ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
рабочая программа по истории (5, 6, 7 класс)
Программа воспитания и социализация обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную социально – значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально – педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа направлена на обеспечение их духовно – нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sotsializatsii_obuchayushchihsya_po_istorii_i_obshchestvoznaniyu.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТАМ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Пояснительная записка:
Программа разработана для обучающихся 5 – 7 классов.
Срок реализации программы: 3 года.
Программа воспитания и социализация обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную социально – значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально – педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа направлена на обеспечение их духовно – нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа разработана на основании требований следующих документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования . Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897.
- «Концепция духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России».
- Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).
Программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России».
Программа конкретизирует требования ФГОС:
- создание в образовательной организации особой нравственной среды;
- развитие обучающихся через организацию урочной, внеурочной, внешкольной деятельности;
- ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов
Программа направлена на:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями способностями, с учётом потребностей рынка труда
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
формирование экологической культуры.
Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Ориентируясь на современный воспитательный идеал, представленный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в качестве цели воспитания и социализации школьников можно рассматривать личностный рост ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия. Приобретение ребенком социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в нормах и традициях окружающего его общества, актуализировать то, что в нем считается нужным и правильным, усвоить социально одобряемые и неодобряемые формы поведения.
Достижению поставленной цели воспитания и социализации школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) Формировать воспитывающий уклад школьной жизни.
2)Оптимизировать условия и возможности для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, максимального использования их созидательного потенциала в интересах образовательной организации, региона, России.
3) Организовать совместную деятельность образовательной организации с социальными партнерами для обеспечения максимального достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся посредством интеграции урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
Задачи в области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности;
- формирование основ морали;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;
- формирование нравственного смысла учения;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- формирование экологической культуры.
Задачи в области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Задачи воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Виды деятельности:
- Участие в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
- Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество,).
- Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
- Разработка и участие в социальных проектах.
- Овладение навыками работы с информацией.
Формы работы:
- беседы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии с ориентацией на актуальные для школьников моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия;
- конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, презентации, выставки, кружки максимально нацелены на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи;
- полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями.
Новые эффективные педагогические технологии создают условия, инициирующие действия обучающихся: информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проектные и деятельностные технологии; креативные технологии; игровые технологии.
Содержание программы:
1.Урочная деятельность.
Уроки истории, обществознания.
Участие в предметных олимпиадах (районные, областные, региональные, всероссийские): дистанционные интеллектуальные конкурсы.
Предметные недели.
Уроки мужества и уроки памяти: «И.Флеров», «Зоя Космодемьянская», «Александр Никулин», «Пока память жива», «Памяти узникам концлагерей», «А.Маресьев – человек-легенда».
2.Внеурочная деятельность.
«Дни воинской славы» - 27 января, 2 февраля, 9 мая, 9 декабря.
День народного единства.
День России.
3.Проектная деятельность:
Исследовательские проекты: «Война в моей семье», «Мы – многонациональный народ», «Золотые вехи истории».
4.Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали.
5.Краеведческая деятельность:
Образовательная видео-экскурсия «Смоленщина – родина моя».
Экскурсии в школьный музей.
6.Проблемно-ценностное общение:
Встречи с интересными людьми.
Встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн.
7.Социальное творчество (акции):
Акция «Волна памяти».
Акция «Пока горит свеча».
Акция БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ко Дню Победы.
4.Внешкольная деятельность. Ежегодное участие в районных, территориальных, областных, всероссийских конкурсах, участие в районных и областных акциях и мероприятиях, посвященных памятным датам, участие в районных социальных проектах, круглых столах, конференциях.
Ожидаемые результаты:
Формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
-знания о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.
-позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
-умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
-умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
-умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
-умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении.
Диагностический инструментарий:
Методики А.Н.Капустиной и М.И.Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных ориентаций школьников.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897). – [Электронный ресурс] - http://standart.edu.ru/
2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России – [Электронный ресурс] - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету История Древнего мира 5 класс (ФГОС)
Данная рабочая программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;Примерной основной образовательной программой образовательного учр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету История 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету история "Мой Пермский край"
Рабочая программа по внеурочной деятелности основана на краеведческом материале...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3055844) учебного предмета «История» для обучающихся 9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории для обучающихся 9 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( ID 1014589) учебный предмет «История» для учащихся 5-9 классов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, во...