Особенности и роль наглядного обучения на уроках истории
учебно-методический материал по истории
Учебный процесс практически на всех уровнях включает в себя введение нового материала, повторение, проверку знаний. Вероятно, что при разных целях занятия будут использоваться различные сочетания наглядных средств и речи преподавателя. Особое значение средства наглядности приобретают на начальном этапе усвоения при введении новой информации. Более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает условия для успешного осмысления, поскольку аудиовизуальные средства влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0321544_f795e_uslovno_graficheskaya_naglyadnost_kak_sredstvo_organizacii_p.docx | 54.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Введение……………………………………………………………………....3 - 5
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Особенности и роль наглядного обучения на уроках истории……………………………………………………………………….6 - 11
1.2. Характеристика основных видов условно-графической наглядности……………................................................................................12 - 19
Глава 2. Практическая часть……………………………………………….20 - 25
Заключение ………………………………………………………………...26 - 27
Литература………………………………………………………………………28
Введение
Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевидны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая исторического. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенствованием содержания образования нельзя, надо стремиться совершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности. Поэтому перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Первым шагом на пути преодоления этой «бездетности» в методике обучения истории стала публикация в 1949 г. Статьи психолога и учителя А.З. Редько «Усвоение учащимися исторических понятий», которая положила начало научным исследованиям возрастных особенностей восприятия, воображения, мышления, памяти, речи учащихся при обучении истории. Результаты этой работы были активно использованы учеными и методистами при подготовке новых учебников и поурочных пособий в 60 – 70-е гг. Однако их нельзя считать исчерпывающими и завершенными.
Особенно актуальной проблема исследования и развития познавательных возможностей учащихся стала в последнее время в связи с общей гуманизацией педагогического процесса, для которой среди прочего характерны: адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. Усугубляет потребность в психологических исследованиях переход на концентрическую структуру образования, когда исторические факты, изучавшиеся ранее в старших классах, «спущены» в программы и учебники младших школьников, а в полной средней школе требуется организовать профилированное обучение. Однако на деле современные поурочные пособия вновь напоминают времена «бездетной педагогики» - главное внимание в них уделяется содержанию и методике проведения занятий, но ничего не говорится о возрастных познавательных возможностях школьников.
Таким образом, в обучении познавательные возможности учащихся занимают двойственную позицию: это – и достигнутый на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств, обеспечивающих школьнику определенный результат в овладении учебным предметом; одновременно это – и «зона его ближайшего развития», т.е. объект дальнейшего совершенствования.
Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении.
Цель исследования: условно-графическая наглядность как средство организации познавательной деятельности на уроках истории.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- Выявить особенности и роль наглядного обучения на уроках истории;
- Рассмотреть основные виды условно-графической наглядности, которые могут применяться на уроках истории;
- Применение условно-графической наглядности на практике.
Объектом исследования является методика преподавания истории.
Предмет исследования: применение условно-графической наглядности на уроках истории в 7-м классе.
В ходе работы над данной темой были использованы следующие методы исследования: метод изучения научной литературы, анализ теоретического материала, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнение.
1.1. Особенности и роль наглядного обучения на уроках истории.
Учебный процесс практически на всех уровнях включает в себя введение нового материала, повторение, проверку знаний. Вероятно, что при разных целях занятия будут использоваться различные сочетания наглядных средств и речи преподавателя. Особое значение средства наглядности приобретают на начальном этапе усвоения при введении новой информации. Более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает условия для успешного осмысления, поскольку аудиовизуальные средства влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления.
Говоря о средствах наглядности, следует отметить их огромное многообразие. Поскольку наглядные средства имеют две основные функции, то в зависимости от функций существуют и различная классификация. Первая функция наглядности - это конкретизация понятий, иначе мы называем ее иллюстрацией. Вторая гораздо более важная задача носит психолого-педагогический характер и заключается в том, что наглядные средства помогают раскрыть сущность явления или понятия, создать условия для осознания связей между явлениями, перехода от явления к сущности. С этой точки зрения наглядные средства должны не только способствовать восприятию учебной информации, но и направлять мыслительный процесс на переработку и систематизацию этой информации. Несомненно, что каждая из этих функций реализуется с помощью различных видов наглядности.
Условно-графические наглядные средства, а именно учебные таблицы в максимальной степени способствуют субъективной организации информации обучающимися с учетом их индивидуального стиля деятельности, в результате чего создаются благоприятные условия для развития самостоятельной и творческой активности. Обучение становится развивающим, когда оно развивает оптимальную для данного человека манеру мышления, наблюдения, при которой максимально используются наиболее ценные качества личности и компенсируются стойкие недостатки.
Темпы учения будут значительно выше, если обучающийся увлечен процессом учения, что в значительной мере зависит от того, соответствует ли организация процесса особенностям его личности, то есть, учитывается ли индивидуальный стиль деятельности.
Возможное сочетание наглядных средств и речи преподавателя должно пойти по линии многообразий, которые встречаются в практике обучения и которые могут выступать во всевозможных разновидностях. Необходимо выделить основные элементы, которые в обобщенном виде отражают сходство и различие способов сочетания разных видов наглядных средств и слова преподавателя.
Выделение способов сочетания служит необходимым этапом к прослеживанию их эффективности. Выполнение этой задачи возможно, если мы выявим характерные черты, свойственные тому или иному типичному способу сочетания. Надо иметь в виду, что эффективность разных видов сочетания речи преподавателя и наглядных средств имеет ряд сторон. Наша задача заключается не только в том, чтобы просто установить связь между применением определенного сочетания наглядных средств и речи преподавателя, процессом усвоения знаний и достигаемым результатом. Основная задача состоит в том, чтобы, вскрыв закономерности, найти пути использования этих закономерностей для совершенствования практики обучения, показать возможности использования результатов исследования в целях улучшения учебного процесса.
И так, наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.
Так, с помощью различных приёмов конкретизации, методом картинного описания можно без всяких наглядных пособий создать у обучаемых, незнакомых с изображениями древнего Кремля, некоторое представление, образ Кремлёвских стен при Иване Калите, так как элементы этого представления («толстые дубовые брёвна», «высокие стены», «крепкие ворота», «высокие башни») ранее усвоены школьниками из жизненных наблюдений. Однако, если бы мы предложили этим обучаемым изобразить на бумаге Московский Кремль при Калите таким, каким они его представляют на основании описания, сделанного преподавателем, мы получили бы множество различных рисунков. И дело здесь в том, что путём непосредственного восприятия жизненных явлений обучаемые могли получить лишь элементы, необходимые для создания цельного исторического образа, а сам образ прошлого воссоздавался ими на основании слов учителя по-разному, в соответствии с различными способностями воображения [9, C.22 ].
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.
Предметная наглядность - это вид наглядности, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук - ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления - растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.
Иначе обстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем. Хроникальные фильмы в какой-то мере «воссоздают» для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление [6, С. 14].
Таким образом, строго говоря, предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории.
За этим исключением метод предметной наглядности в обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности - оружие и доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлой ратной службы и их подвигов - полуистлевшие знамёна, ключи капитулировавшего в 1760-ом году Берлина, потёртые мундиры и кивера.
К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию [6, С.16].
Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели.
Особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики [7, С.18].
Классификацию по внешним признакам учёные и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.
Условно-графическая наглядность, а именно схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, таблицы, диаграммы как раз и являются предметом нашего исследования.
Но следует помнить, что при использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
1.2. Характеристика основных видов условно-графической наглядности
Итак, рассмотрим один из видов условно-графических наглядных средств - таблицы, которые существенно облегчают восприятие текста.
Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, и они просты в использовании.
Таблицы разноформатны: они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц).
Располагая разнообразным компьютерным арсеналом графических мощных средств (при переводе таблиц в электронный учебник), таблицы можно дооформить с помощью, например:
- разнообразной палитры цветов;
- рисунков (здесь рисунок как элемент оформления таблицы);
- набора шрифтов;
- различных средств обрамления таблиц;
- установления определенного количества столбцов и строк;
- реализации эффекта движения таблиц (анимация) и др.
Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Текстовая и числовая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается.
Главный признак и критерий создания таблиц - это использование их в тех местах текста, где требуется:
- повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;
- осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, персоналии, предметы, фрагменты текстов и др.);
- осуществить группировку ряда объектов; произвести систематизацию тех или иных объектов.
Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования наглядного разъяснения смысла в определенном месте текста; приема сравнения двух или более элементов, раскрытия отношений противопоставленности или аналогии. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида.
1. Разъяснительные - в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию.
2. Сравнительные - осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов группировки его, то есть отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы: существенные сопоставимые признаки исторических, социальных, экономических и политических объектов, типы хозяйств, типы темперамента человека и т.п. При сравнении выделяют у них общее, особенное, единичное и т.д.
3. Обобщающие или тематические - подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, событий, процессов и т.п., самое существенное в них.
Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают возвращение к ранее пройденному материалу и могут быть размещены в форме выводов в конце параграфа или темы.
Далее, наглядность таблицы во многом определяется компактным расположением материала, облегчающим сопоставление и противопоставление сравниваемых объектов (признаков, фактов, явлений, событий, персоналий, документов, героев, темпераментов, процессов, тем и др.). При этом сопоставляемые элементы таблицы желательно располагать друг под другом (в столбик), противопоставляемые - рядом (по горизонтали).
Продуманное расположение материала особенно важно при его схематической подаче. Удачная компоновка в таблице учебного материала должна помочь учащимся в восприятии и понимании текста. Эффективность использования таблиц повышается, когда они совмещаются с другими графическими средствами, например, со схемами, рисунками, картинами и т.д.
При разработке таблицы реально существует опасность ее перегруженности, что, конечно, затрудняет зрительное восприятие материала, снижает ценность таблицы как средства наглядности, а поэтому здесь следует быть осторожным. Компактное размещение материала, лаконичные условные обозначения позволяют разгрузить таблицу.
При разработке таблиц необходимо соблюдать следующие требования:
- как можно меньше комментирующих слов в таблице;
- верхние, нижние и боковые поля должны иметь отступы;
- цветная палитра цветов не должна приводить к пестроте, так как это будет утомлять глаза;
- количество выбранных ячеек таблицы должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста и т.п.
Итак, таблицы являются простым, но очень эффективным средством иллюстрации в том или ином месте текста. С помощью таблиц можно выделить, основное в изучаемом фрагменте текста или всей темы, облегчить понимание учебного материала, способствовать запоминанию выделенной мысли, понятия и определения, произвести сравнение разных объектов, систематизировать или обобщить изученное и т.д.
Различают две группы таблиц: статичные и динамичные (анимационные)
- текстовые таблицы
- числовые таблицы
- таблицы - рисунки
- текстовые таблицы-рисунки
- таблицы - схемы
- текстовые таблицы-схемы
- таблицы - рисунки-схемы
- таблицы - круги
- таблицы - круги-схемы
- текстовые таблицы-круги
Таблицы-круги - особый композиционный вариант таблиц, основным графическим элементом которых служит круг. Важная методическая ценность данной табличной формы состоит в том, что она композиционно облегчает систематизацию материала, зрительное объединение и одновременное его разграничение. Конечно, указанное свойство присуще всем другим видам таблиц.
Схема - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием двунаправленных стрелок.
Схемы, как и таблицы, бывают разноформатными. Они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц).
Располагая мощными компьютерными графическими средствами (при переводе схем в электронный учебник), схемы можно дооформить с помощью:
- разнообразной палитры цветов;
- рисунков (здесь рисунок как элемент оформления схемы или блок-схемы);
- разнообразного набора шрифтов;
- разнообразных средств обрамления схем;
- установления определенного количества составных частей и связей схем;
- реализации эффекта движения схем (анимация) и др.
К условно-графической наглядности относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки. Они используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор раскрывает явления в его логической последовательности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует знания.
По функциональному признаку схемы делятся на следующие типы:
- сущностные, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов и т.п.;
- логические, устанавливающие логическую последовательность между частями;
- образные, улучшающие понимание трудных мест в тесте.
Для создания у пользователя реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с другими видами иллюстраций.
Разумеется, схема может быть дополнена конкретным языковым материалом, но объем его желательно ограничить, так как существует опасность перегруженности схемы, что затруднит зрительное восприятие материала, снизит ценность схемы.
Компактное размещение материала, лаконичные условные обозначения позволяют разгрузить схему или блок-схему, привести ее в соответствие с гигиеническими нормами.
Не только таблицы, но и схемы, блок-схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся.
При разработке схем и блок-схем необходимо соблюдать следующие требования:
- как можно меньше комментирующих слов в схеме;
- верхние, нижние и боковые поля должны иметь отступы;
- цветная палитра цветов не должна приводить к пестроте, так как это будет утомлять глаза;
- количество выбранных составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста.
Различают следующие типы схем: статичные и подвижные (анимационные)
- Схемы
- Блок-схемы
- Текстовые схемы
- Текстовые блок-схемы
- Схемы-таблицы
- Схемы-рисунки
- Блок-схемы - круги
- Схемы-рисунки-таблицы-круги
Необходимо обратить внимание на то, что вопрос о целесообразном использовании схем, блок-схем, таблиц или их комбинации надо решать в каждом конкретном случае отдельно.
Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщённые образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определённом масштабе с учётом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетание и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.
Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения и исторической пропедевтики в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе.
Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещён один и тот же объект, но он изображён в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель демонстрирует историческую карту (единичная), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлением рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убеждаются, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Её очертания мелом учитель наносит на физическую карту, и ученики ещё раз сравнивают положения рек, морей с контурами исторической карты [14, С.56].
Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменить картой другого исторического периода. В противном случае у учеников будут формироваться ошибочные исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятия по атласу или карту учебника.
При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показам учитель даёт словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные учениками ориентиры, или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.
Глава 2. Практическая часть.
Применение условно-графической наглядности на уроках истории в 5-м классе.
Рассмотрим главу «Древний Восток» в учебнике за 4 класс, параграф 6.
Тема урока: «Государство фараонов».
Форма урока: комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний и овладение новыми
Методы обучения: беседа, рассказ учителя, работа с наглядным материалом и учебником.
Цель урока: объяснить учащимся как возникло государство в Египет, а также превращение Египта в мировую державу.
Задачи урока:
Образовательные: - познакомить учащихся с государством Древнего Египта;
- дать общее представление о принципе возникновения государств на примере Египта;
Развивающие: - создать условия для развития воображения и логического мышления учащихся;
- развивать внимание и память учащихся;
- развивать умение воспринимать и анализировать новую информацию по данной теме.
Воспитательные: - воспитать добросовестное и ответственное отношение к учебной деятельности;
- содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: доска, учебник, наглядное пособие
Этапы урока:
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала;
3. Первичное закрепление нового материала;
4. Подведение итогов;
5. Домашнее задание;
6. Рефлексия.
План изложения нового материала:
1. Возникновение государства в Египте.
2. Фараоны.
3. Египет после строительства пирамид.
4. Превращение Египта в мировую державу.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. | Организационный момент. (2-3 мин.) Приветствие учеников. Постановка целей и задач урока. | Приветствие учителя. |
2. | Объяснение нового материала. (20-25 мин.) Тема: Культура греческого полиса. Греческая культура может быть понята только в связи с общественным порядком, которая определяется классическим рабством. Политическая основа греческой культуры была полисная система с демократической формой правления и суверенитетом народа. Вспомните: Что такое государтво?. Грекам было свойственно новое понимание роли человека. Это означало понимание человека как самостоятельной ценности. 1.Возникновение государства в Египте. Около 6 тыс. лет назад земледельцы долины Нила объединились в мелкие княжества. Население быстро росло. Более крупные княжества подчиняли себе слабых соседей. К концу 4 тысячелетия до нашей эры в долине Нила осталось да крупных царства: Северное и Южное. Около 3000 года до нашей эры царь Южного Египта Мина завоевал Нижнеегипетское царство. Так образовалось египетское государство(учитель показывает на физической и политической карте расположение Египта). 2. Фараоны. Египтяне верили в то, что их правитель - живой бог. Его настоящее имя нельзя было произносить вслух. Царь жил во дворце, который назывался пер-о, что означает «Большой дом». От слова пер-о и произошел титул правителя фараон. Запишите в тетради определение фараона. Они строили пирамиды - громадные камены е сооружения, где хоронили умершего фараона. Одной из великих пирамид является пирамида Хеопса. 3. Египет после строительства пирамид. Около 2300 года до нашей эры Египет распался. Пришли в запустение оросительные системы и все сельское хозяйство. Только через 200 лет Египет был снова объединен. Город Фивы стал новой столице нового государства. Было покончено с разрухой, восстановлены дамбы и каналы. Войска Египта уже начинают вторгаться в соседние страны: Сирию, Финикию, Палестину, подчинили Нубию. Около 1700 года до нашей эры Египет был завоеван кочевыми племенами из Азии гиксосами, которым было известно коневодство и бронзовое оружие. Только через со лет египтянам удалось изгнать захватчиков и снова создать единое государство. Именно ему суждено было стать самым богатым и прославленным в истории Египта. 4. Превращение Египта в мировую державу. Новые фараоны стали покупать и разводить лошадей. Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос III начал успешные военные походы в Восточное Средиземноморье, дошел до берегов Евфрата, сумел покорить богатые страны и города, во главе которых поставил своих наместников. Египтяне собирали с населения дань золотом, древесиной, тканями, рабамы. При Тутмосе III и его приемниках Египет достиг наибольшего расцвета и могущества. Пожалуй, самым знаменитым из них был фараон Рамзес II. Он воевал с армией хеттов, государство которых занимало почти всю Малую Азию. Война закончилась вничью и около 1270 года до нашей эры был подписан договор о «мире и дружбе на вечные времена» между египетским фараоном и хеттским царем. Могущество Египта постепенно утрачивалось после того как в Азии было освоено железо. После завоевания Египта царями Ассирии в 7 веке до нашей эры, а затем, около 150 лет спустя, персами, некогда великое государство окончательно утратило свою самостоятельность. | Записывают новую тему урока. Дают определения понятиям. Ученики записывают иформацию. Изучают рисунок. |
3. | Первичное закрепление материала. (5-10 мин.) Учащимся предлагаются карточки с вопросами для размышлений. 1. Что означает слова Египет, фараон? Как они звучали в древности? 2. Почему гиксосам удалось на целое столетие покорить Египет? | Ученики размышляют над вопросами и отвечают. |
4. | Подведение итогов. (2-3 мин) Учащимся задается вопрос: Когда образовалось единое египетское государство? Сколько приблизительно лет назад это произошло? | Отвечают на вопрос. |
5. | Домашнее задание. (2-3 мин.) Домашнее задание написано на доске, учитель акцентирует на нем внимание ребят. | Записывают задание в дневник. |
6. | Рефлексия. (2-3 мин) |
Заключение
Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Что касается высшей школы, то этому вопросу уделялось меньшее внимание, очевидно исходя из посыла, что наглядность особенно важна на первых этапах жизни. Но, согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.
Следует отметить, что в процессе взросления, в результате образования, приобретения жизненного опыта, влияния культуры усиливается рациональность умозаключений, появляется основательность, склонность к анализу. Таким образом, можно выдвинуть предположение: учебная информация должна подаваться в концентрированном виде, что требует большого количества таблиц, схем, графиков, плакатов, т.е. наглядных средств обучения, которые можно обозначить, как условно-графические средства.
Необходимым условием и средством усиления действия наглядных средств, восприятия обучающимися учебной информации, управления их познавательной деятельностью играет речь преподавателя. Когда словесные обращения сочетаются с наглядными средствами, умственная деятельность обучающихся характеризуется соединением мышления в понятиях и непосредственном восприятии. Под сочетанием речи и наглядности понимается внутренние отношения между применением речи преподавателя и использованием наглядных средств. Это внутреннее отношение обнаруживается в той соотносительной роли, которую выполняют речь преподавателя и применяемые им наглядные средства для осуществления определенной учебной задачи. От того или иного соотношения наглядных средств и речи зависит соотношение наглядных образов в сознании обучающихся. Как отмечает Л.В. Занков, существуют различия в протекании психической деятельности человека, когда те или иные знания представлены только в словесном виде, а затем вводятся наглядные средства или наоборот.
Исходя из этого тезиса, можно сделать вывод, что важное значение для результатов обучения будет иметь сочетание различных видов визуальной наглядности и речи преподавателя, принимая во внимание факт, что выбор средств наглядности чрезвычайно увеличился в последние годы, а вопрос сочетания и сочетаемости различных видов наглядности в высшей школе не рассматривался в полной мере.
Сочетания слова и образа могут быть правильно изучены только при понимании внутренней связи между использованием слова и применением визуальных средств. Эта связь базируется на том, что ощущения и мышление является отражением реальной действительности, и непосредственное восприятие и мышление в понятиях представляют различные формы отражения реального мира. Значит, результат, достигаемый с использованием того или иного приема, не может быть получен иначе, как только при определенном протекании психической деятельности обучающегося, и преподаватели могут влиять на результаты педагогической деятельности, только изучив психическую деятельность обучающихся. Сочетание различных видов визуальной наглядности и психическая деятельность учащихся прямо связано с выбором и применением различных видов визуальных средств. Отсюда следует, что в составе разработки исследуемой дидактической проблемы необходимо рассмотреть индивидуально-психологические характеристики субъектов образовательного процесса.
Литература
- История Древнего мира. Учебник для 4 класса/ под ред. В.С. Кошелева – Мн.: Народная асвета,2001.
- Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М.: 1988.
- Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин- тов.– М.: Просвещение, 1984
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
- Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М.: Просвещение, 1988.
- В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с.
- Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.
- А.А. Вагин, «Методика преподавания истории в средней школе», Москва, «Просвещение», 1968
- М.Т. Студеникин, «Методика преподавания истории в школе», Москва, «Владос», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример подбора наглядных материалов для уроков истории в 7 классе по теме «Смутное время».
Испльзование комплекта "Русская история в картинах" и дополнительный фактический материал к урокам главы "Смута"...
Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики
Проблемное обучение предоставляет большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно раз...
Использования наглядных методов обучения на уроках истории.
Тема моего выступления – Использования наглядных методов обучения на уроках истории.Я работаю 2 год в школе учителем истории и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся тяжело запоминают терми...
Доклад "Наглядные методы на уроке истории в образовательном учреждении для обучающихся с интеллектуальными нарушениями".
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются образные представления и понятия об историческо...
Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...
Особенности и роль наглядного обучения на уроках истории
Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевидны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая историческ...
Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.
Статья по теме Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.В данной статье показаны приемы и ме...