ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
рабочая программа по истории (5, 6, 7 класс)

Гончарова Елена Ивановна

Программа воспитания и социализация обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную социально – значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально – педагогической деятельности школы, семьи и  других субъектов общественной жизни. Программа направлена на обеспечение их духовно – нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ПРЕДМЕТАМ  «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Пояснительная записка:

Программа разработана для обучающихся 5 – 7 классов.

Срок реализации программы: 3 года.

Программа воспитания и социализация обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную социально – значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально – педагогической деятельности школы, семьи и  других субъектов общественной жизни. Программа направлена на обеспечение их духовно – нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

 Программа разработана на основании требований следующих документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования . Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897.
  3. «Концепция духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России».
  4. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).

Программа  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России».

Программа конкретизирует требования ФГОС:

- создание в образовательной организации особой нравственной среды;

- развитие обучающихся через организацию урочной, внеурочной, внешкольной деятельности;

- ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов

Программа направлена на:

    освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

    формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями способностями, с учётом потребностей рынка труда

    формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

    формирование экологической культуры.

Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Ориентируясь на современный воспитательный идеал, представленный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в качестве цели воспитания и социализации школьников можно рассматривать личностный рост ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия. Приобретение ребенком социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в нормах и традициях окружающего его общества, актуализировать то, что в нем считается нужным и правильным, усвоить социально одобряемые и неодобряемые формы поведения.

Достижению поставленной цели воспитания и социализации школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

1) Формировать воспитывающий уклад школьной жизни.

             2)Оптимизировать условия и возможности для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, максимального использования их созидательного потенциала в интересах образовательной организации, региона, России.

             3) Организовать совместную деятельность образовательной организации с социальными партнерами для обеспечения максимального достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся посредством интеграции урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

Задачи в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности;
  • формирование основ морали;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
  • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
  • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование экологической культуры.

Задачи в области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Задачи в области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Задачи воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Виды деятельности:

  • Участие в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
  • Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество,).
  • Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
  • Разработка и участие в социальных проектах.
  • Овладение навыками работы с информацией.

Формы работы:

  • беседы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии с ориентацией на актуальные для школьников моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия;
  • конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, презентации, выставки, кружки максимально нацелены на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи;
  • полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями.

Новые эффективные педагогические технологии создают условия, инициирующие действия обучающихся: информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проектные и деятельностные технологии; креативные технологии; игровые технологии.

Содержание программы:

1.Урочная деятельность.

Уроки истории, обществознания.

Участие в предметных олимпиадах (районные, областные, региональные, всероссийские): дистанционные интеллектуальные конкурсы.

Предметные недели.

Уроки мужества и уроки памяти: «И.Флеров», «Зоя Космодемьянская», «Александр Никулин», «Пока память жива», «Памяти узникам концлагерей», «А.Маресьев – человек-легенда».

2.Внеурочная деятельность.

 «Дни воинской славы» - 27 января, 2 февраля, 9 мая, 9 декабря.

День народного единства.

День России.

3.Проектная деятельность:

Исследовательские проекты: «Война в моей семье», «Мы – многонациональный народ», «Золотые вехи истории».

4.Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали.

5.Краеведческая деятельность:

Образовательная видео-экскурсия «Смоленщина – родина моя».

Экскурсии в школьный музей.

6.Проблемно-ценностное общение:

Встречи с интересными людьми.

Встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн.

7.Социальное творчество (акции):

Акция «Волна памяти».

Акция «Пока горит свеча».

Акция БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ко Дню Победы.

4.Внешкольная деятельность. Ежегодное участие в районных, территориальных, областных, всероссийских конкурсах, участие в районных и областных акциях и мероприятиях, посвященных памятным датам, участие в районных социальных проектах, круглых столах, конференциях.

Ожидаемые результаты:

Формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

-опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

-знания о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.

-позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

-умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

-умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

-умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

-умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении.

Диагностический инструментарий:

Методики А.Н.Капустиной и М.И.Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).

Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных ориентаций школьников.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897). – [Электронный ресурс] - http://standart.edu.ru/

2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России – [Электронный ресурс] - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету История Древнего мира 5 класс (ФГОС)

Данная рабочая программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;Примерной основной образовательной программой образовательного учр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету История 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный  государственный  образовательн...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету история "Мой Пермский край"

Рабочая программа по внеурочной деятелности основана на краеведческом материале...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3055844) учебного предмета «История» для обучающихся 9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории для обучающихся 9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( ID 1014589) учебный предмет «История» для учащихся 5-9 классов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, во...