Методическая разработка- Контроль знаний
методическая разработка по истории (9 класс)

Морозова Елена Афонасьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka-_kontrol_znaniy.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Горская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка по теме: «Контроль знаний

на уроках

истории и обществознания»

Учитель истории и обществознания

МКОУ «Горская средняя общеобразовательная школа»

муниципального района «Перемышльский район»

Морозова Елена Афонасьевна

2022 г


Тема: Контроль знаний на уроках истории и обществознания.

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.

Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т.е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся – контрольно-оценочная и обучающая. В дидактике считается, что главная функция – контрольно-диагностическая. Ее виды: текущий, периодический и тематический, итоговый контроль.

Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке.

Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса.

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания. В своей работе я использую все виды контроля.

Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках истории и обществознания я применяю разные виды и формы:

#1059;стные.

Устные – в 5 и 6 классах:

  • пересказ материала учебника;
  • описательный рассказ с опорой на наглядный образ. Например: путешествие в мастерскую средневекового ремесленника (6 класс); Средневековый замок (6 класс);
  • рассказ от имени очевидца событий. Например: участник Столетней войны (6 класс), участник восстания Спартака (5 класс).

Устные – в старших классах (9-11 класс): Изложение фактического материала по составленному учителем плану. Например: тема «Главные политические центры. Северо-Восточная Русь».(10 класс)

План:

1. Местоположение.

2. Природные условия.

3. Занятия населения

4. Города

5. Управление

Изложение фактического материала по составленному учителем плану. Например: тема «Главные политические центры. Северо-Восточная Русь». (10 класс)

План:

1. Местоположение.

2. Природные условия.

3. Занятия населения

4. Города

5. Управление

Изложение материала с использованием модулей. Например: используя модуль «Революция», учащиеся 9-11 класс могут отвечать устно по темам «Революции в России в ХХ века».

1. Предпосылки революции (наличие революционной ситуации).

2. Повод.

3. Цели.

4. Движущие силы

5. Характер

6. Этапы, ход событий.

7. Итоги.

8. Историческое значение, военно-историческое значение.

Я использую подобные модули «Народное восстание», «Реформы», «Культура», «Экономическое развитие».

При устном ответе используются задания:

  • «К памятникам архитектуры» Задача: определить архитектурные памятники, найти на карте где они находились, дать краткое описание. Например: «Египетские пирамиды», «Великая китайская стена», «Парфенон»).
  • «Знаешь ли ты исторических деятелей» Приводится высказывание исторического деятеля и требуется определить, кому оно принадлежит.
  • «Так и ты поступил с моей чашей» (Хлодвиг).
  • « Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать» (Людовик ХI).
  • «На этом стою и не могу иначе» (Мартин Лютер).

II. Письменные.

Индивидуальные письменные задания. Например: дать определение понятиям, альтернативные задания, правильные утверждения отметить знаком «+» и неправильные знаком «-».(см. приложение № ).

Письменные задания по раздаточному материалу. Например:

1. «Один день в средневековом городе» (описать внешний вид города его жизнь с момента открытия ворот и до их закрытия, отразить быт горожан).

2. «С Айвенго на рыцарском турнире» (подготовка к состязанию, сам ход турнира, обстановка на нем, вооружение рыцаря).

Решение исторических задач. Например: Могли ли встретиться? Например:

  1. Андрей Рублев и Александр Невский
  2. Иван Калита и Сергий Радонежский
  3. Василий II и Дмитрий Шемяка.

Установить соответствие между понятиями и их определениями. (правильные утверждения отметить знаком «+» и неправильные знаком «-») по теме «Русь с ХII по ХV век» (Приложение №2).

Использование тестов. Особенно важно в современных условиях – условиях введения ЕГЭ.

Все большее значение для проверки результатов обучения приобретают тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Основные требования, предъявляемые к тестам – это надежность, объективность. Надежность теста определяется постоянством, с которым тест измеряет то, что он должен измерить. Понятие надежность включает стабильность результатов, равноценность и внутреннее постоянство форм.

Я применяю тесты как для текущего контроля, начиная с 5 класса (приложение №3), так и для итогового (приложение №4).

Написание творческих сочинений. Например: «Представьте, что Вы побывали в гостях у Перикла» (5 класс), «С Айвенго на рыцарский турнир» (6 класс), «Вы участник восстания декабристов» (8 класс).

Написание Эссе по истории и обществознанию в 10-11 классах (темы см. в Практикумах к ЕГЭ по истории и обществознанию).

II. Практические.

Работа с документами. Например: по теме «Восстание декабристов» 8 класс. Из «Манифеста к русскому народу» декабристов. (дать оценку манифеста – своевременность принятия, характер и глубина предложенных мер, влияние на настроение в обществе).

Составление таблиц. Например: по теме «Зарождение революционного народничества в начале 60- х гг. ХIХ в» 8 класс.

Название

Теоретики

Методы

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

5 класс: Природные условия Древнейших цивилизаций.

План сравнения

Египет

Междуречье

1. Разливы рек

2. Плодородие почвы

3. Растительность

#1057;троительный материал

5. Письменность

Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях (5-6 классы).

Составление схем. Например: «Человек познает мир» (8 класс).

- ощущение - понятия

- восприятие - суждения

- представление - умозаключения

Для контроля знаний на уроках истории и обществознания я применяю индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников). Например: карточки с письменными заданиями для слабых учеников; для сильных сообщения с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач (7 класс. История Отечества. Почему ни Борис Годунов, ни Лжедмитрий I, ни Лжедмитрий II, ни Василий Шуйский, не смотря на наличие, многочисленных сторонников не смогли укрепить свою власть, тогда как воцарение Михаила Романова положило конец Смуте XVII?), а также применение карточек с вопросами например: Что лишнее в этом ряду? (Приложение №5).

Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом). (Приложение №6).

Применяю групповые методы, при работе над творческими заданиями (например: решение проблемных задач, подготовка сообщений, при работе с документами.

Мною используются нетрадиционные формы контроля:

1. Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы. Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий. Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов, в) их качество. (Приложение №7).

2. Коллективный способ проверки знаний. Например: игра – путешествие по теме «Первобытность». 5 класс, урок – турнир по курсу Средние века. 6 класс, урок – аукцион знаний. Обществознание 9 класс, урок – выборы в государственную думу 11 класс.

3. Составление тестов. (Приложение №8)

При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты: 1) письменные: а) ученик получает вопрос и дает развернутый письменный ответ, в) сочинение на тему. Такая форма выявляет зрелость оценочных суждений и выводов школьников (например: «Какую роль играли выдающиеся личности в развитии России в начале ХХ века?»). 2) устные: а) учащиеся дают устный ответ на вопрос билета, в) групповой зачет. Ученик объединяются в группы по 3-4 человека, выбирается старший группы.

Важную роль при изучении темы играют внеклассные мероприятия, стараясь привлекать как можно больше ребят. Так, например, перед Днём народного единства проводим тематические классные часы с 1 по 11 кл. лекторскими группами с использованием видеофрагментов. Это позволяет и ученикам хорошо закрепить материал по истории России 17 века, и донести этот материал в интересной форме до учащихся младших классов. Изучение темы завершаю повторительно-обобщающим уроком в форме КВН, а затем – контрольной работой. Это даёт неплохие результаты и вызывает у детей интерес к истории 17 века и истории родного края.

При организации проверки знаний и умений учащихся, предусматривающей оценку и контроль не только результатов, но и процесса учения. Важное место занимает планирование деятельности учащихся. При этом важно знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможности, определять систему заданий, исходя из целей урока, продумывать приемы и формы опроса, создавать благоприятные условия для их осуществления.

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.

Мною используются не все формы и виды контроля. Потому что работа учителя - это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, формы, пользуется индивидуальными приемами и постоянно должен их совершенствовать.

Используемая литература:

  1. Е.Е. Вяземский. О.Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе . М. «Владос» 2004г.
  2. Журналы: «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе».
  3. Книга для учителя истории. Ростов – на - Дону, 2002 г.
  4. Методические разработки уроков.
  5. В.В. Шоган. Методика преподавания истории в школе. / Ростов-на-Дону. «Феникс» 2005г.


ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение №1

Дать определение понятиям и утверждениям:

№ п/п

Понятия и утверждения

Правильные утверждения отметить знаком «+»,

неправильные знаком «-»

1

Полюдьем называлось взимание дани с подвластного населения

2

Рядовичами называли зависимое население Руси, близкое по своему положению к рабам

3

Верьвью называли общину у восточных славян

4

«Русская правда» - это свод законов в древней Руси

5

Вотчиной называли земельное владение, передаваемое по наследству

6

Летопись – это вид живописи

7

Десятина – это налог в пользу церкви

8

Поместье – это земельное владение, получаемое за службу

9

Опричники - это представители ханов Золотой Орды на Руси

10

Судебником назывался свод законов единого Российского государства принятый в ХVв.

Приложение №2

Могли ли встретиться:

А) Борис Годунов и Никон

Б) Филарет и Никон

В) Борис Годунов и Федор Иванович

Соотнесите:

1. Хабаров А. Амур и Охотское море

2. Дежнев Б. Приамурье

3. Поярков В. Пролив между Азией и Америкой

Соотнесите:

1. Мануфактура А. Представитель бедного, иногда бездворового зависимого населения.

2. Предприниматель Б. Усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями страны.

3. Промышленник В. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

4. Всероссийский рынок Г. Система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.

5. Бобыль Д. Лицо, владеющее промышленным предприятием на правах частной собственности.

6. Мелкотоварное производство Е. Лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какого-либо вида хозяйственной деятельности.

Приложение №3

Тест для текущего контроля по теме: «Древний Египет».

1. Как называется река, протекающая по территории Египта?
а) Нил Б) Тигр в) Евфрат

2. Первая столица Египетского царства?

А) Мемфис Б) Фивы В) Атон

3. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

А) амулет Б) саркофаг В) мумия

4. Из чего строили простые египтяне дома?

А) из глины б) из камня В) из дерева

5. Царские советники, знать в Древнем Египте:

А) жрецы Б) вельможи В) писцы

6. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?

А) Сфинкс Б) Апис В) Хеопс

7. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:

А) саркофаг Б) пирамида В) мумия

8. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги?

А) писцы Б) вельможи В) жрецы

9. Кто набирался в армию в Древнем Египте?

А) каждый десятый юноша – египтянин Б) каждый второй раб В) все вельможи

10. Кто в Древнем Египте владел знаниями?

А) писцы Б) вельможи В)жрецы

11. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?

А) Эхнатон Б) Хеопс В) Тутанхамон

12. Письменность в Древнем Египте:

А) иероглифы Б) клинопись В) папирус

13. Кто служил колесничим в армии Древнего Египта?

А) вельможи Б) жрецы В) рабы

14. Кого древние египтяне считали «живым богом»?

А) главного жреца Б) фараона В) Амон-Ра

15. Что ввозили торговцы в Древний Египет?

А) папирус Б) древесину В) хлеб

16. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

А) объединение Южного и Северного царств Б) союз богов неба и земли

В) царство мертвых и царство живых

17. Что обозначает понятие «классы»?

А) это большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую

Б) это группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что имеют.

В) это люди, которые недовольны фараоном

18. Что обозначает понятия «религия»?

А) вера в сверхъестественные силы Б) вера в силы природы В) умение подчиняться кому-либо

19. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?

А) обогащали фараонов и вельмож Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы.

20. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?

А) с целю личного обогащения Б) с целью обогащения своих воинов и вельмож

В) с целью знакомства с другими странами

21. Кто впервые описал жизнь древних египтян?

А) Геродот Б) Хаммурапи В) Крез

22. Кто из ученых сумел расшифровать египетские иероглифы?

А) Шампольон Б) Геродот В) Эхнатон

23. Что такое налог?

24. Что такое культура?

25. Что такое государство?

Приложение №4

Итоговое тестирование

по предмету «История древнего мира»

5 класс

#1050;то управлял родовой общиной?

А) цари Б) жрецы В) старейшины

2. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

А) охота Б) скотоводство В) собирательство

3. Когда появился человек на земле?

А) 2 млн. лет назад Б)100 тыс. лет назад В) 10 тыс. лет назад

4. Орудия труда первобытного человека:

А) мотыга Б) заостренный камень В) плуг

5. Где находится Египет?

А) в северо-восточной части Африки Б) в центральной Азии В) в центральной Африке

6. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

А) объединение Южного и Северного царства

Б) союз богов неба и земли В) царство мертвых и царство живых

7. Служители богов в Древнем Египте

А) фараоны Б) жрецы В) вельможи

8. Кто впервые описал жизнь египтян?

А) Геродот Б) Хаммурапи В) Крез

9. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия

10. Что изобрели в Индии?

А) шахматы Б) бумагу В) прозрачное стекло

11. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа?

А) Адам Б) Авраам В) Ной

12. Где находится Греция?

А) в южной части Балканского полуострова Б) в западной части Азии

В) в Восточной части Африки

13. Как назывался совет знати в Афинах?

А) ареопаг Б) демос В) полис

14. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?

А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб

15. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.

А) Ксеркс Б) Дарий Первый В) Кир

#1063;ем занимались спартанцы?

А) ремеслом Б) военным делом В) земледелием

17. Что означает греческое слово демократия?

А) «власть народа» Б) «власть знати» В) «власть тирана»

18. Административный орган власти в Риме?

А) сенат Б) форум В) Пантеон

19. С правления какого императора Римское государство стало называться империей?

А) Антоний Б) Помпей В) Тарквиний

20. Кого римляне называли «варварами»?

А) племена, не знающие латинского или греческого языка

Б) жестоких императоров

В) всех, кто проживал вне города Рима

21. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

А) в 509 г до н.э. Б) 74-71 г до н.э. В) в 313 г н.э.

22. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?

А) консулы Б) императоры В) народные трибуны

23. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

А) демократия Б) диктатура В) республика

24. Последний император в Западной Римской империи:

А) Константин Б) Ромул В) Юстиниан

25. Кто такие колоны?

А) рабы Б) воины В) земледельцы

Приложение №5

Что лишнее в этом ряду:

  1. Черносошные крестьяне, бобыль, монастырские крестьяне, лично-зависимые крестьяне, приписные крестьяне.
  2. Медный бунт, Соляной бунт, выступления старообрядцев, восстание Хлопка
  3. А.Меньшиков, Б.П. Шереметьев, А.Л. Ордин- Нащокин, Ф.А.Головин
  4. Народные выступления в первой четверти ХVIII в., Астраханское восстание, Медный бунт, восстание под предводительством К.А. Булавина.
  5. «Потешные полки», положившие начало русской гвардии, Семеновский, Московский, Преображенский.

Приложение №6

Составить сравнительные таблицы.

Сравнить внутреннюю политику

Михаила Романова

Алексея Михайловича

Сравнить внешнюю политику

Михаила Романова

Алексея Михайловича

Мероприятия в отношении крестьян

Михаила Романова

Алексея Михайловича

Внесите в таблицу мероприятия

Михаила Романова

Алексея Михайловича

Церковный раскол, Смоленская война, Азовское «сидение», Деулинское перемирие, Столбовский мир, Соляной бунт, Медный бунт, восстание И. Болотникова, восстание Степана Разина, воссоединение Украины с Россией, Соборное уложение, начало династии Романовых.

Какие из этих понятий связаны со Смутным временем, а какие с «бунташным»

Смутное время

«Бунташный» век

Интервенция, «угличское дело», семибоярщина, народное ополчение, самодержавие, волость, Соборное уложение, подворная подать, всероссийский рынок, старообрядцы.

Соотнесите имя исторического деятеля и высказывание о нём.

02

01

Царь Борис Годунов

302-2006-09-25-02-00-16

  1. Постоянные войны истощили царскую казну. Для её пополнения было принято решение чеканить монету из меди, а не из серебра, как прежде.
  2. Будучи сторонником казачьей «вольницы» он не мог согласиться с ограничением свободы казаков, предпринятой Алексеем Михайловичем.
  3. В глухие дни… (его правленья)

Во мгле Российской пасмурной страны

Толпы людей скиталися без крова,

А по ночам всходило две луны…

4. Нижегородский земский староста – торговый человек… обратился к жителям города помочь всеми силами и средствами в создании народного ополчения.

Приложение №7

Кроссворд по истории Древнего мира.

Приложение №8

Тест по теме: «Раннее средневековье»

1. Когда происходило Великое переселение народов?

а) IV-VII вв. б) III-IV вв. в) I-V вв.

2. Что называется Великим переселением народов?

а) завоевания германцев под напором гуннов

б) походы в «святую землю»

в) переселение европейцев в Америку

3. Каковы причины Великого переселения народов?

а) вторжение кочевников из глубины Азии в) истощение земли

б) завоевания римлян г) перенаселение

#1042; каком году возникло государство у франков?

а) в 500 году б) в 395 году в) в 410 году г) в 486 году

#1050;акое значение имело появление у франков писаных законов?

а) это способствовало укреплению порядка в государстве

б) это облегчило проведение военных смотров

в) это способствовало новым завоеваниям римлян

6. Кого называли «духовенством»?

а ) язычников б) служителей христианской церкви в) племена франков

7. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

а) в 800 году б) в 500 году в) в 395 году г) в 732 году

8. В каком году перестала существовать империя Карла Великого?

а) в 843 году б) в 800 году в) в 962 году г) в 500 году

9. Выберите один из признаков феодальной раздробленности:

а) знать поддерживает короля

б) король обладает очень сильной властью

в) феодалы не подчиняются королю

10. Кого называли норманнами?

а) северных германцев б) саксов в) южных германцев г) славян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе.

В статье рассматриваются методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе.  На основе проведенного анализа, выбраны формы и м...

Методическая разработка Чемоданчик Знаний воспитанника СПКУ

точное описание и проведение мероприятия посвященного вновь прибывшим воспитанникам...

Методическое пособие "Контроль знаний по теме: Условные линии на карте"

Презентация "Проверочная работа по теме:  Условные линии на карте"...

Методическая разработка "Контроль монологической речи"

quot;Контроль монологической речи 4 класс (базовый уровень)"...

Методическая разработка «День Знаний»

Методическая разработка  "День знаний"...

Методическая разработка "Закрепление знаний о координатной плоскости, действия с рациональными числами"

Материал предназначен для отработки и закрепления работы с координатой числа, повторение арифметических действий с рациональными числами на материале истории Петербурга. Материал предназначен для обуч...