УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «Создание Московского царства»
методическая разработка по истории (7 класс)

Фоменко Елена Васильевна

УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «Создание Московского царства»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx122.06 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ

«Создание Московского царства»

Аннотация.  Данный урок является заключительным в разделе «создание Московского царства», составлен для учащихся 7 класса, занимающихся по учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова история России.

Тип урока: Урок-рефлексия.

Форма урока: практическое занятие.

Вступительное слово учителя:  Правление Ивана Грозного вызывает массу споров среди историков. Кто он: царь, который  хотел уничтожить последствия феодальной раздробленности,  создать сильное, независимое государство или же тиран, политика которого привела к  многочисленным жертвам,  публичным казням, ссылкам, расправам. В его правлении больше положительного или отрицательного? На этот вопрос нам и предстоит сегодня дать ответ.

Учащиеся заранее подготовили аргументы, подготовились к дискуссии.

Учитель: Ребята, сейчас  я раздам вам рабочие листы, в которых вы будите выполнять каждое задание согласно фиксированному времени, после выполнения задания будет рефлексия, взаимопроверка, для которой необходимы ручки с пастой иного цвета. Проверяющий выставляет балл, за каждое задание баллы разные.

Цели и задачи урока формулируют ученики.

Задачи урока: раскрыть  основные события русской истории в правлении Ивана Грозного.

Цели урока:

- Предметные: учащиеся смогут обобщить полученные знания  об эпохе Ивана Грозного.

- Метапредметные:  учащиеся  будут совершенствовать  навыки сознательного чтения текстов,  документов;  вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. 

- Личностные: учащиеся осознают необходимость самосовершенствования своих знаний;   смогут  дать оценку   изученной эпохе.

Задание 1.

  1. На карте обозначены территории, присоединенные в XVI веке, укажите,  к какой  династии принадлежал правящий царь.

Ответ______________________________

  1. Укажите,  какой год может считаться временем покорения Сибири.

Ответ_________________________________

  1. Какой город был столицей государства в указанный период.

Ответ_________________________________

http://shkolnye-prezentacii.ru/wp-content/uploads/2014/07/ivan-grozny13.jpgSlide14.jpg

Задание 2.

«Окончание эпохи боярского правления положило конец колебаниям Москвы в отношении Казанского ханства. Причина крылась в поведении Сафа-Гирея, упорно цеплявшегося за союз с Крымом и постоянно нарушавшего мирные соглашения с Россией, и  казанских князей, обогащавшихся за счет набегов на приграничные русские земли. Игнорировать враждебные действия поволжских татар и мириться с ними в Москве уже не могли». (Волков В.А. Войны и войска Московского государства).

Используя отрывок, выберете и запишите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Данные события относятся к 40 годам  XVI века.
  2. Царем в данный период был Василий III.
  3. Казанское ханство присоединено к России в 1552 году.
  4. После взятия Казани, Иван Грозный присоединит Астраханское ханство.
  5. После взятия Казани, Иван Грозный присоединит Крымское ханство.
  6. Казанское ханство отошло  к России в 1581 году.

 Ответ:

Задание 3.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В три дня Москва так выгорела, что не осталось ничего  деревянного, даже шеста или столба, к которому можно было бы привязать коня. И в этом сильном огне сгорело более 120 тысяч людей, считая одних только именитых, без простых…Люди большей части задохнулись, а не сгорели, так что за удесятеренную сумму нельзя было найти людей для их погребения».

Б)

Перемирие заключалось на 10 лет. Города, взятые в Московии в прошлом году:  Великие Луки, Холм, Заволочье, Невель  и другие, так же как и взятые в нынешнем году: Остров, Красный Городок, Воронеч, Велья и прочие крепости, принадлежащие Пскову, вместе с оружием и военным  снаряжением, те, которые не были сожжены, должны быть возвращены (московскому князю).

В возмещении этого великий князь московский оказывается от всех городов и владений где бы то ни было в Ливонии, захваченных им, вместе со взятым им там военным снаряжением и оружием.

  1. Перемирие было заключено во время Ливонской войны.
  2. Набег на Москву совершил крымский хан Девлет-Гирей.
  3. Москву подожгли жители, недовольные опричниной.
  4. Перемирие было заключено с Крымским ханством.
  5. Данные события относятся к 1571 году.
  6. После Ям-Запольского перемирия Россия заключила Плюсское перемирие со Швецией.

Ответ:

Фрагмент  А

Фрагмент  Б

Задание 4.

Ребята, внимание на экран, сейчас мы просмотрим фрагмент фильма  Иван Грозный С. М. Эйзенштейна.

  1. О каких событиях этот фрагмент фильма?
  2. Сколько лет было князю в этот период?
  3. В чем историческое значение данного события?

Задание 5.

Закончи предложение:

  1. Сыном Василия III был…
  2. Самодержавие это…
  3. Елена Глинская провела… реформу
  4. Избранная рада  -  это….
  5. В правлении Ивана Грозного были присоединены…..

После решения заданий учащиеся производят локализацию индивидуальных затруднений, отвечают письменно на вопросы рефлексии.

Учитель: Ребята, предлагаю вернуться к вопросу нашего урока. Иван Грозный: царь, который  хотел уничтожить последствия феодальной раздробленности,  создать сильное, независимое государство или же тиран, политика которого привела к  многочисленным жертвам,  публичным казням, ссылкам, расправам. В его правлении больше положительного или отрицательного?

Учащиеся делают вывод о данной эпохе, учитель предлагает записать домашнее задание.

Домашнее задание. Написать эссе по теме «Иван Грозный – тиран или мудрый правитель».

Рабочий лист.

Ф.И. ученика__________________________

Задание 1.

  1. На карте обозначены территории, присоединенные в XVI веке, укажите,  к какой  династии принадлежал правящий царь.

Ответ______________________________

  1. Укажите,  какой год может считаться временем покорения Сибири.

Ответ_________________________________

  1. Какой город был столицей государства в указанный период.

Ответ_________________________________

Задание 2.

«Окончание эпохи боярского правления положило конец колебаниям Москвы в отношении Казанского ханства. Причина крылась в поведении Сафа-Гирея, упорно цеплявшегося за союз с Крымом и постоянно нарушавшего мирные соглашения с Россией, и  казанских князей, обогащавшихся за счет набегов на приграничные русские земли. Игнорировать враждебные действия поволжских татар и мириться с ними в Москве уже не могли». (Волков В.А. Войны и войска Московского государства).

Используя отрывок, выберете и запишите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Данные события относятся к 40 годам  XVI века.
  2. Царем в данный период был Василий III.
  3. Казанское ханство присоединено к России в 1552 году.
  4. После взятия Казани, Иван Грозный присоединит Астраханское ханство.
  5. После взятия Казани, Иван Грозный присоединит Крымское ханство.
  6. Казанское ханство отошло  к России в 1581 году.

 Ответ:

Задание 3.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В три дня Москва так выгорела, что не осталось ничего  деревянного, даже шеста или столба, к которому можно было бы привязать коня. И в этом сильном огне сгорело более 120 тысяч людей, считая одних только именитых, без простых…Люди большей части задохнулись, а не сгорели, так что за удесятеренную сумму нельзя было найти людей для их погребения».

Б)

Перемирие заключалось на 10 лет. Города, взятые в Московии в прошлом году:  Великие Луки, Холм, Заволочье, Невель  и другие, так же как и взятые в нынешнем году: Остров, Красный Городок, Воронеч, Велья и прочие крепости, принадлежащие Пскову, вместе с оружием и военным  снаряжением, те, которые не были сожжены, должны быть возвращены (московскому князю).

В возмещении этого великий князь московский оказывается от всех городов и владений где бы то ни было в Ливонии, захваченных им, вместе со взятым им там военным снаряжением и оружием.

  1. Перемирие было заключено во время Ливонской войны.
  2. Набег на Москву совершил крымский хан Девлет-Гирей.
  3. Москву подожгли жители, недовольные опричниной.
  4. Перемирие было заключено с Крымским ханством.
  5. Данные события относятся к 1571 году.
  6. После Ям-Запольского перемирия Россия заключила Плюсское перемирие со Швецией.

Ответ:

Фрагмент  А

Фрагмент  Б

Задание 4.

Ребята, внимание на экран, сейчас мы просмотрим фрагмент фильма  Иван Грозный С. М. Эйзенштейна.

  1. О каких событиях этот фрагмент фильма?
  2. Сколько лет было князю в этот период?
  3. В чем историческое значение данного события?

Ответ:

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Закончи предложение:

  1. Сыном Василия III был…
  2. Самодержавие это…
  3. Елена Глинская провела… реформу
  4. Избранная рада  -  это….
  5. В правлении Ивана Грозного были присоединены…..

Таблица оценок.

Предметные результаты

Оценка ученика (взаимоконтроль)

Оценка учителя (в ходе работы на уроке и проверке рабочего листа после урока)

Задание 1. Максимальный балл -6.

Задание 2. Максимальный балл -3.

Задание 3. Максимальный балл -4.

Задание 4. Максимальный балл -6.

Задание 1. Максимальный балл -5.

19-24 балла = 5

13-18 баллов = 4

8-12 баллов = 3

За активность на уроке учитель может добавить баллы.

Вопросы для рефлексии.

Выделите не менее 3-х форм деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:

1.________________________________________________________________

2._________________________________________________________________            

3. ________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

Что было самым трудным в ходе занятия?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Что было наиболее интересным в ходе занятия?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Что нового я узнал(а) на занятии?

 Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать?

Чему я научилась (ся) на занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "Древнееврейское царство"

Урок - ознакомление с Древнееврейским царством через библейские предания. В течение всего урока учащиеся работают в парах....

Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Древнееврейское царство"

Когда я готовилась к данному уроку, то не смогла найти в интернете презентаций к данному уроку. Излагать данный учебный параграф без иллюстраций сложно. Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку м...

"Париотическое воспитание на уроках истории при изучении темы: Московская битва"

"Патриотическое воспитание на уроках истории при изучении темы: Московская битва"...

Итоговый урок-практика по теме"Создание и демонстрация презентаций"

Открытый урок был проведён 21.03.2013.Тема: Создание  демонстрация презентации.На уроке использованы следующие формы:Работа в группе (распределение работы, договориться о дизайне,выбор музыкально...

Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."

Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания п...