Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)

Васина Юлия Александровна

Рабочая программа по истории 8 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.УЛАН-УДЭ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Васиной Юлии Александровны

Высшая квалификационная категория

По истории

8 класс

г.Улан-Удэ

2023 - 2024  учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ООО, концепцией преподавания учебного предмета «История» (https://docs.edu.gov.ru/id2163), программой воспитания.

        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО  относятся следующие убеждения и качества:

—в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины  — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

—в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в  жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

—в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции  нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

—в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

—в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и  мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и  мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к  культуре своего и других народов;

—в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе  — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

—в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

—в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в  практической деятельности экологической направленности.

—в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и  социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к  новым жизненным условиям, о  значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

        МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

         Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях. В сфере универсальных учебных познавательных действий:

—владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

—владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

—работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.)  — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

—общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в  обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

—осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе  на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

—владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

—владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

—выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

—ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

—регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

        ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

——называть даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу;

——устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

——указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.;

——группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и другим); составлять систематические таблицы, схемы.

3. Работа с исторической картой:

——выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.

4. Работа с историческими источниками:

——различать источники официального и личного происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности);

——объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность;

——извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. Из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.

5. Историческое описание (реконструкция):

——рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в., их участниках;

——составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. На основе информации учебника и дополнительных материалов;

——составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XVIII в.;

——представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации).

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

——раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г) абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.; ж) внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;

——объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

——объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.:

а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий;

б) систематизировать объяснения причин и следствий событий, представленные в нескольких текстах;

——проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.:

а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций;

б) выделять черты сходства и различия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

——анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать степень их убедительности);

——различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоёв), выражать своё отношение к ним.

8. Применение исторических знаний:

——раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах;

——выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на региональном материале)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1) ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.- 23 часа

Введение.

Век Просвещения

Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и распространение идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и Т. Гоббс. Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция — центр Просвещения. Философские и политические идеи Ф. М. Вольтера, Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер). Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в Америке. Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и общества. «Союз королей и философов».

Государства Европы в XVIII в.

Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии. Просвещённый абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь. Секуляризация церковных земель. Экономическая политика власти. Меркантилизм.

Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент. Тори и виги. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин. Появление фабрик, замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия промышленного переворота.Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Луддизм.

Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка. Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия.

Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих II Великий. Габсбургская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа II. Реформы просвещённого абсолютизма.

Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью итальянских земель.

Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития, ослабление международных позиций. Реформы в правление Карла III. Попытки проведения реформ в Португалии. Управление колониальными владениями Испании и Португалии в Южной Америке. Недовольство населения колоний политикой метрополий.

Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость

Создание английских колоний на американской земле. Состав европейских переселенцев. Складывание местного самоуправления. Колонисты и индейцы. Южные и северные

колонии: особенности экономического развития и социальных отношений. Противоречия между метрополией и колониями. «Бостонское чаепитие». Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной армии под командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости (1776).

Перелом в войне и её завершение. Поддержка колонистов со стороны России. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787). «Отцы-основатели». Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими штатами независимости.

Французская революция конца XVIII в.

Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Политические течения и деятели революции (Ж. Ж. Дантон, Ж.-П. Марат). Упразднение монархии и провозглашение республики. Вареннский кризис. Начало войн против европейских монархов. Казнь короля. Вандея. Политическая борьба в годы республики. Конвент и «революционный

порядок управления». Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от основ «старого мира»: культ разума, борьба против Церкви, новый календарь. Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение Директории.

Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18—19 брюмера (ноябрь 1799 г.). Установление режима консульства. Итоги и значение революции.

Европейская культура в XVIII в.

Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков, физиков, астрономов. Достижения в естественных науках и медицине. Продолжение географических открытий.

Распространение образования. Литература XVIII в.: жанры, писатели, великие романы. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр:

жанры, популярные авторы, произведения. Сословный характер культуры. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.

Международные отношения в XVIII в.

Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XVIII в. Северная война (1700—1721). Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756—1763). Разделы Речи Посполитой.

Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции. Колониальные захваты европейских держав.

Страны Востока в XVIII в.

Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения. Попытки проведения реформ; Селим III. Индия. Ослабление империи Великих Моголов. Борьба европейцев за

владения в Индии. Утверждение британского владычества.

Китай. Империя Цин в XVIII в.: власть маньчжурских императоров, система управления страной. Внешняя политика империи Цин; отношения с Россией. «Закрытие» Китая для

иноземцев.

 Япония в XVIII в. Сёгуны и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII в.

Обобщение. Историческое и культурное наследие XVIII в.

2) ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в.: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ – 45 часов

Введение.

Россия в эпоху преобразований Петра I

Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Экономическая политика. Строительство заводов и ма нуфактур. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнёта. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение инославных конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за

гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений.

Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет Петровской эпохи.

Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное зерцало». Новые формы общения в дворянской среде. Ассамблеи, балы, светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований.

Образ Петра I в русской культуре.

Россия после Петра I. Дворцовые перевороты

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова.

«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.

Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной окраинах. Переход Младшего жуза под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных

налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в помышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740—1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Пётр III. Манифест о вольности дворянства. Причины переворота 28 июня 1762 г.

Россия в 1760—1790-х гг.

Правление Екатерины II и Павла I

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. Просвещённый абсолютизм, его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты

дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство —«первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация гетманства на Левобережной Украине и Войска Запорожского. Формирование Кубанского казачества. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Политика по отношению к исламу. Башкирские восстания. Формирование черты оседлости.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны. Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаёмный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовых, Рябушинских, Гарелиных, Прохоровых, Демидовых и других.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и другие. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки Малороссии. Партнёры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., её основные задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко. Борьба России за выход к Чёрному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потёмкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Борьба поляков за национальную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко.

Россия при Павле I. Личность Павла I и её влияние на политику страны. Основные принципы внутренней политики. Ограничение дворянских привилегий. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов просвещённого абсолютизма и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Акт о престолонаследии и Манифест о «трёхдневной барщине». Политика по отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью.

Меры в области внешней политики. Причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо). Вклад в развитие русской культуры учёных, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий.

Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII в.

 Академия наук в Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Северо-Западного побережья Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие русского литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова. М. В. Ломоносов и его роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в.

Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института благородных девиц в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет — первый российский университет. Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ф. Ф. Растрелли.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Наш край в XVIII в.

Обобщение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по истории составлено с учётом рабочей программы воспитания (модуль "Школьный урок"). Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.- 23 часа

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1.1.

Введение

1

0

0

Введение в курс

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2081/main/ 

Итого по разделу

1

2.1

Век просвещения

2

0

0

Анализ и обобщение;

высказывание и

объяснение своей точки зрения на события и факты.;

Составление

исторических портретов

деятелей Просвещения.;

Век Просвещения:

развитие естественных

наук; французские просветители XVIII в.:истоки Просвещения;

Просвещение в Европе и Америке; «просвещѐнный

абсолютизм»;

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2081/train/#205075 

2.2

Государства

Европы

в XVIII

6

0

0

Характеризовать основные формы государств в Европе XVIII в.;

Систематизировать информацию об основных мероприятиях политики

«просвещенного абсолютизма»

в отдельных европейских странах

(государственное управление, социальные отношения, образование, религия и церковь);

Объяснять значение понятий: парламентская монархия, просвещенный

абсолютизм, секуляризация, меркантилизм, протекционизм;

Высказывать и аргументировать оценку результатов политики «просвещенного

абсолютизма»

в европейских странах;

Высказывать и аргументировать оценку результатов политики «просвещенного

абсолютизма»

в европейских странах;

Объяснять, как распределялась власть в парламентской монархии в Англии;

Раскрывать предпосылки промышленного переворота

в Англии;

Называть важнейшие технические изобретения, способствовавшие переходу от

мануфактуры

к машинному производству;

Объяснять значение понятий и терминов: промышленный переворот

(революция), машинное производство, луддизм;

Раскрывать,

в чем состояли социальные последствия промышленного

переворота

в Англии;

Описывать условия труда

и быта горняков

и фабричных рабочих;

Рассказывать

о борьбе промышленных рабочих за свои права;

Объяснять, почему после «блестящего правления» Людовика XIV Франция

оказалась перед лицом значительных проблем

в экономике, внутренней

и

внешней политике;

Рассказывать о попытках проведения реформ во Франции при Людовике XVI,

объяснять, почему они не были доведены до конца;

Характеризовать состав и статус «третьего сословия» во Франции, объяснять,

почему не только низы, но и верхушка сословия были недовольны своим

положением;

Характеризовать развитие германских государств в XVIII в. (политическое

устройство, социальные отношения, экономика);

Объяснять, в чем выразилось усиление Пруссии в XVIII в., какими средствами

прусские короли добивались этого;

Представлять характеристику Фридриха II, его внутренней

и внешней

политики;

Показывать на исторической карте владения австрийских Габсбургов в XVIII

в., называть проживавшие там народы;

Рассказывать о преобразованиях, проводившихся в правление Марии Терезии и Иосифа II, давать оценку их значения;

Характеризовать политическое положение итальянских земель

в XVIII в.,

используя историческую карту;

Рассказывать о состоянии хозяйства и социальных отношениях в Испании

XVIII в.;

Характеризовать реформы второй половины XVIII в.

в Испании

и Португалии

(цели, инициаторы реформ, содержание, итоги);

Раскрывать, в чем выразилось соперничество Испании

и Великобритании

в

XVIII в.

и чем оно завершилось;

Объяснять, что способствовало распространению

в американских колониях

Испании

и Португалии во второй половине XVIII в. идей борьбы за

независимость от метрополий;

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2084/start/ 

2.3

Британские

колонии

в

Северной

Америке

2

0

0

Рассказывать, кто

и почему направлялся

в XVI—XVII вв.

в английские

колонии

в Северной Америке;

Характеризовать порядки, устанавливавшиеся в колониях, объяснять, что в них отличалось от устоев Старого света;

Рассказывать о развитии хозяйства в британских колониях в XVIII в.,

используя информацию исторической карты;

Объяснять, чем было вызвано обострение отношений между метрополией

и населением колоний

в 1760- нач. 1770

-х гг.;

Рассказывать, привлекая карту,

о ключевых событиях борьбы

североамериканских колоний Великобритании за независимость;

Объяснять значение понятий

и терминов: Бостонское чаепитие, конгресс,

«отцы

-основатели», конфедерация, федерация, президент;

Называть документы, заложившие основы американского государства

(Декларация независимости, Конституция, Билль

о правах), характеризовать

их основные положения;

Анализировать исторические тексты (фрагменты документов и др.), отрывки из

работ историков. Анализировать исторические тексты (фрагменты документов и др.), отрывки из работ историков;

Представлять характеристику руководителей борьбы североамериканских

колоний за независимость (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Вашингтон

— по выбору);

Рассказывать об отношении европейских держав,

в том числе России,

к борьбе

североамериканских колоний;

Раскрывать причины

и значение победы североамериканских штатов в борьбе

за независимость;

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2087/start/ 

2.4

Французская

революция

конца XVIII

века

3

0

0

Раскрывать причины обострения социальной напряженности во Франции в

1780 е гг.;

Рассказывать о событиях 1789 г. в Париже, положивших начало революции;

Систематизировать информацию об основных этапах и ключевых событиях

революции 1789

—1799 гг. (в форме хроники, таблицы);

Называть основные положения «Декларации прав человека и гражданина»,

раскрывать их значение;

Характеризовать основные политические течения Французской революции,

называть их идеологов

и лидеров;

Объяснять значение понятий

и терминов: Национальное собрание,

Учредительное собрание, Законодательное собрание, декрет, жирондисты,

монтаньяры, якобинцы, санкюлоты, «вареннский кризис», Национальный

конвент, Комитет общественного спасения, Вандея, террор, Директория,

переворот 18 брюмера, режим консульства;

Рассказывать об основных преобразованиях, проведенных

в годы революции

в сферах политики, экономики, социальных отношений, религии, культуры,

давать оценку их значения;

Характеризовать отношение ведущих европейских держав к революционным

событиям во Франции;

Рассказывать о войнах революционной Франции, используя историческую

карту;

Анализировать документы революции (извлекать информацию,

характеризовать сущность

и значение содержащихся

в документе положений);

Подготовить и представить сообщение об одном из известных деятелей

Французской революции конца XVIII в. (по выбору);

Объяснять,

в чем заключалась сущность переворота 18 брюмера 1799 г.;

Характеризовать итоги

и значение Великой Французской революции конца

XVIII в., объяснять, почему события революции по

-разному оценивались их

современниками

и затем историками;

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2088/start/ 

2.5

Европейская

культура

в XVIII в

3

0

0

Рассказывать о наиболее значительных достижениях европейской науки XVIII в.— физики, математики, естествознания (называть имена ученых и их

открытия);

Показывать на карте маршруты географических экспедиций и места открытий,

совершенных европейскими, в том числе российскими, путешественниками

и мореплавателями

в XVIII в.;

Представлять сообщение об одном из известных европейских исследователей

новых земель (по выбору);

Раскрывать, какие успехи в развитии образования в европейских странах были достигнуты

в «век Просвещения» (в том числе

в России);

Рассказывать об основных жанрах европейской литературы XVIII в., называть

известные произведения;

Показывать, используя иллюстрации учебника и интернет

-ресурсы, в чем

заключались основные художественные особенности классицизма

и барокко;

Объяснять, в чем выразилось усиление светского начала в литературе и

художественной культуре XVIII в.;

Называть источники, рассказывающие о повседневной жизни разных слоев

населения

в Европе XVIII в., определять характер

и ценность содержащейся

в них информации;

Составлять описание «одного дня из жизни» представителей разных слоев

европейского общества (в форме презентации, проектной работы);

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;

https://urls.uchi.ru/l/1c6f 

2.6

Международные отношения в

XVIII в

2

0

0

Раскрывать, какие государства и в силу каких причин определяли баланс сил в Европе в XVIII в.;

Объяснять, когда и почему в XVIII в. возникали «войны за наследство»;

Характеризовать участие России в крупных международных событиях XVIII в.

(Северная война, Семилетняя война, разделы Польши);

Рассказывать о Семилетней войне (1756—1763), используя историческую

карту (причины; основные участники и их цели в войне; территория боевых

действий; ключевые сражения; итоги);

Раскрывать внутренние и внешнеполитические предпосылки разделов Речи

Посполитой, показывать на исторической карте территории, отошедшие к трем

государствам — участникам разделов;

Объяснять, какое место в международных отношениях XVIII в. занимала

борьба европейских держав за колониальные владения;

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2092/start/ 

2.7

Страны Востока

в XVIII в.

3

0

0

Давать описание территории и состава населения Османской империи в XVIII

в., используя карту. Рассказывать о попытках проведения реформ в Османском

государстве в XVIII в., их результатах;

Раскрывать, что свидетельствовало о кризисном положении Османской

империи в конце XVIII в.;

Представлять сообщение на тему «Османская империя и европейские державы

в XVIII в.»;

Объяснять, чем была вызвана серия русско-турецких войн в XVIII в., каковы

были их итоги;

Рассказывать, используя историческую карту, о крупнейших государствах,

существовавших на территории Индостана в XVIII в., их отношениях друг с

другом;

Объяснять, как и почему британцы одержали победу в соперничестве

европейских колонизаторов за господство в Индии;

Характеризовать колониальные порядки, установленные в Индии британцами;

Рассказывать, как было организовано управление обширной китайской

империей при императорах династии Цин;

Характеризовать, используя историческую карту, внешнюю политику Цинской

империи в XVIII в., ее отношения с Россией;

Объяснять, что побудило правителей Китая установить в середине XVIII в.

режим изоляции;

Объяснять, как в японском государстве распределялась власть между

императором, сегуном, дайме;

Называть основные сословия, существовавшие в Японии в XVIII в.,

характеризовать их статус, имущественное положение, обязанности;

Раскрывать последствия политики самоизоляции Японии, проводившейся

сегунами Токугава;

Рассказывать о достижениях культуры народов Востока в XVIII в., привлекая

иллюстрации учебника и интернет-ресурсы;

Высказывать суждение о причинах увлечения восточной культурой в Европе

XVIII в., о том, какие достоинства произведений восточной культуры

привлекали европейцев;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2091/start/ 

2.8

Обобщение

1

0

0

Обобщать историческое и культурное наследие XVIII в.;

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2089/start/ 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2093/start/

Итого по разделу

22

3.1

Введение

1

0

0

Актуализировать материал изученного

В 7 классе;

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного

листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2529/start/

3.2.

Россия

в эпоху

преобразований

Петра I

11

1

0

Характеризовать географическое положение России на рубеже XVII

—XVIII вв., опираясь на историческую карту, раскрывать влияние географического

фактора на развитие экономики страны;

Давать сравнительную характеристику международного положения России в

Начале и в конце XVII в.;

Сопоставлять государственный, политический, социально

-экономический

строй России

и европейских государств

в конце XVII в., выявляя общие черты и различия;

Раскрывать значение понятий: абсолютизм, модернизация. Объяснять, в чем

состояли причины

и предпосылки преобразований;

Характеризовать развитие экономики России в первой четверти XVIII в. (на основе информации учебника и карты);

Раскрывать значение понятий

и терминов: приписные крестьяне,

посессионные крестьяне, протекционизм, меркантилизм, подушная перепись,

крепостная мануфактура, фискал;

Разъяснять сущность системы налогообложения в петровское время;

Систематизировать в виде схемы информацию о социальной структуре

российского общества в первой четверти XVIII в., характеризовать правовое

положение основных социальных групп;

Рассказывать

о переменах

в положении дворянства на основе анализа

документов (Табель

о рангах, Указ

о единонаследии

и др.);

Раскрывать значение понятий: Сенат, коллегии, губерния, Генеральный

регламент, Табель

о рангах, ратуша, магистрат, гильдия;

Систематизировать материал о реформах государственного управления в

петровскую эпоху;

Сравнивать аппарат управления при Петре 1и в допетровскую эпоху;

Давать оценку значения создания регулярной армии и военно-морского флота при Петре I;

Объяснять понятия: гвардия, рекрутский набор;

Объяснять термины: конфессия, Синод;

Раскрывать значение упразднения патриаршества;

Рассказывать о социальных выступлениях в петровскую эпоху, привлекая

информацию карты;

Систематизировать информацию об оппозиции Петру I (в виде развернутого

плана, тезисов);

Характеризовать основные направления внешней политики России в

петровскую эпоху;

Систематизировать информацию

о Северной войне 1700-1721 гг. (причины,

участники, ключевые события, итоги);

Рассказывать о сражениях Северной войны, используя информацию учебника,

карты, визуальные источники;

Характеризовать международное положение России

к концу правления Петра;

Объяснять значение понятий

и терминов: дворянская культура, ассамблея;

Характеризовать нововведения в разных областях культуры

в петровскую

эпоху с использованием визуальных и письменных источников («Юности

честное зерцало», указы Петра I, отрывки из сочинений историков

и др.);

Осуществлять поиск информации на образовательных сайтах о

градостроительстве

в петровскую эпоху;

Составлять характеристику (исторический портрет) Петра I, высказывать

суждения

о его личности

и деятельности;

Излагать точки зрения историков

о причинах, предпосылках, итогах и

значении петровских преобразований;

Участвовать в обсуждении вопроса о значении петровских преобразований для

развития России, высказывать

и аргументировать свое мнение;

Устный опрос; Письменный

контроль; Тестирование;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2529/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3173/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1500/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2079/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2530/main/

3.3

Россия после

Петра I.

Дворцовые

перевороты

7

1

1

Объяснять причины дворцовых переворотов;

Систематизировать информацию о дворцовых переворотах (даты, участники, результаты);

Объяснять значение понятий и терминов: Верховный тайный совет, дворцовые

перевороты, фаворитизм;

Проводить анализ «Кондиций верховников» как исторического документа;

Давать оценку роли фаворитов в управлении и политике России после Петра I;

Рассказывать, используя информацию карты, об укреплении южных границ

России в 1730-е гг.;

Составлять характеристику (исторический портрет Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны);

Давать оценку экономической и финансовой политики Елизаветы Петровны, ее

результатов;

Раскрывать значение создания Московского университета;

Систематизировать информацию о Семилетней войне и участии в ней России (причины, участники, ключевые сражения российской армии, итоги);

Проводить анализ Манифеста о вольности дворянской как исторического

документа, высказывать суждение о его значении;

Объяснять причины переворота 28 июня 1762 г.;

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;

Самооценка с

Использованием «Оценочного

листа»;

Исторический

диктант;

Практическая

работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2533/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2534/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2535/main/

3.4

Россия

в 1760-1790-х гг.

Правление

Екатерины II и

Павла I

15

1

1

Представлять характеристику личности и деятельности Екатерины II;

Объяснять значение понятий и терминов: «просвещенный абсолютизм»,

Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, секуляризация;

Извлекать информацию из «Наказа» Екатерины II, выявлять особенности

«просвещенного абсолютизма» в России;

Представлять в виде схемы систему местного управления по губернской

реформе;

Раскрывать значение участия сословных представителей в местном

самоуправлении России в конце XVIII в.;

Показывать на карте территории расселения народов в Российской империи в XVIII в.;

Характеризовать национальную и религиозную политику власти в правление

Екатерины II;

Объяснять причины выступлений, имевших национальную направленность;

Рассказывать об экономических районах и развитии экономики страны при Екатерине II, используя информацию учебника и карты;

Сравнивать экономическую и социальную политику Петра I и Екатерины II,

выявлять общие черты и различия;

Характеризовать положение российского крепостного крестьянства с

привлечением материала книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в

Москву»;

Проводить анализ исторических документов (Жалованные грамоты дворянству

и городам и др.) для выявления прав и обязанностей дворянства и городского

сословия;

Участвовать в подготовке проекта «Известные предпринимательские династии» (в том числе на материале истории региона);

Показывать на карте важнейшие торговые пути, местоположение крупнейших

российских ярмарок;

Показывать на карте территорию, раскрывать причины, ход, итоги, значение

восстания под предводительством Е. И. Пугачева;

Представлять характеристику Е. И. Пугачева;

Объяснять, в чем состояло влияние восстания под руководством Пугачева на

внутреннюю политику, общественную жизнь;

Сравнивать основные направления внешней политики России при Петре I и

Екатерине II, выявлять черты сходства и различия;

Систематизировать информацию о русско-турецких войнах второй половины

XVIII в. (даты, участники, ключевые сражения, итоги);

Давать характеристику личности и деятельности П. А. Румянцева, А. В.

Суворова, Ф. Ф. Ушакова, Г. А. Потемкина;

Высказывать и обосновывать суждения о причинах побед русских войск;

Рассказывать с опорой на карту об освоении новых территорий,

присоединенных в ходе русско-турецких войн;

Давать оценку итогам внешней политики и международному положению

России в конце правления Екатерины II;

Систематизировать информацию об участии России, наряду с империей

Габсбуров и Пруссией, в разделах Речи Посполитой;

Составлять характеристику (исторический портрет) Павла I;

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I, называть

основные мероприятия;

Давать оценку политике Павла в отношении дворянства и крестьянства на

основе анализа документов (указы о престолонаследии, о «трехдневной

барщине» и др.);

Рассказывать об Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова,

действиях русской эскадры в Средиземном море (с привлечением материала

курса всеобщей истории);

Раскрывать причины заговора против Павла I;

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;

Самооценка с

использованием

«Оценочного

листа»;

Исторический

диктант;

Практическая

работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2536/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2537/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2538/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2539/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2082/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2540/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2083/start/

3.5

Культурное

пространство

Российской

империи

в XVIII в

9

0

5

Характеризовать направления общественной мысли в России в XVIII в.;

Сравнивать идеи европейского Просвещения и общественные идеи в России в

XVIII в., выявлять общие черты и особенности;

Раскрывать значение понятий: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм;

Характеризовать основные стили и жанры художественной культуры,

раскрывать их особенности на конкретных примерах;

Составлять описание памятников культуры XVIII в. (в том числе

региональных);

Участвовать в подготовке проектов «Дворянская усадьба», «Быт крепостной

деревни»;

Высказывать и обосновывать суждения об образе жизни, мировоззрении,

жизненных ценностях дворянства, купечества, духовенства и крестьянства;

Раскрывать предпосылки становления российской науки в XVIII в.;

Высказывать и обосновывать суждения о роли Академии наук, Московского

университета в развитии российского образования и науки;

Характеризовать основные направления развития российской науки на

конкретных примерах;

Представлять характеристику личности и научной деятельности М. В.

Ломоносова;

Представлять в виде схемы и характеризовать систему образования в России в конце XVIII в.;

Составлять описание Петербурга при Петре I и Екатерине II;

Характеризовать творчество выдающихся архитекторов и художников,

приводить примеры их произведений;

Составлять описание памятников различных архитектурных стилей,

построенных в XVIII в. в столицах и крупных городах (в том числе в своем

регионе), различать в них национальные и европейские традиции;

Участвовать в подготовке проектов, посвященных выдающимся деятелям

российской культуры XVIII в.;

Устный опрос;

Письменный

контроль;

Тестирование;

Самооценка с

использованием

«Оценочного

листа»;

Исторический

диктант;

Практическая

работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2531/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2541/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2542/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2543/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2085/start/

3.6

Обобщение

2

1

0

Обобщать историческое и культурное наследие России XVIII вв.;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2544/start/

Итого по разделу

45

Общее количество часов по программе

68

4

7

8 класс. История России

Спецификация      контрольных измерительных материалов  для проведения итоговой работы по истории РОССИИ    (8 класс)

1. Назначение КИМ – оценить уровень подготовки учащихся 8  класса по истории России. КИМ предназначены для проведения  промежуточной аттестации   контроля достижения планируемых предметных  результатов.

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают в себя требования как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся

4. Характеристика структуры и содержания КИМ

Работа охватывает содержание курса истории РОСИИ XVIII века.

 Общее количество заданий – 12.      Работа состоит из двух  частей.

 Первая  часть итоговой контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов: -

В1. Установить соответствие между датой и событием. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать  выбранные цифры;-В2 проанализировать исторические  данные и найти в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных, и выписать в строку ответа цифры, под которыми они указаны;

В3.Расставить варианты ответа в правильной хронологической последовательности.

В4. Установить соответствие между историческим понятием и его значением. . К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать  выбранные цифры

В5. Выбрать из приведённых событий и термином, те которые происходили в указанный период времени

В6. Установить соответствие между историческим деятелем и его характеристикой. . К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать  выбранные цифры

В7  Задания  требуют найти и объяснить, что объединяет указанные фамилии

 В8. Установить соответствие между памятником культуры и его автором . К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать  выбранные цифры

Часть 2 ) (С1- С3 ) состоит из  трёх задания  с ответами на вопросы  по тесту документа.

Структура контрольной работы включает следующие группы знаний и умений.

№задания

знания

Умения

В1

Даты исторических событий

Работа с хронологией

В2

Основные исторические события

Устанавливать причинно- следственные связи событий , делать выводы

В3

Даты правления российских императоров

Определять последовательность событий

В4

В5

Исторические понятия и термины

Объяснять смысл исторических понятий и терминов

В6

В7

Исторические личности

Устанавливать соответствие между историческим деятелем и его характеристикой.

В8

Памятники культуры

Устанавливать соответствие между памятником культуры и его автором

С1- С3

Знание исторических событий,  фактов.

Работа с историческим документом,  ответы на вопросы по тексту документа

5.  Время выполнения контрольной работы – 45 минут, один урок.

6.Система оценивания.

За верное выполнение заданий В1, В6 части 1 выставляется  по 3 балла. За каждое правильное соответствие по 0, 5 балла.Всего 6 балов

Задание В2, В3, В4, В5, В7,  В8  оцениваются по 2 балла каждое. Если одна ошибка или  две- то один балл. Больше двух ошибок – о баллов .Всего 12 балов .

 Задания части 2 С1- С3   оцениваются в 3  балла.

Общая сумма баллов 21 .Шкала перевода набранных баллов в отметку:

 5»    -19--21 балл; «4» - 15-18  баллов; «3» - 11-14 балл; «2» -  0-10 баллов.

Ответы

№ задания

Вариант 1

Вариант2

Сумма баллов

В1

1-б

2-в

3-а

4-ж

5-г

6-д

1-д

2-ж

3-а

4-в

5-б

6-г

3

В2

а д жз

абди

2

В3

 аб в г

б ва г

2

В4

1-б2-в3-а4-г

1-г2-а3-б4-в

2

В5

5

3

2

В6

1-б

2-д

3-г

4-а

5-ж

6-в

1-в

2-г

3-б

4-д

5-а

6-ж

3

В7

изобретатели

художники

2

В8

1- в 2-а  3-б 4-г

1- г 2-в 3-б 4-а

2

С1

«…жаловать землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим».

 Большую часть времени царь посвящал организации деятельности военно-морского флота («делать Устав Адмиралтейский»). В пятницу он занимался государственными делами в Сенате. В субботу изучал военное искусство прошлого («история о войне»). Воскресенье посвящал делам международным

1

С2

«…голову рубить, имения взять,… если есть имущество, привезти царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям

Ничего не говорится в документе о приеме челобитных и просителей.

    - Мало интересовали Петра дела церкви.

    - Петр I не занимался «крестьянским вопросом».

1

С3

Нет, ни всех. «Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне, - пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду».

До Петра  I Россия не имела военного флота.

- Флот нужен был для развития торговли с Европой.

1

Вариант- 1.

В1 .Установите правильное соответствие между датой и событием

Дата                                                         Событие

1)1709га) Кючук- Кайнарджирский мирный договор

2) 1721г.                                                           б) Полтавская битва

3) 1774 г                                        в) Ништадский мир

4) 1785 г.                                                                   г) третий раздел речи Посполитой

5) 1795 г                                                                 д) переход русской армии через Альпы

6) 1799                ж) Жалованная грамота дворянству

В2. Укажите верные утверждения:

а) Пётр 1 вёл войну со Швецией за выход в Балтийское море

 б) Анна  Иоанновна заняла императорский трон в результате дворцового переворота

в) Э. Бирон был один из сподвижников Елизаветы Петровны

г)  Основная причина Северной войны – это борьба за выход в  Чёрное море

д) Екатерина Вторая  назначила Потёмкина губернатором Крыма

ж )  Следствием дворцовых переворотов явилось усиление дворянской гвардии

З) Усиление крепостного гнёта привело в 18 в. к крестьянской войне под пред. Е. Пугачёва

и ) Причина 1русско- турецкой войны заключалась в присоединении Крыма к  России

В3. Расположи в хронологической последовательности правление царствующих особ

        а) Екатерина Первая   б) Пётр Второй    в) Анна Иоанновна    г) Елизавета Петровна

В4 . Установите правильное соответствие между понятием  и его значением:

Понятие                                                         Значение

1) Протекционизм а) художественный стиль

2) Ассамблея  б) политика   направленная на поддержку         национальной экономики

3)Классицизм                 в) собрания представителей дворянского общества

4) Секуляризация г) изъятие церковного имущества в пользу государства

В5.        Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, отражают реформы Петра Первого.

1) ассамблея, 2) рекруты, 3)Табель о рангах 4) коллегия, 5) Уложенная комиссия, 6)Сенат

В6.   Установите соответствие между историческими деятелями и их характеристиками. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ           ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

  1) Лефорт                                                 а) архитектор

2) Суворов                                                  б) сподвижник Перта1.

3) Ушаков                                                  в) гетман Украины

4)Баженов                                          г) адмирал,  флотоводец

5) Новиков                                                 д) великий русский полководец

6)Мазепа                                            ж) просветитель, журналист

В7. По какому признаку образован ряд?

 А. Нартов, И. Ползунов, И. Кулибин

В8. Установите соответствие между памятниками  культуры и их авторами

Памятниками  культуры                                                                   Авторы

1)        « Недоросль»                                                а) Р. Растрелли

2)        Зимний дворец                                                 б) Ф. Шубин

3)        Бюст Ломоносова                                                 в) Д. Фонвизин

4)        Памятник Петру Первому                г) Э. Фальконе

Часть 2. Прочитайте текст документа  и ответьте на вопросы:Манифест Пугачева

Тех, кто делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генералов, майор, капитан и иные – голову рубить, имения взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезти царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник – того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне, - пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду.

С1.        Что обещал Пугачев своим сторонникам?

С2.        Какие меры он предлагал в отношении дворянства?

С3.Всех ли дворян он рассматривал как противников?  

Вариант 2.     Часть 1.

В1.  Соотнесите дату и событие.

        ДАТА                                                  СОБЫТИЕ        

1) 1700 год                                         а) Полтавская битва

 2) 1703 год                                        б) Присоединение Крыма к России

3) 1709год                                        в) Основание Московского университета

4) 1755 год                                         г)  Ясский мир с Османской империей

5) 1783 год                                        д) Начало Северной войны

 6) 1791  год                                               ж)    Основание Санк- Петербурга      

В2.Укажите верные утверждения:

а) Основная причина Северной войны – это борьба за выход в Балтийское море

б) Екатерина Вторая   заняла императорский трон в результате дворцового переворота

в) В результате Семилетней войны Россия одержала победу над Пруссией

г) Причиной  дворцовых переворотов стало подписание  Устава о наследии престола

д) В 18 веке территория России делилась на губернии и уезды

ж) Уложенная комиссия составила новый свод законов

з) в 1799 Россия заключила союз с Францией

и) Причина 2 русско- турецкой войны заключалась в присоединении Крыма к России

В3. Восстановите последовательность событий:

а)  Екатерина Вторая    б) Пётр Первый   в) Анна Иоанновна    г) Павел

В4 . Установите правильное соответствие между понятием  и его значением:

Понятие                                                         Значение

1) реформы                        а) высший государственный орган        

2)Сенат                        б) художественный стиль        

3)барокко                в) документ по продвижению в военной  и гражданской службе

4) Табель о рангах                        г) преобразования, изменения

В5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям   XVIII в.

1) Синод, 2) стрельцы, 3)семибоярщина , 4)пугачевщина, 5) император, 6)секуляризация

В6. Установите соответствие между историческими деятелями и их характеристиками. ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ        ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ  

          1)А.Меншиков                  а)        фаворит Анны Иоанновны

        2) Е. Дашкова                       б) архитектор

         3) М. Казаков                  в) светлейший князь, ближайший сподвижник Петра1

        4) П.Румянцев                 г) первый президент Российской академии

        5)Э.Бирон                         д) русский полководец

        6)В. Татищев                         ж) историк и государственный деятель

В7. По какому признаку образован ряд?

 Д. Левицкий , В.Боровиковский, Ф. Рокотов.

В8. Установите соответствие между памятниками  культуры и их авторами

Памятниками  культуры                                                                   Авторы

1)        « Путешествие из Петербурга в Москву»                                а) М. Козловский

2)        Дом Пашкова в Москве                                                 б) А. Лосенко

3)        « Владимир перед Рогнедой»                                        в) В. Баженов

4)        Памятник  А. Суворову                                г) А.Радищев.

Часть2. Прочитайте текст документа  и ответьте на вопросы:

Рабочая неделя Петра I

Понедельник, вторник, среда, четверг – делать Устав Адмиралтейский.

Пятница – в Сенат, субботнее утро – история о войне, воскресное утро – чужестранные дела. А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам. Писано в 31 день октября 1721 года.

С1.        Составьте рассказ о рабочей неделе Петра I.

С2.        Какие, на ваш взгляд, стороны государственной деятельности не оказались включены в этот распорядок?

С3.        Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...