Восстановление и развитие Российского государства после Смуты
план-конспект урока по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Восстановление и развитие Российского государства
после Смуты
Класс: 7
Дата:
Цель: Познакомить учащихся с особенностями развития государства после Смуты.
Задачи:
- Обучить умению анализировать, сопоставлять факты.
- Развить навыки работы с картой, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитать историческое мышление.
Тип урока: нетрадиционный
Форма урока: урок - соревнование
Оборудование: учебник, карта, атласы, карточки с заданиями, иллюстративный ряд (портреты исторических личностей).
Новые термины: пятая деньга, мануфактура, ярмарка, оптовая и розничная торговля, работные люди.
Ход урока
I Мобилизующий этап
II Самоопределение на основе антиципации
1. Как происходила борьба Василия Шуйского с «Тушинским вором» Лжедмитрием II ?
2. Как гражданская война переросла в народно – освободительную? Какую роль в этом сыграл патриарх Гермоген?
3. Охарактеризуйте Первое земское ополчение (работа с картой).
4. Охарактеризуйте Второе земское ополчение и освобождение Москвы (работа с картой).
5. «Угадай историческую личность» (работа с иллюстративным рядом –Приложение 2)
6. Воцарение Романовых.
III Осознание учащимися недостаточности имеющихся знаний
План урока:
1. Правление Михаила Федоровича Романова и возрождение России
2. Российская деревня в 17 веке: наступление крепостного права.
3. Российский город и его жители.
4. Внутренняя и внешняя торговля.
1. Правление Михаила Федоровича Романова и возрождение России (сообщение ученика)
2. Российская деревня в 17 веке: наступление крепостного права.
После Смуты казна пустовала, а на восстановительные работы и уплату жалованья служилым людям требовались деньги. Была предпринята попытка переписать всех налогоплательщиков. Дважды за годы правления Михаила Федоровича объявлялся сбор пятой деньги, т.е. 1/5 годового дохода с каждого налогоплательщика.
Постепенно из руин поднимались вновь отстроенные города. Крестьяне распахивали пепелища и заброшенные на долгие годы поля. Те, кто был недоволен ростом тягла, продолжали уходить на окраины страны. Вследствие этого постепенно сдвигались и государственные границы.
Царь и его наследники щедро раздавали деревни черносошных крестьян в вотчины и поместья отличившимся на службе людям. В результате к концу 17 века черносошных земель в центре России практически не осталось. Крепостные деревни преобладали в Южном Черноземье и Поволжье. Свободными от крепостного права оставались только Северное Поморье и Сибирь. По-прежнему крестьяне пахали поле сохой, распространена была система трехполья.
Закрепощение крестьян:
- Перепись налогоплательщиков
- Сбор пятой деньги
- Увеличение оброка до 1/3 урожая и барщины до 3 дней в неделю
- Увеличение срока сыска беглых крестьян до 5, 10, 15, а потом и до 20 лет
При царе Михаиле Федоровиче Романове оформилась сословно-представительная монархия, восстановилась хозяйственная жизнь страны, в деревне усилилось дворянское землевладение и крепостные порядки.
3. Российский город и его жители.
В России 300 городов = 100 (военные крепости) + 200 (жили посадские люди)
Мануфактура - одна из форм организации промышленности, при которой производство основывается на разделении труда среди работников, но сохраняется техника, приводимая в движение руками человека.
МАНУФАКТУРЫ: казенные (государственные)
частные
На мануфактурах трудились работные люди – вольнонаёмные рабочие.
Частные мануфактуры создавали иностранные купцы. К концу 17 века в России работало 30 мануфактур, выпускавших железо, оружие, ткани, канаты, стекло, бумагу, как на заказ казны, так и на рынок.
В жизнь русского города 17 века медленно проникают черты европейской культуры.
4. Внутренняя и внешняя торговля.
Главными торговыми путями были реки. На городских торгах ремесленники, крестьяне и владельцы мануфактур стремились выгодно продать свой товар купцам, а те отправлялись с ним на ярмарки (большие торги, которые устраивались в определенное время и в определенном месте). Они возникали на пересечении торговых путей: в Поволжье – Макарьевская ярмарка, в Сибири – Ирбитская, на севере – Архангельская, на север – западе – Тихвинская. (учитель показывает ярмарки по карте)
- Ярмарки
- Оптовая торговля (торговля большими партиями товаров)
- Розничная торговля (торговля штучным товаром)
= всероссийский рынок.
В 1667 г. издан Новоторговый устав, в котором устанавливались более высокие пошлины на заграничные товары, иностранцам запрещалось вести розничную торговлю в России, а оптом они могли торговать только в пограничных торговых центрах.
В правление Михаила Федоровича Романова и его наследников зарождается всероссийский рынок, появляются частные мануфактуры, постепенно усиливается западноевропейское влияние на разные стороны российской жизни.
IV Рефлексия
Работа по карточкам (приложение1)
V Итоги, выставление оценок
VI Домашнее задание
§ 10 (Данилов Д.Д. Российская история Нового времени), с.105-114 прочитать, ответить на вопросы 1, 2, 4; в атласах на контурных картах указать ярмарки.
1. Укажите на карте ярмарки.
2. Раскройте понятия: оптовая и розничная торговля.
1. Охарактеризуйте процесс закрепощения крестьян.
2. Что называют мануфактурой?
Расскажите о положении российского города в 17 веке.
Охарактеризуйте правление Михаила Федоровича Романова.
Приложение 1
1. Укажите на карте ярмарки.
2. Раскройте понятия: оптовая и розничная торговля.
1. Охарактеризуйте процесс закрепощения крестьян.
2. Что называют мануфактурой?
Расскажите о положении российского города в 17 веке.
Охарактеризуйте правление Михаила Федоровича Романова.
Кузьма Минин
Лжедмитрий II
Патриарх Гермоген
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Василий Шуйский
Марина Мнишек
Лжедмитрий I
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Смута в Российском государстве"
Кроссворд по теме "Смутное время" может быть использован в качестве текущего контроля после изучения темы....
Урок " Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в российском государстве "
Для усиления эффективности восприятия учащимися изучаемого материала возможно применение различных приемов и методов: отражение основных разделов новой темы в ...
Тест по истории России в 7 классе "Смута в Российском государстве".
Тест представлен в двух вариантах по семь вопросов в каждом....
урок истории в 7 классе по теме "Смута в Российском государстве"
На этом уроке мы выясним, что происходило в нашей стране после прекращения существования династии Рюриковичей. Какова роль личности в событиях этого периода...
«Смута в Российском государстве»
Практическая работа: «Разработка заданий по читательской грамотности»....
Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана БолотниковаЗадачи: Обуч...
Перспективы развития Российского образования после внедрения ФГОС третьего поколения
Стандарт - один из самых главных документов, регламентирующих образовательную деятельность. В документе четко прописано, что должны знать и уметь дети после 4-го и после 9-го класса. Какие после...
- Мне нравится (1)