Культурное пространство России, наука и образование при Николае I. История России 9 класс
презентация к уроку по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Золотой век рос-ой культуры Первая половина XIX в. по праву считается золотым веком российской культуры . Начавшийся промышленный переворот изменил культуру повседневности не только дворянской усадьбы , но и городской жизни . В области гуманитарных наук рост национального самосознания привёл к усилению интереса к отечественной истории. Большим событием культурной жизни была «История государства Российского» H. М. Карамзина. В первой половине столетия начал свою плодотворную научную деятельность крупнейший российский историк С. М. Соловьёв.
2. Развитие науки и техники В 1826 г. Н . И. Лобачевский создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией . Российский исследователь П. Л. Шиллинг сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа . Крупнейший русский инженер и металлург Π. П. Аносов изучал и внедрял в жизнь приёмы выплавки стали . В 1830-х гг. российские механики, крепостные заводчиков Демидовых — отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз и железную дорогу. Н . И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии .
3. Русские путешественники В 1803 г. по указанию Александра I экипажи кораблей «Надежда» и «Нева» исследовали северную часть Тихого океана . Это была первая русская кругосветная экспедиция , продолжавшаяся 3 года. Её И. Ф. Крузенштерн — крупнейший мореплаватель и учёный-географ. В 1819 г. ученику Крузенштерна Ф. Ф. Беллинсгаузену было поручено возглавить вторую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (командир Беллинсгаузен) и «Мирный» (командир М. П. Лазарев ). Главной её целью являлось «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса» . В 1820 г. участниками экспедиции был открыт никому до этого не известный материк Антарктида . Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока был Г. И. Невельской . Ему удалось в ходе двух экспедиций открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где он основал в 1850 г. поселение Николаевский пост (современный город Николаевск-на-Амуре). Невельской доказал, что Сахалин является островом , а не полуостровом, как считалось ранее. Иннокентий Вениаминов — первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки . В 1845 г. указом Николая I было образовано Русское географическое общество . Важнейшим направлением деятельности общества стала поддержка учёных-географов, организация исследовательских экспедиций в разные уголки России и мира .
4. Реформы Александра I в области образования В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования . В 1802 г. для управления ею было создано Министерство народного просвещения . Проведённая в начале века реформа привела к созданию в каждом губернском городе гимназии , а в каждом уездном городе — уездного училища . Приходские училища создавались в сельской местности . В 1811 г. для детей дворян был открыт Царскосельский лицей , в котором обучались представители высшего общества (в их числе А. С. Пушкин и др.). В первые два десятилетия XIX в. были открыты пять новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Петербургский . Появились первые педагогические вузы (в Москве и Петербурге). Вышедший в 1804 г. университетский устав регулировал деятельность университетов.
5. Попечительство об образовании Николая I Приходские одно- и двухгодичные училища предназначались только для детей из «низов» . В них обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике . Уездные трёхгодичные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан . Здесь изучали русский язык, арифметику, геометрию, историю и географию . В семиклассные гимназии могли поступать дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии . В большинстве губернских и уездных городов по инициативе общественности создавались библиотеки. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж , ранее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал собирать получившую в дальнейшем мировую известность коллекцию русской живописи меценат П. М. Третьяков .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс
Демо-тест к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII века" для 7 класса. Перед и...
Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
материал подготовлен для представления на научно-практической конференции в МО "Красногвардейский район"...
Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.
Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством работы с информацией ( раздаточный материал...
Наука и образование рабочий лист по науке 10 класс
Наука и образование рабочий лист по науке 10 класс...
Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс
Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...
Методическая разработка "Культурное пространство России XIX в."
Русский купец.Основательный , волевой.Торговал льняным полотном, собирал картины знаменитых и неизвестных художников .Передал свою собственность, «Третьяковскую галерею», народу.И всё это ...