Использования наглядных методов обучения на уроках истории.
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Тема моего выступления – Использования наглядных методов обучения на уроках истории.
Я работаю 2 год в школе учителем истории и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся тяжело запоминают термины и понятия. А история примерно состоит на 50% из терминов. Поэтому чтобы улучшить запоминание терминов я решила применить один из приемов технологии критического мышления.
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Приемами данной технологии стали – применение наглядности, с помощью которой формируется понятийное мышление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovaniya_naglyadnyh_metodov_obucheniya_na_urokah_istorii.docx | 166.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мое выступление
Здравствуйте Уважаемые коллеги!
Тема моего выступления – Использования наглядных методов обучения на уроках истории.
Я работаю 2 год в школе учителем истории и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся тяжело запоминают термины и понятия. А история примерно состоит на 50% из терминов. Поэтому чтобы улучшить запоминание терминов я решила применить один из приемов технологии критического мышления.
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Приемами данной технологии стали – применение наглядности, с помощью которой формируется понятийное мышление.?????????????????
Почему именно через наглядность я на уроках решила помогать формировать понятийный аппарат?
Вспомним цитату знаменитого педагога Константина Дмитриевича Ушинского
О НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИАнализируя роль наглядности в обучении, К. Д. Ушинский рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения верно выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.
В учебниках для начальной школы Ушинский дает образцы того, как учить детей «отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, потом сравнивать между собою несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие…»
Цитаты:
- Детская природа ясно требует наглядности.
- Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
- Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.
Данный прием я использую с детьми по окончанию раздела в момент закрепления изученного материала – например раздел в 5 классе – Первобытное общество, в конце мы с ними вспоминаем какие термины мы узнали с помощью иллюстраций из учебника, тех иллюстраций, которые я показывала при изучении новой темы.
Или изучение в 6 классе -
7,8 - ……
Я заметила, что данный прием помогает намного лучше запоминать новые понятия и термины. Ведь иллюстрации берутся не просто как отдельная прямая составляющая термина, а почти каждая несет в себе дополнительный пласт информации по изученному периоду. А современные дети в большинстве своем визуалы, и у них в памяти остаются яркие картинки, связанные с терминами и историей изучаемого периода
Демонстрация – слайд..
Уважаемая комиссия и коллеги хочу продемонстрировать вам данный прием на практике:
Показ слайдов
Данный прием не занимает много времени, и он универсален для всех предметов, потому что в каждом предмете есть свой понятийный аппарат, который можно укреплять. И детям становится интересно учить и запоминать.
Спасибо за внимание!
1 ТЕРМИН ПЕРВОБЫТНОСТЬ, ДРЕВНИЙ МИР (ериод времени от появления первых людей (1,6 млн лет тому назад) до возникновения первых цивилизаций, классовых обществ (конец 4-го тысячелетия до н.э.)) –
1.1. - изображение ленты времени на которой период древнего мира обозначен, куда входит и первобытность около 2 млн. лет назад
1.2 – карта первейшего расселения древних людей и распространения земледелия. Первые люди в Восточной Африке,
1.3 – охота на диких коз – это главное занятие, которое их кормило
3 –изображение самки бизона в пещере Альтамира в Испании – изображали для того чтобы животные у них не выводились, проводили колдовской обряд – появление религиозных верований, появления искусства ( около 15 тыс. лет назад)
4 – каменный топор, мотыга и костяной серп – все это говорит о том, что у древнего че6ловека появляется земледелие около 10 тыс. лет назад (в Западной Азии)
2 термин – родовая община – коллектив родственников, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство
Это форма проживания древних людей, где люди связаны родством, коллективным трудом и потреблением. У сородичей распространена кровная месть за убийство человека из своей общины. Возникла около 40 тыс. лет назад, тогда же, когда и человек разумный.
3 - Государство – это организация власти одного класса над другим. Первые государства появляются около 5 тысяч лет назад.
Первое в мире государство возникло в Египте в конце 4-ого тысячелетия до нашей эры.
Признаки государства:
1. Единая территория
2. Аппарат власти (чиновники, стражники, войско)
В Древнем мире во главе государства стоял царь, который получал власть по наследству – от отца к сыну. использовалось для походов в другие страны, а также для подавления бунтов крестьян и рабов.
3. Сбор налогов
4. Издание законов
4 – ЕГИПЕТ - страна в Африки, располагашаяся на берегах р. Нил от 1 порога до Средиземного моря
4.1 – р. Нил – главный источник питания египтян, от его разливов зависел урожай египтян, в июне разлив Нила – оставлял ил
4.2 – борьба северного и южного египта – белая корона – Южный Египет, красная – Северный, Борьба между царствами окончилась около 3000 года до н.э. победой Южного Египта, и Египет стал единым государством. Единый правитель стал носить двойную красно-белую корону. Повелитель всего ЕГИПТА – II (2) тысячелетии до н.э. стали называть фараонами (в переводе это значит «большой дом»). 1 столицей – город Мемфис
5 – Храм – жилища богов
6 – Средние века –это исторический период, начавшийся с падения Западной Римской империи (конец V в.) и длившийся 1000 лет (до XV в.). Период глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.
7 – Дань – натуральный или денежный побор с покоренных земель и народов.
8 – Абсолютизм – форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу - монарху
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации из опыта работы учителя по организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....
Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории и обществознания
В усовиях модернизации образования одной из ведущих задач является формирование у обучающихся ключевых компетенций. Для этого необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и при...
Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...
Образовательный проект «Продуктивное использование дистанционных методов обучения на уроках истории и обществознания»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использования дистанционных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению истории ...
"Использование интерактивных методов обучения на уроках истории"
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и поли...