5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Дата:
Предмет: История Древнего мира.
Тема урока: Победа греков над персами в Марафонской битве
Место и роль урока в изучаемой теме: шестой урок по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием».
Цели урока:
образовательные: содействовать формированию целостного знания и представления о героической борьбе греков против персидской агрессии, познакомить учащихся с военной историей греков, пониманию причин победы греков в Марафонской битве, продолжить формирование навыков работы с исторической информацией, анализа и отбора необходимой информации;
развивающие: содействовать формированию умения учащихся выделять главное (причины исторических фактов), устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать (соотношение сил воюющих сторон), работать с исторической картой (обозначать направления главных ударов), работать с историческими источниками;
воспитательные: способствовать сопереживанию, сочувствию, состраданию (народам, подвергшимся акту агрессии), формированию чувства справедливости, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости;
Личностные УУД: интерес к новому учебному материалу; осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, развитие базовых способностей (мышление, воображение, сопоставление), чувство гражданской идентичности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.д. ( УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные).
познавательные УУД: работать с информацией, осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно- следственные связи, создавать высказывания в устной и письменной форме, использовать общие приемы решения задач (УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
коммуникативные УУД: контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию.
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | |
I.Мотивирование к учебной деятельности (1 мин) | ||
I I.Актуализация знаний (2мин) 1. В III четверти вы начали знакомство с историей Древней Греции, вы познакомились с её местоположением и природой, занятиями её жителей, религией и устройством полисов. Ребята, были ли в истории Древней Греции события, которые прославили греков на весь мир? (Олимпийские игры, поэмы Гомера, демократическое устройство Афин) Сегодня мы познакомимся с событием в истории, которое тоже принесло грекам славу, но это была совсем другая слава. Изучая новую тему, подумайте, какую славу приобрели греки, одержав победу в Марафонском сражении. Откройте тетради, запишите тему урока: «Победа греков над персами в Марафонской битве». Сегодня мы познакомимся с 1)причинами греко-персидских войн; 2)ходом Марафонского сражения; 3)причинами победы греков;
| Мнения детей Запись темы в тетради | |
III Проблемное объяснение нового знания (31 мин) | ||
2. Рассмотрим причины греко-персидской войны. В V в. до н. э. над Грецией нависла угроза. Посмотрите на карту. Подумайте, какая угроза? (угроза порабощения со стороны Персии во главе с Дарием I.К этому времени им были завоеваны территории Малой и Средней Азии, Египта, Македонии и Фессалии) 3. Работа с учебником на странице 156. Определите причины войны. (экспансия Персии в Восточном Средиземноморье, агрессия персидской державы, подогреваемая кажущейся слабостью жертвы, с одной стороны, и естественная потребность в защите самих основ своего существования со стороны греков - вот наиболее глубокие причины греко-персидских войн, потрясших Восточное Средиземноморье в первой половине V в. до н. э. и оказавших огромное воздействие на развитие греческого общества и его культуры.) 4. Поработаем с картами. Карты необычные – названия городов нужно не подписывать, а обозначать стикером, приклеив его. Приклейте стикер. В какой области Греции располагались Афины? В средней Греции, в Аттике. Приклейте стикер. Отметьте на контурной карте эти города, покажите на карте. Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: «Там, на дне вы найдете достаточно земли и воды». Царь Дарий отправил военный флот для покорения Эллады. Обозначьте направление завоевательного похода Дария I на карте карандашом. Какой характер носила война со стороны персов? Со стороны греков? Гонец принес страшную весть: « В Марафонской бухте показались персы, вооружайтесь!» Все способные встали в строй. 5. Запишите в тетрадь новые термины. Гопли́т — древнегреческий тяжеловооружённый пеший воин. Фаланга – боевой строй сомкнутой линии пехоты в Древней Греции. Запишите определение в тетрадь. 6. Сравните вооружение греческого и персидского воинов, используя иллюстрации, лежавшие на столе. (Сравнительный анализ. Греческие воины вооружены разнообразней и лучше. Плечом к плечу выстраивались греки, готовясь идти в бой. Строй назывался фаланга) Какими качествами должны были обладать афинские воины? Прочитайте «Клятву афинских юношей» в учебнике на стр. 158.Что они ценили больше всего? Рассмотрим первую схватку греков с персами. Она произошла в 490 г. до н. э. в Марафонской бухте в 40 км от Афин. 7. Работа с контурной картой Отметьте место сражение на карте, приклеив стикер. Командовал войском военачальник – стратег. Запись в тетрадь. На должность стратега Народное собрание избрало Мильтиада (на доске), воевавшего с персами и знавшего их военные приемы. “Вперёд, сыны Эллады! Персы решили, что греки обезумели, немногочисленное пешее войско против конницы и лучников. Битва началась 8. Просмотр видеосюжета «Марафонская битва» Кто одержал победу в сражении? Почему? Мужество, храбрость воинов, помощь Платей, тактика ведения боя, талант Мильтиада и сознание того, что они защищали Родину. Еще не смолкла битва, когда Мильтиад отправил в Афины быстроногого воина сообщить о разгроме персов. Юноша бежал без отдыха и остановок. «Радуйтесь, мы победили!» - и рухнул мертвым. Сердце воина не выдержало напряжения. О чём свидетельствует поступок афиняна? Знаете ли вы, какое состязание включено в олимпийские игры в память о подвиге афинского юноши? Слайд марафонский бег 42 км 195 м. 7 кораблей захватили греки, остальные персы спешно отплыли, взяв курс на Афины Греки разгадали их замысел, со всех ног они устремились в родной город. Когда персидский флот обогнул Аттику, на берегу стояло готовое к бою, афинское войско. Персы уплыли прочь. После полуночи в Аттику прибыли 2 тыс. спартанцев. У Марафона с любопытством рассматривали они павших персов. 9. Прочитайте документ. Геродот. История, Глава IV. Какое значение имела Марафонская битва. Геродот . История , VI. Окончив боевое построение после того, как выпали счастливые предзнаменования , афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на варваров . Расстояние же между обоими противниками было не меньше 8 стадий . При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку . Поведение афинян показалось персам безумным и даже роковым , так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары . Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно . Ведь они первыми из всех эллинов , насколько мне известно , напали на врагов и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов , одетых по-мидийски . До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов . Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира . М., 1987. – С. 140. Анализ текста. Если раньше борьба с Персией казалась безнадежной, то победа при Марафоне показала, что персы перестали считаться непобедимыми. | Ответы детей Работа с текстом учебника Ответы детей Работа с ранее подготовлены-ми картами Работа с новыми терминами, запись их в тетрадь Сравнительный анализ греческого и персидского воина, выделение + и – Ответы детей Работа с историческим источником, его анализ Работа с контурной картой в рабочей тетради Просмотр, обсуждение видеосюжета Работа с историческим источником, его анализ | |
IV Физкультминутка (1мин) | ||
V Первичное закрепление (2мин) Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала , глубины его понимания Закрепим знания в форме игры. Она состоит из 3 этапов. I. Угадай, КТО Я. Я читаю слова, а вы постарайтесь определить, кому они могли бы принадлежать. «Я - ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА, ПОВЕЛИТЕЛЬ, ЦАРЬ ЦАРЕЙ, ВЛАДЫКА ВСЕХ ЛЮДЕЙ ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА» Дарий I «Узнав, что персы сели на корабли, чтобы ворваться в беззащитные Афины, я дал приказ к бою» Мильтиад «Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве» Афинский воин II. Расшифруйте термин и дайте определение. Фаланга – строй греческих воинов Гоплит – тяжеловооруженный пехотинец | Участие в игре вопрос-ответ | |
VI Подведение итога Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | ||
VII Итог. (1мин) Домашнее задание: & 34, выполнить творческую работу: сочинение или рисунок «Символ Марафонской победы». -О чем сегодня мы говорили на уроке? -А для чего, вообще, мы сегодня говорили на уроке истории о марафонской битве? | Запись домашнего задания Ответы детей | |
VIII Рефлексия (2мин) | ||
Барометр настроения | ||
Таблица Греко-персидские войны
1. Причины Греко-персидских войн. | 1. Дарий 1 хотел наказать греков за участие в восстании колоний. |
2. Вооружение, доспехи. | Греков: шлем, копье, панцирь, поножи, меч, фаланга (8–10 рядов) , гоплиты – тяжеловооруженные войны(10.000 воинов), легковооруженные пехотинцы. Персы: лучники, конница, пехота, копья, стрелы, копья, кожаные халаты с металлическими бляшками на груди (слабые доспехи), штаны, колпаки. Всего 100.000 воинов. |
3. Традиции, военные обычаи. | 1. Персы в битве комбинировали действия конницы и лучников-пехотинцев. |
4. Основные даты и события войны. Военачальники и союзники. | 1. 490 г. до н э – Марафонское сражение (греков – 10700; персов – 20.000). Погибло у греков – 192 человека; у персов – 6400. |
5. Причины победы греков. | 1. Греки были лучше вооружены; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Победа греков над персами в Марафонской битве
Методическая разработка урока ФГОС ООО для 5 класса...

Победа греков над персами в Марафонской битве
Материал подготовлен на основе учебного материала учебника по истории Древнего мира Вигасина.Цели урока: Сформировать представление у ребят о военной историей греков о завоевательном ...

Победа греков над персами в Марафонской битве
Урок- путешествие в 5 классе поможет закрепить у учащихся знания по истории, узнать новое, как греки одержали победу над персами в Марафонской битве и тем самым продвинут...

Победа греков над персами в Марафонской битве.
Презентация к уроку по истории Древнего мира : "Победа греков над персами в Марафонской битве". Разработка урока с заданиями для самостоятельной работы учащихся на уроке....

Урок «Победа греков над персами в Марафонской битве».
Урок призван помочь учащимся овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.Направлен на развитие умения пятикласснико...