Технологическая карта по теме: Хозяйство, быт и верования восточных славян
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Фамилия, имя, отчество учителя | Касангалиева Резеда Рафкатовна | ||
Тема урока | 28. Мир восточных славян. | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Дать представление об основных занятиях восточных славян в древности, народах, населявших нашу страну, местах расселения племен восточных славян, о том, как природные условия влияли на особенность жизни восточных славян, об особенностях перехода от родовой общины к соседской, раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей. | ||
Образовательные ресурсы | 1. История России. С древнейших времен до начала XVI в.:6 –й класс : учебник. / Т.В.Черникова, К.П. Чиликин ; под общ.ред.В.Р,Мединского .-3-е изд., перераб.- москва: Просвещение,2023.-272с.:ил. 2.Тороп В.В. История России. Контурные карты. М.: Просвещение, 2017 г.; 3.История России. Сборник рассказов. 6 класс: учеб. Пособие для общнебразоват. Организаций / (А.А. Данилов, Г.В, Демидов, Е.Е. Балашова, С.М. Шестакова). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017.; 4. Карты, презентация. | ||
План урока | 1. Заселение славянами Восточно-Европейской равнины 2. Хозяйство восточных славян 3. Устройство общества. 4.Верования восточных славян. 5. Славяне и хазары. 6.Славяне и варяги. | ||
Личностно значимая проблема | Какие факторы повлияли на становление государства Русь? Чем отличалось расселение славян в Восточно-Европейской равнине от германских племен в Западной Европе? | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные знания и понятия | Ключевые понятия: подсечно-огневое земледелия, переложное земледелие, вервь, князь, дружина, вече, капище, тотетизм, Хазарский каганат, варяги. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Показывать на карте территории расселения восточных славян, соседей; называть восточнославянские племена, их занятия и верования, анализировать информацию из исторических источников. | организовать исследовательскую деятельность учителя и сверстников, анализировать текст учебника в соответствии с поставленной задачей и находить информацию из текста, для решения проблемы; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; составлять алгоритм действий для задачи и план его решения, исходя из познавательных и учебных задач поставленных перед учеником. | Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса и важности знания ранней истории развития восточных славян. Работа с исторической картой: показать на карте территории расселени славянской группы. Работа с историческими источниками: чтение и комментирование отрывка. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I Организационый этап | 2 | Создание эмоциональной и психологической подготовки к уроку у учащихся. | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | Проявляют готовность | Фронтальная | Устные ответы. | |
II. Мотивация к учеб- ной деятельности и проверка домашнего задания | 5 | Проверка домашнего задания. Учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока и гипотезы учащимися. Работа с текстом. Выдвижение гипотезы. | 1)Какую роль в истории славян сыграло Великое переселение народов? 2)Перечислите кочевые народы раселившихся на территории нашей страны? Какие они образовали государства? Покажите на карте. 3) Перечислить сформировавшиеся три ветви славян, и их государства . 4)Какие отношения складывались у славянских народов с Византией и аварами, финно-уграми и балтами? На экране слайд №1.Текст. Наши предки (…)ились силой,выносливостью и смелостью . Их (…)а была велика, что про(…)ленных предков наших воинов –богатырей часто другие народы звали на войну как союзников. (….)но сражались они мечом и копьем. Жили они на Восточно-Европейской равние и звались они ……….». - Какие буквы добавили ? СЛАВ - Предположительно так себя называли наши предки? Славяне - Где они жили ? Восточно-Европейская равнина - Значит мы сегодня будет говорить о какой ветви славян? Восточные славяне - Для полной информации о наших предках, мы должны с вами изучить? (Быт, культуру, верования, связи с другими народами) - Сегодня мы поведем речь о восточных славянах. Выдвигает гипотезу. Чем расселение восточных славян отличалось по Восточно-европейской равнине от великого переселения германских племен? Для этого мы определим задачи урока: где расселились восточные славяне? Познакомимся с бытом, устройством общества и верованиями восточных славян | Учащиеся формулируют ответы. Приводят примеры. Работа с картой. Ученики пытаются определить проблему урока и высказываются мнения по поводу ее решения. Формулируют самостоятельно тему урока | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Устные ответы. |
Актуализация знаний | 3 | Постановка темы и целей урока . | Как мы будем добывать эти знания? Мы с вами попробуем побывать в роли исследователей и по сохранившимся, дошедшим до нас историческим источникам, выясним, как жили наши предки. «Мир восточных славян». План урока: 1. Заселение славянами Восточно-Европейской равнины 2. Хозяйство восточных славян 3. Устройство общества. 4.Верования восточных славян. 5. Славяне и хазары. 6.Славяне и варяги. | Записывают тему. Ученики определяют задачи, опираясь на частично-поисковый метод знания о народах и государствах: -Где расселились восточные славяне -Занятия, быт, нравы, религиозные верования, общественное устройство, соседи восточных славян. | Фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 15 | Самостоятельная работа Работа с историческим документом и картой Беседа Заполнение таблицы | Групповая работа.
Затем для обсуждения может быть предложено проблемное задание Усвоение новых знаний и способов действий Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. Алгоритм работы в группе.. 1. Выбор лидера группы. 2. Работа с документами (чтение, выбор главного) 4. Работа с вопросами. 5. Совместное обсуждение. 6. Выполнение задания. 7. Выбор выступающего. Регулирование групповой работы и корректировка знаний. | Самостоятельная работа в группах, поиск и систематизация материала Изучают материал учебника, документов, карты. Учащиеся процессе изучения нового материала выполняют ЗАДАНИЯ. Работают с историческими источниками и рабочим листом (единый для всех групп). Учащиеся анализируют учебный материал, высказывают собственные суждения в группе и делают выводы, которые записывают в рабочий лист. Полученный результат представляется всему классу в виде рисунков, схем, которые обсуждаются в классе, полученные выводы записываются в рабочий лист. Изучение первого пункта можно организовать путём самостоятельного чтения учащимися раздела п.1 стр.32 Заселение славянами Восточно-европейской равнины. Учащиеся заполняют кластер «Восточные славяне». Изучают п.2 стр.34 «Хозяйство восточных славян, заполняют кластер Хозяйство восточных славян. Затем учащиеся работают с картой и отвечают на вопросы. Изучают приложения №1-4, работают с текстом учебника . продолжают заполнение кластера. Оформляют кластер «Восточные славяне» | Работа в группах . Фронтальная работа с группами | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: отвечают, слушают друг друга, делают записи в рабочих листах, формулируют выводы Познавательные: совместно извлекают необходимую информацию; дополняют и систематизируют материал, узнают новое, то, что ранее было неизвестно Коммуникативные (умение разбиться на группы, договариваться о работе) |
Записи в в рабочих листах. Составление кластера.. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного. Проверка первичного усвоения. | 10 | Работа в группе Формирование ест-научной грамотности. | Совместное обсуждение материалазаполнение кластера. Тест. приложение №6 Оцените себя. - В конце урока можно организовать дискуссию: Перечислить особенности расселения восточных славян по территории Восточно-Европейской равнины? | Выступления групп. Кластер «Восточные славяне». Тест. Оценивание. | Фронтальная работа | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: осознание значения приобретенных знаний для развития индивидуального опыта. | Дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала |
V. Итоги урока. Рефлексия | 3 | Обобщение полученных на уроке сведений. | Опровержение гипотезы или её подтверждение. Что вы узнали нового для себя? Нам удалось достичь цели урока? Что было более интересно? Подводит итоги и выделяет наиболее активно работавших учащихся | Приводят примеры. Показывают на карте территории расселения восточных славян. Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Регулятивные: проводят оценку — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Выявляют своё мнение при обсуждении. . | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание.. Домашнее задание: § 4 учебника и вопросы к нему; Записать в словарь новые термины. Выполнить задания 1, 3, 4 к § 5. Какие еще праздники вошли в нашу жизнь | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Слайд№1
Текст.
Наши предки (…)ились силой,выносливостью и смелостью . Их (…)а была велика, что про(…)ленных предков наших воинов –богатырей часто другие народы звали на войну как союзников. (….)но сражались они мечом и копьем. Жили они на Восточно-Европейской равние и звались они ……….».
Приложение №1
Задание первой группы для исследования вопроса
«Расселение и происхождение славянских племен». «Восточные славяне и их соседи»
«Повесть временных лет»
«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. Пот тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, серпы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные —мазовшане, иные — поморяне.
Также и эти славяне, пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и. назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»
Вопросы и задания к документу
- Какие славянские племена называет автор?
- В чем особенности названий славянских племен?
Работа с картой. Атлас с.4-5 Карта «Восточные славяне и их соседи в конце VIII – начале IX в»
А) Найдите на карте славянские союзы племен и покажите район их расселения . Б) найдите на карте и назовите соседей восточных славян.
Какое влияние на развитие восточных славян оказали их соседи?
Приложение №2
Задание второй группы для исследования вопроса.
Изучают п.2 стр.34 «Хозяйство восточных славян, заполняют кластер Хозяйство восточных славян.
Вопросы и задания к документу
Подготовьте устный ответ, используя вопросы, заполните схему:
- занятия населения.?
- какие две системы земледелия существовали у древних славян?
ЗАНЯТИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Приложение №3
Задание для третьей группы для исследования вопроса «Устройство общества».
Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родства. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную общину сменила соседская (территориальная) община — вервь.
Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. Перестала действовать власть родового владыки. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось все мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племен.
Таким образом, в V—VIII веках огромные просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе, все вопросы решали сообща.
Вопросы и задания к документу
1.Запишите определение понятий
Вервь - _______________________________________________________________________________
Вече _________________________________________________________________________________
Нарочитая чадь___________________________________________________________________
Родовая община ______________________________________________________________________________________
Соседская община_____________________________________________________________________
Напишите название к каждой иллюстрации. Сравните иллюстрации родовой и соседской общины. Напишите три отличия родовой общины от соседской
Приложение №4
Задания четвертой группы для исследования вопроса
«Верование древних славян».
Карамзин Н.М. История государства Российского.
«В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новегороде над рекою Волховом: был деревянным, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства... Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах,
Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба... Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала...
24 декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег.
... Доныне простые люди говорят у нас, о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав... о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.»
ИЗ СОЧИНЕНИЯ АРАБСКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ИБН-ФАДЛАНА
Святилище — высокий столб, вкопанный в землю, в верхней части с резным лицом, похожим на человеческое. Вокруг этого изображения стоят такие же, поменьше. За каждым из малых вкопан столб несколько выше, чем фигуры. К идолу приходят и приносят хлеб, мясо, молоко, лук и какой-нибудь алкогольный напиток. Затем приноситель обращается к божеству с просьбой оказать содействие в том или ином деле. Если же после этого дела идут успешно, то божеству приносится крупная жертва: убивают несколько животных, например овец. Мясо раздаётся бедным, а часть его разбрасывается перед всеми идолами. Головы жертвенного скота насаживаются на высокие столбы.
Прочитайте документы и текст учебника с.36 «Верования восточных славян» и выполните следующие задания.
Дайте определения понятиям:
Тотетизм -это__________________________________________________________________________
Язычество – это________________________________________________________________________
Идол – это_____________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы.
Д . . . . . . Г - бог солнца, С. . . . Г - бог неба, владыка Вселенной, П . . . н – бог дождя, грома, молнии,
В . . . С – бог – покровитель животных, С . . . . . Г – бог ветра. М . . . . ь– богиня плодородия
Приложение №5
Соседи Восточных славян в VII-IXвв.
- Задание второй группы для исследования вопроса.
Изучают п.5-6 стр.36-38 &4. «Хозяйство восточных славян, заполняют кластер «Соседи восточных славян «
Вопросы и задания к документу
Подготовьте устный ответ, используя вопросы, заполните схему:
- Какие отношения сложились между славянами и хазарами?
2. Какие отношения сложились между славянами и варягами?
Приложение №6
Тест в формате ОГЭ
Вариант I.
1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Название одного из основных занятий восточных славян – сбора мёда диких пчёл.
Ответ: бортничество.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют общественный строй восточных славян накануне образования Древнерусского государства.
1) вервь
2) вече
3) союзы племен
4) народное ополчение
5) ярлык
Ответ: 5.
3. В списке перечислены боги восточных славян. Найдите Два лишних имени. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Стрибог
2) Зевс
3) Ярило
4) Один
5) Перун
6) Мокошь
Вариант II.
1.Запишите термин, о котором идёт речь.
«Название восточнославянского племенного союза, располагавшегося на среднем течении Днепра, племенным центром которого был Киев».
Ответ. Поляне.
2. В списке перечислены племена восточных славян. Найдите Два лишних названия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поляне
2) волыняне
3) вотяки
4) хазары
5) радимичи
6) кривичи
3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают занятия восточных славян.
1) переложное земледелие
2) кочевое скотоводство
3) охота
4) бортничество
5) рыболовство
Ответ . 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Презентация к уроку. Тема: "Верования восточных славян"
Тема: "Верования восточных славян"...
Презентация к уроку истории в 7 классе Учебник Б.В. Пузанов Тема Верования восточных славян
Урок в Специальной (коррекционной) школе VIII вида...
Презентация к уроку истории в 7 классе Учебник Б.В. Пузанов Тема Верования восточных славян
Учебник Б.В. Пузанов 7 класс...
Тест по теме: "Хозяйство и уклад жизни восточных славян” для учащихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями
Тест по теме: “Хозяйство и уклад жизни восточных славян” для учащихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями...