УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «Создание Московского царства»
методическая разработка по истории (7 класс)
УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «Создание Московского царства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.docx | 122.06 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ
«Создание Московского царства»
Аннотация. Данный урок является заключительным в разделе «создание Московского царства», составлен для учащихся 7 класса, занимающихся по учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова история России.
Тип урока: Урок-рефлексия.
Форма урока: практическое занятие.
Вступительное слово учителя: Правление Ивана Грозного вызывает массу споров среди историков. Кто он: царь, который хотел уничтожить последствия феодальной раздробленности, создать сильное, независимое государство или же тиран, политика которого привела к многочисленным жертвам, публичным казням, ссылкам, расправам. В его правлении больше положительного или отрицательного? На этот вопрос нам и предстоит сегодня дать ответ.
Учащиеся заранее подготовили аргументы, подготовились к дискуссии.
Учитель: Ребята, сейчас я раздам вам рабочие листы, в которых вы будите выполнять каждое задание согласно фиксированному времени, после выполнения задания будет рефлексия, взаимопроверка, для которой необходимы ручки с пастой иного цвета. Проверяющий выставляет балл, за каждое задание баллы разные.
Цели и задачи урока формулируют ученики.
Задачи урока: раскрыть основные события русской истории в правлении Ивана Грозного.
Цели урока:
- Предметные: учащиеся смогут обобщить полученные знания об эпохе Ивана Грозного.
- Метапредметные: учащиеся будут совершенствовать навыки сознательного чтения текстов, документов; вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
- Личностные: учащиеся осознают необходимость самосовершенствования своих знаний; смогут дать оценку изученной эпохе.
Задание 1.
- На карте обозначены территории, присоединенные в XVI веке, укажите, к какой династии принадлежал правящий царь.
Ответ______________________________
- Укажите, какой год может считаться временем покорения Сибири.
Ответ_________________________________
- Какой город был столицей государства в указанный период.
Ответ_________________________________
Задание 2.
«Окончание эпохи боярского правления положило конец колебаниям Москвы в отношении Казанского ханства. Причина крылась в поведении Сафа-Гирея, упорно цеплявшегося за союз с Крымом и постоянно нарушавшего мирные соглашения с Россией, и казанских князей, обогащавшихся за счет набегов на приграничные русские земли. Игнорировать враждебные действия поволжских татар и мириться с ними в Москве уже не могли». (Волков В.А. Войны и войска Московского государства).
Используя отрывок, выберете и запишите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- Данные события относятся к 40 годам XVI века.
- Царем в данный период был Василий III.
- Казанское ханство присоединено к России в 1552 году.
- После взятия Казани, Иван Грозный присоединит Астраханское ханство.
- После взятия Казани, Иван Грозный присоединит Крымское ханство.
- Казанское ханство отошло к России в 1581 году.
Ответ:
Задание 3.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «В три дня Москва так выгорела, что не осталось ничего деревянного, даже шеста или столба, к которому можно было бы привязать коня. И в этом сильном огне сгорело более 120 тысяч людей, считая одних только именитых, без простых…Люди большей части задохнулись, а не сгорели, так что за удесятеренную сумму нельзя было найти людей для их погребения». |
Б) | Перемирие заключалось на 10 лет. Города, взятые в Московии в прошлом году: Великие Луки, Холм, Заволочье, Невель и другие, так же как и взятые в нынешнем году: Остров, Красный Городок, Воронеч, Велья и прочие крепости, принадлежащие Пскову, вместе с оружием и военным снаряжением, те, которые не были сожжены, должны быть возвращены (московскому князю). В возмещении этого великий князь московский оказывается от всех городов и владений где бы то ни было в Ливонии, захваченных им, вместе со взятым им там военным снаряжением и оружием. |
- Перемирие было заключено во время Ливонской войны.
- Набег на Москву совершил крымский хан Девлет-Гирей.
- Москву подожгли жители, недовольные опричниной.
- Перемирие было заключено с Крымским ханством.
- Данные события относятся к 1571 году.
- После Ям-Запольского перемирия Россия заключила Плюсское перемирие со Швецией.
Ответ:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Задание 4.
Ребята, внимание на экран, сейчас мы просмотрим фрагмент фильма Иван Грозный С. М. Эйзенштейна.
- О каких событиях этот фрагмент фильма?
- Сколько лет было князю в этот период?
- В чем историческое значение данного события?
Задание 5.
Закончи предложение:
- Сыном Василия III был…
- Самодержавие это…
- Елена Глинская провела… реформу
- Избранная рада - это….
- В правлении Ивана Грозного были присоединены…..
После решения заданий учащиеся производят локализацию индивидуальных затруднений, отвечают письменно на вопросы рефлексии.
Учитель: Ребята, предлагаю вернуться к вопросу нашего урока. Иван Грозный: царь, который хотел уничтожить последствия феодальной раздробленности, создать сильное, независимое государство или же тиран, политика которого привела к многочисленным жертвам, публичным казням, ссылкам, расправам. В его правлении больше положительного или отрицательного?
Учащиеся делают вывод о данной эпохе, учитель предлагает записать домашнее задание.
Домашнее задание. Написать эссе по теме «Иван Грозный – тиран или мудрый правитель».
Рабочий лист.
Ф.И. ученика__________________________
Задание 1.
- На карте обозначены территории, присоединенные в XVI веке, укажите, к какой династии принадлежал правящий царь.
Ответ______________________________
- Укажите, какой год может считаться временем покорения Сибири.
Ответ_________________________________
- Какой город был столицей государства в указанный период.
Ответ_________________________________
Задание 2.
«Окончание эпохи боярского правления положило конец колебаниям Москвы в отношении Казанского ханства. Причина крылась в поведении Сафа-Гирея, упорно цеплявшегося за союз с Крымом и постоянно нарушавшего мирные соглашения с Россией, и казанских князей, обогащавшихся за счет набегов на приграничные русские земли. Игнорировать враждебные действия поволжских татар и мириться с ними в Москве уже не могли». (Волков В.А. Войны и войска Московского государства).
Используя отрывок, выберете и запишите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- Данные события относятся к 40 годам XVI века.
- Царем в данный период был Василий III.
- Казанское ханство присоединено к России в 1552 году.
- После взятия Казани, Иван Грозный присоединит Астраханское ханство.
- После взятия Казани, Иван Грозный присоединит Крымское ханство.
- Казанское ханство отошло к России в 1581 году.
Ответ:
Задание 3.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «В три дня Москва так выгорела, что не осталось ничего деревянного, даже шеста или столба, к которому можно было бы привязать коня. И в этом сильном огне сгорело более 120 тысяч людей, считая одних только именитых, без простых…Люди большей части задохнулись, а не сгорели, так что за удесятеренную сумму нельзя было найти людей для их погребения». |
Б) | Перемирие заключалось на 10 лет. Города, взятые в Московии в прошлом году: Великие Луки, Холм, Заволочье, Невель и другие, так же как и взятые в нынешнем году: Остров, Красный Городок, Воронеч, Велья и прочие крепости, принадлежащие Пскову, вместе с оружием и военным снаряжением, те, которые не были сожжены, должны быть возвращены (московскому князю). В возмещении этого великий князь московский оказывается от всех городов и владений где бы то ни было в Ливонии, захваченных им, вместе со взятым им там военным снаряжением и оружием. |
- Перемирие было заключено во время Ливонской войны.
- Набег на Москву совершил крымский хан Девлет-Гирей.
- Москву подожгли жители, недовольные опричниной.
- Перемирие было заключено с Крымским ханством.
- Данные события относятся к 1571 году.
- После Ям-Запольского перемирия Россия заключила Плюсское перемирие со Швецией.
Ответ:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Задание 4.
Ребята, внимание на экран, сейчас мы просмотрим фрагмент фильма Иван Грозный С. М. Эйзенштейна.
- О каких событиях этот фрагмент фильма?
- Сколько лет было князю в этот период?
- В чем историческое значение данного события?
Ответ:
1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Закончи предложение:
- Сыном Василия III был…
- Самодержавие это…
- Елена Глинская провела… реформу
- Избранная рада - это….
- В правлении Ивана Грозного были присоединены…..
Таблица оценок.
Предметные результаты | Оценка ученика (взаимоконтроль) | Оценка учителя (в ходе работы на уроке и проверке рабочего листа после урока) |
Задание 1. Максимальный балл -6. | ||
Задание 2. Максимальный балл -3. | ||
Задание 3. Максимальный балл -4. | ||
Задание 4. Максимальный балл -6. | ||
Задание 1. Максимальный балл -5. |
19-24 балла = 5
13-18 баллов = 4
8-12 баллов = 3
За активность на уроке учитель может добавить баллы.
Вопросы для рефлексии.
Выделите не менее 3-х форм деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:
1.________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
Что было самым трудным в ходе занятия?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Что было наиболее интересным в ходе занятия?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Что нового я узнал(а) на занятии?
Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать?
Чему я научилась (ся) на занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "Древнееврейское царство"
Урок - ознакомление с Древнееврейским царством через библейские предания. В течение всего урока учащиеся работают в парах....
Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Древнееврейское царство"
Когда я готовилась к данному уроку, то не смогла найти в интернете презентаций к данному уроку. Излагать данный учебный параграф без иллюстраций сложно. Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку м...
Урок истории в 6 классе: "Московское государство в конце XV – начале XVI века"
Материал к уроку по истории России в 6 классе....
"Париотическое воспитание на уроках истории при изучении темы: Московская битва"
"Патриотическое воспитание на уроках истории при изучении темы: Московская битва"...
Итоговый урок-практика по теме"Создание и демонстрация презентаций"
Открытый урок был проведён 21.03.2013.Тема: Создание демонстрация презентации.На уроке использованы следующие формы:Работа в группе (распределение работы, договориться о дизайне,выбор музыкально...
Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."
Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания п...
Конспект урока истории по теме "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества" с применением здоровьесберегающих технологий
Представлен конспект открытого урока по истории в школе для слабослышащих детей....