МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ для специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
методическая разработка по истории
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_s.docx | 173.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Новочеркасский машиностроительный колледж»
(ГБПОУ РО «НМК»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
для специальности
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Новочеркасск, 2021
ОДОБРЕНО Цикловой комиссией общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Председатель _____________ А.Н. Кукса «___» __________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе __________ А.Е. Кириченко «___» _____________ 2021 г. |
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, утвержденной 31 августа 2021 г и разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.02 История
Разработчик:
О.П. Елькина - преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО «НМК»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению практических работ для студентов очной формы обучения составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности в части освоения студентами очной формы обучения дисциплины «Истории».
Результатам освоения дисциплины является приобретение студентами следующих знаний и умений:
Знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
- Перечисленные умения и знания будут способствовать формированию общих и профессиональных компетенций ОК 1-9;
Формируемые компетенции:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Перечень практических занятий по дисциплине ОГСЭ.02. История
- Анализ основных процессов экономического и политического развития ведущих государств после второй мировой войны (конец 1940-х – начало 1960-х г.г.).
- Анализ реформ в СССР 50-е-70-е гг.
- Выявление и анализ основных направлений в развитии науки и техники ХХ века
- Выявление особенностей процесса глобализации, ее проявления
- Определение задач международных организаций в современном мире.
- Анализ основных направлений внешней политики России в современных условиях.
- Сравнительный анализ особенностей развития духовной жизни в советском и российском обществах
Критерии оценки:
- «5» - оценивается качественно выполненные задания. Высокий уровень фактологических, хронологических знаний. Наличие интегрированного взгляда на историю России в контексте мировом и европейском. Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей. Проявлены умения читать историческую карту, выявлять сходства и различия в источниках, давать им оценку; сравнивать исторические события.
- «4» - выполнены менее 90% заданий, либо не четко сформулированные определения, примеры приведены не во всех требуемых заданиях.
- «3» - частично выполнены задания или менее 45% заданий, либо присутствуют попытки дать оценки событиям и явлениям, но данные оценки неточны, несистемны, неглубоки.
- «2» - задания не выполнены, либо отсутствуют собственные оценки, суждения, нет аргументированных выводов.
Согласно учебного плана студентами выполняются практические работы. Практические работы являются одной из форм проверки и оценки усвоенных студентом знаний, а также средством самоконтроля. Выполнять их следует в соответствии с установленными учебным планом и графиком учебного процесса сроками сдачи.
Для выполнения практических работ необходимо:
- ознакомиться с общими вопросами организации и выполнения практических работ студентов очной формы обучения;
- ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;
- выполнить все задания по всем пунктам.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: 2016
- Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей. В 2-х ч. –М.: 2014
- Левандовский, А.А., Щетинов, Ю.А, Мироненко, С.В. История России . ХХ – начало ХХI века. М.: “Просвещение” 2009, 384с.
- Улуян, А.А., Сергеев, Е.Ю. Всеобщая истории. Новейшая история. М.: «Просвещение.» 2018, 287 с.
Дополнительные источники:
- Горелов А.А. История мировой культуры. – М.: 2011
- Гаджиев К.С. Закаурцева Т.А. Родригес А.М. Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век. В 3 частях. Часть2. 1945 – 2000. – М.: 2010
- Артемов, В.В., Лубченков, Ю.Н. История. М.:”Академия”. 2004, 448с
- Богуславский, В.В. Правители России: Биографический словарь. М.: Олма-Пресс-Гранд, 2004г. 908с
- Дмитриенко, В.П., Есаков, В.Д. Шестаков В.А.
История Отечества. XX век. М.: “Дрофа” 1998, 640с.
- Загладин, Н.В., История России и мира в ХХ веке. М.: «Русское слово». 2003, 480 с.
- Тугусова ,Т.В. Скороспелова, В.А. История Отечества от его истоков до современности Р – н –Д : “Феникс” 2001. 240с.
- Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 классы. М.:”Дрофа”. 512с.
Интернет-ресурсы:
- http://iriran.ru/ -Институт Российской истории РАН
- https://infourok.ru/ -Официальный сайт ООО «Инфоурок»
Практическая работа №1
Тема: «Анализ основных процессов экономического и политического развития ведущих государств после второй мировой войны (конец 1940-х – начало 1960-х г.г.).»
Цель: проанализировать основные процессы экономического и политического развития государств после второй мировой войны (конец 1940-х – начало 1960-х г.г.).
Краткие теоретические сведения: Первые послевоенные годы для подавляющего большинства развитых стран характеризовались кризисным состоянием, длительность и степень которого определялись потерями, понесенными каждой из них в ходе мировой войны, а также уровнем милитаризации их хозяйства. Наиболее ощутимыми были потери проигравших стран-Германии, Италии, Японии; их хозяйственная жизнь была полностью дезорганизована. Война существенно повлияла и на экономику стран-победителей-Великобритании и Франции, переживших длительный конверсионный кризис. США были единственной страной мира, которая за годы войны сумела не только избежать больших потерь, но и увеличить национальный доход в два раза. В первые послевоенные годы США оказались в положении абсолютного экономического лидера, оказывающего решающее влияние на развитие мирового хозяйства в целом.
Глубокие идейно-политические противоречия между двумя сверхдержавами — США и СССР — глобальные амбиции их руководства и жёсткая внешняя политика, направленная на укрепление и расширение сфер влияния в мире, привели к длительному противостоянию, получившему название холодной войны.
После войны в ведущих странах окончательно оформилась система государственного регулирования хозяйства, возникшая в годы Великой депрессии(1929-1933) и получившая развитие в период войны. Теоретической основой нового мирового экономического порядка стало учение Дж.М. Кейнса. Его идеи о необходимости государственного вмешательства в экономику для обеспечения перераспределения доходов посредством эмиссионной и налоговой политики в интересах социальной справедливости и антикризисного регулирования занимали доминирующие позиции в хозяйственных программах западных государств в 1950-1960-е гг. Развитие системы государственного вмешательства, создание модели смешанной экономики строились на основе дальнейшей институционализации национальных хозяйств и системы мировых экономических отношений.
5 июня 1947 г. госсекретарём (министром иностранных дел) США Дж. Маршаллом (1880–1959) была предложена программа оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской агрессии —план Маршалла.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
- Учебник Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. стр. 366-372, материалы лекции
- Интернет ресурсы -Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
- Раздаточный материал
- Бланк с заданиями
Ход работы:
Задание 1
Прочитайте внимательно отрывки из речи У. Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 года и письменно ответьте на предложенные вопросы.
«Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть ее на своем законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем ее флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако, я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты такими, какими они мне представляются.
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы
Коммунистические партии, которые были очень маленькими во всех этих восточноевропейских государствах, были выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля.
Опасность коммунизма растёт везде, «за исключением Британского содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм еще в младенчестве». В большом числе стран, далёких от границ России, во всём мире созданы коммунистические „пятые колонны“, которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра.
Я не верю, что Советская Россия жаждет войны. Она жаждет плодов войны и неограниченного расширения своей власти и идеологии». Из того, что я видел во время войны в наших русских друзьях и соратниках, я заключаю, что ничем они не восхищаются больше, чем силой, и ничего они не уважают меньше, чем слабость, особенно военную слабость. Поэтому старая доктрина баланса сил ныне неосновательна.
Никогда не было в истории войны, которую было бы легче предотвратить своевременным действием, чем ту, которая только что опустошила огромную область на планете. Такой ошибки повторить нельзя. А для этого нужно под эгидой Объединённых Наций и на основе военной силы англоязычного содружества найти взаимопонимание с Россией. Тогда главная дорога в будущее будет ясной не только для нас, но для всех, не только в наше время, но и в следующем столетии».
Вопросы:
1. Почему эту речь историки считают началом «холодной войны» в мире?
2. Как вы считаете, были или нет у Черчилля основания для недоверия Советскому союзу после окончания войны?
3. Какой выход из создавшейся послевоенной ситуации он предлагал?
4. Сталин считал, что Черчилль своей речью стоит на позиции поджигателей войны. Согласны ли вы с этим?
Задание 2
Заполните систематизированную таблицу «Экономическое и политическое развитие государств после второй мировой войны»
Страна | Направления экономического развития | Направления политического развития |
Задание 3 Заполните систематизированную таблицу «Военно-политические блоки»
№ п/п | Название военно-политического блоков | Дата образования | Страны-участницы | Содержание работы |
Контрольные вопросы:
- Что означает термин «холодная война»
- К какому явлению привело противостояние двух сверхдержав (СССР и США)
- В чем заключается план Маршалла?
Практическая работа №2
Тема: Анализ реформ в СССР 50-е-70-е гг.
Цель: Проанализировать основные реформы в СССР в 50-е-70-е гг.
Краткие теоретические сведения: Сталин скончался 5 марта 1953 г. Ближайшие соратники вождя провозгласили курс на установление коллективного руководства, однако на деле между ними развернулась борьба за лидерство. Министр внутренних дел маршал Л. П. Берия инициировал амнистию заключенным, чей срок составлял не более пяти лет. Во главе нескольких республик он поставил своих сторонников. Берия также предложил смягчить политику по отношению к колхозам и выступил з~ разрядку международной напряженности, улучшение отношении с западными странами. Однако летом 1953 г. другие члены высшего партийного руководства при поддержке военных организовали заговор и свергли Берию. Он был расстрелян. Борьба на этом не закончилась. Постепенно от власти были отстранены Маленков, Каганович и Молотов, с поста министра обороны был снят Г. к. Жуков. Почти все это делалось по инициативе Н. С. Хрущева, который с 1958 г. начал совмещать партийные и государственные посты. В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, в повестке дня которого были анализ международного и внутреннего положения, подведение итогов пятой пятилетки. На съезде был поднят вопрос о разоблачении культа личности Сталина. С докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С.Хрущев. Он говорил о многочисленных нарушениях Сталиным ленинской политики, о «незаконных методах следствия» и чистках, которые погубили множество невиновных людей. Говорилось об ошибках Сталина как государственного деятеля (например, просчет в определении даты начала Великой Отечественной войны) ~ Доклад Хрущева после съезда зачитывали по всей стране на партийных и комсомольских собраниях. Его содержание потрясло советских людей, многие начали сомневаться в правильности пути, которым шла страна со времен Октябрьской революции. Процесс десталинизации общества проходил постепенно. По инициативе Хрущева деятели культуры получили возможность создавать свои произведения без тотального контроля цензуры и жесткого партийного диктата. Эта утолитика получила наименование «оттепели» по названию популярного тогда романа писателя И. Эренбурга. В период «оттепели». В культуре произошли существенные изменения. Произведения литературы и искусства стали более глубокими и искренними.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
- Учебник Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. стр. 372-376, материалы лекции
- Интернет ресурсы -Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
- Раздаточный материал
- Бланк с заданиями.
Ход работы:
Задание 1
Проанализируйте программные документы Л.П. Берии, Г.М. Маленкова, Н.С. Хрущева, направленные на внутриполитическое преобразование страны и ответьте на вопросы.
Из программы Л.П. Берии:
Передать власть от партийных органов к государственным. Провести с марта по июнь 1953 года целый ряд преобразований: амнистировать заключенных, чей срок не более 5 лет, прекратить сфальсифицированное дело врачей, вернуться к ленинской политике «коренизации» (передаче руководящих постов национальным кадрам) органов власти в республиках и расширении их прав. Выступил против культа личности Сталина на страницах печати, ставил под сомнение эффективность колхозного производства, призывал ограничить ассигнования на развитие военно-промышленного комплекса, мало считался с партийными органами. Во внешней политике выступал за объединение ФРГ и ГДР, нормализацию отношений с Югославией.
Молотов и Каганович сходились в том, что реализация «альтернативы Берии» привела бы к «буржуазному перерождению» советского общества, которое было бы выгодно «Черчиллям, Тито и Эйзенхауэрам».
Из программы Г.М. Маленкова:
- осудить культ личности (не называя имен);
- мирное сосуществование с капиталистическими странами как альтернатива неизбежной гибели цивилизации в ядерной войне;
- перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства;
- снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников;
- выступал за смягчение политического режима, предложил реабилитацию;
- пытался интенсифицировать производство, делая ставку на госаппарат (сам просит освободить себя от должности секретаря ЦК).
Имел после смерти Сталина неограниченную власть, не свел ее к личной диктатуре, развивая принцип коллективного руководства.
Экономический курс Г.М. Маленкова
После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве страны разгорелись с новой силой.
В августе 1953 года с собственной программой экономических преобразований выступил Г.М. Маленков:
- в ходе индустриализации соотношение между тяжелой и легкой промышленностью радикально изменилось: до 70% всех рабочих были заняты к этому времени в тяжелой индустрии, доля средств производства в ее продукции также достигла 70%.
- перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.
-повысить урожайность (т.е. интенсификация производства) и включить фактор личной заинтересованности колхозников.
Однако Маленкова отстранили от дел, соответственно прекратили действовать, предложенные им реформы.
Из выступления Н.С. Хрущева в июле 1953 года на Пленуме ЦК КПСС:
«…укрепить партийное руководство во всех звеньях партии и государственного аппарата. Необходимо провести процесс над высшими руководителями МГБ, виновными в фабрикации «ленинградского дела»».
Он выступил против культа личности Сталина, назвав его главным виновников всех бед в государстве. Указал на необходимость проведения реформ в тоталитарном государстве, сохранении основы социализма. Хрущев выступал за расширение прав союзных республик (восстановление национальной государственности болгарского, ингушского, калмыцкого, чеченского народов), взял курс на решение жилищной проблемы, ликвидировал отраслевые министерства и тем самым укрепил позиции региональной номенклатуры, делал ставку на партаппарат, но при этом расширил права Советов, расширил права местных партийных организаций.
Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева
- обеспечить подъем сельского хозяйства путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию;
- быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (экстенсивный путь развития сельского хозяйства).
В 1954 началось освоение целины.
Решением ЦК туда были направлены свыше 30 тыс. партийных работников и более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства. За первые пять лет было освоено 42 миллионов га. целинных и залежных земель.
Повышены цены на сельхозпродукцию, списаны долги прошлых лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села, отменен налог на личное подсобное хозяйство и разрешено увеличить его размеры в 5 раз. В результате объемы сельхозпроизводства увеличились.
За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Однако партийно-государственный контроль за развитием сельского хозяйства не был подорван. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у партийно-государственной номенклатуры опасения о возможном «перерождении крестьян в кулачество». С конца 50-х годов экономические стимулы начинают вытесняться голым административным принуждением.
В 1959 году на XXI съезде КПСС объявлялось о полной и окончательной победе социализма и был сделан вывод о вступлении страны в период развернутого строительства коммунизма.
1961 год на XXII съезде КПСС принята третья программа партии, которая определила задачи по построению коммунистического общества к 1980 году.
Вопросы:
Какую из предложенных программ вы бы поддержали. Почему?
Задание 2
Заполните систематизированную таблицу «Реформы в СССР в 50-е-70-е гг. »
50-60-е годы | Вт. пол. 60-х-70-е г.г. | ||
Внутренняя политика: Реформы в экономике Реформы в социальной сфере | Внешняя политика | Внутренняя политика: Реформа 1965 г. и ее результаты Реформы в социальной сфере | Внешняя политика |
Вывод по теме:
Практическая работа №3
Тема: Выявление и анализ основных направлений в развитии науки и техники ХХ века.
Цель: Выявить и проанализировать основные направления в развитии науки и техники ХХ века.
Краткие теоретические сведения: Крупнейшим открытием человечества в ХХ в. было овладение ядерной энергией. Однако, это открытие в первую очередь было использовано в военной сфере. Создание атомной, водородной бомб и термоядерного оружия, поставило человечество перед возможностью полного уничтожения.
Послевоенныегоды ознаменовались дальнейшим развитием транспорта: железнодорожного, автомобильного,авиационного. Основными направлениями развития транспорта было увеличение их грузоподъемности, скорости и дальности перевозок. В железнодорожном транспорте тоже произошли значительные изменения. Выросла сеть железных дорог, быстрее стало движение поездов. С паровой тяги поезда перешли на электрическую, жидкое томливо (электровозы, тепловозы).
С конца 30-х годов ХХ в. стало возможным благодаря химии, химической физике, квантовой механике, создавать материалы с заданными свойствами, которые имеют большую мощность и устойчивость. В 1938 г. почти одновременно в Германии и США были созданы искусственные волокна - Капрон, перлон, нейлон, синтетические смолы, что позволило создавать новые материалы. С 1951 до 1966 ассортимент химической промышленности вырос в 10 раз.
Химия, биология, биохимия не обошли своим вниманием и сельское хозяйство, в котором во второй половине ХХ в. стали активно использоваться минеральные удобрения, увеличивавшие плодовитость почв. Также активно стали использовать различные ядохимикаты, которые избирательно действуют на вредные растения, сорняки (Гербициды, пестициды). Благодаря выведению новых сортов и ядохимикатам удалось увеличить урожайность в период 1930-1990-х годов в 2-3 раза. Весомые достижения во второй половине ХХ в. имели место в генетике
Значительное влияние на современную цивилизацию оказали достижения в области электроники. Сразу после Второй мировой войны были созданы первые электронно-вычислительные машины. Развитие компьютерной техники позволило создать промышленные роботы, которые стали заменять автоматические технологические линии. Работы позволили значительно усовершенствовать технологический процесс, заменить человека во многих процессах.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
- Учебник Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. стр. 419-422, материалы лекции
- Интернет ресурсы -Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
- Раздаточный материал
- Бланк с заданиями.
Ход работы:
Задание 1
Прочитайте текст, ответьте на вопросы
Новые технологии, разработанные во время Второй мировой войны, перевели проблему космических исследований в практическую направленность. В течение 1950-х гг. как в СССР, так и в США была создана технологическая база, которая позволяла запускать на околоземную орбиту беспилотные космические аппараты, которые назывались спутниками. В октябре 1957 г. СССР осуществил запуск первого в мире искусственного спутника Земли – «Спутник-1». Всего через месяц состоялся запуск «Спутника-2», на борту которого находилась собака по кличке Лайка. Она стала первым живым существом, побывавшим в космосе.
В 1961 г. в СССР был осуществлён запуск первого космического корабля с человеком на борту. Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил на корабле «Восток-1» полный оборот вокруг Земли за 108 минут. После возвращения на землю он стал одним из величайших национальных героев СССР. Менее месяца спустя американцы также запустили в космос своего первого астронавта Алана Шепарда, но его полёт длился всего 15 минут, а корабль не вышел на околоземную орбиту. Американская ракета-носитель была немного меньше своего советского аналога.
Вопросы к тексту:
1. Где и когда был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли?
2. Чем знаменит Юрий Алексеевич Гагарин?
Задание 2. Прочитайте высказывание и ответьте на вопрос
«Решив многие проблемы познания мира и овладение силами природы, колоссально расширив поле познавательных интересов людей, наука отодвинула границу познания к еще более сложным по своей философской глубине проблемам, чем ранее. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло прежде всего потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы наглядного и чувственно доступного человеку. Возникающие «ножницы» между обыденным и научным видением мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной»— все это создает новое поле для религиозного мироощущения. Гигантски возросшая благодаря науке и технике мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности» (В.И.Гараджа).
Вопрос. Какие проблемы взаимоотношений религии и науки поднимает автор?
Задание 3. Прочитайте текст, ответьте на вопросы
В 1960 гг. ряд организаций, которые называли себя «зелёными», приступили к сбору и публикации данных об ущербе, причиняемом современными обществом нашей планете.
Они заявили о необходимости уменьшить нагрузку на окружающую среду и предотвратить угрозу экологической катастрофы. В течение 1970-1980-х гг. число сторонников этих групп росло. Они создали собственные политические партии – партии «зелёных», оказывающие давление на правящие политические партии в западных странах.
В результате правительства многих государств стали более серьёзно относиться к экологическим проблемам. Это способствовало началу переговоров и заключения различных международных соглашений по «зелёным» вопросам.
Вопросы к тексту:
1. Что является целью движения «зелёных»?
2. Почему необходимо предотвратить экологическую катастрофу?
Задание 4. Используя Интернет-ресурсы, материал учебников, заполните таблицу:
Направления развития науки и техники | Важнейшие открытия и изобретения | Влияние на производство и общественную жизнь |
|
|
Контрольные вопросы:
- В каком году в СССР был запущен первый искусственный спутник земли?
- Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин совершил полет в космос? В Каком году это произошло?
Практическая работа №4
Тема: Выявление особенностей процесса глобализации, ее проявления
Цель: Выявить особенности процесса глобализации и ее основных проявлений.
Краткие теоретические сведения: Глобализация– процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
Причины глобализации:
∙ Переход от индустриального общества к информационному.
∙ Переход от альтернативного выбора к многообразию выбора.
∙ Использование новых коммуникационных технологий.
Основные направления глобализации:
⮚ Деятельность транснациональных корпораций (тнк), имеющих свои филиалы по всему миру (например, bp plc (би пи пи эл си), general motors (дженерал моторс), microsoft (microsoft corporation).
⮚ Глобализация финансовых рынков (например, forex (foreign exchange,сfd (contractfordeferent).
⮚ Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов (например, ес (европейский союз), нафта (североамериканская ассоциация свободной торговли), евразия – снг (содружество независимых государств), меркосур, кариком.
⮚ Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах (например, международный валютный фонд, всемирный банк, всемирная торговая организация).
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
- материалы лекции
- Интернет ресурсы -Российская электронная школа https://yandex.ru/video/preview/?text=глобализация%20видеоурок&path=yandex_search&parent-reqid=1655880660810130-13506006530980001969-vla1-4632-vla-l7-balancer-8080 BAL5391&from_type=vast&filmId=7641002561175328032;
- https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2016/10/07/prezentatsiya-po-teme-globalizatsiya
- Раздаточный материал
- Бланк с заданиями.
Ход работы:
Задание 1
Задание 1. Прочитайте текст и заполните таблицу:
Глобализация — это процесс, в ходе которого мир превращается в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е годы, хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались учеными разных областей уже начиная с I960—1970-х гг.
Причины глобализации тесно связаны с формированием рыночных – капиталистических отношений. С развитием европейской торговли и европейской мировой экономики начинается устойчивый экономический рост. Процесс глобализации продолжается с колонизацией Америки, ростом торговли с развивающимися странами, а развитие технического прогресса и появление интернета только ускорили его. Появилась масса влиятельных международных организаций типа ООН, ВТО, Европейский союз, вот что такое глобализация и как она изменила мир.
С делегированием этим организациям полномочий их политическое влияние резко возросло. На фоне миграции людей и свободного перемещения капиталов власть государства, распространяемая на своих граждан, снизилась. В результате проблемы глобальной политики стали решать как открытые клубы типа Большой восьмерки, так и закрытые тайные общества – масоны и другие.
Культурная глобализация тесно связана с глобализацией культуры. Глобализация культуры в XX веке является результатом развития массового туризма, возросшей миграции населения между обществами, коммерциализации культурных продуктов и распространения по всему миру идеологии потребительства, что привело к замене или дополнению более локализованных культур. Культурной глобализации способствуют маркетинговая деятельность ТНК и развитие средств массовой коммуникации (владельцами которых в основном являются опять-таки транснациональные корпорации). В качестве примера можно указать на макдоналдизацию.
Возникает глобальная политика и ее самым влиятельным и мощным субъектом стало сообщество развитых западных государств, лидером которых являются США. Западные державы, опираясь на свою экономическую и военную мощь, либо непосредственно образуют свои наиболее влиятельные международные организации (НАТО, «семерка»), либо подминают их под себя (Всемирное соглашение по тарифам и торговле, Мировой Банк,
Под глобализацией в политической сфере понимается рост международных организаций, включая Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирную торговую организацию, которые регулируют процессы, происходящие в мировой экономике, и, таким образом, ограничивают свободу наций-государств. Глобальные финансовые рынки и развитие ТНК также сокращают способность национальных правительств контролировать деятельность этих компаний в пределах того или иного государства, поскольку ТНК могут перемещать свой бизнес из одной страны в другую или другие в том случае, если им не нравится политика какого-либо правительства. Европейский Союз также ограничивает национальный суверенитет стран -членов в экономической, социальной и политической сферах. Результатом этих процессов является возникновение международной менеджерской буржуазии или транснационального капиталистического класса как объектов глобализирующегося мира. В связи с этим политические социологи указывают на такие проблемы, связанные с проявлениями глобализации, как упадок авторитета нации-государства, состояние окружающей среды, права коренного населения и гражданство, миграция, межрасовые и межэтнические конфликты, наконец, напряженность между правами человека и гражданскими правами. Глобализация угрожает целостности и аутентичности локальных культур, что вызвало рост социальных движений протеста против ощущаемой гомогенизации культур. Эта напряженность между локальным и глобальным привела к возникновению нового феномена, отражающего сопротивление включению в глобальную систему.
О роли глобализации в жизни людей спорят политики и ученые по всему миру. Но при этом нельзя отрицать положительные и отрицательные стороны глобализации. Да, она породила международную конкуренцию, а это заставляет компании повышать качество производимой продукции, внедрять современные технологии, что ускоряет технический прогресс. Но при этом транснациональные компании давят на государство, заставляя поступаться интересами своих граждан ради получения максимальной прибыли, но вся она оседает в руках олигархов, а простые граждане лишь еще больше беднеют.
Экономика | Политика | культура | |
Проявления глобализации | |||
Положительные последствия | |||
Отрицательные последствия |
Задание 2. С каким из высказываний Вы согласны? Приведите примеры в поддержку этой позиции.
1.«В мире нет двух стран, в которых бы были заведения «McDonald's» и которые бы воевали друг с другом» (Томас Фридман).
2. «Глобализация зашла слишком далеко, происходящее в одной его части отражается на других» (Михаил Ходорковский).
3. «Мы все сближаемся. В этом смысл глобализации. Бардак везде. Хаос везде. Везде стреляют. Португалия горит. Лондон горит. А мы играем в футбол» (Владимир Жириновский)
Задание 3. Прочитайте выдержки из книги Била Гейтса «Дорога в будущее» и ответьте на вопросы.
Мы стоим на пороге новой революции. Она связана с беспрецедентным удешевлением связи; все компьютеры постепенно будут соединены друг с другом, чтобы общаться с нами и для нас. Глобально взаимосвязанные, они образуют грандиозную сеть…
Глобальный информационный рынок объединит все способы обмена товарами, услугами и идеями. На практике это ещё больше расширит возможности выбора многих вещей, включая то, как Вы зарабатываете себе на жизнь и куда вкладываете деньги, что покупаете и сколько за это платите, кто Ваши друзья и как Вы проводите свободное время, где и насколько безопасно живете Вы и Ваша семья. Рабочее место, да и само представление о том, что значит быть «образованным», трансформируется – скорее всего за пределы узнаваемости. Ваше самосознание, то есть ощущение себя как личности, того, кто Вы и где Ваши корни, может измениться кардинальным образом. Короче говоря, почти всё будет иначе. Едва ли это произойдет завтра, но я делаю всё, что в моих силах, чтобы приблизить этот день.
- Какие черты процесса глобализации выделяет Бил Гейтс, а какие черты вы могли бы добавить, опираясь на собственный опыт работы с компьютером?
- Насколько неопределенным, позитивным или даже негативным может быть дальнейшее развитие процесса глобализации? Попытайтесь выделить разные стороны этого процесса. Свой ответ обоснуйте.
Контрольные вопросы:
- Перечислите основные проявления глобализации
- Что такое антиглобализм?
Практическая работа №5
Тема: Определение задач международных организаций в современном мире.
Цель: Определить основные задачи международных организаций в современном мире.
Краткие теоретические сведения: Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
- материалы лекции
- Интернет ресурсы -Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
- Раздаточный материал
- Бланк с заданиями.
Ход работы:
Задание 1
Заполните таблицу № 1«Задачи международных организаций в современном мире»
Международная организация | Года создания | Страны-участницы | Содержание работы международных организаций |
Задание 2: Вычеркните неверное утверждение:
- 1. ООН создана в 1945 году для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
- 2. ООН влияет на процессы регулирования глобальной экономики.
- 3. МФВ является специализированным учреждением ООН.
- 4. В Совете Безопасности ООН пять постоянных членов: США, Китай, Великобритания, Франция, Япония.
Задание 3 Установите соответствие между товарным знаком ТНК и производимой продукцией.
Таблица 2 – «Соответствие между товарным знаком и производимой продукцией»
Логотип ТНК | Производимая продукция |
1 | А |
2 | Б |
3 | В |
4 | Г |
5 | Д |
Ответ запишите в форме таблицы
А | Б | В | Г | Д |
Контрольные вопросы:
- Что такое международная организация
- С какой целью было создано ООН?
Практическая работа №6
Тема: Анализ основных направлений внешней политики России в современных условиях.
Цель: Проанализировать основные направления внешней политики России в современных условиях
Краткие теоретические сведения: В последнее время внешняя политика России претерпела существенные изменения и характеризуется рядом особенностей.
1. Изменение внешней политики России обусловлено изменением как внутренних, так и внешних условий, в которых находится наша страна. Что касается внутренних условий, то они связаны прежде всего с тем, что распался СССР, и на его развалинах образовалось 15 независимых государств. В связи с этим и позиции России на международной арене значительно ослабели в сравнении с бывшим СССР. Вместе с тем в России открылся новый объект внешнеполитической деятельности и политики (страны, входящие в СНГ, а также Прибалтики).
2. Второе обстоятельство обусловлено тем, что в связи с проводимым процессом реформации экономической и политической жизни страна переживает значительные трудности экономического порядка, что не позволяет ей уделять столь большое внимание внешней политике, как это было прежде.
3. Третье обстоятельство обусловлено тем, что в стране возникли межнациональные трения, конфликты и даже военные столкновения, о чем свидетельствуют недавние события в Чечне, что также требует переключения внимания в политике и политической деятельности.
4. Наконец, четвертое обстоятельство, в какой-то мере уравновешивающее прежнее — это наличие в стране ядерного оружия, которое продолжает служить мощным фактором политики и воздействия на мировую обстановку.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
- материалы лекции
- Интернет ресурсы -Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
- Раздаточный материал
- Бланк с заданиями.
Ход работы:
Задание 1 Проанализируйте таблицу «Друзья и враги России». Ответьте на вопросы.
Россияне о зарубежных друзьях и врагах нашей страны в 2004-2005гг.
Страны, дружественные России | % | Страны, могущие развязать войну против России | % |
Германия | 16 | США | 25 |
Франция | 12 | Арабские и исламские страны | 7 |
Белоруссия | 12 | Чечня | 7 |
Украина | 9 | Грузия | 5 |
США | 8 | Китай | 3 |
Китай | 7 | Афганистан | 2 |
Казахстан | 5 | Ирак | 2 |
СНГ в целом | 5 | Япония | 2 |
Европа в целом | 4 | Великобритания | 2 |
Италия | 4 | ||
Индия | 3 | ||
Великобритания | 3 |
Страны-друзья России | Страны-враги России |
Белоруссия | Латвия |
Германия | Литва |
Казахстан | Грузия |
Украина | Эстония |
Индия | США |
- Произошли ли в общественном мнении россиян изменения по вопросу о внешнеполитических друзьях и врагах России?
- Как Вы думаете, чем объясняется отнесение россиянами той или иной страны к друзьям или врагам России?
- Какие страны находятся как среди друзей, так и среди врагов России? Чем Вы можете это объяснить?
Задание 2. Изучите документ. Сделайте выводы.
Высокопоставленный чиновник НАТО о сотрудничестве России и стран НАТО в рамках Декларации «NATOat 20».
«Отличие между форматами «двадцатки» и «19+1» риторические. Нет и речи о постоянном участии России в обсуждении основных вопросов и тем более принятии по ним совместных решений. Станы-участницы заранее приходят к более-менее общему знаменателю, прежде чем вынести проблему на обсуждение с Россией».
Ответьте на вопросы:
- Как Вы полагаете, насколько мнение высокопоставленного чиновника НАТО отражает реальное положение дел в сфере взаимоотношений России и стран НАТО?
- Британский адмирал, сэр И.Гарнетт, в 2003г., будучи начальником Штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, подчеркивал, что стремление России сотрудничать с НАТО будет по-прежнему оцениваться альянсом не по активности в «двадцатке», а по ее участию или неучастию в программе «Партнерство во имя мира». Как Вы думаете, является ли «двадцатка» реальным и действенным механизмом, позволяющим урегулировать взаимодействие России и НАТО, или это всего лишь дипломатическая инсценировка сотрудничества?
- Как Вы считаете, стоит ли России вообще сотрудничать с НАТО? Нужно ли вступать в эту организацию? Исходит ли угроза для Российской Федерации от стран североатлантического альянса?
Задание 3
Путь, пройденный страной за годы правления В.В. Путина, можно кратко описать выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию. Определите основные направления внешней политики Президента В.В. Путина.
2000-й: «Сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти. Это лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для других сложных задач».
2001-й: «Сегодня уже можно сказать: период «расползания» государственности позади. Дезинтеграция государства остановлена. 2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе, а теперь всем надо учиться работать эффективно». «Я убежден: эффективность государства определяется не столько объёмом контролируемой им собственности, сколько действенностью политических, правовых и административных механизмов соблюдения общественных интересов в стране. Вот об этом я и говорил в разделе о налоговой реформе…». «Стратегической задачей прошлого года было укрепление государства. Государства – в лице всех его институтов и всех уровней власти. Было очевидно: без решения этой ключевой проблемы нам не достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере». «Будущее наших отношений напрямую зависит от того, насколько точно соблюдаются основополагающие принципы и нормы международного права, в первую очередь в вопросах неприменения силы и угрозы силы. Наша позиция ясна: единственной организацией, правомочной санкционировать применение силы в международных отношениях, является Совет Безопасности ООН».
2002-й: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из неё. Воспитывать здесь своих детей. Строить здесь свой дом». «Наши цели неизменны – демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное – повышение уровня жизни нашего народа». «Мы строим со всеми государствами мира – хочу это подчеркнуть - со всеми государствами мира – конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция – за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в борьбе, этой борьбе, России надо быть сильной и конкурентоспособной. Подчеркну, что российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и национальных интересов – военно-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ».
2003-й: «За трехлетний период мы не только основательно разобрали завалы проблем – а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь, - но и добились некоторых положительных результатов. Сейчас нужно сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия –подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это – качественно новая задача. Качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязаны ею воспользоваться».
2006-й: «В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом её научными и технологическими преимуществами. Но, к сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия… Да, мы знаем: такой наша промышленность, наша экономика строилась еще в советские времена. Но знать это – абсолютно недостаточно. Необходимо принять конкретные меры для того, чтобы ситуацию изменить… Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологических сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение. Должна стать крупным экспортёром интеллектуальных услуг. Разумеется, мы рассчитываем на рост предпринимательской инициативы во всех секторах экономики. И будем создавать для этого необходимые условия. Но мощный рынок в вышеназванных, традиционно сильных для страны областях – это наш шанс использовать их как локомотив развития. Это – реальная возможность изменить структуру всей экономики и занять достойное место в мировом разделении труда».
Основные направления внешней политики:
1.
2.
3……
Вывод по теме:
Практическая работа №7
Тема: Сравнительный анализ особенностей развития духовной жизни в советском и российском обществах.
Цель: Провести сравнительный анализ особенностей развития духовной жизни в советском и российском обществах.
Краткие теоретические сведения: "Оттепель" особенно заметна в литературе и искусстве. Появление большого количества новых журналов, как специальных, научных, так и литературно-художественных. Расширение международных культурных связей. Идеология застоя - концепция "развитого социализма", в основе которой лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, а, соответственно, предполагалось и бесконфликтное ее развитие. Духовная жизнь в 1970-е годы была сложной и противоречивой. Со стороны КПСС был идеологический диктат. Ужесточился контроль за всеми областями культуры и общественными науками и особенно за исторической наукой. © 2022, Авторские права защищены! Ссылка при копировании обязательна!
Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире. Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
- материалы лекции
- Интернет ресурсы -Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
- Раздаточный материал
- Бланк с заданиями.
Ход работы:
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Приобретая все более «городской» характер, социальная структура советского общества развивалась, казалось, в рамках общемировых тенденций.
Но несмотря на официальный тезис о сближении социальных групп, на деле шло усложнение социальный отношений. Усиливалась дифференциация в качестве и уровне жизни, реальных правах управленческого слоя и остального населения.
Противоречивость явлений в советском обществе не могла не отразиться на развитии его духовной сферы - образовании, науке, культуре.
Имелись значительные различия в уровне образования городского и сельского населения. По качеству образование не только не закрепилось на признанном в мире высоком уровне конца 50-60-х годов, но начало отставать от требований времени, научно-технического прогресса.
Решить проблему средней школы попытались путем проведения школьной реформы 1983-1984 годов. Основная задача виделась в том, чтобы сориентировать школу на нужды экономики. Однако отсутствие необходимых средств привело к быстрому свертыванию реформы. Рост численности вузов не сопровождался улучшением качества подготовки студентов. Этому препятствовали не только слабая материальная база вузов, недостаточная порой квалификация профессорско-преподавательского состава, но и снижение уровня подготовки выпускников средней школы, охваченной погоней за массовостью в связи с переходом к всеобщему обязательному среднему образованию. Негативно сказывалось снижение престижа дипломированных специалистов, особенно массовых технических специальностей. Во многих вузах из-за хронического недобора студентов прием порой осуществлялся без какого-либо отбора по способностям и уровню подготовки.
Противоречивым было и развитие науки. На десятилетия СССР отстал в области компьютеризации. Даже традиционная политика опережающего развития военных отраслей с максимальной концентрацией в них материальных и кадровых ресурсов в новых исторических условиях стала давать серьезные сбои, так как эти отрасли все больше зависели от общего технологического уровня народного хозяйства и эффективности всего экономического механизма.
Многие интересные произведения в эти годы по причинам идеологического характера так и не увидели свет. В то же время не официозное признание получили полулегальные барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким. Театральные и кинопостановки Т. Абуладзе, Г. Волчек, А. Германа, М. Захарова, Ю. Любимого, А. Тарковского, А. Эфроса, с трудом пробивая себе дорогу, обозначили для зрителей новые горизонты. Свои художественные произведения, не вписывавшиеся в рамки "социалистического реализма", создавали В. Аксенов, В. Войнич, В. Дудинцев, В. Максимов, В. Некрасов, А. Рыбаков и другие. Живопись И. Глазунова, А. Шилова, художников-авангардистов вызывала большой интерес и дискуссии в среде интеллигенции.
В эти годы подвергались гонениям ученые-экономисты, видевшие успех развития экономики в ее переводе на рыночные рельсы. В 70-е годы обструкции со стороны властей были подвергнуты представители "нового направления" в исторической науке - П. В. Волобуев, М. Я. Гефтер, К. Н. Тарновский и другие, - пытавшиеся, строго в рамках марксистской идеологии, пересмотреть некоторые закостеневшие положения советской историографии.
Отношения власти и общества в период с середины 60-х до середины 80-х годов привели к третьей волне эмиграции, на вершине которой оказались видные представители творческой интеллигенции - И. Бродский, В. Аксенов, А. Солженицын, М. Ростропович, Г. Вишневская, М. Барышников и многие другие.
Все это отражало наличие, переплетение и противоборство двух направлений в духовной жизни советского общества с середины 60-х до середины 80-х годов - официально-охранительного и демократического.
Вопросы:
- Какие темы преобладали в литературных произведениях?
- С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
- Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
- Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
- Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
- Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Сохранение традиционных нравственных религиозных ценностей, а также индивидуальных свобод человека представляется весьма важным в наше время. Национальные ценности в культурной и духовной сферах представляет собой большое богатство, вместе с тем являясь неиссякаемым резервом необходимым для того чтобы происходило воспроизводство признанных во всем мире общечеловеческих ценностей, равно как и национальных культурных и нравственных традиций народов.
На сегодняшний день культура существует в форме самовыражения народов. Национальные особенности отдельных народов проистекают из конкретно-исторических особенностей жизни и тех или иных народов, а также из их биосоциальной сущности.
Важнейшие особенности и значение национальной культуры любого народа заключается в ее самобытности, разнообразие и неповторимости.
Процессу развития особенностей культуры нации способствует создание своеобразных форм организации культурной жизни отдельных народов, которое помогает избежать подражания и копирования других культур. Культуры народа, не обладающая своими особенностями, сравнима с безликим человеком.
Культура народов не является застывшим явлением, ее самобытность возрастает и обогащается одновременно с расцветом нации, с ростом уверенности в своем будущем, с укреплением своего места в мировой цивилизации. Бушманова А. В. Особенности правового режима культурных ценностей в РФ. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-1 С.91.
В содержание национальной культуры входят такие базовые элементы как, национальные ценности, которые общество хранит в своих культурных, семейных и социально-исторических традициях, передавая их из поколения в поколение, обеспечивая тем самым развитие общества в современных условиях.
Необходимо выделить некоторые источники нравственности и человечности в сфере национальной культурной жизни, которые являются основополагающими для того, чтобы человек мог противостоять разрушительному влиянию и мог плодотворно развиваться, совершенствуя свое сознание, систему общественных отношений и свою жизнь в целом.
Традиционно принято считать, что к основным источникам нравственности в нашей стране относятся - многонациональный народ нашей страны, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. На основе традиционных источников нравственности можно определить базовые национальные ценности России. В первую очередь к национальным ценностям необходимо отнести патриотизм, проявляющийся в любви к России, в частности к своей малой родине, к своему народу, служение Отечеству. Не менее важна социальная солидарность, выражающаяся в личной и национальной свободе, доверии к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Гражданственность, как национальная ценность, заключается в служении Отечеству, в создании и укреплении правового государства, гражданского общества, закона и правопорядка, поликультурного мира, свободы совести и вероисповедания. Кроме того к национальны ценностям нашего государства необходимо отнести семью, труд и творчество науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу и человечество. Последнее проявляется в движении к миру во всём мире, многообразие культур и народов, прогрессу человечества, международному сотрудничеству. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Культурная глобализация и этнокультурная идентичность общества как факторы модернизации современного образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2 С.205.
В современном мире все сильнее становятся процессы глобализации, в связи с чем растет важность сохранения культурного наследия и культурных традиций народов. При этом нередко случается так, что усилиям общества по укреплению национальных культур противостоят различные общественные силы. Необходимо отметить, что современная культурная обстановка в нашей стране весьма сложна и противоречива. Однако в ней можно выделить ряд тенденций, которые характеризуют культурные процессы в современной России:
Устранение монополии государства на культуру и ее деидеологизация. Данная тенденция способствует как росту свободы творчества и выбора в культурной сфере, однако вместе с тем произошла и потеря контроля над качеством и уровнем той культурной продукции, которая предлагается потребителю, например, в литературе, музыке, образование и т.д.
Проникновение коммерческих структур в культуру, которое характеризуется преимущественным вложением капитала по большей части в высокодоходные и области культуры - в зрелища, развлекательную и эротическую индустрию. В качестве еще одного последствия коммерциализации можно назвать недоступность многих учреждений культуры для значительной части населения.
Положительной тенденцией необходимо назвать возрождающийся интерес к дореволюционному культурному наследию, в частности к религии и церкви.
Рост культурно-коммуникативной пассивности, выражающийся в ослаблении интереса к чтению, которое заменяют визуальные, зрелищные формы искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.
Особым индикатором уровня развития культуры того или иного общества выступает язык, организующий характер и способ восприятия реальности.
Современное состояние русского языка беспокоит прогрессивную российскую интеллигенцию. Голдырева В.А. Взаимосвязь культурных ценностей и отношения к инновациям // Российский гуманитарный журнал. 2013. №5 С.434.
Подводя итог, подчеркнем, что понимание места и роли культуры в общественной жизни, а также изучение закономерностей ее развития имеет весьма серьезное практическое значение. Проводимые государственной властью экономические и политические программы не будут иметь успеха без учета культурной составляющей, следовательно, повышение культурного уровня общества выступает важнейшей предпосылкой социально-экономического роста.
Вопросы:
1. Каковы приоритетные направления реализации государственной политики в области сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа?
2. Каковы основные национальные нематериальные ценности?
3. Какие существуют угрозы сохранности культурных и нравственных ценностей, укреплению духовного единства российского народа?
4. Каковы первоочередные мероприятия по реализации государственной политики в области сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа?
Задание 3. Заполните таблицу "Развитие советской и российской культуры»
Развитие культуры в послевоенные годы | ||
Автор | Произведение | |
Литература | ||
Театр | ||
Кино | ||
Изобразительное искусство | ||
Развитие культуры в период "оттепели" | ||
Автор | Произведение | |
Литература | ||
Музыка | ||
Кино | ||
Изобразительное искусство | ||
Развитие культуры в годы застоя | ||
Автор | Произведение | |
Литература | ||
Кино | ||
Эстрада | ||
Авторская песня | ||
Развитие культуры в годы перестройки | ||
Автор | Произведение | |
Литература | ||
Кино | ||
Музыка | ||
Развитие культуры в современной России | ||
Кино | ||
Музыка | ||
Литература | ||
Изобразительное искусство |
Контрольные вопросы:
- Назовите важнейшие достижения советской науки.
- Назовите приоритетные направления реализации государственной политики в области сохранения культурных и нравственных ценностей?
- Как по вашему мнению можно укрепить духовное единство российского народа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению практических работ при изучении учебной дисциплины ОГСЭ.03 Английский язык для специальности 23.02.01 « Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте (по отраслям)»
АнотацияЦелью данных методических указаний по дисциплине Иностранный язык (английский) является проведение практических занятий и овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умени...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
ЕН.01 МАТЕМАТИКА Методические указания по выполнению практических работ для обучающихся по специальностям СПО 26.02.03 Судовождение
Методические указания по выполнению практических работ составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины ЕН.01 Математика. Методические указания предназначены для обучающихся специальностей 26...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ по дисциплине ОУД.06 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» по специальности 15.02.09 «Адитивные технологи»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работпо дисциплине ОУД.06 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» по специальности15.02.09 «Адитивные технологи» ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОДБ 01.05 ИСТОРИЯ для специальности естественно-научного профиля 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Методические указания по выполнению практических работ для студентов очной формы обучения составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОДБ. 04. ИСТОРИЯ для специальности технологического профиля 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОДБ. 04. История являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности для специальности технол...
Задания и методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Задания и методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуата...