Развитие культуры русских земель во второй половине 13_14 вв
план-конспект урока по истории (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka_kaloshkina.docx | 21.64 КБ |
samoanaliz_uroka_istorii_po_fgos1.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 6 классе на тему «Культурное пространство Руси второй половины XIII– XIV века вв».
Цель урока: показать культурное возрождение Руси на примере развития архитектуры, иконописи и литературы.
Планируемые результаты:
Метапредметные (УУД): формирование умений систематизировать и обобщать исторические факты, выявлять характерные признаки исторических явлений, раскрывать причинно-следственные связи событий, представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире, участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, выражать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем ,проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Этапы урока | Деятельность Учителя | Деятельность учеников | Планируемый результат |
| Приветствие учеников | Перед входом в кабинет дети получают в подарок билет с изображением одного из соборов, на обороте - цвет, согласно которому учащиеся делятся на три группы. | Создание позитивной обстановки на уроке, деление на группы. |
| Л. Н. Толстой говорил: «Страна забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание.» Как вы думаете, что имел ввиду писатель ? Мы с вами уже проговорили, что на развитие культуры влияют многие факторы, предположите, какие исторические события, процессы политической и общественной жизни, произошедшие в изучаемы период оказали наибольшее влияние на развитие культуры русских земель в изучаемый период? Выберите и прикрепите на доску те, которые подходят. | Отвечают на вопрос для обсуждения, аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Слушают ожившего Толстого и отвечают на вопросы. Учащиеся выполняют задание. Выделяют следующие факторы: период раздробленности, ордынское нашествие, период зависимости русских земель от ига, а также постепенное усиление Москвы и объединение русских земель вокруг Москвы. | Мотивация на урок. Культура любого народа, любой страны важная составляющая его истории и народа. Важность изучения культуры и её развития. Актуализация основных понятий . Прийти к выводу, что все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других. Технология критического мышления, учащиеся называют факторы, влияющие на развитие культуры данного периода. На доске прикреплены факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие культуры русских земель в изучаемый период? |
| Исходя из курса и периода истории, который вы проходите, предположите, какова же будет тема урока? Изучая культуру, о каких направлениях вы говорили на таких уроках? Культура. Это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Давайте вспомним те, которые вы изучали на уроках обществознания. Изучая культуру, о каких направлениях вы говорили на таких уроках? Обратите внимание, что одним из факторов мы назвали: усиление русского государства и тенденции к объединению вокруг Москвы. Да, в этот период происходит возрождение руссских земель. Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры? | Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока. Дети предполагают что такое культура, вспоминают и называют определения из курса обществознания. Дети приходят к выводу, что пока не готовы дать ответ на этот вопрос... | Культура русских земель во второй половине 13-14 вв. Цель урока: охарактеризовать развитие культуры изучаемого периода. Уточнение цели: Охарактеризовать развитие следующих направлений: Живопись, литература и зодчество. Создание «ситуации-вызова» |
| Просмотр видеофрагмента «Лебеди Непрядвы» Как этот видеофрагмент характеризует изучаемый нами период? | ||
УНТ и литература. И прежде всего всё нами перечисленное отразилось на устном народном творчестве и литературе. Рассказ учителя: | Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя и по его ходу заполняют схему в рабочем листе. Литература:
| На рабочем листе отображается схема «Развитие русской литературы 13-14 вв) | |
Зодчество. Сказалось возрождение русского государство и на каменном строительстве, зодчестве, которое в конце 13 века стало восстанавливаться после разрушений периода ордынского нашествия. А для того, чтобы нам с вами погрузиться в атмосферу того времени и насладиться шедеврами зодчества, мы отправимся на экскурсси., торлько экскурсоводами станете вы сами. Каждая группа будет работать экскурсоводами в своём городе. В короткий срок вам нужно подготовить экскурсию (инфографику) и познакомить ваших одноклассников с архитектурой представляемого вами города. Всё необходимое содержится в конверте 2. | Ребята получают комплект материалов и в группах создают инфографикую | Инфографика Новгород Инфографика Москва Инфографика Псков | |
Мы отправляемся в наше путешествие. | Дети презентуют результаты работы | ||
А сейчас предлагаю проверить ваше внимание к выступлнеиям друг друга. В конверте 3 вы найдёте пазлы, их необходимо собрать в соответствии с тем, в каком городе был построен тот или иной шедевр древнерусского зодчества. |
Учащиеся в группах собирают пазл, проверяют по эталону на доске. | Первичное закрепление, проверка по эталону. | |
5.Применение новых знаний. | Какое направление мы ещё не рассмотрели? А в живописи с 14 века начинается рассвет. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем и в Москве. | Учащиеся приходят к выводу, что не рассмотрели живопись. | Запись в рабочий лист . |
6.Итог урока. Домашнее задание | Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры? А завершить наш урок я хочу стихотворными строками: Культура русская щедра и многолика, Какой мы можем назвать культуру изученного периода? | Учащиеся отвечают на вопросы. Подводят итоги урока, записывают домашнее задание: параграф 22, заполнить до конца рабочий лист. | Учащиеся приходят к выводу, что русская культура действительно богата и необъятна, важно изучать пристальное внимание её изучению и сохранению Рефлексия В заключении урока учащиеся с помощью «Рефлексивной мишени» оценивают по десятибальной шкале свою деятельность, деятельность группы и понимание материала. |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок по теме «Культурное пространство Руси второй половины XIII– XIV веков» входит в раздел Федеральной рабочей программы по истории и соответствует планированию.
Цель урока: показать культурное возрождение Руси на примере развития архитектуры, иконописи и литературы.
Основные вопросы урока:
1) начало возрождения культуры в русских землях.
2) Устное народное творчество, литература.
3) Зодчество.
4) Живопись.
По типологии уроков данный урок относится к уроку открытия новых знаний.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с памятниками русской культуры.
- Дать учащимся представление о творчестве великого русского иконописца Феофана Грека.
- Продолжить формирование у обучающихся понимание взаимосвязи политических, экономических, культурных процессов.
- Продолжить формировать умение учащихся работать с дополнительными источниками, анализировать их.
- Воспитывать чувство прекрасного путём знакомства с шедеврами мировой культуры, чувства уважения к культуре.
В результате проведённого урока я предполагала получить следующие результаты:
Метапредметные (УУД): формирование умений систематизировать и обобщать исторические факты, выявлять характерные признаки исторических явлений, раскрывать причинно-следственные связи событий, представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире, участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, выражать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем ,проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Структурные моменты:
- Организационный момент
- Мотивационно - целевой этап. Постановка учебной задачи
- Актуализация знаний
- «Открытие нового знания»
- Закрепление изученного материала
- Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
- Домашнее задание
Организационный момент включал в себя формирование групп (за одним столом - сдвоенными ученическими партами, сидят 7-8 учащихся) и технической подготовки для работы на уроке (раздаточный материал в конвертах, на каждый этап - свой конверт).
Мотивационно - целевой этап подвёл ребят к краткому обобщению изученного по теме разделу «Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.» .
Определили тему урока, при фронтальном обсуждении поставили учебные цели.
Определили актуальность темы, связав её с современностью.
Изложение материала учителем при изучении развития литературы и живописи происходило параллельно с демонстрацией презентации и видеофрагментов.
Работа над изучением вопроса о развитиизодчества была построена на принципе системно-деятельностного подхода. Каждая группа учащихся получила конкретное задание для работы с материалом о развитии зодчества, при этом результаты работы учащиеся творчески представили перед одноклассниками.
После первичного изучения материала группам было предложено закрепить материал с помощью использования настольной игры , собрать пазл , а потом сделать вывод о различиях в развитии архитектуры разных городов.
Самооценка и взаимооценка полученных знаний проводилась с помощью приёма «Проверка по эталону»
На уроке был сделан акцент на выводах по каждой теме. При проведении урока я использовала образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: такие как интерактивная, ИКТ, критического мышления.
Следующие методы и методические приёмы: метод эвристической беседы (при обсуждении просмотренного видеофрагмента);проблемный метод (при постановке проблемного вопроса в начале урока, и акцентирование внимания к нему в конце урока), от общего к частному; наглядный метод (при обращение к иллюстрациям, видеосюжет);словесные методы (рассказ учителя); Метод технологии критического мышления «корзина идей» на этапе актуализации.
Предложенный материал соответствовал возрастным особенностям детей.
В ходе урока была организована как фронтальная работа (мотивационно - целевой этап), так и групповая: по 7-8 человек (на этапе изучения и закрепления нового материала), индивидуальная (выступления отдельных учащихся группы на этапе закрепления материала)
Наиболее эффективной оказался групповой (по 7-8 чел.) вид работы по изучению темы по предложенным материалам, потому что ребята дополняли друг друга, вспоминая изученный материал, спорили, делали совместные выводы.
Использовались следующие средства обучения: использование ТСО, компьютера, наглядности.
На уроке были реализованы следующие дидактические принципы:
- Принцип деятельности – ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, что способствовало активному успешному формированию общеучебных умений;
- принцип психологической комфортности через создание на уроке доброжелательной атмосферы;
- наглядности;
- систематичности и последовательности, доступности.
Урок проходил в быстром темпе, отличался динамичностью.
Распределение времени было рациональным.
Удалось уложиться по времени при реализации всех структурных моментов урока.
Материал урока был насыщен согласно программным требованиям большим количеством наглядной информации - процесс не всегда простой. Поэтому вести урок на определённых этапах было достаточно сложно. Но ситуация облегчалась активной работой учащихся.
На уроке было уделено внимание:
- продуктивному уровню знаний (анализ, синтез, оценка)
Урок основывался на реализации личностно ориентированного, системно-деятельностного подхода в обучении.
Полагаю, что все учащиеся усвоили основные выводы по изученной теме, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки в ходе рефлексии.
Пояснение по работе с рабочим листом дома было сделано при подведении итогов..
Домашнее задание имеет оптимальный объем и не вызовет затруднения у учащихся.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися в рамках сотрудничества, организовать их активную работу на уроке.
Как показало подведение итогов, результаты урока совпадают с поставленной целью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.
Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»). ...
Собирание русских земель во второй половине 14 века. История.6 кл.
На уроке использованы различные методы и приемы работы: повторение пройденного материала, актуализация восприятия нового материала, рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся и групповая, ...
Культура русских земель в XII-XIII вв. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв.
Презентация к уроку в 6 классе по истории России...
Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.» для 6 класса
Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 к...
Развитие культуры в русских землях во второй половине 13 - 14 в.
Видеоурок по теме культура...
Тестовые вопросы по теме "Развитие русской музыки во второй половине XIX века" Композиторы Могучей кучки".
Вопросы по музыке....
Методическая разработка по теме "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века"
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века...