Электив по истории
рабочая программа по истории
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей», г. Нижневартовск
«Подготовка к ЕГЭ по истории»
учебная программа элективного курса по истории
для учащихся 10-11 классов
на 2023-2024 учеб. гг.
Составитель программы:
методическое объединение преподавателей
естественно-научного цикла
г. Нижневартовск, 2023 год
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по истории» (далее - рабочая программа) включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения программы элективного курса;
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с последующими изменениями.
2.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644 с последующими редакциями.
3.Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з)).
4.Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. Базовый и углубл. уровни. В 3 ч. / (М.М. Горинов и др.); под ред. А.В. Торкунова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
История. Всеобщая история. Новейшая история, 1946 г. – начало XXI в.: 11-й класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.О. Чубарьяна. – Москва: Просвещение, 2021.
5.Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по истории; Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по истории.
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
В последнее время для поступления в ВУЗы все более востребованными являются обществоведческие дисциплины, в том числе и история. Уровень заданий ЕГЭ достаточно сложный и для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка учащихся по истории.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» (10 класс), «Россия в XIX вв.», «Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» ( 11 класс).
Теоретический материал соответствует кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цель курса:
систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
- применение социально-гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и практических задач;
- формирование и развитие умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
- формирование умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
ФОМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В РАМКАХ ЕГЭ
Знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- основные исторические термины, понятия, исторические личности.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.
ФОРМЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- практические занятия;
- работа в парах, группах, индивидуально;
- выполнение работ по заданному алгоритму;
- решение заданий различной степени сложности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Элективный курс по предмету «История» входит в цикл гуманитарных предметов. Программа курса предназначена для обучающихся 10 и 11 классов.
Общее количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час (34 часа в год).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, стран Европы и Востока;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
- ориентации в системе моральных норм и ценностей;
- основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умения конструктивно разрешать конфликты;
- готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- пользоваться справочной литературой;
- приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- устанавливать целевые приоритеты;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
- самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться справочной литературой;
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные:
Учащийся научится:
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- высказываться в устной и письменной форме;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Учащийся получит возможность научиться:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владеть разными видами монолога и диалога;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- основам коммуникативной рефлексии;
- свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя;
в) развития общественного движения;
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Новейшего времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени.
Учащийся получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшее время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Трудные вопросы истории: подготовка к ЕГЭ»
10 КЛАСС (34 часа)
Введение. Особенности ЕГЭ по истории (1 час).
Раздел I «Древность и Средневековье» - 23 часа
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России (1 час).
1.1. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян.
Тема 2. Русь в IX – начале XII в. (5 часов).
2.1. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина.
2.2. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Русская Правда.
2.3. Международные связи Древней Руси.
2.4. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русь в IX – начале XII в.».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. (6 часов).
3.1. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.
3.2. Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.
3.3. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
3.4. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город.
3.5. Культурное развитие русских земель и княжеств.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русские земли и княжества в XII – середине XV в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в. (11 часов).
4.1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти.
4.2. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
4.3. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян.
4.4. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.
4.5. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
4.6. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией.
4.7. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.
4.8. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права.
4.9. Церковный раскол.
4.10. Социальные движения XVII в.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Российское государство во второй половине XV – XVII в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Раздел II «Новое время» - 8 часов
Тема 1. Россия в XVIII в. (8 часов).
1.1.Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации.
1.2. Северная война. Провозглашение Российской империи.
1.3. Законодательное оформление сословного строя. «Просвещённый абсолютизм».
1.4. Особенности экономики России в XVIII в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений.
1.5. Русское просвещение.
1.6. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой XVIII в.
1.7. Превращение России в мировую державу в XVIII в.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия в XVIII в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Итоговое занятие. Написание пробного ЕГЭ – 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
11 КЛАСС (34 часа)
Раздел II «Новое время» - 15 часов
Тема 2. Россия в первой половине XIX в. (6 часов).
Введение. Особенности ЕГЭ по истории.
2.1. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Особенности экономики России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота.
2.2. Отечественная война 1812 г.
2.3. Движение декабристов.
2.4. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой первой половины XIX в.
2.5. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия в первой половине XIX в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема 3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. (9 часов).
3.1. Реформы 1860–1870-х гг.
3.2. Политика контрреформ.
3.3. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны.
3.4. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.
3.5. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.
Русско-японская война.
3.6. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
3.7. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.
3.8. Реформы П.А. Столыпина.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Раздел III «Новейшая история» - 18 часов
Тема 1. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
(6 часов).
1.1. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
1.2. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы.
1.3. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.
1.4. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.
1.5. Переход к новой экономической политике.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема 2. СССР в 1922–1991 гг. (9 часов).
2.1. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
2.2. Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
2.3. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930- х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны.
2.4. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.
СССР в антигитлеровской коалиции.
Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
2.5. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.
2.6. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.
2.7. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
2.8. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
2.9. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы.
Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «СССР в 1922–1991 гг.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема 3. Российская Федерация (3 часа).
3.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.
Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.
3.2. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев.
3.3. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе.
Современная российская культура.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Российская Федерация». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Итоговое занятие. Написание пробного ЕГЭ – 1 час.
Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 КЛАСС
(34 часа)
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по истории | 1 |
2 | Раздел I «Древность и Средневековье» Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России | 23 1 |
3 | Тема 2. Русь в IX – начале XII в. | 5 |
4 | Тема 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. | 6 |
5 | Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в | 11 |
6 | Раздел II «Новое время» Тема 1. Россия в XVIII в. | 8 |
7 | Итоговое занятие Написание пробного ЕГЭ | 2 |
Итого
| 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
11 КЛАСС
(34 часа)
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Раздел II «Новое время» Тема 2. Россия в первой половине XIX в. | 15 6 |
2 | Тема 3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. | 9 |
3 | Раздел III «Новейшая история» Тема 1. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России | 18 6 |
4 | Тема 2. СССР в 1922–1991 гг. | 9 |
5 | Тема 3. Российская Федерация | 3 |
6 | Итоговое занятие Написание пробного ЕГЭ | 1 |
Итого
| 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
10 КЛАСС
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | |
план | факт | |||
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по истории | 1 | ||
Раздел I «Древность и Средневековье» - 23 часа Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России (1 час) | ||||
2 | Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян | 1 | ||
Тема 2. Русь в IX – начале XII в. (5 часов)
| ||||
3 | Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина | 1 | ||
4 | Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Русская Правда | 1 | ||
5 | Международные связи Древней Руси | 1 | ||
6 | Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции | 1 | ||
7 | Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русь в IX – начале XII в.». | 1 | ||
Тема 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. (6 часов) | ||||
8 | Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики | 1 | ||
9 | Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада | 1 | ||
10 | Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества | 1 | ||
11 | Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город | 1 | ||
12 | Культурное развитие русских земель и княжеств | 1 | ||
13 | Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русские земли и княжества в XII – середине XV в.» | 1 | ||
Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в. (11 часов) | ||||
14 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти | 1 | ||
15 | Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения | 1 | ||
16 | Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян | 1 | ||
17 | Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война | 1 | ||
18 | Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. | 1 | ||
19 | Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией | 1 | ||
20 | Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы | 1 | ||
21 | Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права | 1 | ||
22 | Церковный раскол | 1 | ||
23 | Социальные движения XVII в. | 1 | ||
24 | Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Российское государство во второй половине XV – XVII в.» | 1 | ||
Раздел II «Новое время» - 8 часов Тема 1. Россия в XVIII в. (8 часов) | ||||
25 | Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации | 1 | ||
26 | Северная война. Провозглашение Российской империи | 1 | ||
27 | Законодательное оформление сословного строя. «Просвещённый абсолютизм» | 1 | ||
28 | Особенности экономики России в XVIII в. | 1 | ||
29 | Русское просвещение | 1 | ||
30 | Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой XVIII в. | 1 | ||
31 | Превращение России в мировую державу в XVIII в. | 1 | ||
32 | Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия в XVIII в.» | 1 | ||
Итоговое повторение – 2 часа | ||||
33 34 | Итоговое занятие. Написание пробного ЕГЭ | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
11 КЛАСС
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | |
план | факт | |||
Раздел II «Новое время» - 15 часов Тема 2. Россия в первой половине XIX в. (6 часов) | ||||
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по истории. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Особенности экономики России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота | 1 | ||
2 | Отечественная война 1812 г. | 1 | ||
3 | Движение декабристов | 1 | ||
4 | Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой первой половины XIX в. | 1 | ||
5 | Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны | 1 | ||
6 | Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия в первой половине XIX в.» | 1 | ||
Тема 3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. (9 часов) | ||||
7 | Реформы 1860–1870-х гг. | 1 | ||
8 | Политика контрреформ | 1 | ||
9 | Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны | 1 | ||
10 | Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков | 1 | ||
11 | Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов. Русско-японская война | 1 | ||
12 | Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования | 1 | ||
13 | Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения | 1 | ||
14 | Реформы П.А. Столыпина | 1 | ||
15 | Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.» | 1 | ||
Раздел III «Новейшая история» - 18 часов Тема 1. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России (6 часов) | ||||
16 | Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество | 1 | ||
17 | Революция 1917 г. Временное правительство и Советы | 1 | ||
18 | Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание | 1 | ||
19 | Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны | 1 | ||
20 | Переход к новой экономической политике | 1 | ||
21 | Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России» | 1 | ||
Тема 2. СССР в 1922–1991 гг. (9 часов) | ||||
22 | Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. | 1 | ||
23 | Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования | 1 | ||
24 | Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930- х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны | 1 | ||
25 | Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. | 1 | ||
26 | Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы | 1 | ||
27 | XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста | 1 | ||
28 | «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. | 1 | ||
29 | Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности | 1 | ||
30 | СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы. Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг. Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «СССР в 1922–1991 гг.» | 1 | ||
Тема 3. Российская Федерация (3 часа) | ||||
31 | Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств | 1 | ||
32 | Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев | 1 | ||
33 | Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Современная российская культура. Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Российская Федерация» | 1 | ||
Итоговое повторение – 1 час | ||||
34 | Итоговое занятие. Написание пробного ЕГЭ | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Алексеев С.И. История России с древнейших времен до наших дней в схемах и таблицах: 10-11 классы: учебное пособие / С.И.Алексеев, Б.Ф.Мазуров. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Баранов П.А., Шевченко С.В. История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, 2016.
3. Данилов А.А., Уткин А.И., А.В.Филиппов. История России 1900-1945. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008.
4. Данилов А.А., Уткин А.И., А.В.Филиппов. История России 1945-2008. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008.
5. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в ХХ – начале ХХ1 века. 11 класс. – 6-е изд. испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
6. История. ЕГЭ-2022. Тематический тренинг: все типы заданий: учебно-методическое пособие / под ред. Р.В. Пазина. – Ростов н/Д: Легион, 2021.
7. История России. Хрестоматия. 6-10 классы. В 2-х частях. Часть 1. Электронная форма. – М.: Просвещение, 2015.
8. История России. Хрестоматия. 6-10 классы. В 2-х частях. Часть 2. Электронная форма. – М.: Просвещение, 2015
9. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень: 11 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2012.
10. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., С.В.Мироненко. История России XX – начало XXI века. – М.: Просвещение, 2011.
11. Маркин С.А. История. Картографический тренинг. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
12. Маркин С.А. История. Выполнение задания 24. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
13. Пазин Р.В., Ушаков П.А. История. Практикум по работе с иллюстративным материалом. – Ростов н/Д: Легион, 2018.
14. Пазин Р.В. Истрия. ЕГЭ. 10-11-е классы. Анализ исторического источника: учебное пособие / Р.В. Пазин. – 11-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
15. Пазин Р.В., Ушаков П.А. История. Картографический практикум. – Ростов н/Д: Легион, 2017.
16. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. – М.: Проспект, 2012.
17. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XVIII-XIX века. учебник для 10 класса. – М.: ООО «Русское слово», 2013.
18. Степанов Ю.Г. История. Подготовка к экзамену. 11 класс. Курс лекций по истории России с древнейших времен до современности. – Саратов: «Лицей», 2004.
19. Чернова М.Н. История. История российской культуры: практикум. – М.: Экзамен, 2017.
20. Чернова М.Н. История. История России 18-19 века. Исторические портреты. – М.: Экзамен, 2019.
21. Энциклопедический справочник школьника. История России. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.
Сайты, которые будут полезны для подготовки к ЕГЭ по истории:
1 http://ege.edu.ru/
2 http://ege.ru/
3 http://www.ctege.info/
4 http://www.fipi.ru/
5 http://4ege.ru/
6 http://reshuege.ru/
7 http://gotovkege.ru/
8 https://ege.yandex.ru/social/
9 https://учисьучись.рф/testing/8/
10 http://egewin.ru/testy-ege
11 http://www.resolventa.ru/demo/obsh/demoegeobsh.htm
12 http://www.youtube.com/watch?v=cDGqOfy5pMU
13 http://sdavayka.ru/ege/2/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электив по разделу "Организм".
РАЗДЕЛ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (профильный уровень), рассматриваемый в курсе «Решение биологических задач ». Презентация+учебно-тематический план+ рабочая пр...
Электив 11 кл. по обществознанию
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществове...
"Туган төбәгем". Электив курс программасы
Туган як.Туган туфрак.Туган төбәк.Бу сүзләр өлкән яшьтәге кешеләр өчен генә түгел,һәр сабый бала өчендә газиз һәм кадерле булырга тиеш.Туган якның табигате, аңа бәйле кызыклы фактлар...
Электив курс для 9 класса
Мәкаль һәм әйтемнәргә нигезләнеп төзелгән әхлак тәрбиясе(9нчы сыйныфлар өчен электив курс)...
Электив курс для 9 класса. Разработки уроков
1 нче бүлек. Алма агачыннан ерак төшми.1 нче тема : Анасына карап кызын коч, атасына карап улын коч.Максат :1.Гаилә турында төшенчә бирү; гаиләнең ныклыгы, ата-анага, балаларга йөкләнгән бурычларны ба...
Электив курс программасы
Балага киләчәктә күңеленә ошаган һөнәрне сайлау өчен төрле профиль юнәлешләре тәкъдим итү - мәктәпнең асыл максаты.Бүгенге яшьләр арасында филология фәннәре белән бәйле б...
Электив по истории: на пути к историческому образованию
Статья содержит материал, объясняющий необходимость элективных занятий для расширения и углубления исторического школьного образования....