Методическая разработка Отечественная война 1812 год.
методическая разработка по истории (10 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._2020_gmetodicheskaya_razrabotka_otechestvennaya_voyna_1812_god.doc | 420 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Горская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка внеурочных занятий
Отечественная война 1812 г. на Калужской земле
Автор: Морозова Е.А.
Учитель истории и обществознания
МКОУ «Горская СОШ»
д. Горки, 2020
Педагогическая целесообразность
История Калужского края богата историческим прошлым. Сколько войн пришлось вынести нашему народу, отбивая врагов, защищая себя, свои просторы! Одной из лихих годин в истории нашего края является Отечественная война 1812 года. Прошло два столетия с того страшного времени, когда Наполеон со своей армией пересек границу и направился к Москве, но память об этих страшных событиях не забыта и остаётся в наших сердцах.
Цели занятия:
Обучающие: изучение военных действий во время Отечественной войны 1812 года на территории Калужского края.
Развивающие: формирование навыков исследовательской работы, как условия творческого мышления и качества образования.
Воспитательные: воспитание патриотизма через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с информацией об Отечественной войне 1812 г. (Тарутинское сражение, бой в Малоярославце).
- Познакомить с документами.
- Познакомить с именами Кутузов М.И., Дохтуров Д.С., Дорохов И.С., Платов М.И., Коновницын П.П., Сеславин А.Н..
- Ознакомить учащихся с содержанием и структурой поисково-исследовательской работы, способами поиска необходимой информации для исследования, анализа, обобщения и обработки результатов.
Рекомендации: Посетить музеи в с.Тарутино, г. Малоярославце, г. Боровске.
Организационно-методический блок
Предполагает формулирование темы, целей, плана учебного занятия. Данный этап занятия особенно важен с позиции мотивации необходимости знаний истории малой Родины.
Участники занятия: учащиеся 12-14 лет.
Вид занятий: комбинированный.
По количеству участников: групповой, индивидуальный.
По содержанию: межпредметный (краеведение, история, литература, информатика).
По месту в учебном плане: текущий.
По доминирующей деятельности учащихся - информационная, поисково-исследовательская.
В процессе занятия формируются следующие компетентности:
- Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний.
- Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно работать с литературными источниками, средствами массовой информации;
- умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение выдвигать гипотезы.
- Умение и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействия в группе и решения общих задачь;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других учеников.
- Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурс;
- умение принимать решение;
- умение анализировать собственную деятельность.
- Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс.
- Презентационные умения:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Занятия предполагают использование следующих форм обучения:
- мини-лекции, беседы, диалоги;
- игры, конкурсы, ринги;
- экскурсии по местам боевых действий;
- отчеты (мини-проекты).
Ожидаемый результат
- владение информацией об исторических событиях Отечественной войны 1812 г. на территории Калужской области;
- умение работать с литературными и информационными источниками;
- формирование исследовательских компетенций;
- умение оформлять свою работу (отчет об экскурсии, реферат, научно-исследовательскую работу).
Ученик должен уметь:
- пользоваться полученной информацией;
- выстраивать последовательность проводимой работы;
- выполнять аккуратно работу;
- планировать и организовывать свою деятельность;
- пользоваться литературой, информационными источниками;
- оптимально использовать временные ресурсы.
Учебно-методическое обеспечение:
Технические средства: Наглядные пособия:
- компьютер; - презентация;
- телевизор; - фотографии;
- экран; - видеоматериалы.
- проектор;
- песочные часы.
Раздаточный материал:
- информационный материал;
- инструкционные карты;
- карта сражений в войне 1812 г.;
- бумага, ручка, карандаш;
- игровые карточки.
Информационный блок
Занятие1.
Знакомство с темой (мини-лекция), с методами научного познания и исследования; операциями анализа и обобщения, способами обработки материала; структурой оформления итоговой работы: отчета об экскурсии, реферата, презентации, научно-исследовательской работы (зависит от способностей ребенка).
Методы исследования:
- Теоретические (знакомство с литературой);
- Практические (встречи, интервью, работа с документами);
- Исторические исследования (Историко-краеведческий музей город Боровск, музей 1812 года село Тарутино, музей 1812 года город Малоярославец, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Черноостровский (Никольский) женский монастырь;
- Социолингвистика (интервью) (экскурсовод музея 1812 г. село Тарутино, экскурсовод музея 1812г. в г. Малоярославце, экскурсовод историко-краеведческого музея г. Боровска, встреча с о. Николаем (о.Максимом) Свято-Пафнутьева-Боровского монастыря) .
Этапы выполнения исследовательской работы:
- определение цели и задач исследования, актуальности темы;
- формулирование гипотезы;
- определение методов исследования;
- распределение ролей при работе в группе;
- обобщение информации литературных и электронных источников (книги, сайты ...);
- подбор документальных источников (архивные документы, фотографии, карты и т.д.);
- фиксирование и обобщение информации в исследовательской работе;
- библиография;
- приложения.
Оформление работы:
- Шрифт Times New Roman 14, межстрочный интервал 1,5., поля-2см. со всех сторон.
Занятие 2.
Лекция по местам сражений с армией Наполеона (с. Тарутино).
Анализ и обобщение экскурсии, как приемы мыслительной деятельности.
Занятие 3.
Лекция по местам сражений с армией Наполеона (г. Боровск: Свято - Пафнутьев - Боровский монастырь, историко-краеведческий музей, экскурсия по городу).
Анализ и обобщение экскурсии.
Занятие 4.
Круглый стол по местам сражений с армией Наполеона в г. Малоярославец (музей 1812 г, панорама (часовня), памятники и памятные знаки, Черноостровский монастырь).
Анализ, сравнение и обобщение экскурсии.
Занятие 5.
Обсуждение экскурсий в форме беседы, диалога.
18 октября 1812 года стал днем, предвестившим победу России над армией Наполеона. На границе Калужской и Московской губерний в окрестностях сельца Виньково (ныне Чернишня), расположенного в восьми километрах от села Тарутино, произошло сражение, заметно сместившее акценты в сторону силового и морального превосходства русской армии. Тарутинские события ознаменовали переход к заключительному этапу войны и предвосхитили гибель врага.
На основе документов и материалов постараемся восстановить ход событий Отечественной войны 1812 года на Калужской земле.
Нашему краю суждено было сыграть решающую роль в ходе войны с Наполеоном. Здесь в октябре 1812 года было остановлено продвижение французской армии, следовавшей из Москвы в Калугу (Приложение 2). Французский император, потерявший надежду на заключение мира с Россией, хотел оставить Москву и отступить в Смоленск, где находилась важная тыловая база французов. Он собирался отступать не по разорённой Можайской дороге, а через ещё не тронутые войной области, лежащие к юго-западу от древней русской столицы. С главными силами своей армии он планировал выйти из Москвы по старой Калужской дороге, а затем перейти на новую Калужскую дорогу и проследовать через Боровск и Малоярославец на Калугу, где, как было известно Наполеону, находились богатые склады продовольствия, собранные для русских. Для осуществления этого замысла Наполеону необходимо было так скрыть свой манёвр от русского командования, чтобы армия Кутузова не успела преградить французам путь в Калугу.[2]
Русская армия под руководством опытного Кутузова (Приложение 2) совершила обходной маневр по Рязанской дороге и круто повернула на запад, выйдя на Калужский тракт в районе села Тарутино. И тут она встала лагерем. «Стояние» под Тарутино продолжалось с 3 по 23 октября. Этим маневром Кутузов обеспечил себе стратегическое преимущество перед Наполеоном, прикрыв от неприятеля и Тулу с ее оружейными заводами, и Калугу, обеспечившую вместе с другими губерниями подвоз продовольствия войскам. «Население» Тарутинского лагеря составляло около 240 тыс. человек. Из Тарутино Кутузов руководил партизанской войной, развернувшейся в тылу французской армии.
Французы с каждым днем слабели, а наша армия накапливала силы. Недаром Кутузов писал: «Каждый день, проведенный нами в этой позиции, был золотым днем для меня и для войск, и мы хорошо им воспользовались...» Таким образом, это не было «бесполезным стоянием под Тарутином», как пытались представить дело некоторые недоброжелатели фельдмаршала. Это была необходимая для армии передышка, позволившая подготовить контрнаступление, закончившееся полным разгромом французов..
Изучив материалы о Тарутинском сражении, мы с вами сделали вывод, что его можно разделить на три периода:
- оборонительный (1-3 октября), когда российская армия остановила наступление Мюрата;
- позиционный (4 октября-17 октября) – время сбора сил и боевых действий, истощение противника путём нападения на его мелкие отряды;
- наступательный (18 октября) - наступательный бой, закончившийся поражением корпуса Мюрата и его отступлением. (Приложение 4).
18 октября сыграло важную роль в ходе Отечественной войны 1812 года. В этот день в Москве состоялся парад войск Великой армии. Он длился почти 2 часа, и Наполеон уже готовился приступить к раздаче наград, когда внезапно появился адъютант Мюрата Беранже. Он привез черную весть о поражении своего командира. Подсчеты показали, что убитыми и ранеными русская армия потеряла 1200 человек (300 убитыми – 904 ранеными). В числе раненых были генерал Беннингсен и историк А.И. Михайловский – Данилевский. Среди особенно ощутимых потерь – гибель генерала К.Ф. Богговута. Потери французских войск составили 2-2,5 тысячи человек.
В память Тарутинского сражения у Старой Калужской дороги, на месте земляной батареи, установлен величественный памятник, на котором начертано: «На сем месте Российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу». В селе находится отделение Малоярославецкого музея 1812 года. [Приложение 3].
В своем письме Е.И.Кутузовой маршал оценил значение победы: «Первый раз французы потеряли столько пушек и первый раз бежали как зайцы». В результате поражения Мюрата стратегическая обстановка изменилась в пользу российской армии.
Узнав об этом, Наполеон принял решение выступать из Москвы. 19 октября 1812 года армия императора Наполеона выступила из Москвы по старой Калужской дороге. В авангарде двигались 4-й армейский и 3-й кавалерийский корпуса Великой армии. Начальником авангарда был вице-король Италии принц Эжен – Наполеон Богарне, пасынок французского императора. 21 октября они прибыли в село Фоминское.
В это время недалеко от Фоминского находились русские летучие отряды под командованием шефа Изюмского гусарского полка генерал-майора И. С. Дорохова и капитанов артиллерии А.Н. Сеславина и А.С. Фигнера. Не зная точной численности и цели появления французских войск, генерал Дорохов оставил для наблюдения за противником конницу своего отряда, а сам с пехотой отступил на юго-запад к деревне Коряково. Он сообщил Кутузову, что «сие действие неприятеля может быть предварительным движением целой его армии на Боровск». Кутузов решил поддержать отряд Дорохова крупными силами и разбить французские войска, расположенные в районе Фоминского, поручив это генералу Дорохову, командиру 6-го пехотного корпуса.
22 октября 1812 года принц Богарне выдвинул авангард своего корпуса, возглавляемый командиром 13-й пехотной дивизии генералом Алексисом – Жозефом Дельзоном по дороге на Боровск. Вытеснив из густого леса мелкие русские отряды у деревни Митяево, французы обнаружили главные силы конницы генерала Дорохова и тотчас атаковали их. В итоге Дорохов был вынужден поспешно отступить. Конный отряд Дорохова и егерский батальон Сухонина отошли из Боровска к Малоярославцу и присоединились к войскам Дохтурова. Город остался без защиты.
Побывав 18 сентября 2010 года в Боровском историко-краеведческом музее, мы с вами узнали, что боровчане как и в далеком 1610 году, снова поднялись на захватчиков. [3]. В историю вошел смелый поступок женщин, задержавших в Рябушинской слободе, что возле монастыря, подводу французов с награбленным добром.
Обратите внимание на очень интересную страницу в жизни Боровска, которая свидетельствует о героизме наших земляков в тот памятный год - легенда о Титовом пруде. (Есть такое местечко в лесу недалеко от монастырских стен). История названия пруда такова. В то время, когда части наполеоновской армии заняли Боровск и его окрестности, уже наступили холода. Оберегая своих лошадей, которых становилось все меньше и меньше, французы размещали их во дворах, а часть поставили в здании церкви Бориса и Глеба, расположенной при въезде в Боровск. Но вскоре было обнаружено исчезновение одной лошади — хорошего французского скакуна. Возмутившись этим, пришельцы схватили из окружающих деревень двенадцать старейших мужиков, закрыли в этой же церкви и объявили, что зарубят их всех, если не найдутся похититель и лошадь. Виновников не находилось, и всех пленных крестьян ожидала смерть. Тогда один из пленников принял всю вину на себя, чтобы остались в живых остальные. Старик был утоплен в том пруду. Им оказался крестьянин из ближайшего села Федотова. Звали его Титом. И стал пруд в народе называться Титовым.
Наступило 22 октября. Серое октябрьское утро, по размытым дождями дорогам в покинутый жителями Боровск беспрепятственно входит Наполеоновская армия. Город и окрестные села загружены солдатами, пушками, обозами с боеприпасами, фуражом и награбленным имуществом. Солдаты беспрепятственно грабят, что осталось, вспыхивают первые пожары.
Первой через Боровск на Малоярославец прошла 13-я дивизия генерала Дельзона. Погода стояла на редкость отвратительная, было холодно, постоянно шли дожди. На разбитых дорогах постоянно ломались повозки, подводы с награбленным, и пушки нередко на переправах уходили в ледяную воду (как это, например, было в деревне Тимашово), среди лошадей начался падеж. Чтобы их хоть как-то сохранить, конюшни устраивали в церквях. Доподлинно известно о трех: Бориса и Глеба в Боровске, в двух ближайших деревнях - д. Комлево (церковь Иоанна Предтечи) и селе Красном (церковь Архангела Михаила). Возможно, конюшни были и в других церквях, но информация просто не сохранилась. Войска, пушечные батареи, обозы, - двигались к Малоярославцу.
23 октября в Боровск прибыл Наполеон. Он также проследовал к Малоярославцу и остановился в деревне Городня в доме ткача Кирсанова, где был устроен штаб.
Боровск, как и расположенный вблизи него Пафнутьев монастырь, был разграблен французами. Большинство построек в городе сгорело. Жители в панике покинули город и бежали частью в окрестные деревни, частью в Малоярославец, куда принесли известия о наступлении неприятеля.
Там, в Малоярославце, которому суждено было стать, по словам М.И. Кутузова, «пределом нападения и началом бегства и гибели врагов», и решалась судьба Отечественной войны 1812 года.
23 октября в 2 часа пополудни части армии Наполеона вошли в Малоярославец, куда под командованием Кутузова подошли русские войска. К городу также двигались наши войска со стороны Калуги. [4]. Дополнительные части французской армии подошли со стороны Боровска.
24 октября 1812 года произошло ожесточённое кровопролитное сражение за Малоярославец, продолжавшееся беспрерывно 18 часов. [Приложение 4].
Войска Е. Богарне и Д.С. Дохтурова дрались с переменным успехом. В 14 часов на помощь Дохтурову подоспел 7-й корпус генерал-лейтенанта Раевского. В результате общего наступления русские войска овладели верхней частью Малоярославца и его предместьями. Однако Е. Богарне ввёл в бой бригаду итальянской гвардии и вновь захватил город. Около 16 часов к пылающему городу подошли главные силы русской армии. С этого момента М.И. Кутузов лично руководил сражением. Ставка Кутузова находилась в селе Спас-Загорье. Части 8-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта М.М. Бороздина сменили обескровленные полки Д.С. Дохтурова. Но вступила в бой пехотная дивизия генерала Ж.-Д. Компана. Мощным ударом неприятель вновь занял город. Генерал-лейтенант П.П. Коновницын, возглавив по приказу М.И. Кутузова 2-ую гренадёрскую дивизию, выбил французов из верхней части города. К вечеру французы получили подкрепление в лице пехотной дивизии маршала Л.Н. Даву. Но русские войска перекрыли все дороги ведущие на юг. К 23 часам артиллерийская канонада была прекращена.
Город восемь раз переходил из рук в руки и был почти полностью уничтожен. [5]. Общая численность русских войск в сражении за Малоярославец составила 30 тысяч человек, французских – 26 тысяч.
Потери с обеих сторон были огромные: около 7 тысяч французов и 6 тысяч 665 русских воинов. Овраги вокруг города были завалены убитыми. В этой битве был убит генерал Дельзон. Мы побывали у памятной доски генерала. (Приложение 6). Нельзя не упомянуть и то, что Наполеон сам чуть не попал в плен. (Приложение 8). Совершая объезд своих позиций, он встретился с казаками атамана Платова, которые грабили его обоз и конфисковывали пушки. В завязавшейся схватке императору чудом удалось спастись. Малоярославецкое сражение стало переломным моментом кампании 1812 года. Наполеон окончательно утратил стратегическую инициативу, что, в конечном итоге, привело его армию к поражению.
Очень значимой деталью во время сражения являлось и то, что в нём принимал участие полковой священник 19-го егерского полка, отец Василий Васильковский, который не только поднимал дух русских солдат во время битвы, но и сам храбро сражался на поле боя. За отличие в сражении 24 октября 1812 года он был награждён орденом Святого Георгия IV степени, став первым священником, получив подобную награду. (Приложение 8). А в память о боевых заслугах егерского полка в Малоярославце установлена мемориальная доска.
В битве при Малоярославце отличились и гражданские лица. Так, городничий П.И. Быковский сжёг мост через Лужу. А когда противник стал наводить переправы, находчивый и смелый горожанин С.И. Беляев разрушил плотину мельницы. Вода смела понтоны, залила луг и вынудила французов искать спасения на Бунинских высотах. Сражение за Малоярославец явилось началом наступления русской армии, освободившей Россию и Европу. Историческое сражение за Малоярославец, подвиг русских воинов и жителей нашего края вошли в мировую историю.
25 октября, покинув горящий Малоярославец, после ночи раздумий Наполеон на военном Совете в своей ставке в Городне, в горнице простой крестьянской избы, отдал приказ об отступлении армии через Верею на Можайск и далее по старой Калужской дороге на Смоленск. (Приложение 9). Неприятели нестройными толпами, в беспорядке, бежали к русской границе.
Малоярославец, ставший полем брани двух армий, был полностью разрушен. Все улицы города представляли груду пепла и развалин. Из 200 домов уцелело лишь 20. Церкви были сожжены и ограблены, на одной из них была надпись, что она служила конюшней генералу Гельемино. Окрестности, окровавленная площадь, улицы – всё было усыпано мёртвыми телами и лошадиными трупами. Пятьсот пудов свинцовых пуль собрали после боя бесприютные жители города.
26 октября Наполеон останавливался в Боровске на ночь в доме купца Большакова на улице Успенской (ныне ул. Ленина, дом 12). (Приложение 10). Город во время захвата сильно пострадал. Мало того, что он был разграблен, сгорело очень много домов и Пафнутьев Монастырь. Нанесённый ему ущерб составил 70000 рублей. [6]. Только в самом городе пожарами уничтожено 874 дома, уцелело только 120.
Дороги окончательно испортились, а падеж лошадей увеличился, повозки с награбленным добром ломались, и вся дорога отступления была засыпана предметами недавнего грабежа. Пушки бросали в реки и овраги, а лошадей впрягали в повозки с награбленным. Отмечены случаи, когда в овраг выбрасывали своих раненых, освобождая телеги.
Армия Наполеона спешно отступала. Боровчане отважно сражались в действующей армии и в партизанских отрядах. В 3-й Калужский полк народного ополчения входили 575 пеших и 56 конных ратников Боровского уезда.
Ополченцы и вооружённые крестьяне не только патрулировали окрестности города, но и нападали на посты французской конной гвардии корпуса Жюно. На территории Боровского уезда действовали партизанские отряды Сеславина, Фигнера, Дорохова, которые вместе с местными крестьянами громили оккупантов.
Так, когда в село Каменское вошёл отряд французов, их встретили хлебом – солью. Весь день французы пьянствовали, а ночью крестьяне их разоружили, увели лошадей и с криком «ура» напали на врагов. Отряд был полностью разгромлен, более 100 солдат и офицеров было убито, остальных взяли в плен и отправили в Калугу.
Французов громили по всему уезду. Было уничтожено 2193 и взято в плен 1300 французов. Губернатор докладывал Кутузову: «Город Боровск доселе существованием своим обязан ревности тамошнего городничего, который вообще с жителями и поселянами всякие покушения неприятеля отвращал храбрыми отпорами...» Героические действия боровчан неоднократно отмечал и сам Кутузов. В предписаниях отдельным военачальникам он описывал подвиги боровских крестьян, их организованность, смелость, находчивость и эффективность действий, требовал повсеместного вовлечения крестьян в борьбу против захватчиков: «Отобранным у неприятеля оружием вооружить крестьян, отчего ваш отряд весьма усилиться может. Мужиков ободрять подвигами, которые оказывали они в других местах, наиболее в Боровском уезде» [7].
После отхода Великой армии из Боровска, прежде процветавший город стал похож на большое пепелище. Общий ущерб исчислялся 2304887 рублями. Пострадали все каменные храмы, а деревянные Никольский, Сретенский в Высоковской и Архангельский в Пушкарской слободах сгорели полностью.
Французы отступали, проходя по разорённым, сгоревшим городам и деревням. По пути они сжигали то, что ещё уцелело. Крестьяне ловили отставших французских солдат и расправлялись с ними, уничтожая французские обозы. Армия Наполеона голодала. Кроме конины есть было нечего. Бескормица и голод приканчивали лошадей. Знаменитая французская кавалерия перестала существовать, кавалеристы шли пешком. Голод выкашивал Великую армию сильнее пушек. А когда ударили морозы и выпал снег, положение стало и вовсе катастрофическим. Всё это время русская армия двигалась параллельно наполеоновской по южным дорогам, непрерывно атакуя неприятеля и уничтожая его по частям. (Приложение 11). Главная задача, по мнению Кутузова, была выполнена: захватчики изгнаны с Русской земли, почти вся неприятельская армия истреблена.
Домашнее задание:
Подготовить реферат, презентацию, вопросы по теме « Отечественная война 1812 г. на Калужской земле» ( вид итоговой работы по выбору учащихся).
Занятие 6
Игра «Что? Где? Когда?»
Группа делится на 2 команды (по 5-6 человек).
Командам задается вопрос, на который через минуту обсуждения один член команды дает ответ. Побеждает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.
Вопросы:
- Обозначьте на карте места сражений русской армии с войсками Наполеона. (см. Приложение 2).
- Фото вопрос. ( О каком сражении идет речь: место, время, особенности?) (см. Приложение 4).
- В чем заключается роль Калужского края в годы Отечественной войны 1812 г.? ( п.4)
- Изучив материалы о Тарутинском сражении, можно сделать вывод, что его можно разделить на три периода. На какие? В чем они заключаются?
(Ответ: - оборонительный (1-3 октября), когда российская армия остановила наступление Мюрата;
- позиционный (4 октября-17 октября) – время сбора сил и боевых действий, истощение противника путём нападения на его мелкие отряды;
- наступательный (18 октября) - наступательный бой, закончившийся поражением корпуса Мюрата и его отступлением.; + размышления детей)
- Назовите город, который был полностью эвакуирован, в нем небыло военных действий, но французы озлобленные и голодные, сожгли город практически до основания. (Ответ: город Боровск).
- Вам необходимо вписать в клетках фамилии участников военных действий на Калужской земле, используя изображенные буквы. ( Кутузов, Дохтуров, Дорохов, Наполеон, Сеславин, Платов , Коновницын , Мюрат, Богорне).
Задание.
- Каждая команда должна сформулировать вопрос для второй команды.
- Просмотр домашнего задания (отчет об экскурсиях, реферат, презинтация в формате РРТ)
Механизм отслеживания результатов - на уровне экспертизы:
- освоено полностью;
- освоено частично;
- не освоено.
Формы контроля:
- уроки дискусии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты;
- тестовые задания;
- участие в игре, тренингах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Авсиенко В. Сегодня столетие Бородинской битвы. Петербургская газета. 26 августа 1912 г. №234
- Антипов А.А. Живые корни России: Историко-краеведческие очерки – Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2007.
- Антипов А.А. Монастырские были: Краеведческие очерки по истории Свято – Пафнутьев Боровского монастыря (на основе архивных документов). – Боровск, 2002.
- Ассонов В.И. В тылу армии. Калужская губерния в 1812 г. Калуга, 1912
- Ассонов В.И. Малоярославецкие юбилейные торжества 1912 года.
6. Ассонов В.И. Письма кн. Кутузова – Смоленского к Калужскому городскому голове И.В. Меньшому Торубаеву в 1812 – 1813 гг. Калуга, 1912.
7. Беликов В. Славный город Малоярославец. Боровские известия. 6 сентября 2002.
8. Ершова И. По просторам калужского края. Калужское книжное издательство, 1964.
9. Коваль О. А. Боровск: 650 лет. - Калуга: Золотая аллея, 2008.
10. Котлякова Н.В. От Тарутино до Малоярославца: К 190-летию Малоярославецкого сражения – Калуга: Золотая аллея, 2002.
11. Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. - Калуга: Золотая аллея, 2004.
12. Назаревский В.В. Столетие Отечественной войны 1812 г.
13. Одиноков Д. Смешались в кучу кони, люди… Боровские известия. 27 октября 2006.
14. Пухов В.А. История города Калуги:- Изд.2-е. - Калуга: Золотая аллея, 2006.
15. Цветкова И.Ф. Юбилейный сборник в память Отечественной войны 1812 г. Калуга, 1912 г.
16. Ячник Н.Е. События Отечественной войны 1812 г. на территории Боровского уезда. – Боровск, 1992.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ассонов В.И. Письма кн. Кутузова – Смоленского к Калужскому городскому голове И.В. Меньшому Торубаеву в 1812 – 1813 гг. Калуга, 1912.
2. Документы об Отечественной войне 1812 г.
3. Документ о создании Калужского народного ополчения.
4. Экскурсия в Тарутинский музея 1812 г. 21 марта 2010 г., 12 октября 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку на тему: "Отечественная война 1812 года"
Эта методическая разработка, посвящена войне 1812 года....
Методическая разработка урока по теме6"Отечественная война 1812 года"
Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы на...
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...
Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"
Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...
Методическая разработка "Отечественная война 1812 года и ее отражение в музыке"
В методической разработке "Отечественная война 1812 года и ее отражение в музыке" показано как тема войны 1812 года, подвиг русского воинства отражены в творчестве русского композитора П.И....
Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...
Методическая разработка "«Отечественная война 1812 года по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир» ( история, литература и французский язык) для учащихся 10 класса
Данный урок относится к нестандартным урокам.Это метапредметный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок – дискуссия с применением технологии интегрированного и метап...