Конспекты уроков
план-конспект урока по истории
Конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnyy_urok_po_istorii_5_klass.docx | 28.13 КБ |
vozvyshenie_moskvy_6_klass_istoriya.docx | 35.16 КБ |
gosudarstva_vostoka_7_klass_istoriya.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводный урок по истории Древнего мира
Преподаватель: Книжников Вячеслав Александрович
МБОУ «Лицей», г. Нижневартовск
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.
Задачи урока:
Образовательная:
- создать у учащихся представления об истории как науке;
- познакомить учащихся с лентой времени;
- рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;
Развивающая:
- сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
Воспитательная: - формирование мотивации к изучению истории.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная доска или проектор;
- учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М.,2022.
- Организационный этап:
Подготовка учащихся к занятию.
Этап | Педагог | Учащиеся |
Организационный этап 5 мин. | Приветствие: Здравствуйте дети. Для начала познакомимся. Меня зовут Книжников Вячеслав Александрович. Я буду проводить у вас уроки истории. Для начала проверим присутствующих, предупреждаю в произношении фамилий могу ошибиться. Сегодня начинается ваш первый урок истории, на котором мы разберём, что это за наука и зачем она может вам понадобиться. Включаем 1 слайд: Изучение истории. Скажите что, по-вашему, такое история? | Вероятный ответ: Здравствуйте! Записывают. |
Актуализация знаний 5 мин. | 2 слайд: Зачем изучать историю? История - наука, занимающаяся изучением человека в прошлом. А, в общем, и не только человека. Как вы понимаете учитель жизни? 3 слайд: Высказывание Ганди Как вы его понимаете? 4 слайд: Высказывание Диодора. Как вы его понимаете? Да, сейчас разберем, как это работает на практике. Задавайте вопросы, если что-то вам в ходе занятия будет непонятно. | Вероятные ответы: История - учитель жизни В мире войны. История позволяет учиться на ошибках. |
Изучение нового материала. 25 мин. | 5 слайд: Циклы истории. Сейчас я держу книгу, которая несколько лет назад была выдвинута на государственную премию. Её автор попытался разобрать историю на циклы в 12, 36 и 144 года. И некоторые события нашей истории в этот цикл укладываются. Автор также даёт прогнозы на будущее и других крупных стран. Но её мало прочитать, её нужно ещё и понять. И прочитать, возможно, придётся не один раз. Мне в ней не всё понятно, так как знаю об истории я далеко не всё. А сейчас подробнее. 6 слайд: Поразмышляйте над фактами. Сделаем вот как на экране 6 фраз, пусть 1 ряд их прочитает поочерёдно. Почти. 7 слайд: Картина мира Как, по-вашему, что такое картина мира? Скажите, что вы видите в классе? За окном. А ещё? Сейчас я покажу вам 4 картинки, а вы попробуйте определить, что у них общего. 8 слайд: Внутри. И это есть в каждом из нас 9 слайд: Связи. 10 слайд: Страна 11 слайд: Планета Одна? Известно что её расположение влияет на морские приливы. Что общего у всех картинок? Отчасти да. В расширенном понимании. Картина Мира – это знание того что происходит в Мире на разных уровнях. При её формировании каждый человек должен руководствоваться своими интересами. Картину Мира можно сформировать из любых знаний. Понятное дело, что у музыканта, физика и историка она может сильно различаться. Сейчас разберем, что из этого изучают история. 12 слайд: Картина Мира Сформированная картина Мира даёт возможность прогнозировать будущее. Не единственное что даёт изучение истории, но возможно самое ценное. Кому такое умение может понадобиться? 13 слайд: Наука королей А чего лично вы бы хотели добиться, зная будущее? 14 слайд: Исторические дисциплины Наука история имеет много различных дисциплин смежных с самыми разными предметами. Палеонтология — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. Что изображено на картинке? Химический анализ которого позволяет определить его возраст. Кто такой А. С. Пушкин? 15 слайд: Пушкин Поэт, знающий химий, алгебру и геометрию 16 слайд: Палеография 17 слайд: Этнология и этнография 18 слайд: Фалеристика Сделайте вывод из полученной информации. Правильно для расширенного изучения истории знать нужно очень много. 19 слайд: Как вы понимаете высказывание ниже? Люди живут в сообществах и для того чтобы они сохранялись надо помнить их историю и знать что для этого нужно. 20 слайд: Я бы сравнил картину Мира с человеческим телом вроде просто, и в то же время сложно. Для того чтобы сформировать картину мира вам придётся копить знания очень долго, и по большей части самостоятельно. Совет: изучайте в первую очередь то, что интересно. Наша задача изучить как раз таки тот исторический хребет, что представляет из себя содержание школьных учебники и осмыслить их, так как знать и понимать вещи разные. А ваша задача ещё и состоит в том, чтобы научиться думать 21 слайд: Сократ Можно ли знать всё? 22 слайд: Изучать историю развития человека мы начнём с того момента откуда нам доступны источники. Как называется наука изучающая историю по вещественным источникам? Вспоминайте. 23 слайд: Источники. Запишите основные типы источников | То, что происходит в мире. Это процесс пищеварения. Люди общаются друг с другом Люди живут в огромных сообществах, странах. Наша Земля С Луной Это картина Мира? Дерево Поэт Археология |
Закрепление материала и рефлексия 5 мин. | 24 слайд: История История традиционно делиться на Отечественную и Всемирную. Поскольку самые древние источники касаются именно всемирной истории с неё мы и начнём. Осмотрите учебник. | Отвечают. |
Итоги урока 5 мин. | 25 слайд: Что нового вы узнали? У нас осталось 5 минут. Напишите в конспектах, что сегодня нового вы узнали для себя или как это можно применить вам в дальнейшем, если сможете придумать. | Пишут и сдают тетради. |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Усиление Московского княжества. Правление Иван Калиты».
Преподаватель: Книжников Вячеслав Александрович
МБОУ «Лицей», г. Нижневартовск
Умк: История России, 6 класс, Часть 2, Торкунов А.В., 2023.
Вид урока: комбинированный
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование для учителя: мультимедийный экран, ПК, презентация, документы, учебник История России, 6 класс, Часть 2, Торкунов А.В., 2023.
Оборудование для обучающихся: тетрадь, ручка, карта, учебник История России, 6 класс, Часть 2, Торкунов А.В., 2023.
Цель урока: определить причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения русских земель
Задачи урока:
- Обучающая: раскрыть причины возвышения Москвы и усиления власти князей;
- Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами и документами; формирование способности анализировать, сопоставлять, самостоятельно извлекать знания из источников.
- Воспитывающая: воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей родине через изучение героических поступков предков
Основные даты:
1325-1340 гг. – княжение Ивана Даниловича Калиты
1327 год – восстание в Твери
Методы обучения: проблемное изучение в обучении.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Приветствие: Здравствуйте дети.
Вероятный ответ: Здравствуйте!
Учитель: приготовьтесь к уроку, достаньте тетради и ручки те, кто этого ещё не сделал.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: скажите, что вам было задано на прошлом уроке?
Ответ: параграф 19, вопросы №1-4.
Учитель: давайте ответим на них.
- В чём особенности образования Литовского государства?
Нужный ответ: смешение вер и культур русской и литовской
- Какой была религиозная политика литовских князей в XIII-XIV веке?
- Почему и как началось формирование русской, украинской и белорусской народностей?
- Какие изменения произошли в Литовском государстве в конце XIV – начале XV века?
Сегодня мы с вами продолжим изучение истории России. Давайте вспомним, что мы успели разобрать по событиям XIII века из истории России?
Вероятные ответы:
1. Александра Невского
2. Литовское государство
3. Золотую Орду.
Учитель: Отлично. Давайте посмотрим на слайд и скажем, какие территории мы с вами успели затронуть в недавних уроках?
Слайд №1: Карта Руси и Золотой Орды.
Вероятные ответы:
1. Золотую Орду
2. Литву
3. Новгород
Учитель: Хорошо, как какой новый город у нас появляется на карте Руси?
Вероятные ответы:
- Москва
- Тверь
Учитель: Молодцы. Как вы думаете, какой из этих городов был сильнее?
Ответ: Москва.
Учитель: А почему?
Ответ: Она стала столицей.
Учитель: Каким образом?
Ответ: Всех захватила.
Учитель: Москва на тот момент 1300 год была городом относительно рядовым, почему её не победили?
Вероятный ответ:… (молчание)
И откройте учебники на стр. 41 и запишите тему урока.
Слайд №2. Усиление Московского княжества.
Учитель: Исходя из названия темы, скажите, что мы должны сегодня узнать?
Вероятные ответы: как появилась Москва, почему стала самой сильной.
Учитель: А кому подчинялась большая часть Руси на тот момент?
Ответ: Золотой Орде.
Учитель: Ордынские ханы хотели бы, чтобы на русские земли объединились? Почему?
Ответ: Нет. Чтобы не восстали против них люди?
Учитель: Правильно. Тем более, что Москва была не единственным возможным объединителем Руси
Сегодня на уроке, мы выясним:
1.Каковы предпосылки и причины возвышения Москвы и превращения Москвы в центр объединения русских земель.
И самое главное:
2.Почему именно Москва стала центром объединения Русских земель?
Вопросы для беседы с учениками:
- Что нам известно о Москве как городе?
- Что она из себя могла представлять изначально?
- Как вы думаете почему именно Москва стала столицей нашей страны, а не например Владимир.
III. Изучение нового материала.
Слайд №3.
Учитель: Основателем династии московских князей были сын Александра Невского.
- Чего Александру Невскому удалось добиться по итогам своего правления в Новгороде и Владимире?
Вероятные ответы:
- Разбил шведов
- Победил крестоносцев
- Подчинился монголам
- Укрепление власти князя.
- Александру удалось защитить Северо-Запад русских земель ливонских рыцарей и шведов.
- Установление вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды и выплата дани “выхода”.
Слайд №4:
- 1. Укрепление власти князя.
- 2. Александру удалось защитить Северо-Запад русских земель ливонских рыцарей и шведов.
- 3. Установление вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды и выплата дани “выхода”.
Учитель: Почему у Александра Невского и московского князя Дмитрия Донского одинаковые знамёна?
Ответ: Москвой правили его потомки
Предпосылки объединения государства
Учитель: Для того чтобы выяснить предпосылки объединения русских земель мы должны ответить на вопрос…
Какие слои населения были заинтересованы в объединении русских земель?
Слайд №5. Сопоставьте в тетради интересы разных социальных слоёв с самими группами
Социальные группы | Интересы |
1. Удельные князья | А) Развитие торговли |
2. Бояре | Б) освобождение от налогового бремени монголо-татар |
3. Купцы | В) потребность в сильной власти, способной защитить своих подданных от произвола захватчиков |
4. Православное духовенство | Г) защита своих территорий от монголо-татар |
5. Посадские люди (ремесленники) | Д) стремление увеличить земельные владения |
6. Крестьяне |
Возможные ответы (ошибка в них последствий не несёт):
- В) Г) Д)
- Г) Д)
- А) Б) В)
- В) Г)
- А) Б) В)
- Б) В)
Учитель: Итак, дети, какие слои населения были заинтересованы в объединении вокруг сильного князя?
Вероятный ответ: Все.
Учитель: Правильно. Таким образом, к XIV веку сложились предпосылки к объединению русских земель и все слои населения так или иначе были заинтересованы в этом процессе.
Работа с картой
Откройте карту на с. 38. (карта Великого Литовского княжества)
Возможные центры объединения.
Беседа с учениками + дополнение учителя («метод оживление карты»)
Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения русских земель имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды. Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества: сильная оппозиция княжеской власти, борьба за власть между князьями, давление со стороны западных соседей. И в конце концов Галицкая Русь оказалась сначала в составе Литвы, а затем Польши.
Другим центром объединения могло стать Великое княжество литовское, возникшее в XIII веке при князе Миндовге. Оно объединило значительную часть русских земель. Русское население находило защиту от монгольского разорения под сильной властью литовских князей. Однако после заключения уний с Польшей и принятия католичества, Литва все больше попадала в зависимость от Польши, а в ее русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.
Наряду с этими возможными центрами с начала XIII века появляются и другие центры, готовые и способные возглавить объединение. И одним из таких центров было Московское княжество. «…Что же дало возможность Москве получить великое княжение и увеличиться, и каким путем шло это возвышение? Что же способствовало возвышению Москвы?
Слайд №6.
Для того, чтобы в этом разобраться давайте разберём из запишем даты правления Московских князей.
Московский князь и дата правления | Присоединённые территории и города |
1. | |
2. | |
3. |
Слайд №7.
Учитель: Попробуйте проанализировать политику Даниила Александровича исходя из указанного времени его правления и дат его свершений.
Ответ (в той или иной форме): Лишь в последние годы жизни он рискнул присоединять к своей территории новые земли. И у него были причины для такой осторожной политики.
Слайд №8.
Учитель: Откройте карту на с. 76 и скажите исходя также из предложенных данных на слайде, какие княжества потенциально могли стать центрами объединения русских земель и потенциально представляли угрозу для Москвы?
Слайд №9.
Ответ: Тверское, Нижегородское, Рязанское княжества
Скажите, какие у них могли быть плюсы и минусы их географического расположения?
Только Тверь и Москва находились в относительном удалении от территорий Золотой Орды.
Учитель: что было самой желанной целью для князя приехавшего в Золотую Орду?
Ответ: ярлык на Владимирское княжение (должны знать с прошлых тем)
Учитель: Какую ценность представлял из себя ярлык на Великое Владимирское княжение?
Вероятные ответы:
- Престижно
- Князь его держащий станет главным.
Слайд №10.
Ярлык на княжение во Владимире давал:
- Право сбора дани с русских земель в пользу Золотой Орды.
- Во Владимире была резиденция митрополита
Слайд № 11.
Учитель: Тверь на первых порах стала самым богатым городом на Руси. В Твери был построен первый на Руси каменный храм после монгольского завоевания. Скажите, а какое это имеет значение?
Вероятные ответы:
1.Показатель могущества правителя.
2. Показатель богатства
3. Авторитет
Учитель: да, все ответы правильные
Слайд №12.
Почему строительство каменных храмов на Руси = показателю богатства и благополучия?
Ответ: Камня на Руси мало, поэтому каменные здания были очень дорогие.
Учитель: прекрасно.
Ведь храмы не приносят прибыли сами по себе. Их строительство можно позволить только, при наличии свободных в княжестве средств. Огромных средств
Возведение храма в Твери - это показатель могущества и достатка местных князей претендовавших на великое владимирское княжение.
Слайд №13.
Учитель: Однако второй московский князь решил побороться с Тверью. Князь Юрий Данилович добился серьёзного дипломатического успеха женившись на сестре ордынского хана Узбека Кончаке, принявшей православие и вместе с новой верой имя Агафья.
Что мы помним про её брата?
Вероятные ответы:
1. На период его правления приходиться расцвет Золотой Орды.
На престол взошёл в возрасте 30 лет. Только после восшествия на престол Узбек принял ислам и через некоторое время начал борьбу с не мусульманами. Покровительствовал караванной торговле, развитию городов и исламской культуре.
Как вы считаете, о чём говорит факт того, что сестра ярого мусульманина принимает православие, выходя замуж?
Слайд №14
Прочитайте текст на странице 43 про князя Юрия.
Учитель: Как думаете, что могло стать причиной смерти Кончаки?
Вероятный ответ:
Слайд №15
Учитель: Что могло ждать тверского князя в Орде после того, как в его плену скончалась ханская сестра?
Вероятный ответ: только смерть.
Учитель: Почему тверской князь всё же поехал в Орду?
Вероятный ответ: надеялся оправдаться, хотел защитить своих подданных.
После казни Дмитрия, ярлык отошёл его брату Александру. Однако ярлык недолго находился у Тверского князя.
Слайд №16
Учитель: Иван Калита стал самым хитрым из московских князей. Он подкупал ордынских вельмож подарками. Как вы думаете? Какие льготы он мог себе выторговать благодаря такому отношению?
Ответ: ярлык на владимирское княжение
Слайд №17
Учитель: Правильно. И вскоре у него появилась возможность для этого
Слайд №18-21
Прочитайте по очереди текст на слайде.
Слайд № 24 поработайте с легендой карты и заполните таблицу до Дмитрия Донского (его не включаем)
Работа с историческим документом
Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям относительно причин возвышения Москвы.
- Карамзин Николай Михайлович считал, что «…таланты московских князей, и содействие бояр и духовенства, и влияние татарского завоевания»
- Владимир Сергеевич Соловьёв …в своей «Истории России» не раз, говоря вообще о важном влиянии географических условий, отмечает выгодное положение Москвы — …Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани. Срединное положение Москвы было важно и для церковного управления… Таким образом, главное условие возвышения Москвы, по мнению Соловьева, — это срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества.
Так в чем же причины возвышения именно Москвы, по мнению этих историков?
Результаты работы записываются в тетрадь.
- Выгодное географическое положение;
- Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье);
- Наличие плодородных земель;
- Поддержка духовенства;
- Сплочение народа перед общей опасностью;
- Политика московских князей;
.
Возвращение к проблемному вопросу:
Почему Москва стала центром объединения русских земель?
Таким образом, превратившись в центр объединения государства русского, перед Москвой стояла другая задача. Завоевав доверие Орды – окончательно избавиться от нее, стать центром борьбы с ордынским владычеством, чтобы еще прочнее утвердить себя как лидера среди русских земель. И с этим материалом вы будете знакомиться на следующем уроке.
V. Закрепление.
Сегодня на уроке, я узнал, что…
VI. Домашнее задание.
Д/З. § 20 С. 48 № 1-3
- Или
- 4 номера в РТ
- Или
- Карта Московского княжества
Предварительный просмотр:
Государства Востока.
Традиционное общество в эпоху
Раннего Нового времени
Преподаватель: Книжников Вячеслав Александрович
МБОУ «Лицей», г. Нижневартовск
Цели и задачи:
- определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.
- реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления.
- воспитывать уважение и интерес к культуре других народов.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная доска или проектор;
- учебник: Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. М. Просвещение. 2019. 239 с.
- Этап 1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (2 мин).
- Проверка присутствующих по журналу. Знакомство с учащимися.
- Этап 2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос (4 мин.)
Слайд №1. На предыдущих уроках вы закончили изучение Западной Европы в начале Нового времени. Что это время принесло Европейцам?
Возможные ответы (если не назовут, напомнить): колонизация других стран, биржевая торговля, рост мануфактур (предприятий использующих разделение труда на производстве), развитие торговли, усиление власти буржуазии (владетели капиталов) в результате Английской революции, обретения независимости Голландии.
Ознакомьтесь с данной таблицей. И назовите 3 типа общества в истории.
Какое сейчас у нас общество? Постиндустриальное.
В какое общество вошла Европа в начале Нового Времени? Индустриальное.
И в каком обществе по-прежнему находились такие страны Востока, как Индия, Китай и Япония? Традиционное.
Что было свойственно традиционному обществу?
- Этап 3. Изучение нового материала (20 мин.)
Слайд №2. Какие страны сегодня мы с вами должны разобрать? Покажите их на карте. Вызываем людей показать на карте.
Слайд №3. Что вы знаете про Китай? Чем он был известен в древности. Изобретениями.
Слайд №4. Китайские изобретения.
Слайд №5. Что вы знаете про Индию?
Слайд №6. Предметы гордости Индии.
Слайд №7. Что вы знаете про Японию? Кланы самураев и ниндзя. Кто такие самураи?
Ниндзя - шпионы, лазутчик и наёмные убийцы в средневековой Японии
Самураи - потомственная военная знать (как и рыцари в Европе). Японский аналог европейских рыцарей. Вопрос, кому подчинялись самураи (Даймё – князьям которым присягали на верность)?
Слайд №8. Прочитайте. Два добровольца.
Слайд №9. Ознакомьтесь с общественной структурой государств Востока. Сейчас перечислите социальные слои и касты в порядке их влиятельности по убыванию. Найдите отличия.
1.В Японии и Индии пока нет единого правителя (сегодня или на следующем уроке разберём как они появились).
2. Купеческое дело и торговля в Китае и Японии считались презираемыми занятиями. В то время как в некоторых странах Европы, их коллеги буржуазия (владельцы капиталов) уже берут в руки управление страной (Голландия и Англия).
3. Если в Китае власть удерживает император, опирающийся на развитый аппарат чиновников, (для которых ещё с 7 века проводились экзамены по каллиграфии и стихосложению), а в Японии власть держали князья, опирающиеся на воинов-самураев, то Индия ещё с распада империи Маурьев во 2 веке до н.э. не была единой страной, так как в стране существовали касты выход и переход из которых строжайше запрещала индуистская религия.
- Слайд №10. Запишите текст: В отличии от европейских городов, получивших право на самоуправление от своих герцогов и графов ещё в Средневековье, восточные города продолжали оставаться под сильной централизованной властью.
- Когда первые ученики закончат записывать, задать им вопрос, почему так получилось.
- Ожидаемый ответ: европейские короли в борьбе с менее крупными феодалами (герцогами и графами) выдавали городам право на самоуправление (что кстати стимулировало торговлю), дабы заручиться их поддержкой. И хоть потом это право короли у городов забрали (после своей победы), идеи республиканского управления плотно поселились в головах европейцев и в будущем в ходе европейских революций или колонизации других стран стали появляться республики.
- Слайд №11. Записать текст в рамке. Государство на Востоке – главный регулятор хозяйственной жизни общества. Само решает как вести хозяйственную деятельность. С кем торговать, чем торговать, по каким ценам и сколько собирать налогов. Всё это в руках правителей.
- Слайд №12-13. Если будет менее 20 минут от урока, то записать.
- Есть 20+ есть минут, то пусть прочтут. Добавишь, если написано что религия традиционная, то это значит она существовала до появления иной, более общественно справедливой.
- Этап 4. Первичное закрепление изученного (3 мин):
+
- Этап 5. Включение в систему знаний, повторение (9 мин):
- Слайд №14. Сделайте себе вот эту таблицу. У вас 3 минуты. Деревенскую общину пока не заполняйте, чтобы оставить себе место.
- Слайд №15. Внесите восточные религии в соответствующую графу по их распространению.
- Слайд №16. Заполните в таблице графу Сословия
- Слайд №17. Напомните, пожалуйста, кто управлял городской жизнь в восточных обществах? Под властью правителя (государства)
- Этап 6. Рефлексия учебной деятельности: (1мин)
- Слайд №18. И так, что вы узнали сегодня на уроке? Прослушать и скорректировать ответы учащихся в количестве 3-5 учеников.
- Если не будет ответа про “главенствующую роль государства на Востоке”, то дать прочитать слайд №19.
- Откройте страницы 201-202 и самостоятельно заполните графу Землевладение.
- Слайд №19. Прочитать, если останется время. Или если учащиеся не поймут роль государства в жизни восточных обществ.
- Слайд №20. Конечный вариант таблицы. Показать, если спросят. Другие варианты тоже принимаются.
- Этап 7. Домашнее задание. (1 мин):
- Слайд №21. С. 209 №1-3 (вопросы под спиралью). Закончить таблицу, если не закончили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....