Поурочные разработки
план-конспект занятия по истории (6 класс)
Здесь находятся мои поурочные разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Палестина" 5 класс | 201.47 КБ |
Тема "Османская империя" 6 класс | 342.2 КБ |
Тема "Московский Кремль" | 60 КБ |
Презентация "Московский Кремль" | 2.67 МБ |
Игра- путешествие | 46 КБ |
Развитие математики в Древнем Египте | 110 КБ |
Презентация "Развитие математики в Древнем Египте | 2.76 МБ |
Брейн- ринг по истории средних веков | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Палестина. Израильское государство
Краткая информация по уроку
Урок по предмету «Всеобщая история» для 5 класса по теме «Палестина. Израильское государство.». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Изображение или фото», «Интерактивная хрестоматия первоисточников», «Исторические документы», «Обучающие видеоролики».
Тип урока
Комбинированный урок
Соответствует обновленному ФГОСВключен в Федеральный перечень ЭОР
Ключевые слова
ПАЛЕСТИНА
БИБЛИЯ
ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРЕДАНИЯ
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
ЦАРЬ СОЛОМОН
ИЗРАИЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Базовые понятия, единые для школьного образования
ОБЩЕСТВО О́БЩЕСТВО, различные формы совместной жизнедеятельности индивидов, объединённых общими условиями существования, интересами, нормами, ценностями, стремлениями, представлениями о мире и единой идентичностью. Это понятие часто применяется по отношению к более или менее значительным множествам людей, соединённых в нац.-гос. образования и проживающих на определённой, чётко ограниченной территории (напр., российское О., франц. О., брит. О.). Однако в широком социологич. смысле это понятие распространяется на самые разные формы совместной жизни людей, в т. ч. такие, как группа социальная, социальная сеть, классы социальные, церковь, община, сообщество, содружество, организация, ассоциация, союз, коллектив, компания, корпорация, товарищество, секта, банда, толпа и т. д. Оно включает в себя и совсем небольшие социальные образования, напр. малые группы (диады и триады, состоящие из двух или трёх индивидов, нуклеарные семьи и т. п.), и большие, в т. ч. глобальные, общества, достигающие масштабов великих цивилизаций, империй, больших нац. государств и их союзов, вплоть до мирового общества.
Источник: Большая российская энциклопедия
СОБЫТИЕ
СВЯЗЬ СВЯЗЬ, передача и приём информации с помощью различных технич. средств; отрасль экономики, обеспечивающая передачу и приём почтовых, телефонных, телеграфных, радио- и др. сообщений. В соответствии с характером применяемых средств разделяется на почтовую связь и электросвязь. См. также Телеграфия, Телефония, Радиосвязь, Оптическая связь, Сотовая связь, Интернет-телефония.
Источник: Большая российская энциклопедия
РЕЛИГИЯ РЕЛИ́ГИЯ, форма обществ. сознания, мировоззрение, миропонимание, основанное на вере. Этимология термина остаётся спорной. Наиболее признаваемым является вариант Лактанция, полагавшего, что термин происходит от лат. religo (вязать, связывать, привязывать, сковывать). К religo возводил Р. и Августин Блаженный. Некоторые исследователи, основываясь на трудах Цицерона, возводят термин «Р.» к relego (идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать). Ранние формы религ. верований складывались на основе первобытной мифологии (см. Миф). Первобытные верования и связанные с ними ритуалы (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, шаманизм и др.) образовывали в синкретич. мифологич. системе своеобразную проторелигию. В дальнейшем из мифологич. системы выделились искусство, Р., философия и др. Среди Р. выделяют политеистические (см. Политеизм), монотеистические (т. н. авраамические; см. Монотеизм) и генотеистические; мировые (буддизм, христианство и ислам) и национальные (иудаизм, синтоизм, сикхизм, индуизм и др.); теистические, пантеистические и нетеистические; традиционные (оказавшие значит. влияние на развитие отд. народов и цивилизаций) и нетрадиционные (новые религиозные движения); Р. Откровения и т. д. Крупнейшими Р. являются христианство (св. 2 млрд. чел. на нач. 21 в.), ислам (ок. 1,2 млрд. чел.), индуизм (ок. 800 млн. чел.), буддизм (св. 360 млн. чел.), сикхизм (св. 23 млн. чел.), иудаизм (ок. 14,5 млн. чел.), конфуцианство (св. 6 млн. чел.), синтоизм (ок. 2,8 млн. чел.), даосизм (ок. 2,7 млн. чел.). См. также Библия, Коран, Культ и др.
Источник: Большая российская энциклопедия
РАЗВИТИЕ
ПРОЦЕСС
ИНФОРМАЦИЯ ИНФОРМА́ЦИЯ (от лат. informatio – разъяснение, осведомление, понимание), сообщение или сигнал, совокупность данных, сведения, рассматриваемые в контексте их содержания, структурной организации, динамики (процессов создания, передачи, восприятия, использования, репрезентирования, анализа, хранения и т. п.). С сер. 20 в. понятие «И.» стало одной из исходных общенаучных категорий, что было связано с развитием информатики, кибернетики, информации теории и с распространением компьютерной техники.ИНФОРМА́ЦИЯ в праве, сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. И. как материальный и нематериальный объект является элементом любых отношений. Но благодаря развитию новых технологий её обработки и передачи в сер. 20 в. И. приобрела такие объективированные формы, которые сделали её самостоят. предметом производств., управленч., идеологич., экономич., личностных отношений. И. стала товаром в обмене и объектом работ и услуг. Она включена в систему правовых отношений (см. Информационное право). Конституция РФ и ряд междунар. правовых актов закрепляют право человека и гражданина на И., на свободный поиск, получение, передачу, производство, распространение И. любым законным способом. В Рос. Федерации проблемы И. урегулированы Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006). И. может являться объектом публичных, гражд. и иных правовых отношений; может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом др. лицу, если законом не установлены ограничения доступа к И. либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.ИНФОРМА́ЦИЯ в математике, общее название понятий, играющих фундаментальную роль в информатике, информации теории, кибернетике, а также в математической статистике. В каждой из этих дисциплин интуитивное представление об И. относительно к.-л. величин или явлений требует своего уточнения и формализации.
Источник: Большая российская энциклопедия
ИСТОЧНИК ИСТО́ЧНИКИ подземных вод (родники, ключи), естественные выходы подземных вод на поверхность суши или дна водоёмов. Образование И. обусловлено пересечением водоносных горизонтов отрицательными формами совр. рельефа (напр., речными долинами, балками, оврагами, озёрными котловинами), геолого-структурными особенностями местности (наличием трещин, зон тектонич. нарушений, контактов пород разл. состава), фильтрац. неоднородностью водовмещающих пород и др.ИСТО́ЧНИКИ ПРА́ВА, признаваемые национальной правовой системой юридич. формы внешнего выражения (закрепления) правовых норм. В зависимости от того, каким способом тому или иному правилу придаётся нормативный, общеобязательный характер, различают правовой обычай, нормативный правовой акт (статут), судебный прецедент, нормативный договор, общие принципы права («революционное правосознание»), идеи и доктрины. Каждая система права признаёт обычно неск. источников права, однако их значение в конкретный момент применительно к конкретной стране может быть неодинаковым и меняться в зависимости от разных историч. этапов, специфич. черт правовой системы, особенностей нац. права в рамках одной правовой семьи и конкретной отрасли права.
Источник: Большая российская энциклопедия
Этапы урока
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Целеполагание
Рекомендации для учителя
После знакомства с картой предложите учащимся:
1. Составить краткое описание Израильского царства (расположение, реки, моря, города, соседи и т.д.);
2. Составить краткое описание Иудейского царства (расположение, реки, моря, города, соседи и т.д.).
Заслушайте ответы учащихся.
Здесь возможно использовать работу в группах или парах. Непременное условие этой работы — добавление информации со стороны учащихся другой группы.
Далее кратко расскажите учащимся о филистимлянах: это народ, населявший в древности прибрежные равнины Палестины и известный преимущественно благодаря библейским источникам. Название «филистимляне» происходит от древнееврейского слова «плиштим» — «те, кто вторгается». Считается, что именно этот народ дал название Палестине.
Изображение или фото
Древняя Палестина
Рассмотрите карту и назови отмеченные на ней государства и народы.
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Обучающие видеоролики
Исторические документы
Заповеди Ветхого Завета
Прочитай фрагмент текста с изложением некоторых заповедей Ветхого Завета. Объясни, почему эти заповеди были важны и в Древнем мире, и имеют важное значение в современной жизни.
Заповеди Ветхого Завета.
Дан фрагмент текста десяти Заповедей Ветхого Завета. Их, согласно Библии, вручил Бог Моисею на горе Синай в Палестине.
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Не убий.
Не укради.
Не лжесвидетельствуй.
Не пожелай ничего чужого.
Цит. По (Исх.20:2–17; Втор. 5:6– 21)
Применение изученного материала
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Рекомендации для учителя
После выполнения задания обсудите ответы учащихся, акцентируя внимание на их отношении к действиям Соломона. Предложите учащимся привести прилагательные (3-4), характеризующие мудрость Соломона в данном случае.
В качестве домашнего задания предложите учащимся найти в дополнительных источниках информации легенды, подтверждающие мудрость царя Соломона. Задание может выполняться учащимися по желанию.
Интерактивная хрестоматия первоисточников
Притча о суде царя Соломона
Прочитайте притчу. Ответьте на вопросы:
1. Почему присутствующие сочли решение царя Соломона справедливым?
2. Чем руководствовался царь Соломон, принимая это решение?
Царь Соломон
Соломон (X век до н.э.) был третьим царём Израильского царства. Он построил знаменитый храм в Иерусалиме. Этот храм является главной святыней евреев. Соломон прославился своей мудростью.
Иерусалимский храм
Суд Соломона
Прочитайте притчу о суде Соломона.
«Однажды к царю Соломону пришли две женщины с просьбой решить их спор. Они жили в одном доме. Почти одновременно родили младенцев. Ночью один ребёнок умер. Обе женщины отказывались от мёртвого младенца. Каждая говорила, что именно её сын остался в живых. Они громко спорили перед царём. Соломон внимательно выслушал женщин и приказал принести меч. Затем приказал слугам разрубить живое дитя и дать каждой женщине по половине. Тогда громко воскликнула та женщина, чей действительно это был сын: «О господин мой! Отдайте ей живого ребёнка, не убивайте его!» А другая спокойно говорила: «Пусть будет ни мне, ни тебе, рубите!» Этого только и ждал справедливый и мудрый Соломон. Он велел отдать живого младенца первой женщине. Ведь никогда родная мать не пожелает смерти своему ребёнку. Присутствующих поразила мудрость царя Соломона».
Рафаэль Санти. Суд Соломона
(Цит.по: Г.И. Довгяло, О.В. Перзашкевич. Хрестоматия по истории Древнего мира. – Минск, 2001 – с.37.)
Предварительный просмотр:
Восточные государства в Средневековье
Краткая информация по уроку
Урок по предмету «Всеобщая история» для 6 класса по теме «Восточные государства в Средневековье». Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Исторические документы», «Карта (простая карта, условные обозначения содержатся непосредственно на карте)», «Самостоятельная работа».
Тип урока
Урок освоения новых знаний и умений
Соответствует обновленному ФГОСВключен в Федеральный перечень ЭОР
Ключевые слова
ОСМАНЫ
МОНГОЛЫ
СЕЛЬДЖУКИ
ТИМУР
ЧИНГИСХАН
УЛУС
Базовые понятия, единые для школьного образования
АЛГОРИТМАЛГОРИ́ТМ (от algorithmi – лат. написания араб. имени аль-Хорезми), инструкция, точное описание способа действия с использованием простых, общепонятных элементов (напр., операций). В математике понятие А. сужается и уточняется следующим образом. Действие состоит в последовательности переходов от одного состояния вычисления (процесса работы А.) к другому; состояния – это конструктивные объекты (напр., слова в данном алфавите; в частности, целые числа в десятичной или двоичной записи). А. также является конструктивным объектом. Первое состояние называется исходным данным, последнее – результатом работы А.АЛГОРИ́ТМ ВЫЧИСЛИ́ТЕЛЬНЫЙ, одно из осн. понятий вычислит. математики, последовательность действий, которая, начиная с заданных исходных данных, за конечное число шагов приводит к искомому результату.
Источник: Большая российская энциклопедия
БЕЗОПАСНОСТЬИНФОРМАЦИО́ННАЯ БЕЗОПА́СНОСТЬ, система защиты в информационной сфере от преднамеренных и непреднамеренных угроз и воздействий.
Источник: Большая российская энциклопедия
ВЕЛИЧИНАВЕЛИЧИНА́, одно из осн. математич. понятий, смысл которого с развитием математики подвергался ряду обобщений.В «Началах» Евклида были отчётливо сформулированы свойства В., называемые теперь (для отличия от дальнейших обобщений) положительными скалярными величинами. Это первоначальное понятие В. является непосредственным обобщением конкретных понятий, в частности длины, площади, объёма, массы и т. п.
Источник: Большая российская энциклопедия
РЕЛИГИЯРЕЛИ́ГИЯ, форма обществ. сознания, мировоззрение, миропонимание, основанное на вере. Этимология термина остаётся спорной. Наиболее признаваемым является вариант Лактанция, полагавшего, что термин происходит от лат. religo (вязать, связывать, привязывать, сковывать). К religo возводил Р. и Августин Блаженный. Некоторые исследователи, основываясь на трудах Цицерона, возводят термин «Р.» к relego (идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать). Ранние формы религ. верований складывались на основе первобытной мифологии (см. Миф). Первобытные верования и связанные с ними ритуалы (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, шаманизм и др.) образовывали в синкретич. мифологич. системе своеобразную проторелигию. В дальнейшем из мифологич. системы выделились искусство, Р., философия и др. Среди Р. выделяют политеистические (см. Политеизм), монотеистические (т. н. авраамические; см. Монотеизм) и генотеистические; мировые (буддизм, христианство и ислам) и национальные (иудаизм, синтоизм, сикхизм, индуизм и др.); теистические, пантеистические и нетеистические; традиционные (оказавшие значит. влияние на развитие отд. народов и цивилизаций) и нетрадиционные (новые религиозные движения); Р. Откровения и т. д. Крупнейшими Р. являются христианство (св. 2 млрд. чел. на нач. 21 в.), ислам (ок. 1,2 млрд. чел.), индуизм (ок. 800 млн. чел.), буддизм (св. 360 млн. чел.), сикхизм (св. 23 млн. чел.), иудаизм (ок. 14,5 млн. чел.), конфуцианство (св. 6 млн. чел.), синтоизм (ок. 2,8 млн. чел.), даосизм (ок. 2,7 млн. чел.). См. также Библия, Коран, Культ и др.
Источник: Большая российская энциклопедия
Этапы урока
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Рекомендации для учителя
После выполнения задания предложите нескольким учащимся прочитать свои вариантов. В этом случае непременно будут добавления и корректировка плана самими учащимися. Затем исправьте неверные формулировки и при необходимости дополните. Предложите учащимся записать план в тетрадь.
Вариант плана:
1. Есть некая земля среди стран Востока… которая именуется Монгал.
2. Эта земля имела некогда четыре народа: Йека-Монгал, Су-Монгал, Меркит, Мекрит.
3. В земле Йека-Монгал был некто, который назывался Чингис.
4. Людей же своего народа он преклонил к себе, и они следовали за ним, как за вождём, на все злодеяния.
5. Чингис начал сражаться с Су-Монгал, или Татарами, подчинил себе многих людей и убил их вождя, в продолжительной войне покорил себе всех Татар, привёл их себе в рабство.
6. Чингис сразился с Меркитами, страна которых была расположена возле земли Татар, и их также подчинил себе войною.
7. Чингис сразился против Мекритов и покорил их также…
После выполнения задания уместно задать учащимся несколько вопросов, ответы на которые также содержатся в тексте. Что автор пишет о Чингисе? Если такой человек стал вождём, как можно охарактеризовать монголов? Можно ли считать монголов единым народом? Что происходило в Монгольской империи во время её посещения Плано Карпини?
В заключение расскажите учащимся о происхождении названия «татары». Предложите сравнить научное трактование этого названия и мнение Плано Карпини. Подведите учащихся к пониманию, что не всегда можно абсолютно доверять воспоминаниям современников исторических событий.
После выполнения задания проведите фронтальную беседу по следующим дополнительным вопросам:
1) Как звали хана, объединившего все монгольские племена? (Чингисхан. Основатель и первый великий хан Монгольской империи.)
2) Территория какого из захваченных государств превратилась впоследствии в улус великого хана? (Китая. Там располагался улус великих ханов. Впоследствии, в процессе распада Монгольской империи на территории Китая была основана империя Юань под управлением наследников Чингисхана.)
3) В какое государство впоследствии превратился улус, граничащий с русскими землями (Русью). (Золотая орда. До 1266 г. – улус в составе Монгольской империи. Стала самостоятельным государством при хане Батые. В XIII в. под власть Золотой орды попали русские земли.)
4) Как звали хана, который создал сильное Монгольское государство в Средней Азии в XIV в.? (Тимур. Европейская версия имени Тимура – «Тамерлан», вероятно, происходит от тюркского прозвища «Тимур-и-Ленга», что означает «Тимур Хромой».)
5) Как называлась столица этого государства? (Самарканд. Крупнейший торговый город Азии, находился в центре Шёлкового пути.)
Исторические документы
Плано Карпини, «История Монгалов, именуемых нами Татарами»
Прочитайте фрагмент исторического источника и составьте развёрнутый (подтверждённый словами Плано Карпини) план рассказа о начале державы Татар.
Плано Карпини родился в 1182 г. в Умбрии. В 1245 г., в возрасте 63 лет, предпринял путешествие в Центральную Азию, посетил Монгольскую империю и оставил воспоминания об этом.
О начале державы Татар.
Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, т. е. великие Монгалы, второй назывался Су- Монгал, т. е. водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течёт чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит, четвертый – Мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям.
В земле Йека-Монгал был некто, который назывался Чингис; он начал быть сильным ловцом перед Господом, ибо он научил людей воровать и грабить добычу. Далее, он ходил в другие земли и не оставлял пленять и присоединять к себе кого только мог, людей же своего народа он преклонил к себе, и они следовали за ним, как за вождём, на все злодеяния. Далее, он начал сражаться с Су-Монгал, или Татарами, после того как подчинил себе многих людей и убил их вождя, в продолжительной войне покорил себе всех Татар, привёл их себе в рабство и подчинил. После этого, вместе со всеми ними, он сразился с Меркитами, страна которых была расположена возле земли Татар, и их также подчинил себе войною. Подвигаясь оттуда, он сразился против Мекритов и покорил их также…
Д. Кузнецов/ Хрестоматия по истории международных отношений В 5-ти книгах. Книга 2. Средние Века. / Кузнецов Д.– Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2013. – с. 801-802.
Карта (простая карта, условные обозначения содержатся непосредственно на карте)
Рассмотрите карты, прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Какие территориальные изменения произошли в Монгольской державе после смерти Чингисхана (Темучина)?
- На какие улусы была поделена Монгольская держава?
- О чём свидетельствует этот исторический факт?
- Объясните, почему держава Тимура оказалась недолговечной?
ай и Индия в XV – середне XVII в.
Карта приведена по Атласу истории Средних веков изд. 23-е, Москва, Дрофа, 2020. С.40
Завоевания монголов начались в начале XIII в. Объединённые под властью великого хана Темучина они вторглись в Китай. К 1217 г. все земли к северу от реки Хуанхэ были захвачены, а многие китайские города разрушены.
В 1219 г. Темучин с огромным войском двинулся в Среднюю Азию.
В 1220-1221 гг. монголы захватили и разрушили города-крепости Бухару, Самарканд, а затем и Хорезм. Практически вся Средняя Азия оказалась под властью монголов.
В 1223 г. на реке Калке монголы разгромили объединённое русско-половецкое войско.
После смерти Чингисхана страна была разделена на части – улусы, которые контролировали потомки Чингисхана. Всей империей правил великий хан. Им стал Угедей, сын Чингисхана, который завершил к 1234 г. завоевание Северного Китая. В 1236 г. монголы, возглавляемые внуком Чингисхана Батыем, начали великий поход на запад.
К концу XIII в. Монгольская империя распалась, улусы из частей единой империи превратились в самостоятельные государства. В середине XIV в. монголы были изгнаны из Китая.
Проверка первичного усвоения
Самостоятельная работа
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Применение изученного материала
Систематизация знаний и умений
Диагностическая работа
Задание 1
Задание 2
Предварительный просмотр:
Древний Кремль
Цели:
- сформировать представление о Москве как столице России
- показать взаимосвязь Москвы древней и современной
- раскрыть последовательность превращения древней
Москвы в столицу огромного государства
Задачи:
- обобщить знания учащихся о возникновении Москвы и особенностях архитектуры Кремля
- установить последовательность строительства Москвы
- способствовать развитию речи и коммуникативных способностей учащихся
Форма урока:
урок-презентация
Оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, затемнение, репродукции картин А.М. Васнецова, аудиозапись боя колокола и курантов, портреты великих князей, виды соборов Московского Кремля, щебень.
1-ый уч-к: Сегодня мы отправляемся в путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда только возникла Москва, но для начала ребята прочитают нам стихотворения о Москве.
1. Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни
И палаты и дворцы.
2. Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколь башен,
На семи твоих холмах!
3. На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных,
Это матушка Москва.
4. Процветай же славой вечной
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный
Коренной России град!
2-ой уч-к: Представьте себе, что мы с вами перенеслись на 800 с лишним лет назад. И вместо современного города с большими домами, асфальтированными улицами, автобусами и троллейбусами мы увидели бы на холме маленький деревянный городок за высоким тыном, под холмом – реку, а вокруг – густые, дремучие леса. Городок тот назывался Москов – по реке, протекавший под ним, и жили здесь славяне из племени вятичей. Пахали они землю, ловили рыбу, собирали в лесу мёд, ягоды разные, охотились на дикого зверя.
Репродукция картины «Пашня» (Слайд 1)
1-ый уч-к: Все земли, где жили славяне – вятичи: и леса, и реки, и деревни, и сам городок Москов, - принадлежали князю Юрию по прозвищу Долгорукий.
Портрет Юрия Долгорукого (Слайд 2)
Вот что рассказывает об этом древняя легенда.
Однажды объезжал князь Юрий Долгорукий со своей дружиной собственные владения. И вот среди глухих лесов и непроходимых болот на высоком холме предстала пред ним небольшая крепость, окружённая частоколом.
2-ой уч-к: Жил здесь славянский старейшина Стефан Кучко. Подъехал Юрий Долгорукий ближе, видит: не выходит Кучко встречать своего знатного гостя, не ведёт в свой терем, не оказывает чести. Удивился князь и послал своих дружинников узнать, в чём дело. А Кучко гордый был, непокорный. Велел передать князю, чтобы проезжал он дальше своею дорогой, пока цел, что скоро сам он Кучко сравняется с Князем богатством и силой. Не стерпел Юрий Долгорукий такой обиды и приказал Кучко убить.
1-ый уч-к: А у этого боярина было трое детей: два сына малолетних и красавица дочь Улита. На дочери Кучко князь Юрий женил своего сына Андрея Боголюбского и повелел ему отныне жить в Москве, а братьев Улиты отдал ему в услужение. Так поселился в Москве сын Юрия Долгорукого Князь Андрей. Застучали топоры на Боровицком холме, и выросла здесь со временем новая деревянная крепость.
Репродукция картины А.М. Васнецова «Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Ю.Долгоруким в 1156 г.» (Слайд 3)
2-ой уч-к: Как в сказке ярки и пестры
Стоят в Кремле Хоромы…
И всюду чудная резьба,
Расцветка, позолота.
Посмотришь – строилась изба,
А сделал сказку кто-то.
Вот так в Кремле среди дворов,
Прекрасное на диво,
Уменьем русских мастеров
Искусство выходило.
1-ый уч-к: Разрослась, разбогатела Москва, а новый князь Иван Калита построил вокруг неё дубовый Кремль.
Портрет Ивана Калиты (Слайд 4)
Строился этот Кремль на века, а простоял 30 с не большим лет.
Репродукция картины А.М. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите» (Слайд 5)
2-ой уч-к: Сорок лет земель московских не топтал татарский конь,
Но у старых стен кремлёвских был опасный враг – огонь.
Как в засушливое лето загорится что-то где-то,
Дым закружится седой в слободе за слободой.
1-ый уч-к: Тын за тыном, дом за домом, по лачугам, по хоромам
Запылает вся Москва, как в печи горят дрова…
Это было много раз.
Но пришёл однажды час и из города Коломны
На Москву возы ползут: для Кремля с каменоломни
Возит камень русский люд,
И былой стене на смену строит каменную стену
Небывалой красоты внук Ивана Калиты.
2-ой уч-к: В ту пору правил в Москве уже князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты.
Портрет князя Дмитрия Донского (Слайд 6)
Он-то и построил новый кремль из белого камня. Меньше, чем через год выросла вокруг Москвы грозная неприступная крепость.
Репродукция картины А.М. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском» (Слайд 7)
1-ый уч-к: Белый камень испытывали на прочность водой, огнём и молотом. На 2-3 дня камень погружали в воду. Если вес увеличивался незначительно, то такой камень можно использовать для строительства. Испытывали известняк и в огне. Если при нагревании камень не распадался на отдельные куски и не превращался в известь, то шёл на кладку стен. И, наконец, проверяли камень ударом молота. Подходящий для строительства камень должен был на части не распадаться и издавать высокий звон.
Показать учащимся кусок белого камня – щебень
2-ой уч-к: При московском князе Иване III Москва стала столицей всея Руси.
Портрет князя Ивана III (Слайд 8)
Нужно было Москву украсить соответственно её новой роли. И решил Иван III пригласить самых известных в то время строителей из Италии. Они то и построили новый кирпичный Кремль, тот самый, что стоит и поныне.
Репродукция картины А.М. Васнецова «Московский Кремль при Иване III» (Слайд 9)
1-ый уч-к: Кирпич как строительный материал был намного дешевле. Делали его из глины и песка. И того, и другого было много в Москве. Кирпич не был похож на современный, больше напоминал плитку. Толщина всего 4 см, длина и ширина примерно 17 см. Очень похож на паркетные дощечки. Каждый каменщик мог поднять кирпич одной рукой. Если какой-нибудь из них не умещался на нужном месте, его можно было расколоть одним ударом молотка пополам.
2-ой уч-к: По прочности кирпичная кладка не уступала белокаменной, лишь бы кирпичи были прочно соединены друг с другом. Соединяли их известковым раствором: в воде растворяли известь и добавляли песок. Надо было очень хорошо знать, сколько взять извести, песку, сколько налить воды. Когда такой раствор застывал, то становился твёрдым, как камень, «схватывался».
1-ый уч-к: И в самом Кремле решил князь всё перестроить. Для себя приказал отстроить новые каменные терема, а в центре крепости – новые соборы. Первым построили Успенский собор – самый главный. Показ репродукции Успенского собора (Слайд 10)
Успенский собор был одним из самых величественных, торжественных и красивых на Руси. Здесь венчали на царство русских царей, оглашали важные царские указы, посвящали в сан патриархов. В этом же соборе патриархов и хоронили. Когда собор был построен, радости москвичей не было предела. Великий князь по такому случаю семь дней пировал с боярами. Сегодня Успенский собор – это сокровищница древнерусского искусства, один из самых посещаемых музеев Московского Кремля. В дни церковных праздников здесь совершаются торжественные богослужения.
2-ой уч-к: Затем появился Архангельский собор.
Показ репродукции Архангельского собора (Слайд 11)
Этот собор являлся царской усыпальницей. Сейчас здесь находятся 54 захоронения великих московских князей и царей. Архангельский собор строили итальянские мастера, а посвящён храм Михаилу Архангелу, который почитался как покровитель ратного дела. По старинному обычаю перед военными походами московские князья приходили в свой родовой некрополь поклониться праху предков.
1-ый уч-к: Также в Московском Кремле был построен Благовещенский собор.
Показ репродукции Благовещенского собора (Слайд 12)
Этот собор сооружён в честь большого религиозного праздника – Благовещения. Собор являлся домовой церковью царей и соединялся переходом с царским дворцом. В нём русские цари венчались и крестили своих детей.
Благовещенский собор – это жемчужина древнерусской архитектуры.
2-ой уч-к: В 1505-1508 гг. в Кремле Боном Фрязиным была возведена колокольня «Иван Великий».
Показ репродукции колокольни «Иван Великий» (Слайд 13)
На колокольне висели самые большие колокола, и у каждого свой голос. В праздник на дальние вёрсты разносился торжественный радостный гул московских колоколов.
Колокольный звон (аудиозапись)
1-ый уч-к: Раньше это была самая высокая в городе колокольня. Она использовалась как сторожевая башня, потому что с её вершины обозревалось огромное пространство, и издалека можно было заметить приближающихся врагов. Завидев врага, Стражники ударяли в колокол, и народ собирался на защиту Москвы. Колокольня имела в высоту 81 м, а в арках висел 21 колокол.
2-ой уч-к: Рядом располагалась Ивановская площадь.
Показ репродукции Ивановской площади (Слайд 14)
Здесь постоянно толпился московский люд, приходивший искать защиты или управы на обидчика, разбирать свои дела. Здесь же на Ивановской площади наказывали кнутами воров, привязанных к столбам, а на шею им вешали ту вещь, которую они украли. Царские люди (подъячие) выкрикивали царские указы, и на площади всегда стоял шум и гам. Отсюда и поговорка: «Кричать на всю Ивановскую».
1-ый уч-к: Ребята, а какие ещё пословицы и поговорки, связанные с Кремлём и Москвой, вы знаете?
Учащиеся перечисляют пословицы и поговорки о Москве
«Москва – всем городам мать».
«Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная».
«Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
«За Москву – мать не страшно умирать».
«В Москву бресть – последнюю копейку несть».
«Славится Москва невестами, колоколами да калачами».
«Нет столько звону, что в Москве».
2-ой уч-к: Есть в Кремле два чуда литейного искусства: Царь-пушка, которая никогда не стреляла, и Царь-колокол, который никогда не звонил.
Показ репродукции Царь-пушки (Слайд 15)
Царь-пушка была самым крупным орудием в древности. Отлита она славным мастером Пушечного двора Андреем Чоховым в 1586 г. и весит 40 тонн. Эта пушка не сразу попала в Кремль. Сначала она стояла на Красной площади для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки декоративные, их не мог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тону каждое. И ядра, и лает, на котором стоит пушка, были отлиты гораздо позднее. Сама же пушка предназначалась для стрельбы мелким каменным дробом (картечью).
1-ый уч-к: А теперь вы видите Царь-колокол.
Показ репродукции Царь-колокола (Слайд 16)
Царь-колокол сразу стали отливать в Кремле. История этого колокола началась с того, что задумала однажды российская императрица Анна Иоановна отлить самый большой колокол, чтобы не было ему равного во всём мире. Вызвались отлить колокол два русских мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины. Целых три года готовились они к отливке, и работал с ними 100 помощников: плотников, чеканщиков, литейщиков. Наконец колокол был готов и лежал в литейной яме. Это было в 1733-1735 гг. И в это время случился в Кремле сильнейший пожар. Горело всё вокруг.
2-ой уч-к: В страшном огне гибли все кремлёвские постройки. Вот огонь подобрался к деревянным постройкам, конструкциям, окружавшим колокол. Испугались мастера, что от высокой температуры колокол может расплавиться, и стал заливать его холодно водой. И тут произошло непоправимое: от разницы температур колокол треснул и от него откололся «кусочек» весом в 11,5 тонн. Долго ещё пролежал колокол в земле, пока его с помощью специальных подъемных машин не извлекли из ямы и не установили на постаменте. Его вес – 200 тонн, а высота – 16,14 м. И стоит до сих пор Царь-колокол рядом с колокольней «Иван Великий».
1-ый уч-к: А сейчас, ребята, мы с вами попробуем разгадать небольшой кроссворд и посмотрим, всё ли вы запомнили из того, что услышали сегодня на уроке.
Кроссворд (Слайд 17)
По горизонтали:
2. Она стоит – могучий город русский
И никогда не склонит головы
Вся жизнь была безрадостной и тусклой
Когда б на свете не было ... (Москвы)
5. Главная площадь Москвы.
7. Художник, написавший ряд картин о Москве.
8. Фамилия боярина, владевшего усадьбой, на месте которой возник город Москва.
10. Собор, являвшийся домовой церковью русских царей.
12. Имя князя, при котором был построен Кремль из красного кирпича.
13. Как называлось племя славян, на территории которого возникла Москва?
По вертикали:
1. Строительный материал, из которого была построена красная стена Московского Кремля.
3. Самое высокое строение на территории Московского Кремля.
4. Главный собор Московского Кремля.
6. Другое название храма, церкви.
8. Прозвище князя, построившего вокруг Москвы дубовый Кремль.
9. Как называется огромный колокол, отлитый в Москве при императрице Анне Иоановне?
11. Имя князя основателя Москвы, имевшего прозвище Долгорукий.
1-ый уч-к: 1. №2 по горизонтали (Москва)
2-ой уч-к: 2. №3 по вертикали (колокольня)
1-ый уч-к: 3. №13 по горизонтали (вятичи)
2-ой уч-к: 4. №11 по вертикали (Юрий)
1-ый уч-к: 5. №8 по вертикали (Калита)
2-ой уч-к: 6. №8 по горизонтали (Кучко)
1-ый уч-к: 7. №1 по вертикали (кирпич)
2-ой уч-к: 8. №6 по вертикали (собор)
1-ый уч-к: 9. №9 по вертикали (царь)
2-ой уч-к: 10. №10 по горизонтали (Благовещенский)
1-ый уч-к: 11. №5 по горизонтали (Красная)
2-ой уч-к: 12. №4 по вертикали (Успенский)
1-ый уч-к: 13 №7 по горизонтали (Васнецов)
2-ой уч-к: 14. №12 по горизонтали (Иван)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Юрий Долгорукий
"Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Ю. Долгоруким в 1156 г". А Васнецов
Иван Калита
"Московский Кремль при Иване Калите". А Васнецов
Дмитрий Донской
"Московский Кремль при Дмитрии Донском". А Васнецов
Иван III
"Московский кремль при Иване III". А Васнецов
Успенский собор Кремля
Архангельский собор Кремля
Благовещенский собор Кремля
Колокольня Ивана Великого
Ивановская площадь
"Соборы Московского Кремля". А Васнецов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Предварительный просмотр:
Сценарий игры - путешествия по историческим станциям
Игра рассчитана на учащихся пятых классов. Однако при коррекции заданий в команду можно подбирать детей различных возрастов.
Игра-путешествие начинается со сбора учащихся в актовом зале.
Звучит музыка. Идет перекличка. Учитель знакомит (объясняет) детей с порядком проведения игры и членами жюри. На сцене зала весит большая карта с названиями всех станций, по которым будут путешествовать классы. При выходе класса на этап капитану команды вручается маршрутный лист, в котором указаны названия станций и будут проставляться отметки за пройденные этапы.
Маршрутный лист
Название станции | Работа на станции | Дисциплина |
5. Художественная | (Выставляются оценки за работу на станции. Указываются фамилии наиболее активных учащихся.) | (Оценивается дисциплина. Указываются фамилии нарушителей дисциплины.) |
Задания на станциях готовятся учителями-предметниками. Не следует устраивать большое количество станций, их оптимальное число - 5 Ведущий станции, принимающий команду на этапе объясняет задание, следит за его выполнением и выставляет в маршрутный лист оценку.
Особый интерес игре придают логические задания, с помощью которых команда узнает место проведения очередного этапа. Примеры подобных заданий приведены ниже. Логические задания команда получает, выполнив задание на станции.
К каждому классу прикрепляются два сопровождающих - старшеклассники. Станция работает в течение 10 минут. На переход от одной станции к другой отводится 3 минуты. Ведущими на станциях являются учителя и старшеклассники.
Музыкальная станция
Вопросы:
1. Каких русских композиторов вы знаете?
2. Какие музыкальные произведения ими были созданы?
3. Каких современных композиторов вы знаете?
4. Знаете ли вы песни о Москве?
Учащимся раздаются слова гимна Москвы (1 куплет). Ведущий станции кратко рассказывает о том, когда была написана эта песня.
« Моя Москва » (М. Лисянский, И. Дунаевский)
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться,
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Вместе с ведущими музыкальной станции дети разучивают первый куплет гимна.
Московская станция
Вопросы:
- Рассказать о происхождении названия нашего города. Откуда происходит название « Москва »?
- Кто изначально являлся владельцем московских земель?
- Как московские земли попали к Юрию Долгорукому?
- Какой год считается годом основания Москвы?
- Чем отличается современная Москва от Москвы XIII-XIV вв?
- Какие архитектурные памятники нашего города вы знаете?
- Какие скульптурные памятники вы знаете? Где они расположены?
- Кому был установлен первый скульптурный памятник в Москве? Где он находился?
- Назовите центральные улицы современной Москвы.
- Перечислите театры нашего города.
- Какие улицы нашего Юго-Западного округа вы знаете?
- Назовите исторические памятники нашего района.
- Перечислите музеи нашего района, в которых вы бывали.
- Назовите пословицы и поговорки о Москве.
Кремлевская станция
Вопросы:
- По древнему преданию Москва стоит семи холмах. Назовите любые из них.
- Когда и кем была основана столица нашей Родины Москва?
- Какая площадь является главной площадью Москвы?
Расшифруйте название.
- Что вы знаете об истории Кремля? Сколько башен Кремлевской стены, назовите, если сможете, объясните название.
- Сколько раз возводились стены вокруг Кремля? Какими они были?
- На какой из башен Кремля установлены часы и когда это произошло?
- В каких башнях Московского Кремля есть ворота? Назовите не менее трех.
- Какие соборы и архитектурные памятники расположены на территории Московского Кремля?
- Какой собор являлся местом венчания на царство?
- Какой собор был местом захоронения русских князей?
- Как раньше называлась Красная площадь? Какое значение имела?
- Когда и кем была отлита Царь-пушка? Где она находится?
- Кому был установлен первый скульптурный памятник Москве? Где он находится?
Художественная станция
Задание 1. «Мифологический сюжет»
Учащиеся в течение десяти минут должны на ватманском листе с помощью кистей и красок (приготовленных заранее) изобразить мифологический сюжет (по выбору). Каким он будет, дети решают самостоятельно. Для выполнения этого задания ребята выбирают пять человек. Остальные учащиеся выполняют второе задание.
Задание 2. Вопросы:
1. Каких русских художников вы знаете? Перечислите их картины.
2. Назовите московские художественные выставки и галереи.
3. Вспомните картины изображающие героев русских народных сказок и былинных героев. Назовите авторов этих картин.
4. Что такое миф?
Затем ведущий станции показывает учащимся репродукции различных мифологических сюжетов (ИКТ). Дети вспоминают, к какому мифу они относятся. Какие герои и боги изображены на демонстрируемой репродукции.
Историческая станция
Вопросы:
- Что означает слово «история»?
- Какие исторические источники вы знаете?
- Что изучает наука археология?
- Перечислите основные занятия древних людей.
- Что такое ремесло?
- Назовите государства древнего мира.
- Как возникла и развивалась письменность в Египте? Что такое иероглифы?
- Расскажите, кем и когда были созданы поэмы «Илиада» и «Одиссея»?
- Почему греки называли богов олимпийскими?
- Перечислите главных древнегреческих богов.
- Чем отличалось воспитание детей в Спарте от воспитания детей в Аттике?
- Что значит жить «по-спартански»?
- Перечислите источники рабства в Древней Греции.
- Что означает слово «демократия»?
- Кого называют «отцом истории»?
Логические задания
(для перехода от одной станции к другой)
1.Количество букв английского алфавита (26) помножьте на четное простое число (2), и идите в кабинет с соответствующим номером.
26 x 2 = 52 (кабинет № 52).
- Если на вашей двусторонней куртке карман на правом рукаве, то на каком рукаве он окажется, если вы выверните куртку? Если на правом - отправляйтесь в актовый зал, если на левом - в кабинет № 12. (Правильный ответ - на левом рукаве).
- К числу 33 прибавьте чертову дюжину, и идите в кабинет с соответствующим номером.
33 + 13 = 46 (кабинет № 46).
Если команда не справилась с логическим заданием, она получает помощь от организатора игры, но теряет очки. После прохождения всех станций команды собираются в актовом зале. Ведущие станций приходят вместе с последним классом. Маршрутные листы сдаются членам жюри. Пока жюри подводит итоги, анализируя маршрутные листы и подсчитывая очки, можно провести танцевальный конкурс.
Затем выступают ведущие всех станций, идет просмотр мифологических сюжетов, выполненных учащимися. Вручаются грамоты классам-победителям и наиболее активным учащимся за работу на станциях. В заключении исполняется первый куплет гимна Москвы, разученный ребятами на музыкальной станции.
Игра не предполагает зрителей.
Предварительный просмотр:
Развитие науки в Древнем Египте (интегрированный урок: история, математика)
Цели:
- ознакомление с историей развития научных знаний в Древнем Египте
- развитие пространственного и логического мышления
- обобщение и систематизация знаний обучающихся по темам: «Действия с натуральными числами», «Древний Египет»
- показать связь математики и истории
- способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся
Задачи:
- развитие вычислительных навыков, навыков устного счета
- работа с единицами измерения
- развитие умений рассуждать и анализировать
- развитие навыков работы с иллюстрированным материалом
- развитие познавательного интереса к математике и истории
- воспитание уважения к культуре других народов
- развитие навыков работы в группе
Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая
Тип урока: изучение нового материала, интегрированный урок
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрации, практическая работа
Оборудование:
- схема внутреннего строения пирамиды Хеопса
- таблица древнеегипетских цифр-иероглифов
- мультимедийная презентация по теме урока, подготовленная в MS Power Point
- ноутбук, мультимедийный проектор, экран, затемнение
Учитель истории
Сегодня у нас особенный урок, не такой как обычно. Как вы думаете, в чем его особенность? (история + математика)
Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Что сегодня мы будем изучать? О чем говорить?
Итак, тема нашего урока: «Развитие наук в Древнем Египте».
Повторение ранее изученного материала
Учитель истории
Вопросы:
1. Где расположен Древний Египет? (Северная Африка) (Слайд №2)
2. Какая река протекает по территории Древнего Египта? (Нил) (Слайд №3-4)
3. Кто управлял государством? (Фараон) (Слайд №5)
4. Чем занимались египтяне? (Земледелием, скотоводством, ремеслом) (Слайды №№6,7,8)
5. Когда в Египте завершилась борьба между двумя царствами, и произошло их объединение в единое государство? (в 3000 г. до н. э.)
6. Сколько лет тому назад произошло это событие? (3000 + 2013 = 5013)
Учитель математики
Сегодня на уроке мы погрузимся в далекое прошлое. Как выдумаете, какие арифметические действия нам предстоит выполнить? (Сложение, вычитание, умножение, деление)
Математические задачи помогут нам с вами стать участниками событий прошлого. Как обычно на уроке математики мы начинаем с устного счета.
Устный счет. Математические цепочки (Слайд №9)
Получившиеся ответы соответствуют буквам. Давайте, расставим ответы в порядке возрастания.
Теперь мы можем прочитать слово, которое у нас получилось. (Тутмос)
Учитель истории
Вопрос: Кто такой Тутмос? (Египетский фараон, стоявший во главе государства около 1500 г. до н.э., совершивший самые крупные завоевания за всю историю Древнего Египта. При нем египтяне захватили Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, совершали успешные походы в Азию – граница Египетского царства была отодвинута до реки Евфрат)
Задача (на логику)
Египетский вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. Однажды, на пруду расцвел цветок лотоса. Каждый день число цветков удваивалось, и на десятый день весь пруд покрылся цветами. На какой день покрылась цветами половина водоема? (на 9-ый день)
Учитель математики
Определение цели урока совместно с обучающимися
Сегодня мы будем говорить о развитии наук, в частности математики, в Древнем Египте. Давайте попробуем все вместе определить цель нашего урока. Что мы должны узнать и понять сегодня? (Понять, как древние египтяне использовали знания математики и других наук в различных сферах жизни и деятельности, как, где и в чем их применяли.)
Изучение нового материала
Учитель истории
Жизнь древних египтян не стояла на месте. С течением времени происходили изменения в хозяйственной жизни людей, что привело к наблюдению египтян за природой.
Например, занятия сельским хозяйством привело к наблюдению за звездами и развитию, какой науки? (Астрономии)
Занимались этим жрецы. (Слайд №10) Они составили календарь, научились определять время разлива Нила и предсказывать солнечные и лунные затмения.
Вопросы:
1. Как знания о разливах Нила, лунных и солнечных затмениях могли использовать жрецы? (Связь с богами)
2. Как ими пользовались крестьяне?
3. Знаний, какой науки требовала работа ремесленников? (Математики)
4. Для чего нужны были математические знания ремесленникам разных специальностей:
а) кузнецу
б) столяру
в) ювелиру
г) всем ремесленникам
(Для заключения договоров, подсчета количества необходимого сырья и количества изготовленных изделий, денежных расчетов и т.д.)
5. Нужны ли знания по математике крестьянам? (Для подсчета количества собранного урожая, определения размеров поля, для выплаты налогов фараону, денежных расчетов и т.д.)
6. Кто в Древнем Египте должен был знать математику лучше всех? Почему? (Чиновники, они собирали налоги, подсчитывали долги, составляли документы) (Слайд №11)
Таким образом, мы видим, что без знания математики не возможно было обойтись ни в одной из сфер деятельности египтян.
Так, каких же успехов они достигли в этой области?
Учитель математики
Восточная математика возникла как прикладная наука, имевшая целью облегчить календарные расчеты, распределение урожая, организацию общественных работ и сбор налогов. Вначале главным делом были арифметические расчеты и измерения. Постепенно наукой стали заниматься ради нее самой, постигая ее многочисленные тайны. Сведения о восточной математике весьма отрывочны. (Слайд №12) (Рассмотреть таблицу египетской нумерации)
Учитель истории
Египтяне пользовались папирусом. Вы знаете, что папирус – материал, похожий на бумагу, который изготовляли из стеблей папируса. Значительная часть памятников письменности египтян сохранилась благодаря сухому климату. (Рассмотреть папирусы современного производства)
Учитель математики
Источником большей части наших сведений о египетской математике являются два математических папируса. Один из них – папирус Райнда (Слайд №13),написанный около 1650 г. до н.э. Папирус содержит 84 задачи. Математика, которая в них изложена, основана на десятичной системе счисления. (Слайд №14)
На основе такой системы египтяне построили арифметику, которая сводилась к повторным сложениям всех умножений.
Самой замечательной чертой египетской арифметики являются действия с дробями. (Слайд №15)
Многие задачи очень просты и сводятся к уравнению с одним неизвестным. Для неизвестного в уравнении существовал иероглиф произносившийся «хау» или «аха», поэтому египетскую алгебру иногда называют «хау-исчеслением».
Большая часть задач из папируса Райнда относится к арифметике. В задачах речь идет о количестве хлеба и различных сортов пива, о кормлении животных и хранении зерна, и это указывает практическое происхождение такой запутанной арифметики. Мы даже встречаем задачу о кошках. (Слайд №16)
Задача
В доме живет 7 кошек,
Каждая кошка съедает 7 мышей,
Каждая мышь съедает 7 колосьев,
Каждый колос дает 7 растений,
На каждом растении вырастает 7 мер зерна.
Сколько всех вместе?
Что необычно в этой задаче?
В задаче нужно ответить на вопрос: сколько всех вместе. Автора задачи не интересует, о каких вещах или предметах идет речь, однородны они или разнородны – важно только их общее количество. Значит, очень давно египтяне представляли себе не число кошек, колосьев или мышей, а именно само по себе число. А ведь это совсем не так просто!
Учитель истории
Хочется отметить, что эта задача является задачей-путешественницей. В XIII веке итальянский математик Леонардо Пизанский (слайд №17) привел в своей книге задачу, не отличающуюся от египетской, хотя со времени написания папируса Райнда и минуло несколько тысячелетий.
Семь старух отправились в Рим.
У каждой старухи было по 7 ослов,
Каждый осел, нес по 7 мешков,
В каждом мешке лежало по 7 хлебов,
В каждом хлебе по 7 ножей,
Каждый нож в 7 ножнах.
Сколько всего предметов?
И на Руси решались похожие задачи.
Шли 7 старцев,
У каждого старца по семи костылей,
На каждом костыле по семи сучков,
На каждом сучке по семи кошелей,
В каждом кошеле по семи пирогов,
В каждом пироге по семи воробьев.
Сколько всего?
Ведь это та же задача, что и из папируса Райнда! Прожив тысячелетия, она сохранилась почти неизменной.
Учитель математики
В одной из египетских пирамид ученые обнаружили на каменной плите гробницы выгравированное иероглифами число 2520. Трудно сказать, за что выпала такая честь на долю этого числа. Может быть, за то, что оно без остатка делится на все без исключения целые числа от 1 до 10. Давайте проверим, так ли это.
(Обучающиеся делят число 2520 на любые числа от 1 до 10, по желанию)
Задача (Слайд №18)
Одновременно навстречу друг другу вышли два корабля. Один из них торговый, направлялся от дельты Нила на юг и имел собственную скорость 14 км/ч. Другой, военный, двигался навстречу первому и имел собственную скорость 15 км/ч. Найти длину Нила, если встретились корабли через 8 дней. Скорость течения Нила – 2 км/ч, а пункт отправления военного корабля находился на расстоянии 192 км от истока реки.
Решение:
Обсуждается план решения задачи. На экране составляется схема движения кораблей.
Для тех, кто быстрее всех решит задачу – дополнительный вопрос: как изменится ответ в задаче, если скорость течения Нила будет 3км/ч?
1) 24 ∙ 8 =192(ч) время движения кораблей.
2) 14 – 2 = 12 (км/ч) скорость торгового корабля.
3) 15 + 2 = 17 (км/ч) скорость военного корабля.
4) 12 + 17 = 29 (км/ч) скорость сближения.
5) 29 ∙ 192 = 5568 (км) расстояние, пройденное двумя кораблями.
6) 5568 + 192 =5760 (км) длина Нила.
Ответ: 5760 км.
Скорость сближения не зависит от скорости течения реки.
Учитель истории
Потребность в математике была вызвана огромным размахом строительных работ, производимых египтянами. Они строили дома, дворцы фараонов, храмы, лабиринты, пирамиды.
Пирамиды – усыпальницы фараонов. Согласно религиозным верованиям египтян тело человека следует сохранить, чтобы душа могла вновь вселиться в него в царстве мертвых. Для жизни в этом царстве нужен был дом. Таким домом для фараонов становилась пирамида.
Пирамиды строились в пустыне на правом берегу Нила. Самая крупная пирамида – пирамида Хеопса. (Слайд №19) Она была построена около 2600 г. до н.э.
Высота – 146,6 м (50 этажный дом)
Площадь основания – 230 x 230 м
Вес – 6 400 000 тонн
Состоит из 2 млн. каменных блоков (вес каждого – 7,5 тонн)
Чтобы обойти ее кругом, нужно пройти целый километр.
Для такого тяжелого сооружения была необходима прочная площадка, чтобы пирамида от своей тяжести не ушла в землю. При проектировании углов пирамиды архитекторы ориентировались по звездам. Блоки вырубали и обтесывали в каменоломне (Слайд №20), переправляли на лодках через Нил и тащили дальше волоком. (Слайд №21) Дорогу от каменоломни до пирамиды строили в течение 10 лет. Саму пирамиду возводило 100 000 человек. Это были в основном крестьяне. Труд рабов использовали мало.
Пирамида построена ступенчато (Слайд №22), она состоит из 128 слоев. Затем все выступы были заложены камнем. В завершении работ четыре треугольные грани пирамиды (показать грани на макете пирамиды) были облицованы плитами из белого известняка. Плиты были подогнаны с точностью до миллиметра. Внешние плиты были отшлифованы до зеркального блеска.
Учитель математики
Задача (Слайд №23)
На строительство пирамиды Хеопса потребовалось 2 482 000 каменных блоков. Ежедневно устанавливалось по 340 блоков. Сколько времени строилась пирамида?
Решение: 2 482 000 : 340 = 7 300 (дней)
В какие более крупные единицы времени можно перевести 7 300 дней?
7 300 : 365 = 20 (лет)
Задача (Слайд №24)
Вычислите площадь основания пирамиды Хеопса, если в ее основании лежит квадрат, одна сторона которого равна 230м.
Решение: 230 x 2 = 460 (кв.м)
Учитель истории
Внутри пирамида не состоит из сплошного камня. Здесь существует целая система ходов (Слайд №25), самый большой – длиной 47 м ведет к камере фараона (Слайд №26), помещению, где должно быть погребено тело фараона. Эта камера огромна – длина 10,5м * высота 5,3м * ширина 5,8м (Слайд №27) Эта комната целиком облицована гранитными плитами и не украшена никаким орнаментом. Внутри стоит огромный саркофаг, который был занесен сюда во время строительства.
Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света. Пирамида Хеопса – первое чудо света. Перед ней находится большой сфинкс, высеченный из целого куска скалы. (Слайд №28)
Задача (Слайд №29)
А теперь, откроем тайны Большого сфинкса.
Большой сфинкс имеет длину 57 м, высоту 20 м, 11м 50 см в плечах, ширина лица 4 м 17 см. У статуи отсутствует нос шириной 1м 3 см. А, какими мерами длины пользовались древние египтяне?
Другие единицы длины: локоть – 440 мм, ладонь – 60 мм, палец – 15 мм. Выразим ширину носа Большого сфинкса в древних мерах длины.
Решение: 1 м 3 см = 1030 мм
1030 :440 =2(150)
150 : 60 =2(30)
30 : 15 = 2, 1 м 3 см = 2 локтя, 2 ладони, 2 пальца
Все в мире подвластно времени, но время подвластно пирамидам.
Еще одна из наук получила в Египте возможности для своего развития. Эта наука – медицина. Египтяне изготавливали лекарства, делали операции. Они знали внутреннее строение органов человека, умели проводить диагностику по биению пульса.
Вопрос:
Почему столь высокий уровень развития медицины был возможен именно в Древнем Египте? (изготовление мумий, отсутствие запрета на изучение тела человека)
Мы с вами видим, что Древний Египет был страной с уникальной культурой, высоким уровнем развития науки, чьи достижения используются различными народами и до настоящего времени.
Учитель математики
Теперь давайте попробуем разгадать зашифрованную фразу. (Слайд №30)
Обучающиеся делятся на 4 группы и получают карточки с зашифрованными словами.
КАРТОЧКА №1 12+1088 24+12-0-32 (15-15)×4+1 0×1234 37-(2+4)×2 18-2×3 | КАРТОЧКА №2 121:11 (81:9+41):5×7 (24-1)×(5+2) 3×15 35+9+5 18-2×3 286-124 |
КАРТОЧКА №3 37-(2+4)×2 0:38+3×12 35+9+5 (18-3):5 18-3×2 | КАРТОЧКА №4 112:4-11×2 3×15-45 112:4-11×2 0×1234 35+9+5 112:4-11×2 37-(2+4)×2 (15-15)×4+1 |
Осуществляя арифметические действия, обучающиеся определяют зашифрованное слово (Слайд №31), и вместе составляют фразу.
(Слайд №32)
Тестирование
Вариант I
А1. Где располагался Древний Египет?
а) в Центральной Африке | в) в Северо-Восточной Африке |
б) в Северной Африке | г) в Юго-Западной Африке |
А2. Сколько лет назад произошло объединение двух египетских царств в единое государство?
а) 3000 г. до н.э. | в) 5013 г. до н.э. |
б) 3000 лет тому назад | г) 5013 лет тому назад |
А3. Кто такой Хеопс?
а) математик | в) ученый |
б) фараон | г) чиновник |
А4. Кто строил пирамиды?
а) строители | в) крестьяне |
б) рабы | г) ремесленники |
А5. Кто в Древнем Египте должен был лучше всех знать математику?
а) чиновники | в) ремесленники |
б) фараон | г) крестьяне |
А6. Как называли бога, который являлся царем среди древнеегипетских богов?
а) Апис | в) Анубис |
б) Маат | г) Амон-Ра |
А7. Для чего древние египтяне строили пирамиды?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вариант II
А1. Какая река протекает по территории Древнего Египта?
а) Ниагара | в) Нил |
б) Нева | г) Нарва |
А2. Кто такой Тутмос III?
а) математик | в) чиновник |
б) фараон | г) ученый |
А3. Как называется самый известный древнеегипетский папирус?
а) папирус Римана | в) папирус Раймана |
б) папирус Рериха | г) папирус Райнда |
А4. Кто мог удостоиться чести поцеловать сандалию фараона?
а) писец | в) вельможа |
б) воин | г) раб |
А5. Сколько нужно пройти километров, чтобы обойти пирамиду Хеопса?
а) 1 км | в) 3 км |
б) 2 км | г) 4 км |
А6. Кто помогал фараону управлять государством?
а) крестьяне | в) жрецы |
б) ремесленники | г) чиновники |
А7. Какие арифметические действия знали египтяне?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Творческое задание (сценка) (Слайд № 33)
Подготовка осуществляется накануне проведения урока. Обучающиеся не принимающие участие в сценке, должны понять, кто является действующими лицами данной сцены.
Звучит этническая музыка. Появляется фараон в сопровождении слуг. У одного из слуг в руках опахало. Фараон садится на трон, в руках держит жезл и плеть. Заходят вельможи, приближаются к фараону, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, встают на колени и падают лицом вниз, оставаясь в такой позе.
Фараон приказывает встать и, обращаясь к каждому вельможе поочередно, говорит:
- Ты, будешь распоряжаться работами в каменоломнях
- Ты, будешь вершить суд и расправу, разберешь дело о заговоре тайных врагов во дворце
- Ты, будешь следить, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну
- Ты, возглавишь военный поход в пограничную область Азии
Фараон, обращаясь ко всем вельможам:
- Возьми в подчинение отряды вооруженных воинов, стражников и писцов
Фараон, обращаясь к последнему вельможе:
- Ну, а ты по особой моей милости, будешь носителем царских сандалий
Вельможи кланяются.
Последний вельможа:
- О, дающий жизнь, подобно Ра. Мы, ничтожные людишки, которые всем обязаны лишь твоим благодеяниям
Второй вельможа:
- Да поступит повелитель так, как будет ему угодно
Вельможи опускают головы.
Третий вельможа:
- Ибо все мы дышим воздухом лишь по твоей милости
Звучит этническая музыка. Вельможи пятятся, не поворачиваясь спиной к фараону.
Учитель истории
Заключение
Мы с вами провели необычный урок – одновременно повторили темы, ранее изученные на уроках истории и математики, узнали новое. Многие россияне, в том числе и дети, сегодня путешествуют в Египет, чтобы своими глазами увидеть исторические достопримечательности страны фараонов и пирамид. Если вы поедете в Египет, вам будет легче понять прошлое этой удивительной страны.
Теперь давайте подведем итоги нашего занятия.
Рефлексия
Вопросы (учителя истории и математики задают по очереди):
1. Что нового мы узнал сегодня на уроке?
2. Какие темы по математике мы повторили на уроке?
3. Как вы думаете, могли ли египтяне построить пирамиды, не имея знаний такой науки как математика?
4. Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
5. Как вы думаете, что не получилось? В чем возникли трудности?
6. Что вас поразило больше всего из того, что вы узнали о математических знаниях египтян?
7. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание:
История (Слайд №34)
§11 с.61 вопросы №№ 2, 3 (устно)
1. Для чего и как египтяне использовали научные знания? Какие знания были нужны писцам и жрецам, руководившим постройкой пирамиды?
2. С какой целью сооружались пирамиды? Что давало фараонам возможность и средства для их возведения?
3. Опишите пирамиду фараона Хеопса. Когда она была построена?
Математика (Слайд №35)
Задача №1. В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина: возничий и стрелок. Войско делилось на отряды – по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в войске фараона и сколько было отрядов
Задача №2 100000 египтян строили пирамиду Хеопса в течение 20 лет. Сколько лет понадобилось бы египтянам на строительство, если бы в нем было задействовано 200000 человек?
Задача №3 Пирамида состоит из 2 млн. каменных блоков весом по 7500 кг. Определите вес пирамиды.
Оценки за работу на уроке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фараон
Земледельцы Древнего Египта
Ремесленники Древнего Египта
760 О -180 :2 -230 30 У х12 +240 :20 81 Т :9 +9 х3 20 Т х90 -1700 :4 540 С :60 +31 х70 240 М +48 :8 х50
Египетские жрецы
Египетские чиновники
Папирус Райнда
Задача из папируса Райнда
Леонардо Пизанский
Пирамида Хеопса
Задача Одновременно навстречу друг другу вышли два корабля. Один из них торговый, направлялся от дельты Нила на юг и имел собственную скорость 14 км/ч. Другой, военный, двигался навстречу первому и имел собственную скорость 15 км/ч. Найдите длину Нила, если корабли встретились через 8 дней. Скорость течения Нила – 2 км/ч, а пункт отправления военного корабля находился на расстоянии 192 км от истока реки. Решение: 1) 24 x 8=192 (ч) – время движения кораблей 2) 14-2=12 (км/ч) – скорость торгового корабля 3) 15+2=17 (км/ч) – скорость военного корабля 4) 12+17=29 (км/ч) – скорость сближения 5) 29 x 192=5568 (км) – расстояние, пройденное двумя кораблями 6) 5568+192=5760 (км) – длина Нила Ответ: 5760 км
Строительство
Решение: 2482000 : 340 = 7300 (дней) 7300 : 365 = 20 (лет) Задача На строительство пирамиды Хеопса потребовалось 2 482 000 каменных блока. Ежедневно устанавливалось по 340 блоков. Сколько времени строилась пирамида ?
Решение: 230 x 20 = 460 (кв. м) Задача Вычислите площадь основания пирамиды Хеопса, если в ее основании лежит квадрат, одна сторона которого равна 230 м.
Система ходов внутри пирамиды
Камера фараона
Сфинкс
Решение: 1 м 3 см = 1030 мм 1030 : 440 = 2 (150) 150 : 60 = 2 (30) 30 6 15 = 2,1 м 3 см = 2 локтя, 2 ладони, 2 пальца Задача Большой сфинкс имеет длину 57 м, высоту 20 м, 11м 50 см в плечах, ширина лица 4м 17 см. У статуи отсутствует нос шириной 1м 3 см. А какими мерами длины пользовались древние египтяне? Другие единицы длины: локоть 440 мм, ладонь 60 мм, палец – 15 мм. Выразим ширину носа Большого сфинкса в древних мерах длины.
Домашнее задание 1. Для чего и как египтяне использовали научные знания? Какие знания были нужны писцам и жрецам, руководившим постройкой пирамиды? 2. С какой целью сооружались пирамиды? Что давало фараонам возможность и средства для их возведения? 3. Опишите пирамиду фараона Хеопса. Когда она была построена?
Домашнее задание Задача №1 В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина: возничий и стрелок. Войско делилось на отряды – по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в войске фараона и сколько было отрядов Задача №2 100000 египтян строили пирамиду Хеопса в течение 20 лет. Сколько лет понадобилось бы египтянам на строительство, если бы в нем участвовало 200000 человек? Задача №3 Пирамида состоит из 2 млн. каменных блоков весом по 7 тонн 500 килограмм каждый. Определите вес пирамиды.
Предварительный просмотр:
Сценарий брейн-ринга по истории средних веков для учащихся 6-х классов
Накануне игры каждый класс выбирает команду в составе шести человек, капитана, готовит представление команды. Игра проходит в актовом зале.
Звучит музыка. Ведущий представляет жюри, объясняет правила игры. Команды приглашаются за игровые столы, расставленные в центре зала. Капитаны команд приглашаются для жеребьевки.
I. Представление команд
На представление каждой команде отводится 5-7 минут. Каждая команда должна иметь название, девиз, эмблему, элементы костюма. Могут прозвучать стихи, песни о школе, о предмете. Жюри оценивает данный конкурс по пятибалльной системе.
Затем все команды занимают свои игровые места.
Ведущий задаёт вопрос. Команде даётся одна минута на обсуждение. Затем команды отвечают. Если команда готова дать ответ раньше, то она поднимает специально приготовленную табличку. За правильный ответ команда получает - 1 балл, за не точный ответ - 0,5 балла. Если ни одна из команд не может дать правильный ответ на поставленный вопрос право ответа предоставляется болельщикам. Правильно ответив на вопрос, болельщики приносят своей команде - 0,5 балла.
II. Вопросы
1. Что такое Великое переселение народов? Когда оно началось?
(С конца IV в. германцы целыми племенами снимались с родных мест и отправлялись в далекие походы. Цель – захват плодородных земель и военной добычи.)
2. Перечислите особые правила рыцарской чести.
(1. Рыцарь должен искать подвиги;
2. Борьба с врагами христианской веры;
3. Защита слабых и обиженных, вдов и сирот;
4. Поклоняться прекрасной даме.)
3. Что такое феодальная вотчина?
(Это большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. В центре вотчины располагался господский двор, позднее замок.)
4. Что такое повинности? Какие повинности должны были нести зависимые крестьяне?
(Повинности – это принудительные обязанности.
Барщина – это даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.
Оброк – доля продуктов крестьянского хозяйства, которую крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины.)
5. Дайте характеристику понятию натуральное хозяйство.
(Это хозяйство, в котором продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления.)
6. Что такое Каролингское Возрождение?
(Это подъем культуры, который начался во Франкской империи при Карле Великом.)
7. Какие две крупнейшие династии франкских правителей вы можете назвать?
(- Меровинги (основана в конце X века вождем франков Хлодвигом)
- Каролинги (основана Пипином Коротким, отцом Карла Великого)
8. Что такое инквизиция?
(Специальный церковный суд для борьбы с еретиками, созданный папой в XIII в. В переводе с латинского означает «расследование». Орудие подавления религиозного инакомыслия)
9. Когда произошел раздел христианской церкви на католическую и православную?
(1054 году)
*10. Текст с ошибками.
Утром 1128 г. рыцарь Альберт ожидал гостей в своем монастыре. Приглашенные крестьяне должны были принять участие в турнире, посвященном приезду американских послов. Вся Французская республика готовилась к торжественной встрече. Облаченный в нарядные латы рыцарь прошелся по залам, оглядывая хозяйским глазом приготовления к празднику. Казалось, что все на своих местах: столы застелены арабскими шелками, гобелены на стенах радуют взор, переливаясь в солнечном свете, льющемся через широкие окна донжона. Довольный осмотром Альберт прошел на кухню и лично приготовил несколько блюд из дичи, овощей и картофеля.
Наконец, показались и первые гости. Турнир открыли герольды и объявили о начале состязаний в фехтовании, стрельбе и кулачном бое. Победитель получил награду из рук владельца замка. День закончился торжественным пиром.
11. Что такое донжон?
(Главная башня в замке феодала, возвышающаяся над всеми постройками.)
*12. Перечислите цели крестовых походов.
(В 1095 году папа призвал народ двинуться в восточные страны для «освобождения гроба Господня из рук неверных» - мусульман.
Цели участников походов:
а). получить полное прощение грехов
б). приобретение новых земель и богатств
в). папа римский стремился усилить свою власть и увеличить доходы, подчинив себе восточные страны
г). феодалы стремились разграбить богатые восточные города
д). крестьяне видели возможность уйти от своих господ.)
13. Каким было второе название Восточной Римской империи?
(Византия)
14. Ученые судьи всячески пытались сбить и запутать неграмотную девушку. Но на вопросы она отвечала разумно и с достоинством. Когда ей задали вопрос: «Ненавидит ли Бог англичан?» - она отвечала: «Этого я не знаю. Но убеждена, что англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, кто найдет здесь гибель, и Бог пошлет моему народу победу над англичанами».
Кто эта девушка?
(Народная героиня Франции Жанна д'Арк.)
*15. Задание на карточках.
Средневековое общество состояло из трех больших групп людей. Образно эти группы назывались так:
- те, кто молится
- те, кто воюет
- те, кто трудится
Задание:
Поставьте буквы в правильном порядке и восстановите названия этих групп. Соедините линиями сословие и тех, кто его представляет:
А – стьеснярквот (крестьянство)
Б – цорарстыв (рыцарство)
В – овтснеовухд (духовенство)
1. Приходские священники А 8. Рыцари
2. Ремесленники 9. Крестьяне
3. Графы 10. Король
4. Архиепископы Б 11. Аббаты
5. Бароны 12. Монахи
6. Папа Римский 13. Маркизы
7. Епископы В 14. Купцы
*16. Когда, где и между кем произошла война «Алой и Белой розы»?
(1455-1485, Англия, между различными ветвями династии Плантагенетов, Ланкастерами и Йорками. Причина: борьба за престол. Победу одержала династия Ланкастеров во главе с Генрихом Тюдором. Началось правление династии Тюдоров.)
17. Перечислите предметы, изучавшиеся в средневековых школах.
(Низший уровень: грамматика
риторика (красноречие)
диалектика (искусство спора)
Высший уровень: арифметика
геометрия
астрономия
музыка
Обучение велось на латинском языке.)
18. Столетняя война, её участники, основная причина?
(1337-1453, Англия и Франция, объединение Франции.)
19. Сейчас прозвучит фрагмент из произведения Мориса Равеля (на экране портрет Мориса Равеля). Внимательно прослушайте и назовите данное произведение.
(«Болеро»)
20.Что такое эпоха Великих географических открытий?
(Это эпоха активного изучения европейскими мореплавателями и землепроходцами поверхности земного шара.)
21. Что такое абсолютизм?
(Централизация государственного управления, сосредоточение в руках монархов основных рычагов власти. Это форма правления, при которой монарху принадлежит верховная и неделимая власть.)
22. Что такое эпоха Возрождения? Почему эту эпоху мы также называем Ренессансом?
(Культурный расцвет в истории духовного развития Европы XVI в. «Ренессанс» в переводе с французского – возрождение. Французские историки, философы, искусствоведы внесли большой вклад.)
23. Что такое Реформация?
(Широкое общественное движение, развернувшееся в западноевропейских странах в начале XVI в. и направленное на реформы католической церкви.)
24. Что такое фреска?
(Картина, которой украшали стены храмов, выполненные водяными красками по сырой штукатурке.)
25. Замечательным произведением византийской архитектуры являлся храм Святой Софии. Он поражал размерами и красотой. В основании гигантского купола располагаются 40 окон. Это создает впечатление, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. После 1453 г. храм был перестроен в мечеть. Где был построен этот храм?
(Константинополь)
26. В Византийской империи был изобретен «греческий огонь». С его помощью византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше. Что такое «греческий огонь»?
(Зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой)
27. Что означало выражение эпохи средневековья «Что с возу упало, то пропало»?
(Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей владельца этой земли.)
28. В эпоху средневековья на рыночной площади горожане сооружали ратушу – здание городского совета. Что в ней размещалось?
(В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.)
29. Что означала поговорка: «Городской воздух делает свободным»?
(Если зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и один день», он становился свободным человеком.)
Музыкальная пауза
Звучит музыка. Жюри подводит итоги игры. Награждаются команды-победители и наиболее активные участники команд (грамоты, призы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное приложение к поурочным разработкам по геометрии
Презентациис анимациями для решения задач по готовым чертежам, тестами, проверочными работамим к каждому уроку по методичке Н.Ф. Гавриловой по геометрии.Название Г -7 -1 означает : геометр...
Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"
Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
поурочные разработки по информатике 5 класс
Поурочные разработки уроков по информатике 5 класс охватывают темы 1 полугодия ныне действующих в Азербайджане учебников Р.Махмудзаде, Б.Гусейнов, А.Алиев «Информатика 5»...
Поурочные разработки по обществознанию 8 класс
Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....
Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"
На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...