Науки - помощницы истории
план-конспект урока по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Науки – помощницы истории
Предмет: История
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа
Цель урока | Создать условия для формирования представлений об основных видах исторических источников, вспомогательных исторических дисциплинах |
Планируемые | Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; Личностные: понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; идентификация своей принадлежности к народу, стране, государству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) |
Основное содержание темы, понятия и термины | Исторические источники: письменные и вещественные. Вспомогательные исторические науки (археология, антропонимика, геральдика, генеалогия, историческая метрология, нумизматика, лингвистика, сфрагистика, топонимика, хронология, этнография). 5 тыс. лет назад – изобретение письма |
Образовательные ресурсы | Учебник. Энциклопедии. Интернет-ресурсы. Иллюстрации с изображением монет, гербов, печатей, предметами раскопок и др. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Как мы узнаем о жизни людей много-много лет назад? Есть ли у науки «истории» помощники? | Слушают учителя | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
Усвоение новых знаний и способов действий. Исторические источники: письменные и вещественные | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, исследовательский, наглядный. Работа с учебником, ил-люстрациями, беседа, составление схемы | Предлагает найти в учебнике (с. 8) ответ на вопрос: «Откуда мы знаем, как жили наши предки?». – Источники знаний – «следы» жизни древних людей. Организует работу с иллюстрациями (письменные и вещественные исторические источники), составляет с учащимися таблицу (см. Приложение 1) | На основе текста и иллюстраций составляют описание исторических источников; раскрывают смысл, значение важнейших исторических понятий; составляют и заполняют таблицу | Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства | Работа с текстом, беседа по вопросам, таблица |
Вспомогательные исторические дисциплины | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями, беседа, тезисы | Опираясь на наглядность, рассказывает о науках – помощницах истории, организует запись в виде тезисов (см. Приложение 2) | Раскрывают значения терминов (важнейших исторических понятий). Осуществляют запись в виде тезисов | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: структурируют знания | Тезисы, беседа по вопросам |
Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Беседа | Предлагает ответить на поставленный в начале урока вопрос. – Как ученые узнают о жизни древнейших людей? | Излагают суждения. Называют исторические источники, вспомогательные исторические дисциплины | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Беседа по вопросам |
Подведение итогов. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какой материал был трудным, непонятным? – А что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
Домашнее задание | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Записи в тетради. Групповой проект «Науки – помощницы истории» | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Проект, термины |
Приложение 1
Исторические источники | |
Вещественные | Письменные |
Глиняные таблички, древние книги, надписи на камне, сборники законов | Жилища, посуда, орудия труда, оружие, монеты, произведения искусства |
Приложение 2
Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Сфрагистика – наука, изучающая печати. Печати – это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). С древнейших времен печати служили для удостоверения документов.
Антропонимика – наука, изучающая имена собственные.
Геральдика – наука о гербах.
Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.
Метрология – наука об измерении расстояния, веса, длины, объема и площади.
Нумизматика – наука о монетах.
Лингвистика – наука о языках.
Топонимика – наука, изучающая географические названия.
Хронология – наука об измерении времени, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
Этнография – наука о народах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Науки - помощницы истории
Урок для учащихся 6 класса, знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами - метрология, геральдика, хронология и др....
Физика как наука в истории человечества
Интегрированный урок по истории и физике в 7 классе...
Физика как наука в истории человечества
Интегрированный урок по истории и физике в 7 классе...
"Науки -помощницы истории"
Презентация по краеведению для 5 класса...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс
Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их методами исследований исторического пр...
Презентация - Рождение новой европейской науки. Всеобщая история. 7 класс.
В этой презентации содержится информация о науке эпохи Возрождения....