Сценарий урока "Экономическое развитие Запада в XIX - начале XX века" 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс)
УМК по Всеобщей истории Сороко-Цюпа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_ekonomicheskoe_razvitie_v_xix_-_nachale_hh_v.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Новая история – 9 класс
Урок 1: Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в.
Цели:
~ обучающая (сформировать представление об основных составляющих экономического развития стран Европы и США в XIX – начале ХХ века);
~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, навыков работы с текстом учебника, умения формулировать и отстаивать свою позицию);
~ воспитывающая (показать, что безудержное развитие технического прогресса может привести к экологическим и военным катастрофам).
План.
I Объяснение нового материала.
- Модернизация. Неравномерность экономического развития
- Промышленная революция XIX в.
- Источники капитала
- Экономические кризисы
- Монополистический капитализм
- Сельское хозяйство
II Закрепление
Опережающее задание: выясните, как связаны между собой Эйфелева башня, Французская революция конца XVIII в. и всемирные промышленные выставки второй половины XIX в.; представьте результаты в виде электронной презентации
Домашнее задание: §1 (учебник 2019 г.), записи в тетради, термины (акция, биржа, стандартизация, индустриализация, экономический кризис, монополия, синдикат, картель, концерн, трест, капитал, капиталист, модернизация, промышленный переворот, протекционизм, революция)
Ход урока.
Слайд 1 Беседа Доска Слайд 2 Беседа Запись Запись Беседа Слайд 3 Запись Запись Беседа РМ Слайд 4 Беседа Слайд 5 РМ Беседа Запись Слайд 6 Доска Беседа с.294 слайд 7 Беседа Словарь с.296 с.293 с.293 с.296 Беседа Слайд 8 Запись Запись Запись РМ Слайд 9 Беседа | I Объяснение нового материала. (1) В 9-м классе мы продолжим знакомство с историей Нового времени, начатое в 7-м классе. Напомню, что основным содержанием этого периода Всемирной истории является разрушение традиционного общества и формирование общества индустриального. ?? Что такое «традиционное общество»? (общество, основанное на традициях; основа – сельское хозяйство: аграрное общество) ?? Когда происходил переход от традиционного общества к индустриальному? (XVI – XVIII вв. - раннее Новое время) XVI – XVIII вв. раннее Новое время (переход) Традиционное общество Индустриальное общество (до XV века) (XIX – п/п XX в.) ?? В чём проявлялось разрушение основ традиционного общества?
?? В чём заключается разница между капитализмом и феодализмом?
?? В чём заключается разница между ними?
Происходивший в XIX веке в Западной Европе и США процесс перерастания традиционного общества в индустриальное получил название модернизации. Модернизация – это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу. Модернизация – это длительный и очень сложный процесс, в ходе которого изменения охватывают все стороны жизни общества. Изучая историю раннего Нового времени, вы смогли убедиться в том, что разрушение традиционного общества в странах Европы происходило неравномерно. В связи с этим учёные выделяют в XIX в. три эшелона модернизации. Три эшелона модернизации в XIX веке:
?? Как вы думаете, чем можно объяснить существование различных эшелонов модернизации? (необходимость догнать более развитые страны, особенно в развитии военной техники, заставляла проводить реформы ради модернизации) ?? Процесс модернизации в XIX – начале ХХ века почти не коснулся стран Востока: как вы думаете, почему? (нет Реформации, изменившей сознание людей на Западе, сильны традиции, модернизация воспринималась как чуждое западное влияние, которому надо сопротивляться – закрытие Японии и Китая, а Индия стала колонией и Англия не позволит ей осуществить модернизацию) (2) В экономической сфере основным содержанием процесса модернизации стала индустриализация. Индустриализация – процесс создания крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленности в экономике ?? Необходимым условием индустриализации является промышленный переворот: что это такое? Промышленный переворот –
?? Что нужно для осуществления промышленного переворота? (станки, капиталы, рабочие, предприниматели, рынки сбыта) Задание классу: работа с таблицей «Важнейшие технические изобретения XIX века». ?? В каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первыми в области технических изобретений. (Англия, т.к. развитие капитализма и аграрная революция раньше других; США, т.к. нет пережитков феодализма, независимость от Англии, демократизация) ?? Какая отрасль промышленности на начальном этапе промышленной революции играла ведущую роль? Предположите, почему. (лёгкая, т.к. меньше первоначальный капитал, а спрос на одежду есть всегда) ?? Какая новая отрасль промышленности появилась в первой половине XIX в.? Предположите, почему. (металлургическая, т.к. необходимы уголь как источник энергии и чугун, т.к. станки для промышленного переворота нужны; затем машиностроение) ?? Каковы возможные последствия развития транспорта («транспортной революции»)? (нет необходимости строить предприятия возле источников сырья, можно перевозить продукцию в огромных количествах на большие расстояния – новые рынки сбыта и т.д.) (3) Так, новые источники энергии станки есть. Теперь возникает вопрос: «Где взять капитал?» Задание классу: на основе учебника (§1 п.2 «Век капитала») объясните, откуда брались капиталы. (личные накопления, если производство небольшое; создание акционерных обществ и продажа акций на бирже; банковский кредит (банки тоже превращаются в акционерные общества)) ?? Какие изменения в связи с этим произошли в производстве? (укрупнение: завод; стандартизация и серийный выпуск продукции; усилилось разделение труда; усложнилось управление – появились менеджеры) В конце XIX в. (после 1880 г.) лидирующие позиции в производстве вместо металлургической промышленности и машиностроения занимают новые отрасли – химическая и производство электроэнергии. Благодаря широкому внедрению бессемеровского мартеновского способов получения стали она вытесняет чугун из традиционных отраслей его использования. Использование электричества впервые позволило передавать энергию на большие расстояния и использовать новый тип двигателя – электромотор (вместо парового). Продолжилась транспортная революция – появились автомобили и самолёты с дизельным мотором и двигателем внутреннего сгорания. Пожалуй, это была «вторая промышленная революция»! (4) В то же время бурное развитие промышленности имело и негативные последствия, связанные с изменением характера и масштабов экономических кризисов. Экономический кризис – процесс спада экономического роста. Прежние кризисы возникали чаще всего по естественным причинам (неблагоприятные погодные условия – неурожай) исходили из аграрного сектора экономики. Новые кризисы был связаны уже с внутренней логикой развития промышленного капитализма. Задание классу: объясните механизм возникновения экономического кризиса. Неограниченная конкуренция и стремление к прибыли * Перепроизводство товаров (предложение товаров больше, чем спрос на них) * Сокращение или остановка производства (экономический кризис) * Внедрение новых технологий, переброска капиталов в отрасли, где сохранился покупательский спрос * Подъём производства (выход из кризиса) сильных предприятий, разорение и гибель слабых, не выдержавших конкуренции Экономическое развитие шло циклически. Кризисы стали постоянным явлением. 1825 – первый экономический кризис перепроизводства (Англия). 1858 – первый мировой экономический кризис. Последствия: государство, которое до этого не вмешивалось в свободную конкуренцию между предприятиями, начинает после очередного мирового кризиса в 1873 г. эту свободу ограничивать. (5) К 70-80-м гг. XIX века в наиболее развитых странах Западной Европы и США свободная конкуренция стала ограничиваться благодаря монополизации. ?? Что такое «монополия»? Монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточивающее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара, тем самым, устанавливая своё господство в определённой отрасли хозяйства. ?? Как, по-вашему, почему во второй половине XIX века возникла необходимость в крупных хозяйственных объединениях? (необходимы средства для реализации дорогостоящих проектов: ж/д, каналы, закупка дорогостоящей техники) Способом собирания средств стали акционерные компании. Крупная компания в условиях конкуренции занимала более выигрышное положение, чем средние, а тем более мелкие предприятия. Затраты на производство, благодаря современной технике, у неё были меньше, а прибыли больше. Со временем такая фирма вытесняла с рынка конкурентов и оставалась одна. Так возникали монополии. Формы монополий:
В то же время нельзя говорить о полном исчезновении мелкого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг, но роль монополий в экономике была определяющей. Монополии возникают и в банковской сфере. Часто они сливаются с промышленными монополиями. ?? Каковы положительные и отрицательные последствия подобной ситуации? (возможность осуществлять крупномасштабные проекты, н – р, ж/д строительство, что важно в том числе и в военно-стратегическом смысле; возможность влиять на политику, осуществляемую правительствами) Финансовая олигархия – верхушка монополистической буржуазии (крупнейшие собственники капитала, наиболее влиятельные представители торгово-промышленных и финансовых монополий), олицетворяющая господство финансового капитала в экономической и политической жизни капиталистических государств. (6) Факторы развития сельского хозяйства:
Пути развития капитализма в сельском хозяйстве:
Задание классу: на основе пункта учебника «Сельское хозяйство» заполните таблицу и сделайте вывод о результатах развития сельского хозяйства к началу ХХ в.
II Закрепление. ?? Какие условия сделали возможной победу промышленной революции? ?? Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе к середине XIX века? Укажите причины этих явлений и дайте им оценку |
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
Модернизация – это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу.
Индустриализация – создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленности в экономике.
Урбанизация – рост числа городов и городского населения.
Демократизация – расширение политических прав и свобод граждан, увеличение форм участия населения в политической жизни.
Экономический кризис – процесс спада экономического роста и насильственного восстановления нарушенных в ходе развития экономики пропорций.
Синдикат – форма монополистического объединения, заключённого для совместного сбыта товаров
Картель – форма объединений, при которой участники договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоятельность
Концерн – форма объединения предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчинённых централизованному финансовому контролю и руководству
Трест – форма монополии, при которой входящие в него предприятия полностью теряют свою производственную и финансовую самостоятельность и подчиняются единому управлению
Монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточивающее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара, тем самым, устанавливая своё господство в определённой отрасли хозяйства
Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить своё господство во всех областях жизни общества.
Финансовая олигархия – верхушка монополистической буржуазии (крупнейшие собственники капитала, наиболее влиятельные представители торгово-промышленных и финансовых монополий), олицетворяющая господство финансового капитала в экономической и политической жизни капиталистических государств на стадии империализма.
Индустриальная (промышленная) революция – переход от мануфактурной стадии капитализма с её ручной техникой к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Экономическое развитие Коми края в начале ХХ века"
По истории России в 9 классе при изучении темы "Экономическое развитие страны" у ребят возникли вопросы о развитии экономики Коми края в начале ХХ века. В связи с этим быланаписана ра...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Сценарий мини-спектакля "Стеклянный город" (о начале творчества сестёр Бронте)
Дети семьи Бронте были очень талантливы. Три сестры и брат с детства много читали и придумывали игры. К юбилею Шарлотты Бронте по её запискам, известным под названием "Стеклянный город"...
Экономическое развитие в конце XIX — начале XX в.
Презентация по истории России 9 класс...
Методическая разработка урока "«Духовная жизнь и развитие отечественной культур в начале XX века (1900-1940гг)».
Урок для 11 класса по истории России....
Тренажер по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».
Тренажер по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....
Тренажер по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».
Тренажер по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....