Всероссийский конкурс среди общеобразовательных организаций Российской Федерации «ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЕГО КРАЯ»
элективный курс на тему
Цель изучения курса – формирование представлений о развитии органов местного самоуправления на территории Саратовского Поволжья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация
«Институт развития местных сообществ»,
Институт российской истории Российской академии наук,
Комитет Государственной Думы
По федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
при информационной поддержке Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»,
научно-практического журнала «Местное право»
Всероссийский конкурс
среди общеобразовательных организаций
Российской Федерации
«ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЕГО КРАЯ»
Разработка элективных курсов (по выбору)
по теме:
«История местного самоуправления моего края».
Элективный курс разработан учителем
истории и обществознания МОУ
«СОШ № 3 г. Ершова Саратовской области»
Громадюк Татьяной Николаевной
Пояснительная записка.
Актуальность курса.
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Особую роль в организации эффективной работы государства играют органы местного самоуправления. Курс «История местного самоуправления моего края» для учащихся 10-11 классов необходим для успешной социализации выпускников и безболезненного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества.
Цель изучения курса – формирование представлений о развитии органов местного самоуправления на территории Саратовского Поволжья.
Задачи курса:
- рассмотреть процесс формирования органов местного самоуправления на территории Саратовского Поволжья в контексте развития российской истории;
- показать основные функции органов местного самоуправления;
- сформировать представление о деятельности органов местного самоуправления, как элемента гражданского общества;
- способствовать формированию активной гражданской позиции;
- создать базу для ориентации учеников в современном экономическом и культурном пространстве.
Место элективного курса в образовательной программе учреждений:
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов. Продолжительность одного занятия 45 минут. Курс может быть введен в программу общеобразовательного учреждения за счет школьного компонента.
Формы и методы работы:
- Лекция. Главная задача учителя дополнить имеющиеся представления обучающихся об истории органов местного самоуправления, расширить их представления о функциях этих органов и их роли в жизни общества. Лекция может носить характер беседы с постановкой проблемных вопросов. На лекцию могут быть приглашены работники органов местного самоуправления.
- Игра. Занятие может осуществляться в форме моделирования конкретной жизненной ситуации.
Контроль может осуществляться в форме устного опроса, написании исследовательской работы, защиты проекта.
Компетенции обучающихся, формирующиеся в результате изучения элективного курса:
Личностными результатами изучения курса являются:
- осознание себя как члена общества и государства; понимание социальных проблем общества и участие в их обсуждении; понимание связей органов местного управления и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире социальных и политических отношений;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; участие в принятии решений.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются:
- понимание основных принципов жизни общества: представление о роли органов местного самоуправления;
- понимание и правильное использование политических терминов;
- освоение приемов работы с информацией, ее осмысление;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для жизни в современном обществе;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки различных ситуаций;
- развитие кругозора в области социально-политической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание и структура элективного курса.
Содержание элективного курса.
Тема 1. Становление местного самоуправления в России. Модели местного самоуправления, цели, основные черты. Этапы становления местного самоуправления. Общинное самоуправление в 12-14 веках.
Введение в тему: Этапы становления местного самоуправления в дореволюционной России. Этапы развития федерального законодательства о местном самоуправлении.
Зарождение общинного местного самоуправления. Производственно-территориальный характер самоуправления. Вечевая форма управления. Принятие христианства: церковное и монастырское самоуправление. Старосты и сотские. Земщина в период монгольского нашествия.
Основные термины и понятия: местное самоуправление, вервь, континентальная модель, народное вече, вечевая форма управления.
Тема 2. Земская реформа Ивана Грозного. По страницам истории: основание Саратова. Три крепости на Волге.
В XVII веке система управления Поволжьем - Приказ Казанского дворца, местное управление - воеводы и дьяки. Приказная изба, таможенная изба, житная изба, деловой двор, рыбный двор и т.д. Территориальная основа местного самоуправления: уезды, малые города, волости, станы, погосты. Походы Ивана Грозного. Самара – Царицын – Саратов – заслон против набегов. Григорий Осипович Засекин: три города – одно лицо. Экономическое развитие – необходимость освоения новых земель. Судебники: описание местного самоуправления. Земская реформа.
Основные термины и понятия: Земский двор, приказ, приказная изба, воевода, губной староста, земский староста.
Тема 3. Перемены XVIII века: флотилия Петра.
Указ 1689 года – свободное распоряжение городов землями. Указ об учреждении земских изб. Учреждение Главного магистрата в 1720 году. Азовские походы Петра I и изучение Нижнего Поволжья. Социальные протесты и бегство с Дона на Волгу. Воеводское (комендантское) управление и канцелярия. Саратовский комендант И. К. Бошняк. Перемены в организации городского общественного управления. Саратовская земская изба и бурмистры. Создание городового магистрата.
Основные термины и понятия: выборная система, регламент, устав, городовой магистрат.
Тема 4. Екатерина II: выборы в Городскую Думу.
Принципы всесословности и самостоятельности. Системный подход в организации управления обществом. Торгово-транспортное значение Волги. Развитие фабричного производства. Европейские переселенцы. Дальнейшее развитие местного самоуправления было завершено двумя жалованными грамотами Екатерины II – дворянству и городам Российской империи «на права и выгоды» от 21 апреля 1785 года. Выборы «городского головы» и городской Думы. Социальная сфера в ведении приказа общественного призрения. Города как административные единицы, подчиненные непосредственно губернии. Собрание городского общества, общая городская дума, шестигласная дума.
Основные термины и понятия: городовое положение, городская дума, городской голова, земские суды, наместничество.
Тема 5. Реформы Александра II. Саратовская губерния в конце XVIII – первой половине XIX века.
Требования земской реформы. Главный орган сельского самоуправления – сход домохозяев. Дела первой и второй категории. Компетенции старосты. Земства и их функции. 30 апреля 1798 г. губернскому правлению была предъявлена «единственно составленная» дворянская родословная книга – первая в губернии. Алексей Давыдович Панчулидзев. Михаил Николаевич Галкин-Враской. Андрей Иванович Косич. Князь Борис Борисович Мещерский. Петр Аркадьевич Столыпин.
Основные термины и понятия: городская дума, городской голова.
Тема 6. Трансформация управленческих структур в Среднем Поволжье после реформ Александра II. 1870 год - новое Городовое Положение.
В 1870 году органами городского самоуправления стали городская Дума и городская Управа с состоящими в ней исполнительными органами.
Городская Дума состояла, под председательством городского головы, из гласных (депутатов), избиравшихся на 4 года. Подготовительные комиссии. Волостные правления в составе волостного головы и двух заседателей по полицейской и хозяйственной части. Волостная расправа.
Управление в сельских обществах. Земские участковые начальники.
Тема 7. Саратовская губерния на рубеже веков.
Городские управы – исполнительные органы городских дум. Избирались из представителей городских дум в составе председателя - городского головы - и 1-6 членов управы. Управы подчинялись губернаторам (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и Министерству внутренних дел. В Саратовской губернии городские управы были созданы в ходе городской реформы 1870 г.
Тема 8. Советская система местного управления в Саратовском Поволжье (1917–1941)
Дуют ветры февраля: Саратовский городской Совет. Саратовский городской Совет как революционная организация. 25 ноября 1917 года Дума была распущена, и обязанности городской Управы были переданы Совету городских Комиссаров. С 1922 года были восстановлены местные бюджеты. Издано новое Положение, согласно которому Советы, в пределах своего ведения, являлись высшими органами власти на территории города. В Положении так же рекомендовалось, чтобы работа горсовета происходила по секциям и комиссиям. Секции создавались по всем основным отраслям деятельности горсовета.
Советы и земства. Двоевластие в центре, на местах - многовластие: общественные исполнительные комитеты, советы, комиссары Временного правительства, городские думы, земские управы и т. д. В конце месяца в Саратове состоялся губернский съезд городских и уездных исполнительных комитетов, на котором присутствовало свыше 120 человек. Председателем Саратовского губернского исполнительного комитета был избран кадет А. А. Токарский. Одновременно создавались советы рабочих депутатов. Сначала они появились в Саратове, Царицыне, Балашове. По мере того как образовывались советы солдатских депутатов, происходило их объединение с советами рабочих депутатов. 4 марта в Саратове был избран временный городской комитет большевиков. В него вошли М. И. Васильев-Южин, В. П. Милютин, К. И. Плаксин, Я. Г. Фенигштейн, М. И. Хрынин, А. М. Марцыновский, С. Я. Раппопорт.
Тема 9. В годы Великой Отечественной войны: Деятельность Саратовского городского комитета обороны.
Бюро Саратовского обкома ВКП (б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся.
Тема 10. Конституция 1977 года: Городской Совет народных депутатов.
«Саратовский городской Совет народных депутатов». Городской Совет народных депутатов и его деятельность. Исполнительным и распорядительным органом городского Совета народных депутатов являлся избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет.
Тема 11. Перестройка. Реформы на рубеже 1980– 1990-х гг. Деятельность местных Советов в новых условиях.
29 апреля 1990 г. образование Городского Совета народных депутатов.
Тема 12. Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон №154-ФЗ от28.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Тема 12. Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон №154-ФЗ от28.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реформа местного самоуправления 2003-2009 годы. Создание Саратовской областной думы и принятие Устава Саратовской области (1994).
Восстановление должности губернатора. Губернатор Д. Ф. Аяцков (1996–2005). Референдум, Устав города, депутаты городской Думы. Высшим должностным лицом города стал мэр города - глава городского самоуправления, избранный из числа депутатов. 1997 год - определены основные направления деятельности Думы, образованы 4 постоянные комиссии. Дума второго созыва, избранная 24 декабря 2000 года, продолжила работу по разработке нормативной базы для функционирования городского хозяйства. Федеральный закон №131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и новый Устав города Саратова. Глава муниципального образования «Город Саратов». Администрация муниципального образования «Город Саратов». Контрольный орган контрольно-счетная палата.
Тема 13. Новые органы городского и сельского самоуправления: принципы формирования, структура, функции. Саратовская городская дума.
Способы осуществления местного самоуправления: референдум, муниципальные выборы, прямое волеизъявление (собрания, сходы).
Функции органов самоуправления: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение, исполнение местного бюджета; установление местных налогов; охрана общественного порядка и др. Структура, функции органов самоуправления определяются Уставом.
Органы самоуправления города Саратова: мэрия города Саратова, администрации районов города Саратова, Саратовская городская Дума. Органы самоуправления области: администрации городов, районов, поселков, сел и т.д.
Тема 14-17. Проектная деятельность.
Структура элективного курса.
№ | Тема занятия | К/час |
1 | Тема 1. Становление местного самоуправления в России. Модели местного самоуправления, цели, основные черты. Этапы становления местного самоуправления. Общинное самоуправление в 12-14 веках. | 1 |
2 | По страницам истории: основание Саратова. Три крепости на Волге. | 1 |
3 | Перемены XVIII века: флотилия Петра. Перемены в организации городского общественного управления. | 1 |
4 | Екатерина II: выборы в Городскую Думу. | 1 |
5 | Реформы Александра II. Саратовская губерния в конце XVIII – первой половине XIX века. | 1 |
6 | 1870 году - новое Городовое Положение. | 1 |
7 | Состав Саратовской городской управы. | 1 |
8 | Дуют ветры февраля: Саратовский городской Совет. Советская система местного управления в Саратовском Поволжье (1917–1941) | 1 |
9 | В годы Великой Отечественной войны: Деятельность Саратовского городского комитета обороны. | 1 |
10 | Конституция 1977 года: Городской Совет народных депутатов | 1 |
11 | Перестройка. Реформы на рубеже 1980– 1990-х гг. Деятельность местных Советов в новых условиях. | 1 |
12 | Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон №154-ФЗ от28.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Создание Саратовской областной думы и принятие Устава Саратовской области (1994). Восстановление должности губернатора. Губернатор Д. Ф. Аяцков (1996–2005). | 1 |
13 | Новые органы городского и сельского самоуправления: принципы формирования, структура, функции. Саратовская городская дума. | 1 |
14 | 1 | |
15 | Защита проектов | 1 |
16 | Защита проектов | 1 |
17 | Защита проектов | 1 |
Список литературы:
1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова -Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987
2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008.
3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994.
http://history64.ru/saratov16-18vek/saratov18s.html
https://disk.yandex.ru/client/disk
https://nsportal.ru/user/114144/page/istoriya-mestnogo-samoupravleniya-moego-kraya - разработка курса.
Посмотреть или скачать файл «Презентация курса.rar» — https://yadi.sk/d/CCPx88YA3U2ZEB
Посмотреть или скачать файл «Тема 1.ppt» — https://yadi.sk/i/KuMESMc53U2ZHe
Посмотреть или скачать файл «Тема 2.ppt» — https://yadi.sk/i/yZ7So-KI3U2ZLc
Посмотреть или скачать файл «Тема 3.ppt» — https://yadi.sk/i/Ds8LPZLj3U2ZSB
Посмотреть или скачать файл «Тема 4.ppt» — https://yadi.sk/i/sEH_r2803U2ZWM
Посмотреть или скачать файл «Тема 5.ppt» — https://yadi.sk/i/OINUAoMj3U2ZaB
Посмотреть или скачать файл «Тема 6.Трансформация управленческих структур в Среднем Поволжье после реформ.ppt» — https://yadi.sk/i/4rXGPo0V3U2Zf8
Посмотреть или скачать файл «Тема 7.pptx» — https://yadi.sk/d/YFFoqirx3U2Z6q
Посмотреть или скачать файл «Тема 8.ppt» — https://yadi.sk/i/ybueWI1s3U2ZiA
Посмотреть или скачать файл «Тема 9.ppt» — https://yadi.sk/i/xXIA_XGs3U2Zn7
Посмотреть или скачать файл «Тема 10.ppt» — https://yadi.sk/i/wpvHrAnP3U2ZqY
Посмотреть или скачать файл «Тема 11.ppt» — https://yadi.sk/i/IQ6u60tm3U2Zsc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»Материалы пре...
КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
УТВЕРЖДЕНАпротоколом заседания коллегииМинпросвещения Россииот «___»________ 2018 г. № ____ КОНЦЕПЦИЯпреподавания предметной области «Технология» в образовательных о...
КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Цели и задачи Концепции. Целью Концепции преподавания Физической культуры в образовательных организациях является: создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета и повыш...
Концепция преподавания учебного предмета «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы 2018г
Концепция преподавания учебного предмета Технология...
История местного самоуправления своего края
В работе рассказывается об органах местного самоуправления села Каменки...
КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Изменения в преподавании учебного предмета ОБЖ...
Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития системы биологического образования в Российской Федерации как част...