6 класс "Общественный строй и церковная организация на Руси"
методическая разработка по истории (6 класс)

Князева Татьяна Александровна

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме "Общественный строй и церковная организация на Руси"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России в 6 классе по теме:

«Общественный строй и церковная организация на Руси».

Цели и задачи: познакомиться с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; с системой  управления государством, основными слоями населениями; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси;

Планируемые результаты:

предметные:

  • применять понятийный аппарат исторического знания и  приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
  • овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании  исследования летописных сведений и археологических данных
  • соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей;

метапредметные: ( коммуникативные)

  • организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся,
  • воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи,
  • находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные) 

  • формулировать новые задачи учебной деятельности,
  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,
  • составлять план действий, оценивать правильность решений.
  • Оценивать правильность решения учебной задачи;

( познавательные)

  • работать с различными источниками информации,
  • устанавливать причинно- следственные связи,
  • строить логическое рассуждение,
  • анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные:  

  • формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,
  • развивать творческие способности через активные формы деятельности
  • формировать российскую гражданскую идентичность;
  • расширять опыт оценочной деятельности;
  • осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предыдущих эпох

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, рабочие листы.

Основные вопросы урока:

        1) Формирование древнерусской народности

        2) Основные слои населения Древней Руси. Земельные отношения

        3) Церковная организация. Храмы и богослужение.

        4) Монастыри. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.

Тип урока:  комбинированный

Основные понятия и термины: вотчина, бояре, закупы, рядовичи, смерды, древнерусская народность, ценности, благочестие, мораль, епископ, митрополит, монастырь, игумен, миссионеры.

                                        Ход урока.        

1. Орг. начало урока.

2. Актуализация знаний:

        Вставить пропуски:

Дата/ понятие

Событие/ определение понятия

1.

862 г.

………..

2.

………….

объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

3.

907, 911 гг.

………..

4.

………….

крещение Руси

5.

1019-1054 гг.

…………

6.

………….

Любечский съезд

7.

вече

……………….

8.

………….

борьба князей за власть

9.

«Правда Ярослава»

………………

10.

……………..

объезд киевским князем подвластных ему племен с целью сбора дани

3. Мотивационно - целевой этап.

- До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

- Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

  - Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

4. Изучение нового материала.

        1. Формирование древнерусской народности.

- На протяжении урока – работа в парах, заполнение рабочих листов.

Задание № 1. Работая в парах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» стр.69-70 и выписать, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

-  Давайте проверим, что у вас получилось

        Формированию древнерусской народности способствовало:

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

        2. Основные слои населения Древней Руси. Земельные отношения

- Давайте вспомним, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Всего в Средневековье было три социальных слоя:

1)Рыцари ( те, кто воюют»их основной обязанностью было служить своему сеньору и защищать его (сеньором знатных рыцарей был король).

2)Крестьяне-( те, кто работают) - рабочий класс.Их существование сводилось к тому, чтобы вырастить урожай, накормить семью, продать товар и заплатить налоги в казну сеньора.

3)Духовенство ( те, кто молятся) -  они занимали особое место в обществе, так как считалось, что они были приближёнными к Богу.

Просмотр видеоролика

Работа с учебником стр. 70-72, заполнение таблицы

Свободное население

Зависимое население

Князья -      

Смерды -

Дружинники –

Закупы -

Духовенство –

Рядовичи -

Люди –

Холопы и челядь -

Ремесленники и купцы –

  - Выписать определение «вотчина».

Проверка выполнения работы.

Физминутка «Богатыри»

1. Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри!        (руки согнуты в локтях, показываю силу)

Мы ладонь к глазам приставим,  (правую руку подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь богатыри!

        

3. Церковная организация. Храмы и богослужения.

- Прочитайте самостоятельно стр. 72-73 и заполните схему:

C:\Documents and Settings\VAE\Мои документы\Мои результаты сканировани\2016-12 (дек)\сканирование0002.jpg

        

4. Монастыри.

-  Особую роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

- Какую роль  играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

( распространял христианские идеи, медицинскую помощь и защиту, занимались благотворительностью, оказывали милостыню нуждающимся)

- Как вы понимаете, что такое монастырь( это религиозная община монахов, а так же специальное место, где они живут)

- Правила проживания монахов могут быть разными, но все они объединяются под руководством наставника – игумена.

- Прочитайте материал на стр. 74 ( со слов « Одним из первых…) до стр. 75 и заполните таблицу

     Имя священнослужителя

    Откуда родом  

Чем занимался

     Имя священнослужителя

    Откуда родом   

Чем занимался

        Антоний

Киев

Поселился в « печере» , вырытой на высоком берегу Днепра южнее Киева, искал уединение, но со временем вёл подвижнический образ жизни

Феодосий

Курск

Стал игуменом, при нём монастырь расширился и превратился в центр духовного притяжения всей Руси

- кто такие миссионеры? ( просветители населения, незнакомого с христианством)

5. Закрепление материала

1. Вотчина – это

А) религиозная община монахов или монахинь

Б) наследственное земельное держание

В) правящая верхушка древнерусского общества

Г) войско киевского князя

2. Соотнесите:

А) закупы                            1) свободные земледельцы

Б) холопы                            2) сельские жители, несшие повинности в пользу князя

В) смерды                            3) разорившееся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду

Г) люди                                4) рабы местного происхождения

3. Выберите верные утверждения.

А) Главой Русской православной церкви был митрополит.

Б) митрополит подчинялся Папе Римскому

В) На местах церквями управляли епископы

Г) Духовенство делилось на черное и белое

Д) Основателем Киево-Печерского монастыря был Сергий Радонежский

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание:  параграф 9, термины.



Предварительный просмотр:

Вставить пропуски:

Дата/ понятие

Событие/ определение понятия

1.

862 г.

………..

2.

………….

объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

3.

907, 911 гг.

………..

4.

………….

крещение Руси

5.

1019-1054 гг.

…………

6.

………….

Любечский съезд

7.

вече

……………….

8.

………….

борьба князей за власть

9.

«Правда Ярослава»

………………

10.

……………..

объезд киевским князем подвластных ему племен с целью сбора дани

Вставить пропуски:

Дата/ понятие

Событие/ определение понятия

1.

862 г.

………..

2.

………….

объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

3.

907, 911 гг.

………..

4.

………….

крещение Руси

5.

1019-1054 гг.

…………

6.

………….

Любечский съезд

7.

вече

……………….

8.

………….

борьба князей за власть

9.

«Правда Ярослава»

………………

10.

……………..

объезд киевским князем подвластных ему племен с целью сбора дани

Вставить пропуски:

Дата/ понятие

Событие/ определение понятия

1.

862 г.

………..

2.

………….

объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

3.

907, 911 гг.

………..

4.

………….

крещение Руси

5.

1019-1054 гг.

…………

6.

………….

Любечский съезд

7.

вече

……………….

8.

………….

борьба князей за власть

9.

«Правда Ярослава»

………………

10.

……………..

объезд киевским князем подвластных ему племен с целью сбора дани

Рабочий лист по теме «Общественный строй и церковная организация на Руси»

Фамилии учащихся:_______________________________________________________________

1.Выпишите, используя первый пункт параграфа (стр.69-70), факторы, способствовавшие формированию древнерусской народности:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Используя материал учебника на стр.70-72, заполните таблицу:

Свободное население

Зависимое население

Князья -      

Смерды -

Дружинники –

Закупы -

Духовенство –

Рядовичи -

Люди –

Холопы и челядь -

Ремесленники и купцы –

- Выпишите определение понятия «вотчина» (стр.71 учебника)

Вотчина____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните схему, используя материал учебника на стр.72-73.

4. Прочитайте материал на стр. 74-75 и заполните таблицу

Имя священнослужителя

Откуда родом

Чем занимался

Антоний

Феодосий

Ответьте на вопросы:

1. Вотчина – это

А) религиозная община монахов или монахинь

Б) наследственное земельное держание

В) правящая верхушка древнерусского общества

Г) войско киевского князя

2. Соотнесите:

А) закупы                            1) свободные земледельцы

Б) холопы                            2) сельские жители, несшие повинности в пользу князя

В) смерды                            3) разорившееся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду

Г) люди                                4) рабы местного происхождения

3. Выберите верные утверждения.

А) Главой Русской православной церкви был митрополит.

Б) митрополит подчинялся Папе Римскому

В) На местах церквями управляли епископы

Г) Духовенство делилось на черное и белое

Д) Основателем Киево-Печерского монастыря был Сергий Радонежский

Рефлексия

Поставьте галочку там, на каком острове вы сегодня пребывали: о. Счастья, Печали, Скуки, Неожиданности, Грусти, Открытий, Радости.C:\Users\Tatyana\Pictures\рефлексия.png

Домашнее задание: пар.9, выучить термины.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Общественный строй Древней Руси"

Презентация предназначена для 6 класса по учебнику Пчелова....

Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....

Конспект урока по истории в 6 классе "Общественный строй и церковная организация на Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

План-конспект урока по теме "Общественный строй и церковная организация на Руси"

Урок на тему "Общественный строй и церковная организация на Руси" разработан с учетом поурочного планирования по истории России. Учебник история России под редакцией академика РАН А.В.Торкунова 6 клас...

католическая церковная организация

католическая церковная организация...

Презентация "Общественный строй и церковная организация"

Презентация "Общественный строй и церковная организация"...

Общественный строй и церковная организация на Руси. история 6 класс

Данный материал является разработкой урока истории России для 6 класса на тему "Общественный строй и церковная организация на Руси"....