Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.
статья по истории

Туманова Екатерина Вячеславовна

В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петровича, "Технология творческого развивающего обучения" Волкова Игоря Павловича, "Теория решения изобретательских задач" Альтшуллера Генриха Сауловича и ряд других. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.

Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют и другие виды творчества: литературное, художественное, научное, музыкальное. Эти виды творчества помогают раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.

Научное творчество помогает учителю опираться на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать и использовать в учебном процессе её результаты.

Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования и отношения к действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петровича, "Технология творческого развивающего обучения" Волкова Игоря Павловича, "Теория решения изобретательских задач" Альтшуллера Генриха Сауловича и ряд других. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.

Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют и другие виды творчества: литературное, художественное, научное, музыкальное. Эти виды творчества помогают раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.

Научное творчество помогает учителю опираться на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать и использовать в учебном процессе её результаты.

Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования и отношения к действительности.

Литературное и музыкальное исполнительство на уроках истории проявляется в выразительном изложении мыслей, чтения наизусть, драматизации, декламации, грамотном чтении.

Применение и развитие различных видов творчества в процессе обучения истории углубляет знания учащихся, вызывает интерес к процессу учения.

Для систематизации творческих уроков, заданий необходимо учителю заранее составлять планирование уроков и заданий творческого характера по темам.

Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически. В связи с этим в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей учащихся на уроках истории:

1. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.

2. Создавать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.

4. Способствовать воспитанию общественно-активной, творческой

личности, способной преумножить общественную культуру.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема творческого развития весьма актуальна сегодня. ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки и техники. таким образом, актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.

Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.

Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.

В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.

В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.

        Предлагаю несколько вариантов использования творческих заданий на уроках истории и обществознания.

Использование литературного творчества.

Написание хайку.

1)  Я был кем-то или чем-то

Я видел кого - то или что-то.

2) Место и действие .

(где и что делал)

3) Определите как?

( примеры текстов написанные учениками)

***

Я был листом

Растущим в лесу , давая пищу

Не желая того.

***

Я был Александром

Совершал походы на Восток.

С победой.

***

Я был облаком

Плывущим над сражением

Мне было страшно.

***

Я был солдатом

Воевал за Родину

Храбро.

Написание синквейнов.

1) Одно слово существительное или местоимение,  обозначающее объект или предмет.

2) Два слова : прилагательное или причастие.

3) Три глагола , обозначающих действия объекта.

4) Фраза из четырех слов , личное отношение автора к предмету.

5) Одно слово. Суть предмета.

( синквейны написанные учениками)

***

Учитель добрый знающий

Учит, воспитывает, помогает,

Старый друг,  лучше новых

Мастер.

   

***

Иван

Грозный ,  неуравновешенный.

Убивает, пытает, казнит.

Как зверь

Беспощадный.

***

Война

Голодная, кровавая

Стреляют, убивают, разрушают.

Нет ничего ужаснее в мире.

Страх.

Использование игровых приемов на уроках , для повторения и закрепления материала.

5 класс. Исторический диктант.

А- первобытное общество

Б - Древний Египет.

Выписать в нужный столбик  цифры, которыми обозначены слова.

1-фараон, 2- дубина, 3-рубило, 4- шадуф, 5- старейшина, 6- Нил, 7- Северо- Восточная Африка, 8- гарпун, 9- племя, 10- оазис, 11- плуг, 12- мотыга.

Проверка:

А: 2, 3, 5, 8. 9, 11, 12,

Б: 1, 4, 6, 7. 10.

"Веришь ,  не веришь?"

1) Верите ли вы , что река Ганг течет в Китае?

2) Верите ли вы , что Греция расположена в Передней Азии?.

3) Верите ли вы , что Буддизм развивался в Индии, а Конфуцианство в Междуречье?

4) Верите ли вы , что железо изобрели персы?

5) Верите ли вы , что шахматы изобрели в Египте?

6) Верите ли вы , что Евфрат течет в Междуречье?

"Аукцион"

Учащимся предлагается записать в столбик слова , которые характеризуют Индию.

На работу дается пять минут времени.

Затем предлагается начальная цена : шесть слов. Кто больше?

Побеждает тот,  кто больше назовет слов.

"Хлопни верно"

Учитель произносит слова относящиеся к определенной теме , учащимся необходимо хлопнуть в ладоши в тот момент когда произносится не верное слово , относящееся к другой теме.

Зевс, Посейдон, Хеопс, Дионис, Солон, Хаммурапи, Аид, Геракл, Гефест.

Тема: Жизнь египетского вельможи

1.        Мини-диктант.

А - первобытное общество                В - Египет

Выписать в нужный столбик цифры:

Фараон1, дубина2, старейшина5, Нил6, Северо-Восточная Африка7, гарпун8, племя9, оазис10, плуг11, мотыга12.

Проверка:

А - 2, 3, 5, 8, 9, 11, 12.

В - 1, 4, 6, 7, 10.        

2.        Какой век?

А) 113 год -     , 16 год -     , 1431 год -     , 988 год -     , 705 год -    

Б) 215 год -     , 22 год -     , 1817 год -     , 875 год -     , 1114 год -    

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1.        Вспомни слова.

ил                                фараон

оазис                        пороги

гарпун                        рубило

род                        племя

Геродот                история

2.        О чем (ком) идет речь.

А) Собрав сородичей и всех друзей

Решил он с ними поживиться.

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился

                                   (вождь)

Б) Это предки всех слонов,

Но огромнее, лохмаче.

Для охотников, тем паче,

Нет желаннее добычи.

                                        (мамонт)

В) Он был царем,

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон,

Повелевать стал всеми… (фараон)

6 класс.

Тема "Понятие средние века"

1) Вспомни из ранее изученного , что означают эти слова?

Нил, гарпун, фараон, ил, Ра, история, Геродот, Гомер.

2) определи век.

678 год-?

1132 год - ?

876 год - ?

1567 год -?

Тема : " Образование государств во Франции, Германии, Италии"

"Оком , о чем речь?"

1) Он стал первым носителем титула король. Был высокого роста, в своей жизни совершил более пятидесяти военных походов?

( Карл Великий)

2) Это первый закон франков, в данном законе отразились традиции франков?

( Солическая Правда)

3) Как называли владельца крупного земельного надела?

( феодал)

4) Распад  некогда единого государства на более мелкие территории?

(феодальная раздробленность)

5) Война происходящая в нутрии государства ?

( междоусобная)

Русь древняя и средневековая.

Что за слово?

Кирюр ( Рюрик)

Тыйба  (Батый)

Дора ( Орда)

Зьняк (князь)

Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания  и во внеурочное время

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

 Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети - это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями.

Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем: 
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 
4. Их волнуют вопросы философского характера. 
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами. 
        Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. 
        При работе я стараюсь учитывать все эти особенности. 

В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Никого особого рецепта по работе с одарёнными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы.  Беда в том, что не все из них об этом знают.

И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит        три        этапа: 
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему        предмету. 
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить        себя,        раскрыть        свои        таланты. 
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили  способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня. 
       Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке: 
- уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои        суждения; 
- урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; 
- урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); 
- урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов); 
- урок-конференция. 
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины. 

       На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому,  или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. 
       Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели.  В частности, в этом году, в рамках недели  социально-гуманитарного цикла
 были проведены внеклассное мероприятие «Своя игра», интеллектуальный конкурс «Клуб знатоков», игра «Слабое звено». 

Одной из форм  работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Ежегодно я готовлю с учащимися научно- исследовательские работы.

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи: 
• стимулирование интереса детей к предмету; 
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области.

Считаю, что предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической работе с одарёнными детьми. При подготовке к олимпиадам и конкурсам, как и все учителя, провожу индивидуальные занятия с детьми, направленные не только на изучение материала, но  намного опережающего школьную программу, на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.

В прошлом году  ученица 11 класса  стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории.

 Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных олимпиад, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

Список использованной литературы и источников


1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007. 
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006. 
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51. 
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории

В презентации отражена работа учителя истории по развитию творческих способностей школьников....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории. Представленная статья дает представление о том, как организовать работу учащихся на уроках истории, чтобы в процессе выполнения заданий шло...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

« Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

      Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях с...

Развитие творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания

Тема для выступлений на районно методических мероприятиях...