Материалы у урокам.
план-конспект занятия по истории (5 класс)
Материал может быть использован при подготовке уроков истории 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 5 класс | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Я: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Дмитриевна, сегодня я у вас буду вести урок.
Для начала сыграем в игру. Я буду называть вам утверждение, если оно верное, вы будете вставать, если утверждение неверное, вы будете сидеть на своих местах. После ответа на вопрос, один из учеников отвечает почему утверждение верное или неверное.
Утверждения:
Правда ли, что театр в переводе с греческого языка обозначает – праздник в честь бога Диониса? (Нет, сидят. Театр - место для зрелищ).
Правда ли, что первые театральные представления появились на празднествах в честь бога Диониса? (Да, встают)
Правда ли, что в Афинском театре было два направления - трагедия и комедия (да, встают.)
Правда ли, что главная площадь в Афинах называется Пникс? (Нет, остаются на местах. Главная площадь называлась агора).
Правда ли, что рабы в Афинах имели такие же права, как граждане Афин? (Нет, сидят)
Правда ли, что демократия в переводе с греческого означает власть народа? (да, встают)
Я: молодцы, вы отлично справились с заданием. Мой последний вопрос, как вы заметили, был про демократию. Как вы думаете, почему так важно, чтобы народ принимал участие в государственных вопросах?
Ученики: потому что они живут в этом государстве, правители должны знать, чего хотят люди и тд.
Я: совершенно верно. А вы знаете, что демократия зародилась в Древней Греции?
Ребята: да
Я: тогда вот вам еще один интересный факт. Афинская демократия считалась эталоном демократии и ее расцвет был при Перикле. А кто это и почему при нем демократия расцвела, мы сегодня узнаем. Открывайте тетради, запишите сегодняшнее число 27.02 и тему урока. Тема урока появляется на слайде.
Давайте прочитаем как была устроена политическая система в Афинах. Открывайте страницу учебника 190, параграф 40 и с самого начала читаем по цепочке.
Я: что мы с вами узнали из прочитанного?
Ученики: что не было ни царей, ни вельмож, любой гражданин мог участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу, вождем многие годы был Перикл.
Я: молодцы, а кто скажет мне что такое демос?
Ученики: демос – это народ.
Я: правильно. Давайте с вами узнаем, как народ управлял государством. Для этого нам с вами нужно прочитать пункт про Народное собрание, а потом заполнить схему.
Читаем по цепочке первый пункт. Читаем только один абзац, обсуждаем кто мог ходить на собрания.
Я: итак, мы прочитали кто мог посещать Народное собрание. Давайте теперь запишем это в тетрадь в виде схемы. (Макет схемы изображен на доске)
По мере прочтения заполняем таблицу вместе. (Я не знаю можно ли у них писать на доске, по-моему, нет, поэтому в презентации два слайда (схема и что в итоге должно получиться)
Я: Ребята, сколько раз в году собиралось Народное собрание?
Ученики: 3-4 раза в месяц.
Я: отлично, давайте это запишем под таблицей.
Давайте узнаем чем занималось Народное собрание и зачем они собирались, и также запишем это в виде схемы. Продолжаем читать по цепочке, по мере прочтения заполняем схему.
После того, как мы заполнили пункт про выбор стратега под таблицей пишем понятие стратег.
Первый стратег – это главный военачальник, командовавший армией и флотом, а также занимающийся отношениями Афин с другими государствами. Понятие я диктую.
После того как дети прочитают про камешки я спрошу:
Я: ребята, как вы думаете, почему такие важные вопросы решались тайно?
Ученики: предполагают.
Я наталкиваю их на мысль, что люди могли бояться высказать открыто свое мнение, а также боялись наказания, если их мнение не совпадало с мнением правителей.
Я: отлично, ребята. Мы с вами разобрались чем занималось Народное собрание. А также мы с вами узнали, что Народное собрание выбирало Перикла главным стратегом 15 раз подряд! Давайте запишем эту дату.
443 г. до н.э. – 428 г. до н.э. – Перикл первый стратег в Афинах.
Я: Как вы думаете, был ли Перикл достойным человеком, если его выбирали из года в год?
Ученики: наверное, да.
Я: совершенно верно. Давайте узнаем почему Перикла выбирали главным стратегом. Давайте я прочитаю вам текст, а после обсудим.
Текст:
«Платить или не платить – вот в чем вопрос»
В Афинах помимо стратегов было множество государственных должностей. Занятие должностей было почётным, и оплаты за это не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки, так как им необходимо было зарабатывать себе на жизнь.
Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Он говорил следующее: «Бедность или низкое общественное положение не мешает у нас человеку занять почётную должность, если он способен принести пользу государству. Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом».
Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.
Я: как вы думаете, чем помогло это решение?
Ученики: граждане не уклонялись от работы, небогатые граждане могли теперь работать на гос.службе, не переживая за деньги.
Я: Можно ли сказать, что Перикл тем самым обеспечил участие народа в управлении, давая возможность всем гражданам Афин участвовать в управлении полисом?
Ученики: Да!
Я: Давайте будет дальше узнавать почему же еще Перикла выбирали на должность главного стратега. Нам нужно прочитать по ролям. Выбираю трех учеников, вызываю их к доске, они читают по ролям.
Текст:
Автор: Однажды Перикла обвинили в огромных тратах. По его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли на Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом.
Перикл: Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?
Собрание: Да, да! Слишком много!
Перикл: Раз так, то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства».
Автор: Демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других построек.
Собрание: Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!»
Я: Какие вы выводы сделали из этого текста?
Ученики: Перикл был умным, занимался обустройством Афин.
Я: Верно. Вы, наверное, услышали, что Перикл был хорошим оратором. Давайте запишем кто такой оратор. Определение вы найдете на странице 192 в самом низу. Запишите его, пожалуйста, в тетрадь.
Я: Хорошо, но как мы с вами помним, главный стратег еще являлся и военачальником. Давайте узнаем каким военачальником был Перикл. Я вам прочитаю текст, вы внимательно слушаете, а мы потом мы вместе его обсудим.
Текст:
Во время войны Афин со Спартой Перикл снарядил полтораста кораблей с храбрыми войнами. Перикл поднялся на корабль и дал команду флоту выйти в море. И как только корабли вышли в море, вдруг произошло солнечное затмение. На короткий срок наступила темнота. Войны напугались, считая это дурной приметой. Перикл, увидев испуг воинов, принял решение: он подошел к рулевому корабля и накрыл его голову своим плащом. Перикл спросил у рулевого: «неужели есть в этом какое-то несчастье? Или ты считает темноту предзнаменованием беды?» - «Нет» - ответил рулевой. Тогда Перикл спросил: «Так чем же отличается для тебя темнота от отсутствия солнца страшнее темноты от плаща?»
Я: какой мы вывод можем сделать из этого рассказала?
Ученик: Перикл сделал так, что рулевой перестал бояться, Перикл не дал матросам струсить, Перикл решил ситуацию и тд.
Я: верно. Узнав несколько фактов, вы можете теперь сказать почему же Перикла выбирали 15 лет подряд на роль главного стратега?
Ученики: да. Его выбирали, потому что он умный, решительный, хороший оратор и тд.
Я: как вы думаете, что сделал Перикл для расцвета демократии?
Ученики: он ввел оплату за гос.службу, демос участвовал в выборах и тд.
Я: Ребята, вы сегодня отлично поработали, мы изучили очень большую тему. Давайте с вами разомнемся и снова сыграем в игру «сели-встали».
Я буду называть утверждение, и, если оно верно, вы встаете, а если оно ложное, вы сидите на своих местах.
Утверждения:
Народное собрание не могло объявлять войну. (Нет, сидят)
Перикл был главным стратегом 15 лет подряд (Да, встают)
Народное собрание принимало законы (да, встают)
В Афинах не было демократии (нет, сидят)
Перикл не испугался солнечного затмения и помог команде справиться со страхом (да, встают)
Я: Спасибо вам за урок, ребята! Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...