Приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на уроках истории и обществознания
статья по истории (9 класс)
В курсе истории и обществознания есть задания, нацеленные на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, при этом основываются на ситуациях (контекстах), которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными диагностируемыми. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты - уроки обществознания в 6 классе), в жизни человека как члена какого-то коллектива или общества (например, определение места строительства железных дорог – уроки истории в 8,9 классах) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления – уроки обществознания 8 класс, 9 класс). Но при этом, содержательные области, на которые опираются измерительные материалы, отражают содержание соответствующих образовательных программ истории и обществознания и возможного опыта учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на уроках истории и обществознания.
Вознесенская М.С., учитель истории и обществознания
МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная
школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова»
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. С этой точки зрения естественнонаучно грамотный человек обладает следующими компетенциями: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
В курсе истории и обществознания есть задания, нацеленные на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, при этом основываются на ситуациях (контекстах), которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными диагностируемыми. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты - уроки обществознания в 6 классе), в жизни человека как члена какого-то коллектива или общества (например, определение места строительства железных дорог – уроки истории в 8,9 классах) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления – уроки обществознания 8 класс, 9 класс). Но при этом, содержательные области, на которые опираются измерительные материалы, отражают содержание соответствующих образовательных программ истории и обществознания и возможного опыта учащихся.
Ребята учатся применять соответствующие естественнонаучные знания, полученные в жизни на уроках других предметных областей – географии, биологии, физики, химии и других, для объяснения явлений и фактов, оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников. Предметные области «история» и «обществознание» предполагают комплексный подход к объяснению явлений и фактов, вот почему учащиеся должны владеть приемами и методами естественнонаучной грамотности. Приведем несколько примеров.
Знания, полученные на уроках естественнонаучного цикла – географии, биологии - необходимы для работы с картами и схемами. Такие задания в основном нужны при работе с информацией о войнах, битвах, здесь важно уметь «читать карту», знать климатические и географические особенности местности. Например, при изучении темы «Расселение славянских племен» необходимо аргументировать почему именно в определенных местах селились люди, что требует знания информации по географии, биологии и т.д., что поможет обучающимся понять тему, объяснить особенности строительства того или иного жилища.
При изучении темы «Великие географические открытия» идет активная работа по географической и климатической картам мира.
Интерес детей привлекают задания следующего плана.
Задание. «17 июля 1741 г. на 58°14' с. ш. «Св. Петр» достиг наконец американского берега и команда увидела вдали величественный снеговой хребет Св. Ильи с одноименной вершиной (гора Св. Ильи, 5488 м, — одна из высших точек Северной Америки). Все радовались открытию. Но шестидесятилетний капитан-командор не проявлял никаких признаков радости, завидев берег, к которому его впервые посылал 17 лет назад Петр I.» О каком выдающемся путешественнике идет речь? Какие географические объекты носят его имя? Каковы особенности климата открытых земель?
При изучении темы «Культура Российского государства» - развитие архитектуры, научных знаний, живописи - необходимы знания по физике, географии, биологии, химии.
Задание. Поясните особенности строительства памятников архитектуры, причины применения того или иного способа постройки зданий в различных частях Российского государства. Почему сохраняются изображения на фресках в храмах, расписанных несколько столетий назад?
При изучении тем, посвященных промышленному перевороту необходимы знания физики. Учащиеся поясняют принцип действия машин, в чем преимущества и перспективы использования силы пара.
Задание. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы: Какое изобретение способствовало строительству железных дорог? Какие отрасли промышленности начали бурно развиваться с началом строительства железных дорог? Какие страны соединяла Китайско-Восточная железная дорога?
На уроках обществознания и истории, особенно при подготовке к основным государственным экзаменам необходимо умение работать с диаграммами и статистическими данными, умение анализировать эти данные и делать выводы. Так, в задании №7 Основного государственного экзамена по истории необходимо применить умения сравнивать, выделять главное, определять динамику развития тех или иных процессов. В задании №12 Основного государственного экзамена по обществознанию необходимо уметь читать диаграммы, гистограммы, определять наибольшие и наименьшие значения, делать выводы.
Для успешного выполнения заданий, нацеленных на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, необходимо систематически, на каждом уроке предусмотреть решение аналогичных примеров.
Библиография.
- Статья на тему "Что такое функциональная грамотность и естественнонаучная грамотность" (infourok.ru)
- Великая Северная экспедиция. Открытие русскими Северо-Западной Америки и северного пути в Японию — История географических открытий (discover-history.com)
- первые железные дороги в россии: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)
- Е.Н. Сорокина, Поурочные разработки по Истории России 8 класс к учебнику Н.М. Арсентьева, А.А. , Данилова и др. – Москва, ВАКО, 2020
- Е.Н. Сорокина, Д.И. Чернов, Поурочные разработки по Истории России 9 класс к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. , Данилова и др. – Москва, ВАКО, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Формирование естественно-научной функциональной грамотности
Рекомендации...
Развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания (методы, приемы, оценка)
Работа посвящена развитию функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания....
Презентация Эффективные приемы работы по формированию естественно – научной грамотности у дошкольников опыт работы средняя группа
Эффективные приемы работы по формированию естественно – научной грамотности у дошкольников...