«Интерактивные методы и технологии в преподавании истории и обществознания»
методическая разработка по истории (7 класс)
Сегодня в обществе в связи с переходом на ФГОС происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к содержанию системы образования. Ключевая роль в решении новых задач принадлежит учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_seminaru.docx | 50.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к опыту работы по теме: «Интерактивные методы и технологии в преподавании истории и обществознания»
учителя истории Морозовой Елены Афонасьевны
Сегодня в обществе в связи с переходом на ФГОС происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к содержанию системы образования. Ключевая роль в решении новых задач принадлежит учителю.
Слайд 1. Меня, как и многих преподавателей, всегда волнует проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. В этом и заключена сущность педагогической деятельности.
Проблема состоит в том, что все учащиеся, окончившие школу, получают определенные знания и навыки, но применить их в реальном мире, в котором мы живем, не могут.
Слайд 2. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История и обществознание в этом плане наиболее подвержены изменениям. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации. Однако, все эти источники представляют материал для пассивного восприятия. В обществе, прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации?».Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Слайд 3.Анализируя свой педагогический опыт, я столкнулась с рядом противоречий.
Слайд 4.Противоречия в моей педагогической деятельности.
- Возрастают требования к качеству знаний, а отсюда постоянно корректируются учебники и методические пособия.
- Меняется заказ общества, сегодня обществу необходима активная свободная личность, но уровень мотивации у детей к обучению крайне низкий.
- Традиционные образовательные технологии оказались неэффективны.
На основе наблюдений, анкетирования, бесед с родителями я сделала вывод:
- Что у учащихся, особенно 8-9 классов, наблюдается снижение познавательного интереса к учебному процессу.
- Они мало читают дополнительной литературы.
- На уроках предпочитают больше слушать учителя.
- Тревожит то, что такая ситуация приводит к снижению качества знаний, формирует у учеников потребность иметь всё в готовом виде, не прикладывая особых усилий. Допустить, чтобы мои ученики, окончив школу, стали только потребителями, безынициативными людьми, которых ничего не интересует, не волнует судьба своей семьи, села, страны невозможно.
Оценивая традиционную систему образования, осознавая свой пройденный путь в педагогике, сегодня понимаю, что много из того, чему учили в школе, в институте, не пригодилось в реальной жизни. Детей сегодня в школе мы должны вооружать не суммой огромного количества знаний, а научить его учиться. Чтобы выпускники несли ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Таким образом, к учителю предъявляются очень серьезные требования.
Слайд 5.Учитывая все вышесказанное, мною поставлена следующая цель: Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Интерактивные методы и технологии в преподавании истории».
Задачи инновационного опыта:
Из большого количества задач, которые я ставила перед собой, выделила основную: найти наиболее эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые могли бы активизировать интерес у школьников и стимулировали бы к самостоятельному приобретению знаний.
Слайд 6. Перспективность опыта заключается в том, чтобы моя работа как учителя спланирована была таким образом, что у учащихся появляется возможность приобретать новые умения, развивать способности, оперировать информацией, творчески решать проблемы. Актуальность опыта заключается в следующем:
Применение интерактивных методов и приемов стимулируют, делают познавательный процесс образования более разнообразным, раскрепощают личность ребенка, помогают установить тесный контакт между учителем и учеником.
Слайд 7.«Интерактив». По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. При использовании данной стратегии роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений.
Слайд 8. Основные характеристики интерактивного обучения заключаются в следующем:
- создать комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность;
- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
- стоит задача – не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;
- все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения;
- развиваются коммуникативные умения и навыки;
- применяется индивидуальная, парная и групповая работа и разнообразные приемы деятельности;
Слайд 9. Гипотеза: Обобщая свой опыт, выдвинула предположение о том, что применение интерактивных методов и технологий на уроках истории и обществознания позволяет сделать повседневное изучение материала наиболее интересным и увлекательным.
Слайд10. Практическая значимость.
Применяю различные приемы, которые позволяют учащимся на некоторое время представить себя в роли другого человека. Учащиеся выступают в различных ролях: актеры, зрители, эксперты.
Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию.
Пример: В 6 классе по теме «В рыцарском замке» разыгрывается небольшой фрагмент исторической сценки «Посвящение в рыцари.
Слайд11. Применяю прием: «Узнай героя».
Пример: В 5 классе по теме «Афинская демократия при Перикле» по тексту учебника составляется рассказ об историческом герое без имени и сведений, указывающих конкретно на его личность. Знакомлю учащихся с рассказом, они же должны отгадать героя. Например, рассказ о Перикле. «Он происходил из знатного рода и владел крупным имением, в котором работали десятки принадлежавших ему рабов. Он был образованным и талантливым человеком, славился своим красноречием. Держался спокойно и величественно, но, когда произносил гневную речь, говорили, что он подобен Зевсу, мечущему во врагов громы и молнии».
Слайд 12. Использую прием «Кто я?».
Ученик в роли какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. При изучении нового материала я использую такую форму обучения и деятельности, как элементы театрализованной игры. По теме: «Религия древних греков» в 5 классе учащиеся угадывают, кто он. «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?» (Прометей).
Использование интерактивных методов способствует тому,что на уроке казалось трудным, даже не доступным, во время применения интерактивных методов легко усваивается.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию творческих возможностей каждого ученика через развитие навыков критического мышления на уроках истории и обществознания, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов, развитие навыков критического мышления и личностно-ориентированного обучения.
Слайд 13. Новизна опыта.
Я адаптировала наработки интерактивных методов к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моего педагогического опыта. Новизна в том, что меняется роль учителя (от оратора на транслятора) и ученика (от созерцателя до деятеля), меняется отношение ученика к происходящему на уроке, меняются методы и формы приобретения знаний.
Новизна состоит в систематизации приёмов и методов интерактивного обучения на разных этапах урока и в применении новых технологий.
Слайд 14. Технология опыта.
Какие приемы и методы же я применяю на различных этапах урока.
Первоначальным этапом урока является актуализация знаний учащихся.Использую приём: «Мозгового штурма».При его проведении учащиеся высказывают, как можно больше вариантов ответа на поставленный учителем вопрос. Что вы знаете о проведении реформ 60- 70 годов. Пример: Урок в 8 классе тема: «Либеральные реформы 60-70 годов». Приём: «Проблемно-познавательные, логические задания. Пример: В 7 классе по теме: «Куликовская битва» формулируется проблемный вопрос: «Почему 250 лет Русь платила дань Орде? Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 году?»
Слайд15. Изучение нового материала
На этапе изучения нового материала использую прием: «Работа в группах». Пример: Урок обществознания в 11 классе по теме: «Типы государства и их характеристика». Каждая группа дает характеристику государства по вопросам, которые сформулированы в таблице.
Таблица может выглядеть таким образом:
Элемент политической системы | Россия | США | Великобритания | ФРГ | Польша |
Форма правления | |||||
Территориальное устройство | |||||
Политический режим | |||||
Глава государства и его роль | |||||
Высший законодательный орган власти в стране и его роль | |||||
Тип избирательной системы |
Использую прием: «Текст с ошибками или пропусками». Такие тексты составляются так, чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а так же неточности, касающиеся мелких фактов. Это задание проверяет не только память, но и внимание.
Урок «Персидская держава» (5 кл.) (Тайных осведомителей персы называли «----------» Главные города Персии соединяла широкая дорога, которую называли «----------»
Слайд16.На этапе закрепления изученного материала, использую такие приемы: «Составление кроссворда». Пример: урок в 6 классе «Киевская Русь в IХ-Х».
Прием: «Найди чужака». Тема: «Возникновение государства», история 7 класс Пример: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть». (Господство, государство, принуждение, право, племя).
Слайд 17. Технологии.
В своей работе я использую элементы таких технологий, как технология критического мышления, технологии «Дебаты», игровая технология, проектно – исследовательская.
Слайд 18. Интерактивной технологией, отличающейся высоким уровнем мотивации, является новая технология «Критического мышления». Эту технологию я использую около трех лет после прохождения курсов.
Я сделала для себя вывод, что на уроках, где я применяю элементы этой технологии, учащиеся эффективнее усваивают полученные знания.
В данной технологии выделяют три основных этапа:
Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению.
Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации).
Третья стадия - стадия рефлексии необходима.
1. Стадия вызова Слайд 19.
На стадии вызова применяю: «составление кластера». Пример 1.На уроке истории в 6 классе при изучении темы: «Цивилизация средневековья» можно предложить ученикам записать зрительные ассоциации со словом «средневековье». Такая ассоциативная схема может выглядеть следующим образом:
замки Средневековье костры
«Стадия вызова». Слайд 20.
Другой приём: « З» знаем, «Х» хотим узнать. « У» узнали. ЗХУ. На уроке истории Древнего Мира в 5 классе -«Что изучает история древнего мира»
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Кто такие археологи? | Как работают археологи? | Какие существуют виды письменных источников? |
Что такое исторические источники? | Как находят археологические памятники? |
2. Стадия осмысления». Слайд 21.
Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
- «v»- информация мне известна;
- «+»- узнал что-то новое;
- «-«- противоречит тому, что знаю;
- «?»- хочу узнать подробнее; непонятно, требует дополнительных сведений;
- Последовательное обсуждение каждой графы таблицы после маркировки текста.
На данной стадии используют прием «Инсерт». Слайд 22.
Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить.
Пример. На уроке истории в 7 кл. прием «Инсерт»: «Великие географические открытия и их последствия».
Считаю, что прием способствует развитию аналитического мышления и служит средством отслеживания понимания учебного материала и стимулирования внимательного чтения.
Прием «Фишбоун». Слайд 23.
Пример урока в 6 классе тема: «Феодальная раздробленность Руси». Классу ставится проблемный вопрос: Причины распада древней Руси?- этот вопрос главный ставится в голове рыбы, а затем учащиеся называют события, которые привели к распаду Руси - это косточки рыбы.
1. Междоусобные войны.
#1053;атуральное хозяйство.
#1059;силение экономической зависимости отдельных земель.
И делаем вывод в заключении «Хвост» рыбы. Распад Руси был неизбежен.
3. Стадия рефлексии. Прием «Синквейн» Слайд 24.
Но, на мой взгляд, наиболее эффективной является использование приема написания синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского - «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по определенным правилам и выражает свое отношение к проблеме. Первая строка - существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки, явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка – три глагола, раскрывающие действия, взаимодействия по данной теме. Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки. Предложение (отношение к теме). Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту. Слово-резюме (синоним темы). Эмоциональное отношение к происходящему.
Слайд 25 Примером может служить синквейн, составленный на уроке истории в 9 классе по теме: «Россия с 1900 по 1917 годы».
#1056;оссия
#1062;арская самодержавная.
#1042;оюет, подавляет, свергает.
4. Эпоха мировой войны и революции.
5. Страна.
Часто при рефлексии составляем кроссворды. Пример кроссворда Русь в IХ- Х веках». Кроссворды составлять могут дети. Слайд 26.
Используя технологию критического мышления, я сделала для себя вывод, что на уроках, где я применяю элементы этой технологии, учащиеся эффективнее усваивают полученные знания.
Слайд 27 Результативность инновационного опыта.
За последние три учебных года наблюдается положительная динамика достижений учащихся. Ученики являются участниками и призерами районных, региональных, олимпиад, всероссийских научно- практических конференций. В 2013 году ученица Тимошина Мария стала победителем XXIII областной научно – практической конференции «Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского, а в I-ой Всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку – Калуга» она стала лауреатом I степени, Евсеева Елизавета ученица 7-го класса стала лауреатом XIX областных краеведческих чтений памяти Александра Дмитриевича Юдина в секции «Замечательные люди», в 2014 г. – Евсеева Елизавета стала лауреатом I степени II Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» 2013-2014 г.
Слайд 28.
Анализ результативности урочной деятельности показал, что за последние три учебных года прослеживается положительная динамика увеличения показателей уровня обученности и качества знаний, так в сравнении с 2010-2011 учебным годом уровень обученности в 2012-2013 гг. увеличился на 8% по истории и на 6% по обществознанию.
Для выявления уровня мотивации обучающихся на уроках истории мной был проведен устный опрос учащихся 5-8 классов. В опросе участвовало 30 учащихся».Слайд 29.
Результаты опроса показали, что на первом месте у учащихся стоит интерес к предмету.
Ежегодно мои учащиеся подтверждают свои знания на государственной итоговой аттестации. Слайд 30.
Эффективность использования приемов интерактивного обучения на уроках и во внеурочной деятельности подтверждается результатами участия школьников в предметных олимпиадах, где учащиеся становятся призерами и победителями. Слайд 31.
Учащиеся каждый год принимают активное участие в научно - практических конференциях, конкурсах, проектах муниципального, регионального и всероссийского уровня. Слайд 32.
Слайд 33. «Ключевые компетенции»
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Постепенно увеличился объём работы на уроке, повысилось внимание и работоспособность детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
Кроме того, формируются все ключевые компетенции:
- умение брать на себя ответственность при принятии решений;
- толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков;
- умение работать с различными видами информации;
- способность постоянно повышать свое образование.
Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активное обучение: использование кейс - технологии в преподавании истории и обществознания
Нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения. Усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происхо...
Обобщение опыта работы преподавателя общественных дисциплин ГБОУ СПОУ "ТАТ" Сафроновой С.В. на тему :"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"
В работе я делюсь опытом применения на уроках и истории и обществознания современных технологий, таких как: технология проблемного обучения, групповая технология и коллективное творческое дело, технол...
Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Химилоновой Раисы Исаевны Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"...
Деятельностные технологии в преподавании истории и обществознания как путь к успеху учащихся
Большие изменения произошли в образовании в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Современный ученик – это не у...
Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)
Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)...
Применение игровых технологий в преподавании истории и обществознания.
В работе всё активнее учителя используют нетрадиционные методы преподавания. Считаю, что игровые технологии помогают сделать различные этапы урока более интересными для учащихся, а это в свою очередь ...
«Интерактивные методы и технологии в преподавании истории и обществознания»
Пояснительная запискак опыту работы по теме: «Интерактивные методы и технологии в преподавании истории и обществознания»учителя истории Морозовой Елены Афонасьевны Сегодня в обществе ...