Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.
статья по истории
В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петровича, "Технология творческого развивающего обучения" Волкова Игоря Павловича, "Теория решения изобретательских задач" Альтшуллера Генриха Сауловича и ряд других. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.
Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.
Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют и другие виды творчества: литературное, художественное, научное, музыкальное. Эти виды творчества помогают раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.Научное творчество помогает учителю опираться на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать и использовать в учебном процессе её результаты.
Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования и отношения к действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.
В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петровича, "Технология творческого развивающего обучения" Волкова Игоря Павловича, "Теория решения изобретательских задач" Альтшуллера Генриха Сауловича и ряд других. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.
Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.
Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют и другие виды творчества: литературное, художественное, научное, музыкальное. Эти виды творчества помогают раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.
Научное творчество помогает учителю опираться на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать и использовать в учебном процессе её результаты.
Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования и отношения к действительности.
Литературное и музыкальное исполнительство на уроках истории проявляется в выразительном изложении мыслей, чтения наизусть, драматизации, декламации, грамотном чтении.
Применение и развитие различных видов творчества в процессе обучения истории углубляет знания учащихся, вызывает интерес к процессу учения.
Для систематизации творческих уроков, заданий необходимо учителю заранее составлять планирование уроков и заданий творческого характера по темам.
Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически. В связи с этим в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей учащихся на уроках истории:
1. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.
2. Создавать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.
4. Способствовать воспитанию общественно-активной, творческой
личности, способной преумножить общественную культуру.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема творческого развития весьма актуальна сегодня. ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки и техники. таким образом, актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.
Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.
Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.
В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.
В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.
Предлагаю несколько вариантов использования творческих заданий на уроках истории и обществознания.
Использование литературного творчества.
Написание хайку.
1) Я был кем-то или чем-то
Я видел кого - то или что-то.
2) Место и действие .
(где и что делал)
3) Определите как?
( примеры текстов написанные учениками)
***
Я был листом
Растущим в лесу , давая пищу
Не желая того.
***
Я был Александром
Совершал походы на Восток.
С победой.
***
Я был облаком
Плывущим над сражением
Мне было страшно.
***
Я был солдатом
Воевал за Родину
Храбро.
Написание синквейнов.
1) Одно слово существительное или местоимение, обозначающее объект или предмет.
2) Два слова : прилагательное или причастие.
3) Три глагола , обозначающих действия объекта.
4) Фраза из четырех слов , личное отношение автора к предмету.
5) Одно слово. Суть предмета.
( синквейны написанные учениками)
***
Учитель добрый знающий
Учит, воспитывает, помогает,
Старый друг, лучше новых
Мастер.
***
Иван
Грозный , неуравновешенный.
Убивает, пытает, казнит.
Как зверь
Беспощадный.
***
Война
Голодная, кровавая
Стреляют, убивают, разрушают.
Нет ничего ужаснее в мире.
Страх.
Использование игровых приемов на уроках , для повторения и закрепления материала.
5 класс. Исторический диктант.
А- первобытное общество
Б - Древний Египет.
Выписать в нужный столбик цифры, которыми обозначены слова.
1-фараон, 2- дубина, 3-рубило, 4- шадуф, 5- старейшина, 6- Нил, 7- Северо- Восточная Африка, 8- гарпун, 9- племя, 10- оазис, 11- плуг, 12- мотыга.
Проверка:
А: 2, 3, 5, 8. 9, 11, 12,
Б: 1, 4, 6, 7. 10.
"Веришь , не веришь?"
1) Верите ли вы , что река Ганг течет в Китае?
2) Верите ли вы , что Греция расположена в Передней Азии?.
3) Верите ли вы , что Буддизм развивался в Индии, а Конфуцианство в Междуречье?
4) Верите ли вы , что железо изобрели персы?
5) Верите ли вы , что шахматы изобрели в Египте?
6) Верите ли вы , что Евфрат течет в Междуречье?
"Аукцион"
Учащимся предлагается записать в столбик слова , которые характеризуют Индию.
На работу дается пять минут времени.
Затем предлагается начальная цена : шесть слов. Кто больше?
Побеждает тот, кто больше назовет слов.
"Хлопни верно"
Учитель произносит слова относящиеся к определенной теме , учащимся необходимо хлопнуть в ладоши в тот момент когда произносится не верное слово , относящееся к другой теме.
Зевс, Посейдон, Хеопс, Дионис, Солон, Хаммурапи, Аид, Геракл, Гефест.
Тема: Жизнь египетского вельможи
1. Мини-диктант.
А - первобытное общество В - Египет
Выписать в нужный столбик цифры:
Фараон1, дубина2, старейшина5, Нил6, Северо-Восточная Африка7, гарпун8, племя9, оазис10, плуг11, мотыга12.
Проверка:
А - 2, 3, 5, 8, 9, 11, 12.
В - 1, 4, 6, 7, 10.
2. Какой век?
А) 113 год - , 16 год - , 1431 год - , 988 год - , 705 год -
Б) 215 год - , 22 год - , 1817 год - , 875 год - , 1114 год -
Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
1. Вспомни слова.
ил фараон
оазис пороги
гарпун рубило
род племя
Геродот история
2. О чем (ком) идет речь.
А) Собрав сородичей и всех друзей
Решил он с ними поживиться.
Чужое племя он ограбил побыстрей
И с ними после боя поделился
(вождь)
Б) Это предки всех слонов,
Но огромнее, лохмаче.
Для охотников, тем паче,
Нет желаннее добычи.
(мамонт)
В) Он был царем,
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон,
Повелевать стал всеми… (фараон)
6 класс.
Тема "Понятие средние века"
1) Вспомни из ранее изученного , что означают эти слова?
Нил, гарпун, фараон, ил, Ра, история, Геродот, Гомер.
2) определи век.
678 год-?
1132 год - ?
876 год - ?
1567 год -?
Тема : " Образование государств во Франции, Германии, Италии"
"Оком , о чем речь?"
1) Он стал первым носителем титула король. Был высокого роста, в своей жизни совершил более пятидесяти военных походов?
( Карл Великий)
2) Это первый закон франков, в данном законе отразились традиции франков?
( Солическая Правда)
3) Как называли владельца крупного земельного надела?
( феодал)
4) Распад некогда единого государства на более мелкие территории?
(феодальная раздробленность)
5) Война происходящая в нутрии государства ?
( междоусобная)
Русь древняя и средневековая.
Что за слово?
Кирюр ( Рюрик)
Тыйба (Батый)
Дора ( Орда)
Зьняк (князь)
Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети - это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями.
Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Их волнуют вопросы философского характера.
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Никого особого рецепта по работе с одарёнными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
- уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
- урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
- урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
- урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов);
- урок-конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому, или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели. В частности, в этом году, в рамках недели социально-гуманитарного цикла были проведены внеклассное мероприятие «Своя игра», интеллектуальный конкурс «Клуб знатоков», игра «Слабое звено».
Одной из форм работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Ежегодно я готовлю с учащимися научно- исследовательские работы.
Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к предмету;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области.
Считаю, что предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической работе с одарёнными детьми. При подготовке к олимпиадам и конкурсам, как и все учителя, провожу индивидуальные занятия с детьми, направленные не только на изучение материала, но намного опережающего школьную программу, на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.
В прошлом году ученица 11 класса стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории.
Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных олимпиад, успешно поступают и учатся в ВУЗах.
Список использованной литературы и источников
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории
В презентации отражена работа учителя истории по развитию творческих способностей школьников....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории. Представленная статья дает представление о том, как организовать работу учащихся на уроках истории, чтобы в процессе выполнения заданий шло...
Стастья "Актуализация творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания средствами технологии критического мышления" - 2013 г.
Статья была создана как отчетная работа по итогам курсовой подготовки...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...
Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.
Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...
« Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания»
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях с...
Развитие творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания
Тема для выступлений на районно методических мероприятиях...