В стране «Этнографии».
материал по истории
Предварительный просмотр:
Занятие 1
Тема: В стране «Этнографии».
Цель: Познакомить учащихся с наукой этнографией.
Задачи: 1) Формировать понятие науки этнографии, познакомить с ее основными методами.
2)Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, навыки работы с картой, умение решать познавательные задачи.
3)Воспитывать интерес к предмету краеведение.
Оборудование: карта Забайкальского края, сканворд, рисунок
Основные понятия: этнография, этнос, племена, ясак.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет на карте. Но сначала нам нужно разгадать ее название.
- Проверка знаний.
Сканворд: Если вы правильно отгадаете все слова, то в выделенных клеточках прочтете название страны, в путешествие по которой мы отправимся.
Несколько тысячелетий | Сопка в Чите | Главная улица города | Животное – символ Читы | ЦДЮТиК - улица | Место поклонения героям ВОВ | Ученый изучающий древности | Имя младенца (Церковь декабристов) | Наука о прошлом | Купеческая улица в Чите |
Э | Т | Л | О | У | М | А | С | И | А |
Р | И | Е | Л | Г | Е | Р | О | С | М |
А | Т | Н | Е | Д | М | Х | Ф | Т | У |
О | И | Н | А | О | Е | Ь | О | Р | |
В | Н | Ь | Н | Р | О | Я | Р | С | |
С | А | С | И | Л | И | К | |||
К | К | А | О | Я | А | ||||
А | А | Л | Г | Я | |||||
Я | Я |
- Изучение нового материала.
Итак, у вас получилось слово этнография. Этнография – это наука помощница истории. Как вы думаете, что она изучает? (ответы детей)
Если мы обратимся к словарю, то узнаем, что в переводе с греческого этно - означает «народ» и графо - «пишу». Давайте попробуем сформулировать определение науки «этнографии». (Дети, исходя из значения слова, делают предположения).
Какие народы описывает наука этнография?
О каких сторонах жизни народов она нам может рассказать?
Попробуйте дать более полное определение науки этнографии?
Этнография – это наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры различных народов.
Сейчас мы представим себя юными этнографами и отправимся в путешествие по воображаемой нами стране под названием «Этнография».
Мы с вами оказались в «Долине легенд и преданий».
Седая наша старина,
Мешая с былью небылицы,
Преданий множества полна.
(Федор Иванович Бальдауф).
«Было время да прошло, а слова остались…», так гласит забайкальская народная мудрость. Да, прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в слове. И наиболее ярко это видно на примере народных сказок, легенд и былей.
Сейчас объявляется конкурс на самого внимательного. Послушайте эвенкийскую легенду и попробуйте записать или запомнить слова, которые говорят о:
- Жилище эвенков.
- Видах хозяйственной деятельности.
- Обычаях.
«…Когда это было, знают только горы. Тогда здесь только звери ходили да птицы летали. Ранней весной прикочевал наш род с Амура. Недалеко отсюда, среди гор, есть озеро. Остановились возле него. Отпустили оленей пастись, чумы поставили. А ночью у самой красивой женщины Чоны родился мальчик, имя ему дали Алунай. Проснулись утром кочевники и удивились: вся земля вокруг озера алая - багул зацвел.
В старину такое поверие было: если после перекочевки на новой стоянке в первую ночь мальчик родится, быть ему предводителем рода. В чуме Чоны тоже куст багула расцвел. Мальчик подтянул к себе ветку, вдохнул ароматный смолистый запах, и в его сердце кровь алой стала.
Вырос Алунай, большим охотником стал, пришла пора жениться. В своем роду девушку, брать нельзя: кровь-то у всех от одной ветки багула. Тогда Алунай собрал своих товарищей, заседлал оленя и отправился в дальние края
искать невесту. День ехал, неделю ехал, месяц ехал, тайга кончаться стала. Остановились парни на берегу речки. Смотрит Алунай в степь, возле сопки белые юрты стоят, табуны лошадей пасутся, стада коров бродят. Спустился Алунай к воде, а с другой стороны к речке девушка подходит, свежа, как утренний цветок, быстра, как полуденный ветерок. Это была ханская дочь Ганда. Влюбился в нее Алунай, забыл он горы высокие, забыл мать, забыл землю родную. Ходит сам не свой, еды и сна лишился.
Проведал о нем Хан. Пригласил к себе в белую юрту и говорит: - Все я знаю о тебе, Алунай. Хороший ты воин. Сердце у тебя смелое. Рука сильная. Голова светлая. Выдам я за тебя свою единственную дочь, но при одном условии: ты останешься жить у меня и возглавишь мое войско.
Послал Алунай товарищей в свой род, к старейшинам, чтобы те разрешили ему жениться на красавице Ганде. Выслушали старцы гонцов. Как вернуть юношу в свой род? День думали старцы, другой день думали, третий день думали - ничего не придумали. Тогда пришли они в чум к Чоне и так сказали:
- Ты дала жизнь сыну. Ты научила его ходить. Ты дала ему крылья
сокола. И одна ты знаешь, как его вернуть к родному очагу.
Низко поклонилась Чона старцам, потом отломила от куста багула ветку и передала ее гонцам со словами:- Скажите сыну: это подарок матери.
Удивился Алунай, что старейшины рода не приняли никакого решения. Поднес ветку багула к лицу: на него пахнуло смолистой утренней свежестью лесистых гор. Прошел дурман. Вспомнил Алунай свой чум, мать, землю родную, затосковало его сердце. Вскочил он на оленя и помчался в обратный путь.
- Много разных людей приезжало к нам, увозили багул в теплые края. Не растет он на чужой земле, погибает. Так и человек. Суровая наша северная земля, но родная земля. И горе тому, кто ее забудет. Сердце такого человека никогда не познает радости…».
Вопросы:
О чем рассказывает эта легенда?
Какие знания об эвенкийском народе мы получаем из этой легенды?
Вот видите, как много может нам рассказать всего одна легенда, а ученые этнографы изучают множество таких легенд. Конечно не все в легендах, правда, наши предки любили приукрашивать реальные события. Поэтому задача этнографа отделить правду от вымысла, и составить истинную картину событий.
А мы продолжаем наше путешествие, и оказываемся на «Тропе путешественника». Много путешественников прошло по этой тропе, и каждый записывал свои впечатления о тех людях, которых он встречал на своем пути. Эти записки, заметки вошли в многотомные труды, и они также важны для ученого этнографа, так как в них находятся очень ценные сведения о жизни народов на протяжении многих тысяч, сотен, десятков лет.
А наш конкурс на самого внимательного продолжается, и ваша задача пока я читаю вам заметки академика Палласа об облавной охоте, запомнить или записать слова, которые говорят о:
- месте наблюдения;
- народах, населяющих данную местность;
- снаряжении охотника;
- способе охоты.
Облавная охота у Акши, описанная академиком П.С. Палласом (1772 г.)
Чтоб осмотреть хорошенько самую страну и видеть, как здесь диких коз, дзеренами называемых, промышляют, остался я в Акшинске... Такой промысел мунгалы по-своему называют облаха, а русские, взяв с того же и перевернув на свой образец, сделали облава. Она первейшая почти увеселение мунгалов и по чистым степям обитающих тунгусов. Учреждают ее на чистом и открытом поле к горе, или к лесу, или к какой-нибудь реке, чтоб зверя чрез то удержать было можно. Походят на оный промысел обыкновенно осенью, когда лошади отъелись, человек от 50 до 100 и 200, кои на лошадях весьма проворны, и еще каждый по заводной лошади у себя имеет. Все снаряжены луком и стрелами, и каждый имеет при себе еще добрую и ученую собаку. Перед отъездом выбирают одного себе вожатым или старостою, который на промысле управляет.
И так, где изберут для промысла способное место, туда посылают трех или четырех человек, подсмотреть, в которой стороне дзерены пасутся. ... Вся ватага разъезжается на малые кучки, а после и поодиночке и сделают превеликий округ. Концы или крылья ... круга сходятся за тем местом, где дикие указаны. Подкрадываются всегда или из-за бугров или из-за горок, дабы способнее и совершеннее окружить зверя.
...Лишь только дзерены промышленников увидят, то бросаются все в бег, а промышленники со своей стороны отовсюду на них во весь опор скачут и так, окружив и криком и свистящими стрелами, обезумливают зверя и повергают, сколько могут. Стрелять же из лука на бегу с лошади даурские степные народы столько искусны, что, скача изо всей силы, в цель попасть стрелой, не промахнутся.
Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российского государства // Россия XVIII в. глазами иностранцев. — Л.: Лениздат, 1989. - С.511 - 512
Вопросы:
- О каком занятии сибирских народов рассказывает этот документ?
- Какое значение имеет документ для этнографа?
Мы с вами не заметили, как оказались в селении одного из народов населяющих Забайкалье. Посмотрите на рисунок и назовите основные занятия этого народа. Особенности жилища, одежды, места расположения поселка. (Работа с иллюстрациями)
Мы побывали в воображаемом поселке одного из народов Забайкалья, а этнографы находят в дебрях непроходимой тайги такие поселки, в которых до сих пор сохранились: древняя культура, способы ведения хозяйства, традиции и обычаи. Благодаря существованию этих поселков ученые воссоздают картину жизни этих народов в древности.
Наши поиски привели «Священной скале». У каждого народа сохранились свои религиозные традиции и обычаи, изучая которые этнограф может узнать не только о верованиях, но и о занятиях народа. Продолжается конкурс на самого внимательного и сейчас вы должны запомнить или записать слова, которые говорят о занятиях народа.
Проводник эвенк Трофим Павлов рассказал легенду, хорошо известную и сейчас. ... «Скала с рисунками издавна считается у эвенков священной, только в настоящее время она не действует. А в старину она действовала, и когда охотник шел на охоту, он должен был подойти к этой скале и спросить у «хозяина», сколько зверей он убьет на охоте. Если «хозяин» был расположен к охотнику, на скале появлялось столько новых животных, сколько охотник должен был убить. В то время каждый обязан был приносить этой скале жертвы. И сейчас, несмотря на то, что скала не действует, люди за прошлую ее доброту дарят ей всякие предметы». Чтобы объяснить, почему ныне скала не действует, Трофим, указывая на большой камень, лежащий у основания писаницы, сказал: «Этот камень когда-то лежал на самой вершине скалы. Однажды один плохой человек решил собрать около скалы ее жертвоприношения. Когда он их собрал и хотел уйти, то камень сорвался с вершины и придавил его. Человек этот так и остался лежать под камнем, но хозяин все равно очень рассердился на людей и покинул скалу».
Мазин А.И. Таежные писаницы Приамурья. - Новосибирск: Наука, 1986. - С. 129.
Вопросы:
- О каких занятиях населения мы узнаем из этой легенды?
- О каком религиозном культе повествует легенда?
3) Итог занятия:
На этом наше путешествие заканчивается. Какие способы изучения особенностей быта, нравов, культуры различных народов вы узнали? (ответы учащихся)
Что еще может использовать ученый в изучении особенностей быта, нравов, культуры различных народов?
Как вы думаете какие выводы может сделать ученый этнограф изучая древние карты, обряды, картины, гравюры, рисунки, названия рек, озер, поселков и т. д. ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по этнографии коренных народов Западной Сибири
Данная разработка урока рекомендуется для учителей средней школы. Урок способствует развитию интереса учащихся к познанию своей малой Родины, формированию нравственных убеждений, уважительного отношен...
Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"
Авторская программа регионального курса «Этнография коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» ...
Казан арты тарих-этнография музее
Арча музейлар ягы. Яңа ачылган Казан арты тарих-этнография музееннанкүренешләр. Музейга рәхим итегез....
Программа элективного курса "Этнография"
Программа элективного курса по этнографии...
Урок ИЗО "Мы юные этнографы"
Занятие посвящено интересным местам города Тверь....
Исследовательская работа по этнографии
Научно- исследовательская работа сделагна по направлению " Этнография". Данная работа выполнена с учетом требований написания исследовательских работ....
Программа факультативного курса «Этнография чувашского народа» 8 – 9 классы
Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля. Цель курса «Э...