характеристики исторического деятеля.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, слад-презентация, дидактические материалы для каждой группы уч-ся
Учебные цели и задачи: представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей Михайлович “Тишайшим”?; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать собственную оценку на заявленную проблему.
Ход урока
Организационный момент
Отдадим дань уважения времени и обозначим сегодняшнее число. 09.02.2011
Постановка целей и задач
Сегодня на уроке мы будем сотрудничать. Я научу вас выделять главное в тексте и делать выводы. Мы разберём один из интереснейших периодов истории нашей страны.
На прошлом уроке вы рассмотрели социально – экономическое развитие России. Какие изменения будут происходить в политике, мы разберем сегодня. Но прежде вспомним…
3.Актуализация опорных знаний.
-Что вам известно о Михаиле Федоровиче Романове?
-Воцарением династии Романовых, закончился какой период в истории страны?
-Какая форма правления сложилась в период правления Михаила Федоровича?
4. Постановка проблемы
В1645 году умер Михаил Федорович. Новым царем стал его сын 16-летний Алексей он правил с1645 по1676 год.
Сохранил ли он политику, начатую его отцом, мы узнаем, когда познакомимся с некоторыми документами.
Прочитайте высказывание Алексея Михайловича о своей власти и выполните задание, связанное с ним.
- Судя по первому документу, подходят эти фразы для самодержавного монарха или нет?
- Судя по второму документу, подходят эти фразы для самодержавного монарха или нет?
- Какое противоречие вы заметили? Какой возникает вопрос?
Известно, что многие правители России, получали при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы. Давайте приведём примеры.
Князь Владимир Святой-? Красное Солнышко
Князь Дмитрий Иванович-?Донской
Князь Александр Ярославович-? Невский
Князь Иван 1-? Калита
Царь Иван 4-? Грозный
- Всегда ли были верны эти народные прозвища?
- Как прозвали Алексея Михайловича?
- Мы ознакомимся с характеристиками царя, документами той эпохи, основными его деяниями, чтобы согласиться или не согласиться с данным царю прозвищем «Тишайший».
В течение урока мы будем заполнять опорную схему(приложение№1).
5. Открытие нового знания
А) Какими чертами характера должен обладать правитель, которого мы можем назвать царем- самодержцем?
- Давайте послушаем характеристику Алексея Михайловича, которую дал историк С.Ф.Платонов. Слушайте и выписывайте достоинства и недостатки царя в ваш опорный лист.
- Можно ли Алексея Михайловича назвать самодержцем?
Давайте выскажем свою точку зрения, придерживаясь этой схемы (приложение №2).
Б) Как эти черты характера отразились на политической жизни страны, мы узнаем, рассмотрев вопрос одного события.
(сообщение учителем темы мотивирующим приёмом)
-Что это у меня? (соль)
Начало царствования Алексея Михайловича выдалось неспокойным. Большое внимание на юного царя оказывал боярин Б.И.Морозов – его воспитатель. Это был алчный и властный человек. В 1646 году по его предложению был введен дополнительный налог на соль. Это вызвало увеличение цены на мясо и рыбу. Народ был возмущен и в 1647 соляной налог отменили. Но тех, кто не успел его выплатить за предшествующие годы, обязали возместить недоимку. Это вызвало ярость народа. В июне 1648 года царя окружила толпа, они хотели подать челобитную. На следующий день народ ворвался в Кремль.
Испуганный царь вышел к народу с иконой в руках. Он обещал во всем разобраться. Царю пришлось выдать московскому люду некоторых бояр: Плещеева, Чистого, Траханиотова, которых, участники восстания убили. Со слезами на глазах царь умолял пощадить его воспитателя – Морозова. Он вынужден был сослать его в Сибирь.
Этот бунт назвали - соляной, в нем приняли участие – посадские люди, стрельцы и дворяне.
Как проявил себя царь? Как самодержец или нет ?
Какой он сделает для себя вывод?
Найдите подтверждение своим версиям на с 49(последний абзац 2 пункта)
В) Какие сборники законов были известны на Руси до 17 века? («Русская правда», Судебник 1497, Судебник 1550)
- Алексей Михайлович принял решение о составлении свода законов- Уложение.
Этот крупнейший документ действовал до 30-х годов 19 века. Уложение было принято в 1649 году. Его подписали 277 выборных земских. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. До Петра1 листы таких документов не накладывались, а склеивались между собой, образуя свиток. Длина свитка с Уложением 1649 года, поныне хранящегося в особом ковчеге, составляет 309 метров.
Давайте чуть познакомимся с этим документом.
Г) Используя текст документа на странице__, докажите, что Соборное Уложение укрепляло власть царя.
Д) В Соборном Уложении были затронуты и другие очень важные вопросы жизни страны. Давайте рассмотрим какие, пользуясь учебником (пункт 3 ) и заполним таблицу в опорном листе.(приложение3)
- Используя для ответа учебник на с 50 попробуйте доказать, что при Алексее Михайловиче оформилось крепостное право.
6. Применение на практике знаний. Итоги
- Какие нормы Соборного Уложения являются непреемлемыми для человека нашего времени?
- Как сегодня называется основной свод законов России?
- Как можно ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока? Можно ли царя Алексея Михайловича назвать «Тишайшим»?
7.Д/з
- Прочитайте название параграфа 9
- Как могло, по-вашему мнению, отразиться укрепление власти царя в жизни страны?
- Свои предположения вы сможете проверить, когда познакомитесь с текстом дома.
-Спасибо за сотрудничество. В благодарность за труд отличные оценки получают…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правление Алексея Михайловича
Презентация "Правление Алексея Михайловича" (1645-1676)...
Правление Алексея Михайловича
Презентация "Правление Алексея Михайловича" (1645-1676)...
Урок истории: Самодержавие Алексея Михайловича
Урок Истории России в 7 классе по программе Образовательная система "Школа 2100". В основе урока лежит работа с учебной книгой. Учащиеся учатся выявлять причинно-следственные связи, давать нравс...
Разработка урока "Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова"
Урок для 10 класса с использованием интерактивной доски...
Тест по теме "Правление Алексея Михайловича"
Тестовая работа для учащихся 7 класса в двух вариантах...
Конспект урока по истории на тему "Внутренняя политика Алексея Михайловича " (7 класс)
Комбинированный урок по истории России с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ и технологии критического мышления....
План-конспект урока по истории "Период правления Алексея Михайловича Романова (1545–1576)"
Урок построен на основе технологии корпоративного обучения и сингапурской системе обучения....
Комментарии
урок полезен для изучения