Педагогическая деятельность Гомбожапа Цэбековича Цыбикова
материал по истории

Михаил Сергеевич Агарков

Педагогическая деятельность Гомбожапа Цэбековича Цыбикова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsybikov.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия имя отчество

Должность и место работы

Забайкальский край, Карымский район

П. Курорт-Дарасун

Педагогическая деятельность Гомбожапа Цэбековича Цыбикова

Гомбожаб Цэбекович Цыбиков родился в апреле 1873 г. в селе Урдо-Ага Забайкальской области Читинского уезда в семье бурята Цэбека Монтуева. Когда мальчику исполнилось 5 лет, отец сам обучил его монгольской грамоте, а в 1880 г. отвез семилетнего сына в Агинское приходское училище, где преподавались монгольский и русский языки.

В этом училище Г. Ц. Цыбиков обучался до 1884 г. Затем был зачислен в Читинскую мужскую гимназию, которую окончил в 1893 г. с серебряной медалью. По рекомендации педагогического совета Читинской гимназии Г. Ц. Цыбиков в том же году поступил на медицинский факультет Томского университета. Однако вскоре он оставил Томский университет и по настоянию П. А. Бадмаева, посвятил себя востоковедению и дипломатической деятельности на Востоке. После ухода из Томского университета Г. Ц. Цыбиков около года провел в Урге (сейчас – Улан-Батор), где занимался изучением монгольского и тибетского языков, быта и культуры монголов, жизни ламаистского духовенства.

В 1895 г. Г. Ц. Цыбиков поступил на китайско-монгольско-маньчжурское отделение факультета восточных языков Петербургского университета, который окончил в 1899 г. с дипломом первой степени и золотой медалью. После окончания университета Г. Ц. Цыбиков в 1899–1902 гг. совершил свое знаменитое путешествие в Центральный Тибет. Как пишет Р.Е. Пубаев «Он был первым ученым из России, который сумел проникнуть в Центральный Тибет и Лхасу и благополучно вернуться»[5 стр. 135]. Результаты его путешествия изложены в фундаментальной книге «Буддист-паломник у святынь Тибета», изданной в Петрограде в 1919 г.

Знание Г.Ц. Цыбиковым восточных языков и совершенное путешествие в Тибет определило направление его педагогической деятельности.  Экспансия Российской Империи на Дальний Восток, которая выражалась в активном наращивании доли российского капитала, расширении контактов с Китаем, Японией, Кореей, а также постепенном осложнении мировой обстановки в Дальневосточном регионе выявила необходимость изучения восточных разговорных языков во всем многообразии их диалектов для установления отношений с этими странами.

С 1902 г Цыбиков работал во Владивостоке в Восточном институте в должности профессора. Знание Г. Ц. Цыбиковым лхасского диалекта – тибетского разговорного языка позволило ему, в конце октября 1907 г. стать преподавателем необязательного курса тибетского языка, который открыли после конференция Восточного института. Встретившись с недостатком учебных пособий и текстов для занятий, Г. Ц. Цыбиков в течение короткого времени составил «Пособие для изучения тибетского языка».

Еще в 1905 г. Г. Ц. Цыбиков, ставил вопрос об открытии кафедры тибетского языка для постановки преподавания языка, истории и этнографии Тибета. В своей докладной записке по этому вопросу он писал: «Нет надобности повторять непреложную истину, что для большей продуктивности сношений с народом нужно знание его языка и быта в широком смысле этого слова... Теперь выдвигается насущная потребность изучать язык и быт Тибета, учредив для сего особую кафедру тибетского языка... Кафедра монголоведения в значительной степени нуждается в знании Тибета, так как многие явления в жизни монголов необъяснимы без такого знания. От тибетцев все монголы заимствовали религию, а некоторые из них и всю современную культуру... Я нахожу, что постановка изучения Монголии в Восточном институте не должна пренебрегать вопросом влияния на нее Тибета, а напротив, ей следует обращать постоянное внимание на развитие политических событий в жизни Тибета, поскольку они влияют на жизнь и настроение монголов. Ввиду сего преподавание монголоведения должно соединить с тибетоведением, но, конечно, в такой мере, чтобы второе не служило в ущерб продуктивности первого...» [2 стр. 261]

Таким образом, благодаря усилиям Г. Ц. Цыбикова с 1907/08 академического года было введено преподавание тибетского языка в Восточном институте в качестве необязательного курса, а открытие кафедры тибетской филологии было намечено на 1914/15 академический год.

Публикация Г. Ц. Цыбиковым «Пособия для изучения тибетского языка» в 1908 г. имела важное учебно-методическое значение, потому что оно предназначалось студентам как учебник по разговорной речи. Тексты для «Пособия» были подобраны таким образом, чтобы при их изучении студенты могли получить представление о повседневном быте тибетцев и на основе этого представления могли бы говорить по-тибетски, освоив при этом бытовую лексику и обороты разговорной речи лхасского диалекта.

Блестящее знание Г. Ц. Цыбиковым тибетского литературного и разговорного языка, а также грамматик, учебных пособий и словарей тибетского языка, составленных европейскими тибетологами – его предшественниками и современниками, обеспечило «Пособию» видное место в отечественной тибетологии и сыграло положительную роль в преподавании тибетского языка в нашей стране.

За время работы  в Восточном институте  Г. Ц. Цыбиков разработал программу преподавания предмета, составил и напечатал литографическим способом монгольские тексты, образцы деловых бумаг, написал учебник «Пособие для практического изучения монгольского языка», которое положило начало исследовательской деятельности автора в области истории и грамматики монгольских языков, а также его педагогической деятельности по преподаванию письменного монгольского языка в вузах Владивостока, Иркутска и Верхнеудинска (сейчас – Улан-Удэ).

После победы Февральской революции 1917 года Г. Ц. Цыбиков 15 сентября обращается к конференции Восточного института со следующим заявлением: «Вследствие приглашения меня моими сородичами, забайкальскими бурятами, послужить делу национализации школы, что будет сделано в Российской республике для всех инородцев, в том числе и для бурят, а также принимая во внимание все создавшееся в России политическое положение, я желаю посвятить свои силы делу народного просвещения у сородичей. Поэтому прошу конференцию Восточного института освободить меня от и. д. профессора» [3 стр. 35 - 36]

Г. Ц. Цыбиков организовал просветительскую работу среди бурятского населения. На аймачном съезде агинских бурят в апреле 1917 г. он заявил, что в меру своих сил будет служить делу развития культуры бурят на их родном языке. В том же году на съездах бурят Забайкальской области и Иркутской губернии, проходивших в Чите и Верхнеудинске, Г. Ц. Цыбиков выступал с докладами о необходимости распространения школьного образования среди бурят. После этих съездов Г. Ц. Цыбиков начал выполнять принятые на них решения об организации учительских курсов и составлении учебных пособий для национальных бурятских школ. В этих целях Цыбиков в 1917–1922 гг. работал в Чите в Совете по делам школ, преподавал в Чите и Aгe на учительских курсах.

В 1922 г. Г. Ц. Цыбиков был одним из создателей и членом  Бурятского ученого комитета, сыгравшего видную роль в работе по культурно-национальному возрождению бурят.

Г. Ц. Цыбиков составил букварь для детей и букварь-учебник для знакомых с русской грамотой, а также переводил для массовых читателей статьи и речи В. И. Ленина о крестьянстве.

В пособии Цыбикова «Грамматика бурят-монгольского письменного языка» он выступил не только как один из зачинателей учебной литературы у бурят, но и как новатор, который впервые составил монгольскую учебную грамматику. Учебники Г. Ц. Цыбикова пользовались большим успехом, а сам он занимался преподаванием литературного языка в Бурятском педагогическом техникуме и на различных краткосрочных курсах по подготовке специалистов, которые становились в свою очередь преподавателями сельских бурятских школ и пунктов по ликвидации неграмотности, работниками аймачных, хошунных и сомонных советских учреждений.

С 1928 по 1930 гг. Г. Ц. Цыбиков работал профессором Иркутского государственного университета. Главной его заслугой в этот период было активное участие в проведении большой организационной и научно-методической работы по разработке и совершенствованию учебного плана, подготовке учебных, методических пособий и программ специальных учебных дисциплин бурят-монгольского отделения, открытого в Иркутском университете в 1926 г.

Им были осуществлены мероприятия по улучшению структуры бурятского отделения, в частности образованы два профиля специализации: литературно-лингвистической и обществоведческой. Под руководством Г. Ц. Цыбикова в ИРГУ началась подготовка научных и педагогических кадров для Бурятской АССР.

В последние годы жизни Г.Ц. Цыбиков был в центре бурной общественной, культурной и научной жизни бурятского народа. В своей деятельности он опирался на студенческую молодежь. В статье «О новом бурят-монгольском алфавите» он писал, что предстоит большая работа по внедрению нового алфавита в жизнь, что такую работу уже начали проводить студенты бурят-монгольского отделения Иркутского университета.

Гомбожаб Цэбекович Цыбиков внес большой вклад в развитие преподавания тибетского языка и просвещение бурятского народа. Его пособия и учебники переиздавались по несколько раз и пользовались огромным спросом. Его дневники сохранили заметки и воспоминания о первых шагах развития новой культуры и науки, о деятельности монгольских ученых. В своих дневниковых записях он подмечал положительные изменения в социальной и культурной жизни бурятского и монгольского народа и вместе с тем видел, как много предстоит сделать народной власти, чтобы преодолеть ее вековую экономическую и культурную отсталость.

Список литературы:

  1. Гомбожаб Цыбиков — выдающийся учёный и путешественник: Сб. науч. статей. Вып. 1. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского научного центра СО РАН, 2008.
  2. Доржиев Ж. Д., Кондратов А. М. Гомбожаб Цыбиков. Серия: Замечательные люди Сибири. Иркутск, Вост.-Сиб. Кн. Изд-во, 1990.
  3. Протоколы заседания конференции Восточного института за 1905/06 академический год. – Владивосток, 1907.
  4. Хороших П. П. Воспоминания о совместной работе с Г. Ц. Цыбиковым в Вост-Сиб. отделе ГО СССР. // К столетию со дня рождения профессора Г. Ц. Цыбикова: Материалы научной конференции и статьи. Улан-Удэ, 1976.
  5. Цыбиков Гомбожаб Цэбекович (1873-1930). Избранные труды : в двух томах / Г. Ц. Цыбиков ; отв. ред. Р. Е. Пубаев ; Акад. наук СССР, Сибирское отд-ние, Бурятский ин-т обществ. наук. - 2-е изд., перераб. - Новосибирск : Наука. Сибирское отд-ние, 1991 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности

Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны....

Карта результативности педагогической деятельности педагогических дополнительного образования

Образец заполнения карты деятельности педагога дополнительного образования...

Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений

В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

Педагогическая технология "Дебаты"как продуманная модель совместной педагогической деятельности .

Суть технологии:формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп)....

Результаты педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности

Публичная презентация результатов педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности...