История развития местного самоуправления в Москве.
проект по истории (7 класс)

Кондренко Оксана Сергеевна

Исследоватеьская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_razvitiya_mestnogo_samoupravleniya.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема нашей исследовательской работы «История развития местного самоуправления в Москве».

 Мы считаем эту тему актуальной, потому что она мало освещена, историки рассматривали эту тему в контексте всего Московского государства, т.е. Москва, начиная с правления Ивана I, рассматривалась как центр управления другими территориями.

 Москва – город федерального значения, мегаполис, является крупнейшим центром политической, экономической, научно- культурной и общественной жизни страны. Столица нашего государства - город с многомиллионным (свыше 12, 5 млн чел) населением, значительную часть которого составляют иммигранты.  История развития московского местного самоуправления отличается от истории других городов нашего государства.  В 2023 году Московская Государственная Дума отмечает свой 30 – летний юбилей.

Цель нашей работы – проследить историю развития местного самоуправления в Москве (княжестве, городе, столице) с XII в по настоящее время, выявить особенности развития и проблемы МСУ.


Задачи: выяснить, что значит термин «местное самоуправление»; определить значение местного самоуправления для граждан страны, для самого государства в целом; создать карточки – памятки со схемами органов самоуправления Москвы с 12 века до современности.

Сразу хочется отметить, термин «самоуправление» не употреблялся в русском законодательстве вплоть до 19 века.

Так что же такое «местное самоуправление»? Разобравшись с этим вопросом, мы выяснили… Местное самоуправление – это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Таким образом, мы рассматриваем местное самоуправление как форму самоорганизации граждан по месту их жительства, т.е. в Москве.

Первое упоминание о Москве мы можем найти в «Повести временных лет» Ипатьевской летописи: «В лето 6655 (1147 г)…И прислав Гюрги и рече: Приди ко мне, брате, в Москову.» Святослав же еха к нему с детятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володимера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус (барса). И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу святей богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устроите обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю, и муже Святославле учредив, и тако отпусти.» (1).

 Итак, в 1147 году Москва уже существовала. И управлял ей князь, опиравшийся на дружину. В управлении городом с 12 века им помогали тысяцкий и наместники, впрочем, в этом Москва не отличалась от других городов того времени. Последним московским тысяцким был Василий Васильевич Вельяминов, после его смерти в 1374 году, должность эта была упразднена Дмитрием Ивановичем Донским и полномочия тысяцкого перешли к наместникам.

Какие же вопросы решали тысяцкий и наместники?

Наместники занимались вопросами местного самоуправления, судом, сбором пошлин. При них были небольшие дружины, которые следили за порядком в городе.

Тысяцкий управлял войском (тысячей), также участвовал в принятии решений по важным городским вопросам. В Москве тысяцкого назначал князь, в отличие, например, от Новгорода, где эта должность была выборной. Нужно отметить, что практически по всем вопросам непосредственно докладывалось самому князю, и чаще всего решения принимал он сам.

С 14 века появляется Боярская Дума, и князь по всем важным вопросам совещается с ней. К органам местного самоуправления относятся также таможенные и казацкие выборные головы и целовальники, в обязанность которых входил сбор налогов, при них находились специальные избы, сюда стекались косвенные налоги.

При Иване III в государстве происходят кардинальные изменения. Москва становится центром управления другими территориями. Параллельно происходят реформы государственного управления и реформы местного самоуправления.

С 1530 года Елена Глинская проводит губную реформу. Местными жителями избирался губной староста, который должен был решать уголовные дела, в частности судить преступников. В.И. Даль записал в своем знаменитом словаре: «Умный, что староста губный, всяк его боится». (5) Особенностью московского самоуправления являлось то, что здесь решались вопросы больше политические, поэтому губной староста не имел такого веса в Москве, как губные старосты в регионах, там они были самостоятельными.

До середины 16 века процветает система кормлений, когда государство не само платит чиновникам (приказчикам), а их содержит (кормит) население. Эту милость жалует великий или удельный князь на 1- 3 года. Потом приказчик сменялся, это нужно было царю для укрепления централизованного управления.

В 1555-1556 годах в результате земской реформы система кормлений была отменена. Конечно, нужно понимать, что это происходило постепенно.

В 1564 году был образован Земский приказ, ведавший управлением Москвой и охраной порядка в столице. В приказе работало 20-30 человек. Теперь воеводы должны были согласовывать свои действия с ним. «С 1564 г Земский приказ находился на Троицкой (позднее Красной) площади, на месте современного здания Исторического музея. В связи с ростом Москвы и усложнением городского хозяйства в 1599 был создан ещё один Земский приказ, в Занеглименье, против Опричного двора. В 1699 Земский приказ заменила Бурмистерская палата (позднее Ратуша).» (3)

После смерти Ивана Грозного, в 16 – 18 вв основной формой местного самоуправления является воеводство. При помощи воевод бояре пытались восстановить свою власть. Какими же полномочиями был наделен воевода в Москве?

Обязанности воеводы: исполнял распоряжения центральных органов власти, набирал на службу служилых людей, ведал обороной, отвечал за сбор налогов, следил за дорогами, принимал противопожарные и противоэпидемические меры.

«Воеводские должности обычно замещались отставными служилыми людьми. После того как служилый человек провел много лет на государевой службе, участвовал в многочисленных походах, иногда несколько раз бывал ранен, он под старость просил уволить его от ратной службы, и послать на воеводство, причем нередко в таких случаях он ссылался на свою старость и увечье. Недостаточная подготовленность к разрешению административных вопросов, а порой и просто неграмотность, особенно в первой половине XVII в., служили серьезной помехой для выполнения воеводами их разнообразных обязанностей.» (2)

Местное самоуправление строилось на территориальном принципе. До петровских реформ Москва была фактически городом-агломерацией из сотен «слобод» и «сотен», жители которых подчинялись строгим внутренним правилам распорядка жизни. Жителям запрещалось без особой надобности покидать территории слобод. А на ночь улицы, проходившие через несколько слобод, перегораживались решетками и проход был вообще запрещен. Жизнь в слободе было достаточно суровой и зарегламентированной. Например: в 17 веке запрещалось жечь свет/лучину более чем 2 часа после захода Солнца! Опасались пожара. Также пищу можно было готовить на открытом огне только вне дома в отдельно стоящем здании под названием кухня. И только в светлое время суток. Ночью пожарная каланча не поедет и в темени не доберется. Да и дыма не видно. То есть приготовить вечером ужин нельзя было. Летом, с установлением жаркой погоды бани и печи в домах опечатывались, и комиссии следили за тем, чтобы не было дымов. (2)

Во время Смутного времени (с 1598 года по 1613 год), несмотря на беспорядки, засилье интервентов, работали приказы, в том числе и Земский приказ. Потом именно они помогут восстановить порядок в государственном устройстве при Романовых.

При Петре I проходят важные реформы местного самоуправления. В Москве вводится новая должность, генерал–губернатор. Все полномочия воеводы теперь переходят к нему.  Первым московским генерал-губернатором был Стрешнев Тихон Никитич, родственник Петра I.

Петр I, Стрешнев, Ромодановский попытались разделить полномочия центральной и городской власти. Была создана Бурмистерская палата (позже переименована в Ратушу). Бурмистр – выборная из городских жителей должность. В Ратуше заседали 12 бурмистров. Возглавлял Ратушу Президент. Работали они в Кремле, их полномочиями были сбор налогов и контроль за посадскими людьми, также в их ведении были судебные дела. Бурмистры разбирали тяжбы между посадскими людьми, гостями и иностранцами. Также бурмистры выдавали паспорта москвичам, выезжающим за пределы города.

Однако полномочия органов местного самоуправления в Москве, вплоть до перевода столицы в Петербург, переплетались с государственными и четко не разграничивались.

Все изменилось с переносом столицы в Петербург. Основная часть знати уехала вместе со двором, и губернатор московский и Магистрат стали более самостоятельно решать вопросы, непосредственно касающиеся Москвы.

В 1775-1780 гг вновь была проведена губернская реформа. В стране вместо 8 стало 40 губерний. Москва была поделена на 20 частей и 88 кварталов. Во главе каждого квартала были надзиратели и частные приставы. Полицейские функции выполняла Управа. Казенная палата занималась сбором налогов и распределением финансов. Судебными делами занимался губернский прокурор.

Екатерина Великая в 1785 году издала «Грамоту на права и выгоду городов Российской империи». Учреждалась городская Дума, в которой заседали выборные представители от всех сословий горожан. Также избирался городской голова. В качестве исполнительной власти была создана шестигласная Дума. Дума рассматривала вопросы финансирования, занималась благоустройством города, решала вопросы торговли, следила за тем, чтобы не появлялись монополии. Но она являлась органом, подотчетным губернатору.

При Александре II в 1870 году правительством было принято «Городовое положение», которое расширило полномочия местного самоуправления.  Была создана Общая городская Дума и Распорядительная Дума, которая является исполнительной властью по отношению к Общей городской Думы. «Если городская управа большинством членов полного ее присутствия признает определение городской думы противозаконным, то, не приводя оного в исполнение, представляет о сем думе, и за сим, в случае неустранения разногласия между думою и управою, вносит дело к губернатору.» (6). Распорядительной Думе помогают городская торговая полиция, городская хозяйственная полиция, а также аукционная камера, которая распродает на аукционах конфискованное имущество.

Органы местного московского самоуправления занимались хозяйственными делами, благоустройством столицы, следили за порядком. Земские органы власти были тесно связаны с государственными, постановления земств согласовывалось с государственными органами. Так было вплоть до 1917 года.

Когда произошла революция 1917 года, и власть перешла к Советам, ни о каком местном самоуправлении речь, конечно, уже не велась, наоборот, были ликвидированы органы земского и городского самоуправления. «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам» (7).  Местные Советы могут самостоятельно принимать какие-то решения, но их нужно согласовывать с Центральными Советами. «Местные Советы могут с утверждения Центральной власти… понижать установленную возрастную норму…» (7).  И так по всем вопросам.

 В.И. Фадеев высказывался по этому поводу: «Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным». (8)

В 1918 году Москва снова становится столицей, получает отдельное финансирование. Были созданы Моссовет и Мосгорисполком, которые занимались управлением городом, понятно, что они подчинялись центральной власти.

Моссовет просуществовал вплоть до 1993 года. Мосгорисполком был упразднен в 1991 году. Связано это с реформами перестройки. Вместо Мосгорисполкома были образованы аппарат Правительства города Москвы, Департамент Мэра и Управление делами Мэрии. Начинается качественная перестройка местной власти, отделение ее от центральных органов власти.

В составе Москвы были выделены 10 административных округов и 128 районов. В округах были учреждены префектуры (исполнительные органы), в районах действовали супрефекты, назначаемые префектами. Формируются также комитеты общественного самоуправления, местные дружины, управляющие комитеты многоквартирных домов и общественных организаций по месту работы.

06.11. 2002 г был принят закон г. Москвы № 56 «Об организации местного самоуправления в Москве» и постановления Правительства Москвы № 981  -ПП «Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы  - управ района (ред. от 29.11 .2017). По этим документам внутри районов МО произошло разделение государственного управления и МСУ.

В настоящий момент, на 2023 год, в состав Москвы входит 12 административных округов, 125 районов в составе 10 административных округов и 21 поселение в составе 2 административных округов.

До сих пор существует масса проблем при реализации полноправного местного самоуправления в Москве: гарантированность местной власти, проблема взаимодействия, разграничение предметов и полномочий между органами государственной власти Москвы и органами местного самоуправления.

Органы государственной власти Москвы                                МСУ

                Мэр Москвы                                                   Глава муницип. округа

Моск. Городск.Дума    Правительство           Совет депутатов   Администр.

                                         Префектуры                                          муницип.округа

                                     Управы районов

           

Таким образом, мы видим, что местное управление на территории города Москвы начало складываться с XII в и до начала XXI века прошло в своей эволюции долгий путь от бесправия и системы кормлений до современных органов государственной власти и МСУ, действующих на основании правовых норм, полностью отвечающих уровню развития права и правовой культуры в мире.

Однако, до сих пор существует масса проблем при реализации полноправного местного самоуправления в Москве: гарантированность местной власти, проблема взаимодействия, разграничение предметов и полномочий между органами государственной власти Москвы и органами местного самоуправления.

                                     Список используемой литературы

  1. Хрестоматия по истории СССР. Т.1 /Сост. В. Лебедев и др. М., 1979
  2. Богоявленский С.К. Приказные суды XVII в. М-Л, 1946 г.
  3. Ерошкин Н.П.  История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997
  4. Московская власть. Управление Москвой в XII – XVII вв, коллектив авторов главного архивного управления Москвы, 2010.
  5. В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. АСТ, 2017.
  6. Городовое положение 16 июня 1870. – СПб; М., 1871
  7. Конституция (Основной Закон Российской Социалистической  Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года.
  8. https://studbooks.net. История становления и развития местного самоуправления в городе Москве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Местное самоуправление"

Имитационная игра для 10 класса по обществознанию...

Полномочия местного самоуправления

Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление, которое, в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, признается и гаранти...

Местное самоуправление

Презентация по обществознанию может использоваться при изучении темы "Политика"...

Внеклассное мероприятие «День местного самоуправления»

Разработка данного мероприятия поможет заместителю директора организовать день самоуправления учащихся....

Всероссийский конкурс среди общеобразовательных организаций Российской Федерации «ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЕГО КРАЯ»

Цель изучения  курса – формирование представлений о развитии органов местного самоуправления на территории Саратовского Поволжья....

История местного самоуправления своего края

В работе рассказывается об органах местного самоуправления села Каменки...