«Консульство и образование наполеоновской империи».
план-конспект занятия по истории (9 класс)

«Консульство и образование наполеоновской империи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Консульство и образование наполеоновской империи».

Цели урока: 

        Образовательные: охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.; узнать причины перехода от республики к империи во Франции; показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции; показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

Развивающие: формирование у учащихся  самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; формирование положительной мотивации обучении.

        Воспитательные: продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

План урока:

1.От Франции революционной к Франции буржуазной

2.Внутренняя политика Наполеона в период консульства и империи

3.Внешняя политика Наполеона в период консульство и империи

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания:

Вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты.

        Самостоятельная работа (тест):

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

        Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать Великую французскую революцию. Вспомним, ее итоги: была свергнута монархия, казнен французский император Людовик XVI, и власть перешла в руки народного представительного органа.

        19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. На что же была направлена его власть? Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?

План урока:

        1. От Франции революционной к Франции буржуазной.

        2. «Свобода, равенство и собственность!»

        3. «Революционер на троне».

        4. Завоевательные войны консульства и империи.

        5. «Истинная слава» Наполеона.

IV. Изучение новой темы.

1. От Франции революционной к Франции буржуазной.

        - Рассказ учителя. Чтобы узнать о том, что такое Консульство и какие меры принимала французская власть в это время, проведем самостоятельную работу.  Перед вами рабочие листы. Ваша задача, заполнить пропуски. Приложение №1

Рабочий лист по теме:

Консульство и образование наполеоновской империи».

Задание №1. Работая с текстом учебника с .93. Вставьте пропущенные слова.

В декабре 1799г. была принята Новая Конституция, которая провозглашала своими принципами «успокоение, порядок, законность». Высшая законодательная палата Сенат вручила исполнительную власть  трем консулам, сроком на 10 лет.

Наибольшими правами наделялся первый консул. 

Первому консулу принадлежало право:

1.  создавать законы

2. объявлять войну

3.заключать мир

4. назначать чиновников – префектов.

Второй и Третий консулы имели право совещательного голоса. Законодательная власть резко ограничивалась. Конституция восстановила всеобщее избирательное право.  Местное самоуправление уничтожили, в департаментах управляли правительственные чиновники – перфекты.  В городах назначались мэры.

В стране установился режим личной власти.

Слова, которые сказал Наполеон о революции «Революция – беда поколения, которое ее совершает».

Консульство это- период с 1799 до 1804г., когда власть сосредоточена в руках консулов.

Подведем итоги. Запишем в тетрадь.

Декабрь 1799 г. – принятие новой Конституции Франции.

Сенат – высшая законодательная палата.

Три консула – исполнительная власть (срок 10 лет):

Первый консул:

  • Право создавать законы;
  • Право объявлять войну;
  • Право заключать мир;
  • Право назначать министров и чиновников.

Второй и Третий консулы – совещательный голос.

В стране установился режим личной власти. В конце своей жизни Наполеон скажет: «Революция – беда поколения, которое её совершает». 

Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе):

Консульство - период в истории Франции, когда власть принадлежала  Наполеону  Бонапарту, продолжавшийся с 9 ноября 1799 по 18 мая 1804 .

Биография Наполеона Бонапарта (сообщение ученика).

2. Свобода, равенство и собственность!

Задание.№ 1.  Работа  с учебником (стр. 93-96).

 Прочитайте, п.3-4. проанализируйте текст учебника, заполните таблицу :

«Внутренняя политика периода консульства».

Социально-экономическая сфера

Укрепление режима личной власти

Социально-экономическая сфера:

1)Подтверждение права имущества, приобретённые в годы революции;

Лозунг « Свобода, равенство и братство» был заменён на « Свободу, равенство и собственность»

2) Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись выгодные государственные заказы. В Марте 1801 года в Париже открылась промышленная выставка, на которой демонстрировалась продукция 150 заводов.

3) Бонапарт провёл денежную реформу, включая создание французского банка и укрепление новой денежной единицы – франка.

Укрепление режима личной власти:

4) Для укрепления престижа верующих Бонапарт пошёл на переговоры с папой римским. Заключив конкордат.  Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

- Политика, проводимая Наполеоном, была нацелена на умиротворение (спокойствие) нации.

5) Апрель 1802 года – Наполеон издал декрет о всеобщей амнистии эмигрантов.

6)Особое внимание император уделял укреплению полиции.  Создание мощной машины полицейского сыска. Во главе министерства полиции был поставлен Жозеф Фуше.

Август 1802 г. – Наполеон становится пожизненным консулом.

3. «Революционер на троне».

Рассказ учителя. Республика шла к своему концу. Заговоры роялистов, (сторонники монархической формы правления), пугали «новых богачей»,  так как у роялистов была цель свергнуть режим консульства и восстановить монархию Бурбонов.

 Они потребовали, «чтобы Наполеон Бонапарт, ныне Первый консул, был провозглашён императором. Предложение поддержали и крестьяне.

Задание. Работа с текстом. Прочитав с.95 1.2. абзац, ответьте на вопрос: Почему «новые богачи»,  крестьяне, были за провозглашение Наполеона императором?

 («новые богачи» боялись лишиться собственности, приобретённой в годы революции, крестьяне купили земли у эмигрантов, тоже не хотели лишиться приобретений)

       Сам Первый консул давно уже жил мечтой об империи. Проложить путь к трону помогли военные победы.

Европейские державы, воевавшие против Франции, устали от войны.

В 1801 г. Дания заключила перемирие с Францией.

В марте 1802 г. в г. Амьене Великобритания подписала с Францией мирный договор. По этому договору Великобритания снимала морскую блокаду Франции, однако не признавала её новых границ. Заключение мира вызвало огромный энтузиазм французов и всплеск обожания Бонапарта. Он целый год пользовался такой всенародной популярностью, которая и не снилась другим французским политикам. Это облегчило Наполеону путь к установлению монархии.

Рассказ учителя. Запись в тетради: 

18 мая 1804 г. – Сенат провозгласил Наполеона «императором французов»

2 декабря 1804г. торжественная коронация Наполеона.

1804 г новая Конституция – утверждала  наследственную монархию.

В 1805 г. Наполеон был коронован в Милане в Домском соборе. Наполеон был короновал как император Италии. Он сам возложил на себя корону, которую носил Карл Великий. « Бог вручил мне эту корону» - заявил Наполеон.

- Некоторое время Франция ещё именовалась республикой, но позднее слово « империя» вытиснуло её. Так возникла буржуазная монархия. Наполеон стремился объединить вокруг себя всех французов и поэтому проявлял заинтересованность в уменьшении бедности среди населения.

В марте  1804 году издал знаменитый Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона, провозгласившего равенство, неприкосновенность личности, свободу совести и т.д.

Работа с документом. Откройте учебник на стр. 100, прочитаем документ и ответим на вопросы к документу.

4. Завоевательные войны консульства и империи.

Рассказ учителя: Усиление Франции вызывало недовольство у европейских монархов, они создавали все новые и новые коалиции, ставящие своей целью вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить в ней монархию Бурбонов. Наполеон «унаследовал» войны, которые вела Франция.

Главным врагом революционной Франции являлась Англия, и принудить ее к миру можно было не столько военными средствами, сколько экономическими. Для этого Наполеон ввел запрет на торговлю с Англией. Этот указ о континентальной блокаде должен был не только изгнать английские товары из Франции, но и вообще задушить английскую экономику, лишив ее европейских рынков. Для достижения результата Наполеону надо было добиться, чтобы к континентальной блокаде примкнули все европейские государства, иначе план был обречен на поражение.

Задание. Самостоятельно прочтете пункт «Завоевательные войны консульства и империи» стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

Итог

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

Итог

Битва при Маренго

14 июня 1800

Победа французов. Австрия вышла из войны. К Франции были присоединены Пьемонт и Генуя

Сражение под Ульмом

Октябрь 1805

Победа французов. Захвачена австрийская крепость Ульм

Морское сражение у мыса Трафальгар

21 октября 1805

Победа англичан. Англия закрепила статус владычицы морей

Битва при деревне Аустерлиц

2 декабря 1805

Наполеон одержал победу над русско-австрийскими войсками. Австрия капитулировала

Битва при Фридланде

14 июля 1807

Победа французов. Россия заключила мир с Францией. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

Франция вторглась в Португалию

1807

Установление марионеточного правительства. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

Франция вторглась в Испанию

1808

Установление марионеточного правительства. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

V. Закрепление изученного на уроке.

Вопросы к классу:

Итоги урока:

К 1810 году Наполеон достиг небывалого могущества и славы. Франция

вернулась к монархической форме правления, но это была буржуазная монархия, и её жизнь осуществлялась по новым законам.

Подведем итоги внешнеполитической деятельности Наполеона к 1812 году

  1. Устранил угрозу реставрации
  2. Разбил коалицию
  3. Остался один соперник- Англия
  4. Расширил территорию Франции
  5. Распространение новых порядков на территории Европы

Таким образом, в период консульства и империи Франция достигла значительных успехов во внутренней и внешней политике: были изданы десятки законов, приводивших в порядок государственную систему. Бонапарт, провозгласив себя правителем «национальным», народным, сумел устранить многие конфликты в обществе. В результате военных побед в эти годы Франция стала сильнейшим государством на континенте.

Домашнее задание: § 11 читать, отвечать на вопросы в конце параграфа, записи в тетради учить.

Эссе о Наполеоне Бонапарте. Отметьте его личные качества, сферы деятельности, основные итоги роль и место в истории Франции и мировой истории.

Приложение №1.

Рабочий лист по теме:

Консульство и образование наполеоновской империи».

Задание №1. Работая с текстом учебника с .93. Вставьте пропущенные слова.

В декабре 1799г. была принята _________________, которая провозглашала своими принципами __________. Высшая законодательная палата __________ вручила исполнительную власть __________, сроком на _______. Наибольшими правами наделялся ________________.

Первому консулу принадлежало право:

1.

2.

3.

4.

Второй и Третий консулы имели право _________. Законодательная власть ________.

Конституция восстановила _______. Местное самоуправление ____________, в департаментах управляли _____________. В городах назначались ____________________. В стране установился режим _________________.

Слова, которые сказал Наполеон о революции _____________________.

Консульство это-

Задание №2.

Работая с текстом учебника с. 93-94. Запишите  реформы проведенные Наполеоном Бонапартом в период консульства.

 

Задание №3. Самостоятельно прочтете пункт «Завоевательные войны консульства и империи» стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Завоевание Карла Великого и образование Франкской империи

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе....

Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».

 Чтобы сделать Петра великим, его     делают небывалым и невероятным.Между тем  надобно изобразить егосамим собою, чтобы он сам собой сталвелик.(В.О. Ключевский)Цели урока: Проверить  знания учеников ...

Презентация к уроку истории в 8 классе "Консульство и образование наполеоновской империи"

В презентации использован материал, необходимый для изучения данной темы....

План-конспект урока "Консульство и образование наполеоновской империи"

Представляю вашему вниманию конспект урока в 8 классе....

8 класс. История. «Консульство и образование наполеоновской империи».

«Консульство и образование наполеоновской империи».Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.Задачи урока: 1.      Узнать причины перехода...

Методическая разработка "Консульство и образование наполеоновской империи"

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.Задачи урока: 1.     Узнать причины перехода от республики к империи во Франции;2.     ...

Консульство и образование наполеоновской империи

Урок рассказывает о событиях во Франции в период с 1799 г. по 1810 г.. как республика и консульство во Франции сменяются образованием империи.На уроке имеется достаточный материал для закрепления изуч...