Конспект урока по истории 9 класс «Гражданская война в России»
план-конспект урока по истории (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_istorii_9_klass.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории 9 класс
«Гражданская война в России»
Цель урока: сформировать представление о Гражданской войне как величайшей трагедии народа; раскрыть причины Гражданской войны и ее основные этапы; раскрыть цели и политическую программу Белого движения, определить его социальный состав.
Ключевые знания: причины и сущность Гражданской войны, ее основные этапы; события первого этапа Гражданской войны; начало формирования Белого движения; создание Красной Армии.
Основные виды деятельности ученика:
Раскрывать причины Гражданской войны; характеризовать социальные и политические силы, противостоявших большевикам в первый период Гражданской войны; объяснять эволюцию взглядов большевиков на проблему создания профессиональной Красной Армии; рассказывать используя историческую карту, о наиболее значительных военных событиях начала Гражданской войны; давать характеристику Белого и Красного движений (цели, участники, методы борьбы), используя учебник и другие источники информации; составлять характеристику ( исторический портрет) А.В. Колчака и А.И. Деникина. Используя материалы учебника и другие источники информации.
Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.
Работа над понятиями:
- гражданская война – это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.
- Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
- Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.
Ход урока:
Эпиграфы: И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глаз:
«Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных правда с нами».
(М. Волошин.)
Белым был – красным стал,
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал
Смерть победила.
(М. Цветаева.)
- Ребята, вашему вниманию предложены строки известных вам писателей: Максима Волошина, Марины Цветаевой. Скажите, какому событию российской истории они посвящены?
План:
1. Причины и особенности гражданской войны в России.
2. Временные рамки Гражданской войны: периодизация
3. Война «внутри демократии».
4. Красные против белых.
5. «Военный коммунизм» и его последствия.
6. Итоги и последствия Гражданской войны.
ППЗ: Каковы причины победы «красных» над «белыми»?
- Понятие, причины и особенности, участники гражданской войны:
- Ребята, а как вы думаете, что же такое гражданская война?
Гражданская война – период острых классовых столкновений, и начинается она с октября 1917 года, а заканчивается осенью 1922 года, когда белая армия была разгромлена на Дальнем Востоке.
Гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил – начинается с середины 1918 года и продолжается до конца 1920 года, хотя военные действия продолжались и после 1920 года.
Гражданская война – это противостояние классов и общественных групп, в отличие от обычных войн, она не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами”.
Максимилиан Волошин.
- Ребята, обратите внимание, как точно определил автор настроение той эпохи…Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, гуманизм, терпимость, отодвинуты в эти годы на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас».
Причинами Гражданской войны послужили большевистские преобразования:
- Октябрьская революция 1917 г., взятие власти партией большевиков;
- Национализация всей земли (Декрет о земле), конфискация помещичьих земель;
- Попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок;
- Разгон большевиками Учредительного собрания; меньшевики и эсеры требовали созыва Учредительного собрания.
- Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 г. (голод в столичных городах, безработица, национализация предприятий)
- Заключение Брестского мира, потеря обширной территории России.
Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»;
Сторонники “красных” | Сторонники “белых” |
Рабочие большевики | Помещики, капиталисты, торговцы |
Каковы основные идеи противоборствующих сил?
Основные идеи:
“красных” “ белых”
Защита завоеваний
Октябрьской революции возрождение “великой, неделимой России”,
восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.
Были еще “зеленые”, что это за сила? в основном представители крестьянства (дезертиры всех мастей, махновцы, «зеленые», повстанцы Антонова, моряки Кронштадта).
Особенности Гражданской войны:
1. Исключительно длительные и кровопролитные военные действия проходили практически на всей территории бывшей Российской империи.
2. Внутрироссийский конфликт усугубила его интернационализация.
3. В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.
4. В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки - «человек с ружьём».
- Временные рамки Гражданской войны.
Историки до сих пор спорят о времени начала Гражданской войны в России. Одни грозные зарницы Гражданской войны усматривали в февральских уличных боях 1917 года, другие говорят о середине 1918 г. | Учащиеся работают с учебником и выделяют этапы гражданской войны:
|
Большинство историков выделяют четыре этапа гражданской войны:
I этап – май – ноябрь 1918 года;
II этап – ноябрь 1918 года – весна (март) 1919 года;
III этап – весна (март) 1919 года – весна (март) 1920 года;
IV этап – апрель – ноябрь 1920 года.
Интервенция – насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или во взаимоотношения с третьими странами.
1. Кто, на ваш взгляд, виновен в развязывании Гражданской войны в России? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?
Гражданская война в России — процесс необыкновенно сложный. Говоря о виновниках Гражданской войны в России, мы не можем дать однозначный ответ. Диалектически так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Так что виновны в общероссийском побоище 1918—1922 гг. и красные, и белые, и «зеленые», и целый ряд стран, осуществлявших интервенцию в Россию.
Гражданская война и военная интервенция
(по материалу учебника и рассказу учителя)
Периоды | Основные события и участники Гражданской войны | Результаты, общая характеристика периода |
Рассмотрим их и дадим краткую характеристику.
1 этап. октябрь 1917 – весна 1918 гг. – локальный характер войны. начало гражданского противостояния.
В первые месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему?
Ответ: большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание, уравнительное перераспределение земли.
На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин. Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье – здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье – атаман Семенов. Как вы видите, складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков.
2 этап. Май 1918 – март 1919 гг. – начало полномасштабной Гражданской войны: Советская республика оказалась в кольце фронтов.
27 мая 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса. Работая с учебником, ответьте на вопрос: из кого состоял корпус? С.103
Ответ: пленные военнослужащие, чехи, словаки.
Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. К осени чехи нанесли ряд поражений Красной Армии и вышли к Волге. Войска Краснова осадили Царицын. Юденич усилил влияние на Севере. Колчак – во главе Уфимской Директории. Деникин – закрепился на Дону. Десанты Антанты (200 тысяч человек). За этими скупыми словами – ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на смерть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди – сын против отца, брат против брата. В этом – страшная трагедия Гражданской войны.
Дальше давайте рассмотрим основные направления деятельности советского руководства, так как для большевиков складывалась очень тяжелая обстановка.
Работа с учебником:
Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?
Ответы:: 15 января 1918 года – день создания Красной Армии, которая изначально формировалась на добровольческой основе.
– отвергнут принцип добровольности;
– введена всеобщая обязанность (10 июля 1918 г., м = 18-40 лет)
– дисциплина, создавались концлагеря (для врагов советской власти, перебежцев)
- централизация структуры управления войсками (сентябрь 1918 г. учрежден Революционный военный совет – РЕВВОЕНСОВЕТ (РВС), во главе с Л. Д. Троцким)
- началась политика Красного террора осенью 1918 года. С.106 курсив внизу.
– к каждому командиру КА были представлены военкомы, наделенные чрезвычайными полномочиями.
Вопрос: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков.
Ответ на вопрос:– Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям;– примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности.
Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Что такое “террор”? Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет “О красном терроре”. Но террор был и красным и белым. Предлагаю учащимся таблицу “Террор”.
Ответ: “Террор” – это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения.
Красный террор | Белый террор |
Расстрел царской семьи | Покушение на жизнь Ленина |
3 этап. Март1919 – март 1920 гг.
Учащиеся работают с учебником , составляя таблицу.
Разгром основных сил белых. Эвакуация основных сил иностранных войск.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть основные события этапа, работая с учебником и составив таблицу:
“Решающие победы красных”
Дата | Событие | Фронт |
Май 1919 г. | Красная Армия под командованием С.С.Каменева остановила под Уфой силы армии Колчака и перешла в контрнаступление. | Восточный фронт |
Июль–август 1919 г. | Красная Армия под командованием М.Н.Тухачевского разбила белых и овладела Уралом (Златоустовская и Челябинская операции) | Восточный фронт |
Октябрь 1919 г. | Конница С.М.Буденного прорвала фронт белых под Воронежом и Касторной и вышла в тылы деникинских войск. | Южный фронт |
Март 1920 г. | Войска Красной Армии под командованием М.Н.Тухачевского, используя боевые возможности Первой Конной Армии, завершили разгром деникинских войск. | Кавказский фронт |
4 этап. Апрель 1920 – ноябрь 1920 г.
Главные события этапа:
- Война с Польшей – но для большевиков, которые стремились к мировой революции, она сложилась неудачно. Ее результат: мирный договор, по которому к Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
- Борьба Красной Армии с армией генерала Врангеля, укрепившегося в Крыму.
В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных.
5 завершающий этап предлагается учащимся разобрать в качестве домашнего задания.
Учитель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охарактеризуйте поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?
Ответ: Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков.
Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии.
Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспорных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему?
Причины победы “красных”:
- Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
- Агитационно-пропагандистская работа в массах.
- Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
- Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.
А почему белое движение потерпело поражение?
Причины поражения “белых”:
- Отсутствие единства в рядах белого движения.
- Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
- Отсутствие единого командования между белыми армиями и войсками интервентов.
Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.
Итоги гражданской войны:
- Власть красных (большевиков).
- Большевики сохранили суверенитет России.
- Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых рублей.
- Производство сократилось в 7 раз, сокращение посевных площадей
- Людские потери составили около 13 млн. человек.
- Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
- Около 2 млн. человек эмигрировало.
Д/з Параграф 14, записи в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 9 классе "Гражданская война в России"
Тема урока: итоговый урок по теме «Гражданская война в России»Основная цель: систематизировать изученный материал по изученной темеОсновные понятия; гражданская война, иностранная интервенция, «...
Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»
Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....
Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.
Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.Цели урока: помочь осознать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, что именно русский народ стал главным заложн...
Конспект урока по теме "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова". 11 класс
Конспект урока по литературе 11 класс . Рассказы "Родинка," "Чужая кровь" из "Донских рассказов " М. Шолохова...
Урок по истории отечества ."Гражданская война в России" ,10 класс
Урок по истории отечества , 10 класс. План проведения урока....
Конспект урока по истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века» (8 класс)
Конспект урока по истории России (8 класс)...
урок по истории «Трагедия гражданской войны в России как общенациональная катастрофа»
В любом конфликте, войне, борьбе обязательно есть победители и побежденные. В гражданской войне в России тоже есть победители- это ? - красные(большевики) и проигравшие ? -белые....