Урок "Образование древнерусского государства"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Калиниченко Светлана Вячеславовна

Урок с использованием элементов проблемно-диалогической технологии, предназначен для учащихся 6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._obrazovanie_drevnerusskogo_gosudarstva.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс: 6

Тема: «Образование древнерусского государства»

Тип  урока: комбинированный

Цель:

Образовательная: ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

Развивающая: продолжить формирование умений работать с картой и историческими источниками, выделять причинно-следственные связи.

Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; воспитание коллективизма, товарищества.

Структура  и  хронометраж:

  1. Организационный  момент – 2  минуты.
  2. Опрос – 10  минут.
  3. Объяснение  нового  материала – 25  минут.
  4. Закрепление – 3  минуты.
  5. Итоги – 2 минуты.
  6. Домашнее  задание – 1  минута.

Оборудование: учебник, карта.

Ход  урока.

  1. Организационный  момент (2 мин.)

1) тематический

2) дисциплинарный:

  1. Комбинированный опрос (10 мин.)
  1. Работа с картой стр.35

 Показать на карте территорию, где расселились племена восточных славян.

Дать название племен и показать места их расселения, назвать соседей.

  1. Составить рассказ о занятиях славян, объяснить различия в системе земледелия.
  2.  Термины на доске: летопись, князь, дружина, дань, язычество.
  3. Язычество на Древней Руси.
  4. Индивидуальные задания – работа с документом. – 2 человека.
  5. князь, дружина, родовая знать, купцы, ремесленники, земледельцы. – расставить по иерархии.
  1. Объяснение  нового  материала (25 мин.)

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Мотивация, определение темы урока:

Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки:
1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория;
4) Армия; 5) Население; 6) Налоги?
(Государство.)
Какую тему сегодня нам предстоит изучить?

В IX веке активную роль в жизни восточных славян стала играть торговля.

Путь «из варяг в греки»: р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р. Ловать - волоком до притоков Днепра - р. Днепр - Черное море. Конечный пункт – богатая Византия.

Появились люди, главным занятием которых стала торговля,  купцы.

2) С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники - мед. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Любеч - у радимичей, Новгород - у ильменских славян.

3) В города переселились ремесленники. Рядом с укрепленной частью города, защищенной крепостными стенами возникал посад – место где жили ремесленники и купцы.

4) Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов - степных кочевников.

5) Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь.

6) Города становились центрами торговли; защиты от внешних врагов.

Возникали местные княжения, то есть территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских славян.

Крупнейший центр – город Киев, был основан в земле полян братьями Кием, Щеком и Хоривом, с сестрой Лыбедью. Постепенно княжества объединялись в Древнерусское государство.

Спор о роли варягов в образовании государства на Руси не прекращается до сих пор. Дело в том, что в 862 г. варяжские князья были призваны править славянскими государствами. Как это произошло узнаем из источника – Повесть временных лет.

Существуют 3 точки зрения.

Норманнская

Центристская

Славянская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

Был сформирован первый центр Древнерусского государства – Новгород. Рюрик правил не долго до 879 г., после этого – князем сталего родственник Олег, потому что сын Игорь был совсем маленьким.

 Но и в Киеве тоже начинает складываться государство – во главе с князьями Аскольдом и Диром, о которых известно, что они ходили на Византию.

В 882 году происходит важнейшее событие в нашей истории  новгородский князь Олег решил захватить Киев. По пути он взял Смоленск, Любеч и посадил в этих городах своих наместников. Из Киева хитростью Олег выманил князей Аскольда  и Дира и убил их. Киев стал «матерью городов русских» - столицей земель Олега.

Это государство. Темой урока будет «Образование Древнерусского государства».

Путь из варяг в греки из исторического источника выясните его маршрут и покажите карте.

Путь «из варяг в греки»: р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р. Ловать - волоком до притоков Днепра - р. Днепр - Черное море. Конечный пункт – богатая Византия.

Работая с картой, назовите соседние государства со славянскими княжествами.

Византия, Волжская Булгария, Хазарский каганат, на севере – варяги (норманны) – предки шведов, датчан, норвежцев.

Из истории Средних веков вспомните, какими были их основные занятия?

Военное дело, очень были хорошими мореплавателями, занимались торговлей.

Работа с историческим источником.

862 – призвание варягов. Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус -  на Белоозере, Трувор – в Изборске.

Закрепление (3 мин.)

Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы

Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку

  1. Начало неравенства
  2. Выделение знати
  3. Переход к соседской общине
  4. Образование государства
  5. Захват земель, грабительские набеги.
  6. Усовершенствование обработки земли.
  7. Образование излишков.
  8. Складывание частной собственности на землю.
  9. Господство родовой общины.

Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию

Домашнее  задание (1 мин.)  Параграф 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по истории Древнерусского государства в 6 классе

Материал содержит 20 тестовых и 4 сложных(работа с текстом)заданий, можно использовать для проверки знаний по истории Древнерусского государства....

Контрольная работа по истории России "Древнерусское государство в IX-XIII вв" (10 класс)

Контрольная работа по истории России проверяет знания и умения учащихся по первому разделу «Древнерусское государство в IX- XIIIвв.»   учебника      Борисова  Н.С. И...

Образование Древнерусского государства. Первые князья.

Презентация, сопровождающая уроки по теме Древнерусское государство в IX - X вв. (от Рюрика до Ольги)...

Древнерусское государство при Ярославе Мудром.

К урокам Расцвет Древнерусского государства, Развитие феодальных отношений...

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...