Как защитить права работника
план-конспект урока по истории
Конспект урока по обществознанию в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zashchitit_prava_rabotnika.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию в 9 классе
«Как защитить права работника»
Цель: содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве, о способах защиты прав работника; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение, умение работать в группе; формировать правовую культуру учащихся.
Оборудование: интерактивная доска (презентация по теме урока), Трудовой Кодекс РФ, раздаточный материал (бланки проекта коллективного договора).
Ход урока
- Вступление. Организационные вопросы. Целеполагание (5 минут).
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Сегодня мы проведем наш урок обществознания в виде игры. Я разделила вас на 4 команды, которые будут соревноваться, а в конце урока подведем итоги и выявим команду-победителя.
О чем мы с вами будем говорить? Мы продолжаем изучать наше государство. На предыдущем уроке мы познакомились с понятием «правовое государство».
Вспомним содержание первой статьи Конституции.
Работа со слайдом 1.
- Назовите признаки правового государства. (Разделение властей, верховенство права, незыблемость права и свобод граждан). Действительно, в правовом государстве права гражданина и человека не просто прописаны в нормативных актах, но и защищены.
- Давайте подумаем, как же можно отстаивать свои права, свои интересы.
Ответы учащихся. Подводим к мысли о том, что свои права и интересы гражданам легче защищать, объединившись в организации, ассоциации.
Работа со слайдами 2-3.
- Посмотрите на экран. Объединившись, неравнодушные люди отстаивают права животных, активные граждане защищают права потребителей.
- Назовите другие объединения по защите прав.
Ответы учащихся. Примеры: общество по защите прав автомобилистов, общество по защите прав заемщиков, ассоциации по защите авторских прав в интернете и др.
- Среди нас много автолюбителей, потребителей, заемщиков, любителей животных и т.д., но еще больше среди взрослых граждан тех, кто каждый день занимается трудовой деятельностью.
Слайд 4.
- И вам, ребята, скоро тоже предстоит и профессию выбрать и стать профессионалом своего дела. Поэтому нужно научиться защищать интересы и права работника. Вот цель нашего урока. Тема занятия на слайде 5.
2. Основной этап. Знакомство с новым материалом. Первичное закрепление (15 минут).
- Разумеется, в нашем государстве существуют законы, регулирующие правоотношения между работником и работодателем. Главным таким документом является Трудовой Кодекс.
Работа с ТК РФ, слайд 6. Обсуждение прав работника.
- Конечно, у работника существуют не только права, но и обязанности по отношению к своему работодателю.
- Об обязанностях подробно мы будем говорить на уроках по теме «Трудовое право». За соблюдением обязанностей работника работодатель следит не всегда, а вот за соблюдением прав приходится следить самому работнику, если, конечно, он их знает.
- Предлагаю помочь таким неудачливым работникам найти, какие их права нарушены.
Проведение викторины «Сказочные нарушения» (Слайды 7-15). Каждая команда отвечает по очереди. За каждое выявленное нарушение с пояснением – 1 балл.
1 – сказка «Маша и медведь». Что приходится выполнять Маше в плену у Медведя?
2 - сказка «12 месяцев». По сюжету мачеха отправляет падчерицу в снежную холодную ночь за подснежниками для Королевы.
3 – сказка «Как поп работницу нанимал». Что говорит работодатель своей работнице: «Тебе, девка, житье у меня будет лёгкое, — не столько работать, сколько отдыхать будешь!... Например, …»
4 – сказка «Золушка». Девушка остается дома, пока сводные сестры и мачеха отдыхают на балу у короля.
5 – сказка «Золотой ключик или Буратино». Работа кукол на Карабаса Барабаса.
6 – сказка «Волшебная лампа Алладина». Работа Джинна на Алладина.
7 – сказка «Айболит». Вспомним строчки «Десять ночей Айболит не ест, не пьёт и не спит, десять ночей подряд он лечит несчастных зверят..»
8 – сказка «Илья Муромец и соловей-разбойник». Князь отправляет своего работника на бой к соловью.
Подведение промежуточных итогов.
- Продолжение изучения темы на практике. Понятие «профсоюз», составление коллективного договора (20 минут).
- Хорошо, что в сказках все заканчивается хорошо, и добро побеждает зло. А что же в жизни? Еще каких-нибудь сто лет назад условия труда рабочих сильно отличались от современных реалий. Посмотрите на слайд 16. Что вы видите?
- Шло время, во многих странах, в том числе и в России наемные работники стали объединяться в профессиональные союзы. Ведь, как мы уже отмечали, в одиночку свои права сложнее защитить. На любых современных предприятиях профсоюзы занимаются важнейшими вопросами. Вот основные их задачи.
Работа со слайдами 17-18.
- Коллективный договор – это документ, согласовывающий социально – экономические интересы работодателя и работников в различных сферах трудовых отношений, а именно: в области оплаты и охраны труда, занятости и переобучения, рабочего времени и времени отдыха, предоставления пособий и компенсаций различным категориям работников.
- В зависимости от отрасли, специфики предприятия работники решают, какие условия труда, какой график работы им удобнее, за что правильнее определять премии, надбавки к зарплате.
- Предлагаю продолжить наше соревнование. Сейчас команды представят, что они профсоюз и им нужно составить проект своего коллективного договора. Нужно при этом учитывать специфику вашей трудовой деятельности.
Распределение по командам в случайном порядке «специальностей»: журналист, пилот, фермер-животновод, продавец-кассир. Команда должна отгадать по описанию свою специальность (называть специальность и однокоренные слова нельзя). За отгаданную специальность - 1 балл.
Слайд 19.
- Ваша задача: составить проект коллективного договора (3 балла), придумать эмблему (3 балла), слоган профсоюзной организации (2 балла).
Выполнение задания командами. Представление договоров, эмблем, слоганов. Подведение итогов конкурса.
- Рефлексия (5 минут).
Беседа по вопросам:
- Какие права есть у работника?
- Как называется свод законов, регламентирующих правоотношения работодателя и работника?
- Как называется объединение работников, отстаивающее свои права?
- Как называется документ, в котором согласовываются между работниками и работодателем условия труда, оплата и другие вопросы?
Список использованной литературы
Бордовская Н., Даринская Л., Костромина С. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Кнорус, 2013г.
Сценарий урока в РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6370/start/217124/
Трудовой кодекс РФ
ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. Саратов, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по праву в 10 классе "Нарушение и защита прав человека"
Разработка урока по праву с использованием мультимедийной презентации...
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Проект «Нужна ли королю защита?» (элективный курс по обществознанию "Защита прав потребителей")
Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. Каждый человек строго индивидуален, но есть то, что нас всех объединяет. Например, то, что все мы потребители. Пусть в разной мере, но все мы ...
Лекция «Гражданское право. Защита права собственности. Гражданско-правовая ответственность» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»
Лекция «Гражданское право. Защита права собственности. Гражданско-правовая ответственность» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»...