курс внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность в старшей школе»
рабочая программа (10 класс)
Содержание программы
Раздел I. Введение в индивидуальную исследовательскую деятельность (ИИД)
Наука и научное познание. Что такое научное исследование. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Структурные элементы ИИД. Направленность исследовательской работы. Исследовательская деятельность школьника как способность к самовыражению.
Определение уровня коммуникативных, интеллектуальных, лингвистических умений, умений доказательств и опровержений. Приобщение к исследовательской деятельности через мотивацию. Понимание конкретной значимости своего исследования, возможность его использования в научно-прикладном и практическом плане.
Формирование у учащихся понятийного аппарата для ведения научного исследования. Термины и понятия научно-исследовательской работы, их применение. Составление словарика по основам исследовательской деятельности.
Понятие о «методах исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования. Необходимость применения эмпирических (эксперимент, наблюдение) и теоретических (поиск и сбор информации) методов для ведения научного исследования.
Знакомство с особенностями индивидуальной исследовательской деятельности учащихся. Выбор темы. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы.
Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования.
Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранных тематиках исследования. Примеры формулировок гипотез исследования.
Цель и задачи исследования. Понятие «цель работы». Понятие «задачи работы». Примеры формулировок целей и задач работ.
Знакомство с компьютерными программами Мicrosoft Word, Microsoft PowerPoint, Windows Movie Maker, WordPad, Microsoft Excel, Microsoft Access, WinRaR, Nero, Adobe Photoshop, ABBYY FineReader. Ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов.
Поиск источников литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска информации. Поиск, накопление и обработка информации. Понятия: источник, литература.
Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Поисковая работа в рамках учебного занятия в библиотеке (создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта). Методика работы в музеях, архивах. Библиографическое описание по источнику. Систематизация информации.
Раздел II. Работа над основной частью научного исследования (30ч)
Планирование исследовательской работы. Значение планирования и требования к плану. Общие требования к оформлению текстов (рефератов) исследовательских работ.
Компьютерные технологии в исследованиях. Знакомство с информационно-поисковыми системами. Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer. Алгоритмы поиска информации. Поиск информации в Интернете. Достоверность (научность) информации. Принципы работы с большим объёмом информации. Соблюдение правил компьютерной безопасности при работе с Интернетом.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию. Виды исследовательских работ. Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Оформление цитат и ссылок.
Методология наблюдения и социологического опроса. Требования к описанию социологического опроса. Иллюстрации (схемы, рисунки, графики, фотографии и т.д.). Примеры описания раздела «Методы, материалы и эксперименты». Оформление таблиц. Оформление иллюстрированного материала.
Работа над основной частью исследования. Содержание разделов исследования и их объем. Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения результата. Составление плана исследования. Составление укрупненного план исследования. Индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму. Методика написания чернового варианта работы по требованиям научных конференций разного уровня. Детальная конструкция основной части научного исследования: системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход, теоретико-методическое построение исследования. Значимость выводов и рекомендаций научного исследования. Взаимоанализ и самоанализ текста исследования.
Требования к содержанию научной работы. Результаты исследования. Обоснование полученных результатов. Заключение, как составная часть исследования. Оформление работы. Общие требования к данному разделу работы, оформление результатов.
Раздел III. Научно-исследовательская работа в форме проекта (15ч)
Определение объекта и предмета исследования. Поиск проблемы, определение темы самостоятельного исследования.
Постановка цели и формулирование исследовательских задач. Выдвижение гипотезы. Планирование методов и приемов, варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование. Как правильно делать презентации.
Актуальность и значимость научного исследования. Обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Раздел IV. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (15ч)
Выступление – как составная часть исследовательской работы. Подача информации. Письменный отчет. Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.
Планирование содержания презентации. Сценарий презентации и его разработка. Составление презентации проекта. Составление рецензии к реферату. Подготовка публичного выступления. Подготовка текста доклада. Особенности текста доклада.
Психологический тренинг «Особенности ораторского искусства». Психологический тренинг «Мое общение с людьми». Психологический тренинг «Мое выступление».
Особенности представления исследовательских работ на конференциях. Защита научно-исследовательской работы. Как себя вести на защите работы. Особенности процедуры защиты исследовательской работы.
Календарно-тематический план курса (10 класс)
№ п/п | Наименование разделов, тема занятия | Кол. час. | Форма проведения занятия | Корректировка |
Раздел I. Введение в индивидуальную исследовательскую деятельность (ИИД) (9ч) |
| |||
1 | Направленность исследовательской работы. | 1 | Выбор темы исследования (прием «Верные и неверные утверждения»). |
|
2 | Мотивация как составная часть исследования. | 1 | Составление цели и задач исследования (метод «Шесть шляп»). |
|
3 | Термины и понятия научно-исследовательской работы, их применение. | 1 | Составление словарика терминов. |
|
4 | Методология и методика дидактического исследования. | 1 | Составление введение исследования. |
|
5 | 1 |
| ||
6-7 | Понятие актуальности исследования. Поиск проблем в выбранных тематиках исследования. | 2 | Составление цели и задач исследования |
|
8 | Ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов. | 1 | Составление памятки-алгоритма «Вставление в текст иллюстративного материала» (прием «Инсерт»). |
|
9 | Поиск, накопление и обработка информации. Соблюдение правил компьютерной безопасности при работе с Интернетом. | 1 | Составление библиографического списка. Составление памятки «Безопасный Интернет» |
|
Раздел II. Работа над основной частью научного исследования (12ч) |
| |||
10-11 | Поиск информации в Интернете. Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer. | 2 | Самостоятельный поиск информации по схеме «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Индивидуальные задания для учащихся (название сайтов Интернета дает учитель) |
|
12 | Обзор видов научных работ. | 1 | Работа по парам. Работа с проблемными ситуациями. Составить по образцу научную статью небольшого (1-2 стр. формата) |
|
13 | Ссылки и их роль в исследовательской работе. | 1 | Работа со ссылками по готовому образцу (прием «Отсроченный контроль знаний») Вставить ссылки в собственную исследовательскую работу. |
|
14-15 | Методология наблюдения и социального опроса. | 2 | Проведение мини-опроса на занятии. Составление «Концептуальной таблицы» по результатам опроса. Провести и оформить социологический опрос, связанный с темой исследования |
|
16-17 | Алгоритм исследования. Укрупненный план. | 2 | Работа над характеристикой плана работы. Составление «скелета» основной частью исследования. Составление кластера на основе плана исследования. Составить собственный алгоритм исследовательской работы. |
|
18-19 | Системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход. | 2 |
| |
20-21 | Общие требования к основному разделу работы, оформление результатов. | 2 | Таблица «Правила оформления работы» Составить заключение собственного исследования. |
|
Раздел III. Научно-исследовательская работа в форме проекта (10ч) |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issl_deyatelnost_10-11_kl.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Кузбасса
Управление образования Киселевского городского округа
МБОУ «Лицей № 1» Киселевского ГО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»
для 10-11 классов
2023 - 2024 учебный год
Автор-составитель:
Шишкина Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания
Программу реализует:
Шишкина Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Киселёвского городского округа
«Лицей №1»
Киселевск, 2023
Программа внеурочной деятельности составлена на уровне среднего общего образования и разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «История», а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Информация об изменениях:
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений ,адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая
- отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание программы
Раздел I. Введение в индивидуальную исследовательскую деятельность (ИИД)
Наука и научное познание. Что такое научное исследование. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Структурные элементы ИИД. Направленность исследовательской работы. Исследовательская деятельность школьника как способность к самовыражению.
Определение уровня коммуникативных, интеллектуальных, лингвистических умений, умений доказательств и опровержений. Приобщение к исследовательской деятельности через мотивацию. Понимание конкретной значимости своего исследования, возможность его использования в научно-прикладном и практическом плане.
Формирование у учащихся понятийного аппарата для ведения научного исследования. Термины и понятия научно-исследовательской работы, их применение. Составление словарика по основам исследовательской деятельности.
Понятие о «методах исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования. Необходимость применения эмпирических (эксперимент, наблюдение) и теоретических (поиск и сбор информации) методов для ведения научного исследования.
Знакомство с особенностями индивидуальной исследовательской деятельности учащихся. Выбор темы. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы.
Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования.
Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранных тематиках исследования. Примеры формулировок гипотез исследования.
Цель и задачи исследования. Понятие «цель работы». Понятие «задачи работы». Примеры формулировок целей и задач работ.
Знакомство с компьютерными программами Мicrosoft Word, Microsoft PowerPoint, Windows Movie Maker, WordPad, Microsoft Excel, Microsoft Access, WinRaR, Nero, Adobe Photoshop, ABBYY FineReader. Ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов.
Поиск источников литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска информации. Поиск, накопление и обработка информации. Понятия: источник, литература.
Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Поисковая работа в рамках учебного занятия в библиотеке (создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта). Методика работы в музеях, архивах. Библиографическое описание по источнику. Систематизация информации.
Раздел II. Работа над основной частью научного исследования (30ч)
Планирование исследовательской работы. Значение планирования и требования к плану. Общие требования к оформлению текстов (рефератов) исследовательских работ.
Компьютерные технологии в исследованиях. Знакомство с информационно-поисковыми системами. Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer. Алгоритмы поиска информации. Поиск информации в Интернете. Достоверность (научность) информации. Принципы работы с большим объёмом информации. Соблюдение правил компьютерной безопасности при работе с Интернетом.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию. Виды исследовательских работ. Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Оформление цитат и ссылок.
Методология наблюдения и социологического опроса. Требования к описанию социологического опроса. Иллюстрации (схемы, рисунки, графики, фотографии и т.д.). Примеры описания раздела «Методы, материалы и эксперименты». Оформление таблиц. Оформление иллюстрированного материала.
Работа над основной частью исследования. Содержание разделов исследования и их объем. Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения результата. Составление плана исследования. Составление укрупненного план исследования. Индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму. Методика написания чернового варианта работы по требованиям научных конференций разного уровня. Детальная конструкция основной части научного исследования: системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход, теоретико-методическое построение исследования. Значимость выводов и рекомендаций научного исследования. Взаимоанализ и самоанализ текста исследования.
Требования к содержанию научной работы. Результаты исследования. Обоснование полученных результатов. Заключение, как составная часть исследования. Оформление работы. Общие требования к данному разделу работы, оформление результатов.
Раздел III. Научно-исследовательская работа в форме проекта (15ч)
Определение объекта и предмета исследования. Поиск проблемы, определение темы самостоятельного исследования.
Постановка цели и формулирование исследовательских задач. Выдвижение гипотезы. Планирование методов и приемов, варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование. Как правильно делать презентации.
Актуальность и значимость научного исследования. Обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Раздел IV. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (15ч)
Выступление – как составная часть исследовательской работы. Подача информации. Письменный отчет. Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.
Планирование содержания презентации. Сценарий презентации и его разработка. Составление презентации проекта. Составление рецензии к реферату. Подготовка публичного выступления. Подготовка текста доклада. Особенности текста доклада.
Психологический тренинг «Особенности ораторского искусства». Психологический тренинг «Мое общение с людьми». Психологический тренинг «Мое выступление».
Особенности представления исследовательских работ на конференциях. Защита научно-исследовательской работы. Как себя вести на защите работы. Особенности процедуры защиты исследовательской работы.
Календарно-тематический план курса (10 класс)
№ п/п | Наименование разделов, тема занятия | Кол. час. | Форма проведения занятия | Корректировка |
Раздел I. Введение в индивидуальную исследовательскую деятельность (ИИД) (9ч) | ||||
1 | Направленность исследовательской работы. | 1 | Выбор темы исследования (прием «Верные и неверные утверждения»). | |
2 | Мотивация как составная часть исследования. | 1 | Составление цели и задач исследования (метод «Шесть шляп»). | |
3 | Термины и понятия научно-исследовательской работы, их применение. | 1 | Составление словарика терминов. | |
4 | Методология и методика дидактического исследования. | 1 | Составление введение исследования. | |
5 | 1 | |||
6-7 | Понятие актуальности исследования. Поиск проблем в выбранных тематиках исследования. | 2 | Составление цели и задач исследования | |
8 | Ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов. | 1 | Составление памятки-алгоритма «Вставление в текст иллюстративного материала» (прием «Инсерт»). | |
9 | Поиск, накопление и обработка информации. Соблюдение правил компьютерной безопасности при работе с Интернетом. | 1 | Составление библиографического списка. Составление памятки «Безопасный Интернет» | |
Раздел II. Работа над основной частью научного исследования (12ч) | ||||
10-11 | Поиск информации в Интернете. Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer. | 2 | Самостоятельный поиск информации по схеме «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Индивидуальные задания для учащихся (название сайтов Интернета дает учитель) | |
12 | Обзор видов научных работ. | 1 | Работа по парам. Работа с проблемными ситуациями. Составить по образцу научную статью небольшого (1-2 стр. формата) | |
13 | Ссылки и их роль в исследовательской работе. | 1 | Работа со ссылками по готовому образцу (прием «Отсроченный контроль знаний») Вставить ссылки в собственную исследовательскую работу. | |
14-15 | Методология наблюдения и социального опроса. | 2 | Проведение мини-опроса на занятии. Составление «Концептуальной таблицы» по результатам опроса. Провести и оформить социологический опрос, связанный с темой исследования | |
16-17 | Алгоритм исследования. Укрупненный план. | 2 | Работа над характеристикой плана работы. Составление «скелета» основной частью исследования. Составление кластера на основе плана исследования. Составить собственный алгоритм исследовательской работы. | |
18-19 | Системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход. | 2 | ||
20-21 | Общие требования к основному разделу работы, оформление результатов. | 2 | Таблица «Правила оформления работы» Составить заключение собственного исследования. | |
Раздел III. Научно-исследовательская работа в форме проекта (10ч) | ||||
22-23 | Обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. | 2 | Поэтапное выполнение задач проекта с использованием технологии ситуационного анализа (присутствие проблемы и их способы решения, предложенные учениками) ("слоеный пирог" по Л.В. Занкову) Индивидуальная работа учащихся по проекту | |
24-26 | Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. | 3 | ||
27-28 | Анализ и создание необходимых условий для исследования. | 2 | ||
29-30 | Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. | 2 | Представление проекта, участие в его коллективном самоанализе и оценке (метод «Шесть шляп»). Составление эссе «Проект и мое участие в проекте» | |
Раздел IV. Подготовка к защите научной работы (3ч) | ||||
31-32 | Структура, содержание исследования. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете. | 2 | Психологический тренинг «Особенности ораторского искусства». Закончить оформление исследовательской работы. | |
33 | Рецензия. | 1 | Алгоритм составления вопросов по результатам выступления (ситуационный анализ). Составление рецензии к выступлению. |
Календарно-тематический план курса (11 класс)
№ п/п | Наименования разделов, тема занятия | Кол. час. | Форма проведения занятия | Корректировка |
Раздел I. Введение в индивидуальную исследовательскую деятельность (ИИД) (15ч) | ||||
1 | Исследовательская деятельность школьника как способность к самовыражению. | 1 | Работа по парам по составлению словарика ("слоеный пирог" по Л.В. Занкову) Самостоятельное составление или дополнение словарика исследовательской деятельности. | |
2 | Составление словарика по основам исследовательской деятельности. | 1 | ||
3-4 | Необходимость применения эмпирических (эксперимент, наблюдение) и теоретических (поиск и сбор информации) методов для ведения научного исследования. | 2 | Работа по проблемным ситуациям. Самостоятельно составить раздел исследовательской работы «Введение». | |
5 | Методология и методика дидактического исследования | 1 | Приводить примеры на теоретический материал. Обоснование проблемы и актуальности исследования. | |
6 | Актуальность исследования. | 1 | Составление цели и задачи исследования (прием «Верные и неверные утверждения»). | |
7 | Гипотеза, проблема, задачи научного исследования. | 1 | ||
8-10 | Алгоритмы поиска информации. Методика работы в музеях, архивах. | 3 | Составление библиографического списка исследования. Подбор материла исследования. Самостоятельный поиск информации по схеме «Знаю. Хочу узнать. Узнал» | |
11-12 | Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. | 2 | ||
13-14 | Достоверность (научность) информации | 2 | Составление библиографического списка (таксономия Б. Блума). | |
15 | Компьютерная безопасность. | 1 | Работа в сети Интернет. Составление памятки «Безопасная работа с Интернет-средой» | |
Раздел II. Работа над основной частью научного исследования (15ч) | ||||
16 | Виды исследовательских работ. | 1 | Обосновывать свое отношение к теме исследования. Составление кластера «Виды исследовательских работ» Работа над основной частью исследования. Выбор вида исследования. | |
17-18 | Тезисы к научной работе. | 2 | Работа по группам (прием «Инсерт»). Составление тезисов работы. | |
19 | Оформление цитат и ссылок. | 1 | Самостоятельное оформление ссылок собственной исследовательской работы | |
20-21 | Методы социологических исследований. | 2 | Проведение перекрестного социологического опроса и оформление его результатов. Составление, проведение, оформление социологического опроса по теме исследования | |
22-23 | Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения результата. | 2 | Составление полного индивидуального плана основной части исследовательской работы. Самостоятельный поиск информации по схеме «Знаю. Хочу узнать. Узнал» | |
24-25 | Значимость выводов и рекомендаций научного исследования. | 2 | Работа в парах по взаимоанализу и самоанализу текста исследования. Составление заключения и выводов по теме исследования. | |
26-27 | Обоснование полученных результатов школьного исследования. | 2 | Осуществлять рефлексию собственного исследования. | |
28-30 | Общие требования к основной и заключительной части исследования. | 3 | Компоновка исследовательской работы с введением, основной частью, заключением. Составление и оформление «Приложений». | |
Раздел III. Подготовка к защите научной работы (4ч) | ||||
31-32 | Тест доклада исследования. | 2 | Анализ теста тезисов и доклада выступления. Составление текста доклада. | |
33 | Публичное выступление | 1 | Самостоятельная тренировка публичного выступления. | |
34 | Особенности процедуры защиты исследовательской работы. | 1 | Тренинг «Задай вопрос» |
Список литературы.
- Балашова О.Б. Фольклорно – этнографические исследования и собирательская практика школьников [Текст] // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 1–2.
- Бирич И,А – Бирич В.Т. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. [Текст] М.: Просвещение, 2007.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся [Текст]. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2010. – 144с.
- Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников [Текст] //Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
- Волкова Н. Лагерь – экспедиция [Текст]. //Народное образование. – 1999. – №5. Стр. 111–118.
- Гаев П.А. и другие. Научно–исследовательская деятельность школьников [Текст]. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2008.
- Глаголев М.В., Кочкина Г.А. Проблема объективности оценки результатов исследований учащихся на конференциях [Текст]. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии[Текст]. - М: Просвещение, 1996–114с.
- Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская [Текст]. – М.: Просвещение, 2011.
- Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе / Авт.-сост. Б.А. Татьянкин, О.Ю. Макаренков, Т. В. Иванникова, И. С. Мартынова, Л.В. Зуева./ Под ред. Б.А. Татьянкина [Текст]. — М.: 5 за знания, 2007.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать [Текст]. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие [Текст]. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.
- Поддьяков А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники [Текст]. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Примерные программы по учебным предметам. 5-9 классы [Текст]. – М.: Просвещение, 2011. с.42 – (Стандарты второго поколения).
- Сборники тезисов Российских открытых конференций учащихся «Юность. Наука. Культура» [Текст]. – Обнинск: разные годы издания.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. Ярославль: «Академия развития» 2009. – 240 с., 20.
- Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации [Текст]. // Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 4.
Цифровые образовательные ресурсы
- Авгусманова Т.В. Программа курса "Методика исследовательской деятельности учащихся" [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - http://festival.1september.ru/articles/214493/
- Чулакова О.Н. Алгоритм построения и оформления творческих работ школьников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/algoritm-postroeniya-i-oformleniya-tvorcheskikh-rabot-shkolnikov
- Алексеева Е.Е. Подготовка и защита научно-исследовательской работы учащихся [Электронный ресурс] // http://rudocs.exdat.com/docs/index-446981.html
- Бурцева М.Н. Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку" [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/programma-nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashchikhsya
- Григорян А.Ф. Индивидуальная исследовательская деятельность на примере работы НОУ «Поколение» [Электронный ресурс] // Сообщество вазимопомощи учителей «Педсовет.su». - http://pedsovet.su/publ/70-1-0-2993
- Иоха Т.И. Программа "Проектная и исследовательская деятельность учащихся" [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/programma-proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashchikhs
- Кондратова Г.Б. Программа элективного курса НИД (научно-исследовательская деятельность) [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - http://area7.ru/metodic-material.php?5707
- Методология и методика дидактического исследования [Электронный ресурс] // http://tiny.cc/a7pdsw
- Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов [Электронный ресурс] // http://tiny.cc/54pdsw
- Пичугина В.А. Программа проектной и исследовательской деятельности обучающихся "Я – исследователь" [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - http://festival.1september.ru/articles/615693/
- Поисковые системы общего назначения [Электронный ресурс] //Портал «Информатика на пять». - http://www.5byte.ru/11/0033.php
- Проектная деятельность в школе [Электронный ресурс] // http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm
- Составление плана исследования [Электронный ресурс] // http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=составления плана исследования
- Требования к содержанию и оформлению научной работы [Электронный ресурс] //Офицальный сайт «МБОУ Комаровская СОШ ЗАТО Комаровский Оренбургская область». - http://ou-kschool.ucoz.ru/index/trebovanija_k_soderzhaniju_i_oformleniju_nauchnoj_raboty/0-46м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по английскому языку для учащихся старшей школы “Бизнес и коммерция”
Элективный курс “Бизнес и коммерция” предназначен для учащихся старшей школы и нацелен на ознакомление с корпоративной культурой и этикой делового общения, а также в определенной степени прививает нав...
НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей учителя-предметника в 9-11 классах. Что...
Проектная деятельность в старшей школе
В нашей школе информатика – один из инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих ее современной и приближающей к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она явля...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих...
Проектная деятельность в старшей школе. Проблемы и пути решения. Этапы работы над проектом.
В данной статье представлен материал по работе с проектами в старшей школе. Актуальность данной темы связана с введением индивидуальных проектов в 10, 11 классах в связи с переходом на ФГОС СОО. Данна...
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной проектно-исследовательской деятельности
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной проектно-исследовательской деятельности 5 класс...
Формирование Soft Skills на уроках проектной деятельности в старшей школе
Аннотация: данная статья посвящена вопросу формирования так называемых «гибких навыков» (soft skills) на уровне среднего общего образования. Приводится также их сравнение с метапредметными...