Статья по теме: "Практико-ориентированные технологии при работе с историческими документами"
статья по истории
В статье рассматривается роль исторических документов в формировании общих компетенций, необходимых студентам как будущим специалистам, а также практико-ориентированные технологии разных уровней при работе с историческими источниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
--
Практико-ориентированные технологии при работе с историческими документами
Развитие студента как компетентной личности происходит путем включения его в различные виды деятельности. Успешнее адаптироваться в обществе будет тот студент, который сумеет самостоятельно добывать ту или иную информацию, поэтому большую роль на уроках истории уделяю самостоятельной работе обучающихся с историческими документами.
Работа с источниками направлена на формирование практических навыков получения и анализа информации, способствует активизации процесса мышления и воображения. При работе с документом требуются дополнительные умственные усилия, поскольку первоисточник как «сырой» документальный материал содержит в себе язык того времени, что приводит к необходимости обращаться к словарям или другой исторической литературе, чтобы понять содержание документа. Например, при изучении «Русской Правды» обучающиеся выясняют значение понятий: вервь, вира, тиун огнищный, холопство обельное, смердий холоп.
Учитывая несовершенство современных учебников истории, при работе с некоторыми документами появляется возможность исключить учебник как источник информации, полностью опираясь на данные исторического документа. Это способствует формированию у студентов собственного восприятия документа, независимо от позиции автора учебника, студент дает собственную оценку тому или иному событию.
Например, при изучении темы «Восточные славяне в VII-VIII вв.» студентам предлагается заполнить таблицу, проанализировав несколько исторических документов:
Документ №1 Из «Стратегикона» Маврикия Стратега: «О жизни славян»
Документ №2 Из «Стратегикона» Маврикия Стратега: «О воинах славянах»
Документ №3 Из книги «Война с готами» Прокопия Кесарийского: «О славянах»
Документ №4 Из «Книги драгоценных сокровищ» Ибн-Русте: «О славянах»
Природные условия | Занятия | Общественное устройство | Верования и обряды | Быт | Особенности военного искусства | Черты характера |
Работа с документами в данном случае представляет собой определенную модель исторического исследования.
Учитывая разные учебные способности студентов, в процессе работы с историческими документами применяю дифференцированные технологии и осуществляю принцип постепенного перехода от простой технологии к более сложной:
технологии воспроизводящего уровня ( обучающиеся выписывают основные понятия и исторические факты, отвечают на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста)
технологии преобразующего уровня (студенты анализируют текст документа, выделяют в нем основную идею; составляют вопросы к документу, осуществляют самостоятельный отбор, группировку фактов; систематизируют материал в виде схемы, таблицы; составляют развернутый план, выявляют причины и последствия событий)
технологии работы с источниками творческо-поискового уровня ( студенты извлекают из нескольких исторических документов необходимую информацию, обучаются поисковым способам работы с источниками, дают собственную оценку историческим событиям; на основе анализа нескольких исторических документов составляют политический портрет исторического деятеля, по итогам исследования составляются таблицы; способы работы в рамках творческого уровня нацелены на формирование собственных взглядов, убеждений и доказательных позиций обучающихся)
Творческий характер работы с источниками предполагает также развитие умения сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие, на одну и ту же историческую личность. Поэтому необходим тщательный отбор документов по содержанию, позволяющий посмотреть на одну и ту же проблему с разных точек зрения. Например, при составлении политического портрета Николая II студенты анализируют отрывки из воспоминаний генерала А.А.Мосолова (Мосолов А.А.При дворе последнего императора) и С.Ю.Витте (Витте С.Ю.Воспоминания, мемуары), содержащие разные взгляды на личность последнего российского императора.
При выполнении таких заданий студенты осваивают технику анализа информации, умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения. Обсуждение таких вопросов помогает студенту не только наметить программу успешной самореализации, но и способствует формированию нравственных ориентиров личности.
Таким образом, работа с историческими документами способствует формированию общих компетенций, необходимых студентам как будущим специалистам, развитию их творческого потенциала; направлена на формирование мировоззрения студентов, которые завтра станут активными участниками общественной жизни.
Литература
Чернова М.Н. Румянцев В.Я. Работа с документами на уроках истории. М. 2008.
Чернова М.Н. Личность в истории. М., 2005.
Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
алгоритм работы с историческим документом
Материал содержит вопросы и задания для работы с историческим документом, который позволяет проверить сформированность УУД....
Элективный курс по истории для учащихся 11 класса "Работа с историческими документами"
Элективный курс предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 11 класса. Данный курс поможет учителю и учащимся увидеть в документе очень важный источник исторической информации....
Работа с историческими документами
Использование перовисточника на уроках...
Работа с историческими документами
В статье затрагивается проблема работы с историческими документами на уроках истории, говорится о видах исторических источников, предлагаются формы работы с ними....
Работа с историческими документами
В статье затрагивается проблема работы с историческими документами на уроках истории, говорится о видах исторических источников, предлагаются формы работы с ними....
Работа с историческими документами
Работа с историческими документами на уроках истории...
Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"
В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы в ходе работы над ними....