Развитие культуры русских земель во второй половине 13_14 вв
план-конспект урока по истории (6 класс)

Калошкина Ольга Викторовна
Материал содержит карту урока и самоанализ урока по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_kaloshkina.docx21.64 КБ
Файл samoanaliz_uroka_istorii_po_fgos1.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 классе на тему «Культурное  пространство Руси второй половины XIII– XIV века  вв».

Цель урока: показать культурное возрождение Руси на примере развития архитектуры, иконописи и литературы.

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД): формирование умений систематизировать и обобщать исторические факты, выявлять характерные признаки исторических явлений, раскрывать причинно-следственные связи событий, представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире, участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, выражать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем ,проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Этапы урока

Деятельность Учителя

Деятельность учеников

Планируемый результат

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учеников

Перед входом в кабинет дети получают в подарок билет с изображением одного из соборов, на обороте - цвет, согласно которому учащиеся делятся на три группы.

Создание позитивной обстановки на уроке, деление на группы.

  1. Актуализация знаний

Л. Н. Толстой  говорил: «Страна забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание.» Как вы думаете, что имел ввиду писатель ?

Мы с вами уже проговорили, что на развитие культуры влияют многие факторы, предположите, какие исторические события, процессы политической и общественной жизни, произошедшие в изучаемы период оказали наибольшее влияние на развитие культуры русских земель в изучаемый период?

Выберите и прикрепите на доску те, которые подходят.

Отвечают на вопрос для обсуждения, аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Слушают ожившего Толстого и отвечают на вопросы.

Учащиеся выполняют задание.

Выделяют следующие факторы: период раздробленности, ордынское нашествие, период зависимости русских земель от ига, а также постепенное усиление Москвы и объединение русских земель вокруг Москвы.

Мотивация на урок. Культура любого народа, любой страны важная составляющая его истории и народа. Важность изучения культуры и её развития.

Актуализация основных понятий .

Прийти к выводу, что   все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других.

Технология критического мышления, учащиеся называют факторы, влияющие на развитие культуры данного периода.

На доске прикреплены  факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие культуры русских земель в изучаемый период?

  1. Целеполагание/ постановка учебной задачи

Исходя из курса и периода  истории, который вы проходите, предположите,  какова же будет тема   урока?

Изучая культуру, о каких направлениях вы говорили на таких уроках?

Культура. Это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Давайте вспомним те, которые вы изучали на уроках  обществознания.

 Изучая культуру, о каких направлениях вы говорили на таких уроках?

Обратите внимание, что одним из факторов мы назвали: усиление русского государства и тенденции к объединению вокруг Москвы.

Да, в этот период происходит возрождение руссских земель.

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Дети предполагают что такое культура, вспоминают и называют определения из курса обществознания.

Дети приходят к выводу, что пока не готовы дать ответ на этот вопрос...

Культура русских земель во второй половине 13-14 вв. 

 Цель урока: охарактеризовать развитие культуры изучаемого периода.

Уточнение цели:

Охарактеризовать развитие следующих направлений:

Живопись, литература и зодчество.

Создание «ситуации-вызова»

  1. Открытие нового знания

Просмотр видеофрагмента «Лебеди Непрядвы»

Как этот видеофрагмент характеризует изучаемый нами период?

УНТ и литература.

И прежде всего всё нами перечисленное отразилось на устном народном творчестве и литературе.

Рассказ учителя:

Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя и по его ходу заполняют схему в рабочем листе.

Литература:

  1. Былины ( Владимир Красно Солнышко,  купцы Садко и Василий Буслаев).
  2. Жития святых (Житие князя Александра Невского», житие Михаила Тверского»)
  3. Воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»
  4. Исторические песни (песнь об Авдотье Рязаночке, песнь о Щелкане, о девушках-полонянках)

На рабочем листе отображается схема «Развитие русской литературы 13-14 вв)

Зодчество.

Сказалось возрождение русского государство и на каменном строительстве, зодчестве, которое в конце 13 века стало восстанавливаться после разрушений периода ордынского нашествия.

А для того, чтобы нам с вами погрузиться в атмосферу того времени и насладиться шедеврами зодчества, мы отправимся на экскурсси., торлько экскурсоводами станете вы сами.

 Каждая группа будет работать экскурсоводами в своём городе.

В короткий срок вам нужно подготовить экскурсию (инфографику) и познакомить ваших одноклассников с архитектурой  представляемого вами города.

Всё необходимое содержится в конверте 2.

Ребята получают комплект материалов  и в группах создают инфографикую

Инфографика Новгород

Инфографика Москва

Инфографика Псков

Мы отправляемся в наше путешествие.

Дети презентуют результаты работы

А сейчас предлагаю проверить ваше внимание к выступлнеиям друг друга.

В конверте 3 вы найдёте пазлы, их необходимо собрать в соответствии с тем, в каком городе был построен тот или иной шедевр древнерусского зодчества.  

 

Учащиеся в группах собирают пазл, проверяют по эталону на доске.

Первичное закрепление, проверка по эталону.

5.Применение новых знаний.

Какое направление мы ещё не рассмотрели?

А в живописи с 14 века начинается рассвет. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем и в Москве.

Учащиеся приходят к выводу, что не рассмотрели  живопись.

Запись  в рабочий лист .

6.Итог урока. Домашнее задание

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока:

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

А завершить наш урок я хочу стихотворными строками:

Культура русская щедра и многолика,
Разнообразна, как природная краса,
Талантами  и мудростью велика,
И необъятна словно небеса.
 

Какой мы можем назвать культуру изученного периода?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Подводят итоги урока, записывают домашнее задание: параграф 22, заполнить до конца рабочий лист.

Учащиеся приходят к выводу, что русская культура действительно богата и необъятна, важно изучать пристальное внимание её изучению и сохранению

Рефлексия

В заключении урока учащиеся с помощью «Рефлексивной мишени» оценивают по десятибальной шкале свою деятельность, деятельность группы и понимание материала.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок по теме «Культурное  пространство Руси второй половины XIII– XIV веков» входит в раздел Федеральной рабочей программы по истории и соответствует планированию.

Цель урока: показать культурное возрождение Руси на примере развития архитектуры, иконописи и литературы.

Основные вопросы урока:

1) начало возрождения культуры в русских землях.

2) Устное народное творчество, литература.

3) Зодчество.

4) Живопись.

По типологии уроков данный урок относится к уроку открытия новых знаний.

Задачи  урока: 

  1. Познакомить обучающихся с памятниками русской культуры.
  2. Дать учащимся представление о творчестве великого русского иконописца Феофана Грека.
  3. Продолжить формирование у обучающихся понимание взаимосвязи политических, экономических,  культурных процессов.
  4. Продолжить формировать умение учащихся работать с дополнительными источниками, анализировать их.
  5. Воспитывать чувство прекрасного путём знакомства с шедеврами мировой культуры, чувства уважения к культуре.

В результате проведённого урока я предполагала получить следующие результаты:

Метапредметные (УУД): формирование умений систематизировать и обобщать исторические факты, выявлять характерные признаки исторических явлений, раскрывать причинно-следственные связи событий, представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире, участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, выражать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем ,проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Структурные моменты:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно - целевой этап. Постановка учебной задачи
  3. Актуализация знаний
  4. «Открытие нового знания» 
  5.  Закрепление изученного материала
  6. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
  7. Домашнее задание

Организационный момент включал в себя формирование групп (за одним столом - сдвоенными ученическими партами, сидят 7-8  учащихся) и технической подготовки для работы на уроке (раздаточный материал в конвертах, на каждый этап - свой конверт).

Мотивационно - целевой этап подвёл ребят к краткому обобщению изученного по теме разделу «Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.» .

Определили тему урока, при фронтальном обсуждении поставили  учебные цели.  

Определили актуальность темы, связав её с современностью.

Изложение материала учителем при изучении развития литературы и живописи происходило параллельно с демонстрацией презентации и видеофрагментов.

Работа над изучением вопроса о развитиизодчества  была построена на принципе системно-деятельностного подхода. Каждая группа учащихся получила конкретное задание для работы с материалом о развитии зодчества, при этом результаты работы учащиеся творчески представили перед одноклассниками.

После первичного изучения материала группам было предложено закрепить материал с помощью использования настольной игры , собрать пазл , а потом сделать вывод о различиях в развитии архитектуры разных городов.

Самооценка и взаимооценка полученных знаний проводилась с помощью приёма «Проверка по эталону»

На уроке  был сделан акцент на выводах по каждой теме. При проведении урока я использовала  образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: такие как интерактивная, ИКТ, критического мышления.

Следующие методы и методические приёмы: метод эвристической беседы (при обсуждении просмотренного видеофрагмента);проблемный метод (при постановке проблемного вопроса в начале урока, и акцентирование внимания к нему в конце урока), от общего к частному; наглядный метод (при обращение к иллюстрациям, видеосюжет);словесные методы (рассказ учителя); Метод технологии критического мышления «корзина идей» на этапе актуализации.

Предложенный материал соответствовал возрастным особенностям детей.

В ходе урока была организована как фронтальная работа (мотивационно - целевой этап), так и групповая:  по 7-8 человек (на этапе изучения и закрепления нового материала), индивидуальная (выступления отдельных учащихся группы на этапе закрепления материала)

Наиболее эффективной оказался групповой (по 7-8 чел.) вид работы по изучению темы по предложенным материалам, потому что ребята дополняли  друг друга, вспоминая изученный материал, спорили, делали совместные выводы.

Использовались следующие средства обучения: использование ТСО, компьютера, наглядности.

На уроке были реализованы следующие дидактические принципы:

  • Принцип деятельности – ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, что способствовало активному успешному формированию общеучебных умений;
  • принцип психологической комфортности через создание на уроке доброжелательной атмосферы;
  • наглядности;
  • систематичности и последовательности, доступности.

Урок проходил в быстром темпе, отличался динамичностью.

Распределение времени было рациональным.

Удалось уложиться по времени при реализации всех структурных моментов урока.

Материал урока был насыщен согласно программным требованиям большим количеством наглядной информации - процесс  не всегда простой. Поэтому вести  урок на определённых этапах было достаточно сложно. Но ситуация облегчалась активной работой учащихся.

На уроке было уделено внимание:

- продуктивному уровню знаний (анализ, синтез, оценка)

Урок основывался на   реализации   личностно ориентированного, системно-деятельностного подхода в обучении.

Полагаю, что все учащиеся усвоили основные выводы по изученной теме, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки в ходе рефлексии.

Пояснение по работе с рабочим листом дома было сделано при подведении итогов..

Домашнее задание имеет оптимальный объем и не вызовет затруднения у учащихся.

 Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися в рамках сотрудничества, организовать их активную работу на уроке.

 Как показало подведение итогов, результаты урока совпадают с поставленной целью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.

Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»).  ...

Собирание русских земель во второй половине 14 века. История.6 кл.

На уроке использованы различные методы и приемы работы: повторение пройденного материала, актуализация восприятия нового материала, рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся и групповая, ...

Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.» для 6 класса

Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 к...

Методическая разработка по теме "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века"

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX  века...