Победа греков над персами в Марафонской битве
план-конспект урока по истории (5 класс)

Мадина Салиховна Хапачева

Открытый урок для учащихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПСЫНШОКО» ПРОХЛАДНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Тема урока: «Победа греков над персами в Марафонской битве».

Учитель истории

Хапачева М.С.

2023 г.

Цель: сформировать представление у ребят о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков.

Задачи:

Образовательная: Помочь учащимся овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.

Развивающие: Развивать умения пятиклассников:

-анализировать исторические события, факты, документы, отрывки из книг; сравнивать, обобщать; развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания.

- делать самостоятельные выводы, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения;

-работать с исторической картой, схемой битвы;

-развивать коммуникативные навыки.

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма на героических примерах прошлого. Способствовать формированию толерантной личности, самореализации каждого ученика.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы, приемы: активные, интерактивные.

Новые термины: фаланга, стратег, марафонская дистанция.

Даты:

500 - 449 гг. до н. э. - греко – персидские войны.

500 г. до н. э. - восстание греков Милета против персов. Помощь оказали Афины и Эретрия.

494 г. до н. э. – Милет после годовой осады взят персами и разрушен, жители перебиты или проданы в рабство.

492 г. до н. э. – захват персами северного побережья Эгейского моря.

12 сентября 490 г. до н. э. - Марафонская битва.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, обучающая презентация учителя, учебники А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая « История Древнего мира», карточки с заданиями для групп, рабочие тетради.

План урока

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей)

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление пройденного материала.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Структура урока:

1. Орг.момент.

Доброе утро! Я рада видеть Вас всех здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе.

Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны всегда быть готовы прийти на помощь своему другу, товарищу, человеку. Давайте вместе со мной продолжим наше путешествие в историю древнего мира.

Все ли готовы к путешествию?

Так пусть же наше путешествие поможет нам закрепить наши знания по истории, узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся
  1. Работа с тестом (с последующей самопроверкой)

Тест

#1043;де находится Спарта?

А) в долине реки Эврот в Лаконии;

Б) на севере Греции;

В) на острове Сицилия.

2. Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

А) раз в 4 года

Б) раз в 10 лет

В) каждый год

3. Как по-гречески назывался простой народ?

А) илоты

Б) полис

В) демос

4. Где жили греческие боги?

А) в Олимпии

Б) на острове Крит

В) на горе Олимп

5. В последний день Олимпийских игр победители получали награды – что это было?

А) венки из ветвей оливы

Б) амфору с вином

В) колесницу

#1056;абота с классом

Фронтально проверка задания.

Олимпийские игры проводились один раз в ________ года. Они устраивались в ____________________, расположенной в ____________________________

__________________________________________________________________.

Первые Олимпийские игры состоялись в ___________ году до н.э.

Пред играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе ____________ месяцев, а затем еще ___________ продолжать тренировки поблизости от _____________________________________________________.

Олимпийские игры продолжались ____________________ дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _________________,

Затем атлеты состязались в _________________________________________, ____________________________________, ____________________________.

Последним состязанием в пятиборье была ____________________________.

Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были ___________________________________________________________.

В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были __________________________________________________________________.

#1044;ва человека работают у доски с заданиями:

Вставить пропущенные буквы, объясни (устно) что означают слова-понятия:
пол…с, …рхонт, дем…с, л…коничная речь, п.…рат, Сол…н.

#1060;ронтальный опрос

В это же время, с остальным классом, устно вспоминаем понятия: ареопаг, илоты, хитон, ипподром, оратор, Олимпия, знать, миф.

3. Изучение нового материала.

Устраивая Олимпийские игры, эллины демонстрировали свою силу, ловкость и упорство. Все эти качества так нужны были воинам при защите своей родины от нападения персов. Дело в том, что в начале V в. до н. э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе всю Элладу. Первым серьезным испытанием для греков стало Марафонское сражение. И мы с вами изучив новый материал в конце урока должны ответить на вопрос:

-Почему греки смогли победить в Марафонской битве?(записано на доске)

(Греки были лучше подготовлены физически, имели прекрасно слаженное войско в строю, качественное оружие, поэтому получили огромное преимущество над численно превосходящей армией персов).

План:

  1. Угроза порабощения греков.
  2. Марафонская битва.
  3. Причины победы греков.

Итак, откройте тетради, запишите тему урока: Победа греков над персами в Марафонской битве.

Сегодня мы познакомимся с причинами греко-персидских войн, ходом Марафонского сражения, причинами победы греков.

В начале 5 в до. н.э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий первый задумал подчинить себе всю Элладу.

Мы кратко вспомним основные сведения о Персидской державе и ее военном могуществе, узнаем о героической борьбе греков с персидскими захватчиками, рассмотрим ход Марафонской битвы и ее результаты, ознакомимся с новыми военными терминами (понятиями), выясним причины победы греков в Марафонской битве.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Персидская держава».

Итак, прежде чем говорить о нашествии персов на Элладу, давайте вспомним, что представляла собой Персидская держава в VI веке до н. э; для этого посмотрим на карту «Персидское царство в VI веке до н. э. и попытаемся ответить на ряд вопросов:

Работа по карте и беседа с учащимися учебник стр. 91

#1043;де находилось территория, на которой проживали племена персов? (Это побережье Персидского залива).

2. Как называлось государство персов? Назовите его столицу? (Государство называлось Персида, столица - Персеполь.)

3. Чем в основном занимались персы? (Жители этого государства в основном занимались скотоводством, были лихими наездниками и стрелками (лучниками).

4. Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Лидия; Вавилон - 538г. до н.э., завоевал Кир; Египет - 525г. до н.э. - сын Кира - Калебис.)

5. Кто был самым могущественным царем Персидской державы? (Дарий I. В результате завоеваний было создано огромное Персидское царство, границами которого были четыре моря (Каспийское, Черное, Средиземное, Красное) и Персидский залив. Такого огромного государства еще не было до тех пор.)

6. Почему персы стремились к новым завоеваниям? (Новые земли, богатства были нужны персидской знати. У Дария были сильное войско и флот. Ядро персидского войска составляли 10 тысяч отборных пехотинцев, которых называли «бессмертные». Если часть этих воинов погибала в бою, их место занимали столько же новых воинов, поэтому общее число бессмертных не менялось. Персидское войско славилось конными и пешими лучниками, боевыми колесницами, к колесам которых были приделаны ножи, косы, серпы.)

Через минуту мы перенесемся к грекам и посмотрим, как они готовились к встречи с персами, а пока Физкультминутка

Физминутка

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

IV. Изучение новой темы.

К началу 5 века до н.э. персидский царь Дарий I покоряет побережье полуострова Малая Азия и некоторые государства Балканского полуострова.

- Почему персы стремились к завоеванию Греции? (Новые земли, богатства)

- Так же греческие колонии в Малой Азии продолжали борьбу. В 500 г. до н.э. вспыхнуло восстание в Милете. На помощь Милету пришли Афины. Восстание продолжалось 6 лет. Персы расправились с восставшими. Милет был разрушен до основания, а население продано в рабство. Но известно, что Дарий приказал своим советникам каждый день напоминать ему: “Владыка, помни об афинянах!”.

- Дарий I хотел угрозами подчинить греков себе. В городах Греции появились персидские послы. Они нагло заявляли…

Представим, что мы переносимся в начало 5 века до н. э.

Мы жители одного из древнегреческих полисов, собравшиеся на агоре, чтобы выслушать посланцев персидского царя Дария I.

На помост поднимается посол в ярких восточных одеяниях и произносит следующую фразу:

«Наш повелитель, великий царь Дарий , владыка всех людей от востока до заката, требует от вас земли и воды…»

Что означают эти слова?

Он требует признать его власть и выплачивать ему дань

Как ответили на такие же требования большинство греческих полисов?

Они испугались и признали власть Дария

А чего и почему они испугались?

Огромное войско персидского царя не знало поражений, ему подчинялись почти все цивилизованные страны древнего мира.

.-Когда персидские послы прибыли в Афины, те в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “Здесь вы найдете достаточно земли и воды!”. (Слайд 5)

- Как вы думаете, к чему привели действия афинян и спартанцев?

- Дарий был зол. Он решил наказать греков. Снарядив в поход большое войско, огромный флот кораблей направился от побережья Малой Азии к берегам Греции, разоряя на пути все острова. (Слайд 6)

Шел 490-й год до нашей эры, Афины были охвачены тревогой и смятением. Гонец из прибрежного селения принес в город страшную весть.

- Что сообщил гонец афинянам прочитает…

“В Марафонской бухте высадились персы. Вооружайтесь”.

От Марафона до Афин около 42 км. Когда греческое войско достигло холмов, окружающих Марафонскую бухту, они увидели обширный лагерь врага и их корабли. Очевидным было превосходство противника. Мильтиад преградил путь врагам на Афины, но сойти с холмов на равнину, удобную для действий персидской конницы не решился. Шел день за днем. Соотношение сил на начало сражения (слайд) 11 тыс – 60 тыс.

13 сентября 490г до н.э. Мильтиад построил свою армию так, чтобы лес и море прикрывали ее фланги. Персы пытались выманить противника. Так продолжалось 3 дня. На 3 день персы решили обогнуть Аттику и высадить войска у Афин. В ответ на это Мильтиад решился начать битву и вывел войска из лагеря. Построил войско фалангой – тесными, сомкнутыми рядами, не давая возможность противнику окружить их. Персы начали наступать..

Опасаясь подхода спартанцев Дарий I двинул войска навстречу грекам. Греки встретили противника градом камней и стрел. А затем Мильтиад приказал перейти (звук трубы) в наступление. И тут персам показалось, что греки обезумели. Не имея конницы и лучников, они под вражескими стрелами бросились в атаку. Так началось марафонское сражение.

Удар фаланги был страшен - персы понесли большие потери. Однако новые воины стали теснить греков и ударили в центр противника. Греки дрогнули и стали отступать. Вскоре персы разрезали греческую армию на две группы - победа казалась близкой, но... Края греческого войска стали выдвигаться вперед, охватывая армию противника. Персы не выдержали и побежали к своим кораблям. Пока греческая фаланга перестраивалась ,персы погрузились на корабли и взяли курс на Афины.

Разгадав замысел противника, афиняне устремились со всех ног на защиту родного города. Встретили в афинской гавани персидский флот наготове. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь.

После полнолуния прибыли спартанцы – но они опоздали к сражении. Они все же отправились к Марафону, рассмотреть поле боя. Почему? (любили воевать).

Дополнительная информация: Согласно преданию, ещё не отшумела битва, как Мильтиад отправил в Афины воина сообщить о разгроме персов. Он бежал до города без отдыха и остановок 42 км, чтобы как можно скорее передать афинянам радостную весть «Радуйтесь, мы победили!» - воскликнул воин и упал мёртвым: сердце не выдержало напряжения.

В память об этом событии было установлено спортивное состязание – Марафонский бег на дистанцию 42км. 195 м.

Битва при Марафоне закончилось победой греков. Отныне персы перестали считаться непобедимыми. Афиняне первыми одержали над ними победу.

Записи в тетрадях новых терминов, имен, географических названий.

Стратег – по-гречески «военачальник», командующий войском.

Фаланга – боевое построение греческих воинов в виде прямоугольника, состоявшего обычно из восьми рядов (шеренг) пехотинцев.

Мильтиад – стратег афинского войска.

Марафон – место, где произошла в 490г. до н.э. Марафонская битва.

Платеи – город, приславший в помощь афинянам тысячу воинов.

Ответ учащихся на вопрос, поставленный в начале изучения темы «Почему греки смогли победить персов в Марафонский битве?»

Ответ: Греки обладали такими качествами как мужество, доблесть, храбрость греческих воинов, греки защищали свою Родину, это придавало им сил для борьбы, а также талант военачальника Мильтиада его умелые, просчитанные действия как командующего войском; помощь воинов города Платеи.

4. Закрепление изученного.

#1042;ыполнение теста

1. Персы через послов потребовали у греков земли и воды. Что означало:

А) участки возле водоемов

Б) поесть и попить

В) подчинения

2. Укажите причину греко-персидских войн:

А) ненависть персов к грекам

Б) завоевательная внешняя политика персов

В) конфликт из-за Спарты

3. Кого Народное Собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами:

А) Аминий

Б) Мардоний

В) Мильтиад

4. Укажите дату Марафонского сражения:

А) 500г до н.э.

Б) 480 г до н.э.

В) 490 г до н э.

5. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490г до н.э.?

А) Ксеркс

Б) Дарий 1

В) Кир

#1056;абота в группах.

Собрать пазл: греческий воин и персидский воин.

3.Закрепим знания в форме игры.

Угадай, КТО Я. Я читаю слова, а вы постарайтесь определить, кому они могли бы принадлежать.

«Я - ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА, ПОВЕЛИТЕЛЬ, ЦАРЬ ЦАРЕЙ, ВЛАДЫКА ВСЕХ ЛЮДЕЙ ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА» Дарий I

  1. «Узнав, что персы сели на корабли, чтобы ворваться в беззащитные Афины, я дал приказ к бою» (Мильтиад)
  2. “Если мы проиграем сражение, персы захватят наши поля, виноградники, оливковые рощи, разрушат Афины, а жителей угонят в рабство. Лучше смерть, чем такой позор!” (афиняне)
  3. «Я спешил сообщить афинянам радостную весть, бежал без отдыха и остановок. Радуйтесь, мы победили!» (Афинский юноша)
  4. «Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве» (Афинский воин)

#1056;асшифруйте термин и дайте определение.

Гатрест нафалаг пилгот

Стратег - греческий военачальник

Фаланга – строй греческих воинов

Гоплит – тяжеловооруженный пехотинец

5. О каком городе идет речь?

Жители этого города бросили персидских послов в колодец со словами: «Там вы найдете достаточно земли и воды!» Спарта

6. Место сражения греков с персами в 490 г. до н. э. Марафонская бухта

7. Город, который защитили греки, одержав победу в Марафонской бухте. Афины

5. Подведение итогов

Учитель: Выяснили, что для греков война носила справедливый характер. Победа греков над персами в Марафонской битве показала, что они способны отстоять свою независимость. Своей победой афиняне вдохновили другие греческие города на сопротивление.

  1. Домашнее задание ( дифференцированное ) :

–п.34

-написать мини- сочинение о Марафонской битве от лица участника;

- составить небольшой связный текст по теме урока.

5. Рефлексия. На столах перед вами 2 кораблика. Если вы сегодня все поняли и остались на плаву, то поднимите плывущий кораблик. Если что-то было не понятно, и ваш кораблик затонул, как корабли Дария, поднимите тонущий корабль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победа греков над персами в Марафонской битве

Методическая разработка урока ФГОС ООО для 5 класса...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Презентация к уроку истории в 5 классе...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Материал подготовлен на основе учебного материала учебника по истории Древнего мира Вигасина.Цели урока: Сформировать представление у ребят о военной  историей  греков о завоевательном ...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Урок- путешествие в 5 классе поможет  закрепить у учащихся  знания  по истории, узнать  новое,  как греки одержали победу над персами в Марафонской битве и тем самым продвинут...

5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве

5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве...

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Презентация к уроку по истории Древнего мира : "Победа греков над персами в Марафонской битве". Разработка урока с заданиями для самостоятельной работы учащихся на уроке....

Урок «Победа греков над персами в Марафонской битве».

Урок призван помочь учащимся  овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.Направлен на развитие умения пятикласснико...