Урок повторения в 11 классе по теме "Великая Отечественная война"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Разработка урока повторения и обобщения изученного материала в 11 классе по теме "Великая отечественная война". В ходе урока проводится фронтальный опрос, учащиеся готовят индивидуальные домашние задания и сообщения, решают тестовое задание с вопросами подобными ЕГЭ. Урок сопровождается слайдовой презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtor.-obobshch.urok_11kl.docx | 50.83 КБ |
povtorenie_11_klass.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок истории по теме "Великая Отечественная война". Обобщающее повторение. 11-й класс
Тема урока: Повторение по теме «Великая Отечественная война” Слайд№1
Цели урока.
II. Цель урока: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции. Поэтому урок решает ряд важных задач:
А) образовательные: повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его систематизация и анализ;
Б) развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: сформировать следующие специальные умения – отбор фактов, постановка к ним вопросов, оценка фактов; закрепить общеучебные умения и навыки – планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль; содействовать развитию воли и настойчивости в решении проблемных задач; вовлечение в дискуссию; интерес учащихся к изучаемым вопросам.
В) воспитательные задачи: формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
Ход урока
- Организационный момент
2. Возможный вариант вступления.
Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков.
Проблемы оценки фактов всегда существуют у историков: в любом событии есть две стороны, а может быть и три, и четыре. Какое бы из событий мы не взяли, везде есть место сомнениям: пакт Молотова-Риббентропа и “секретные протоколы” к нему, значение открытия второго фронта и как сложилась бы война в случае более раннего открытия второго фронта , блокада Ленинграда и поведение союзников и многие другие. Но история – наука строгая. П.Чаадаев когда-то написал: “История всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей… Эту историю создает не историк, а сила вещей…”. Слайд №2
Фронтальный опрос:
- охарактеризуйте политику Германии во второй половине 30-х гг
- расскажите о территориальных претензиях Германии к странам Европы (Австрия, Чехословакия)
- когда, где и кем был подписан пакт о ненападении и договор о дружбе между Германией и советским союзом.
- почему протоколы к пакту о ненападении были секретными. В чем их смысл.
Вопрос: В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах.
Ответ детей: и Наполеон и Гитлер мечтали завоевать весь мир; население России и Советского Союза одинаково сплотились для отпора врагу; было развернуто партизанское движение в тылу врага.
22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939г. агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа
На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Чем дальше уходят от нас “…те лихие, грозные года, тем чаще возникают вопросы: что это – мифы или реальность, наука или вымысел ”. В этих вопросах мы сегодня будем разбираться. И сегодня на уроке мы, как обычно, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, смотреть и слушать. (Слайд №
Вопрос Домашнего задания : В первые дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была отступать. В чем причины неудач Красной Армии?
Ответ ФИ. Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:
- не завершено перевооружение Красной Армии
- ошибки руководства страны и лично Сталина в определении сроков начала войны;
- репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава;
- военная доктрина, предусматривающая военные действия на чужой территории «Война на чужой территории малой кровью»;
-превосходство по численности и маневренности германских войск, накопленный ими в Европе опыт широких наступательных операций.
Неудачи Красной Армии на начальном этапе войны - это жестокая правда. Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившиеся. В новой доктрине войскам он предписывал “ разгромить врага”, но не “переходить государственной границы” с Германией, основу тактики Красной Армии составляла концепция ведения боевых действий на чужой территории; также Сталин не хотел верить сведеньям разведки о сроках начала войны. Недооценка серьезности предостережений о готовящемся нападении относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он отверг предложения советского Генштаба о нанесении упреждающего удара по развертывающимся германским войскам. Запрещалось принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, чтобы не спровоцировать немцев на нападение. Высший командный состав армии был ослаблен репрессиями. К началу войны 70 – 80% командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий находились в своей должности менее года и не успели приобрести опыт руководства войсками.
Учитель: Несмотря на неудачи чувство патриотизма, так свойственное русскому человеку, сплотило на борьбу с оккупантами людей из разных социальных слоев, людей разных национальностей и верований. Уже буквально в первые дни войны были совершены подвиги советских людей. ( сообщения на тему «Героизм в годы войны»
Вопрос ДомашнегоЗадания: сообщение по теме « Крупнейшие военные операции в ходе Великой Отечественной войны».
Названия | Цель | Время проведения |
“Тайфун” | Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву. | 30 сентября – начало декабря 1941 г |
“ Уран” | Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом | 19 ноября1942г. – 2 февраля 1943г |
“Цитадель” | План немецкого командования – окружить и разгромить Красную Армию на Курском выступе | 5- 12июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы |
“Кутузов” и “Полководец Румянцев” | Наступление Западного и Брянского фронтов с Орловского плацдарма на севере Курского выступа. Наступление Воронежского и Степного фронтов в южной части Курского выступа | 12 июля – 23 августа 1943 г. – наступательный и завершающий этап в ходе Курской битвы |
“Рельсовая война” и “Концерт” | Действия партизан в тылу врага, нарушавшие подвоз вооружений для вермахта | Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г. |
“Оверлорд” | Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта | 6 июня 1944 г. |
“Багратион” | Наступление 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов – освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии; выход советских войск на границу с Германией | 22 июня – 29 августа 1944 г. |
Берлинская операция | Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии | 16 апреля – 8 мая 1945 г. |
Вопрос: Чем завершилась Великая Отечественная война
Когда и кто с советской и германской стороны подписали акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии?
Ответ детей: 9 мая в 00.43 (по московскому времени) был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии Жуковым с советской стороны, а с немецкой ее подписал генерал-фельдмаршал Кейтель. Поставили свои подписи и представители США, Великобритании и Франции. (По центрально-европейскому времени 9 мая еще не наступило). Соответственно День Победы стали праздновать в СССР 9 мая.
Учитель:
В заключительной части нашего урока мы проведем самостоятельную работу.
Самостоятельная работа
(В работу включены задания, аналогичные демоверсии – это подготовка к ЕГЭ)
В 1. Установите соответствие между сражениями и датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) приграничные сражения 1) 22июня – 29 июня 1941 г.
Б) Берлинская битва 2) 1943 г.
В) Курская битва 3)1942 – 1943 гг.
Г) Сталинградская битва 4)1945 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
В 2. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
- Контрнаступление советских войск под Ельней
- Смоленское сражение
- Оборона Брестской крепости
- Начало блокады Ленинграда
- Оборона Москвы
Ответ:
|
|
|
|
|
В 3. Установите соответствие между сражениями и военачальниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) встречное танковое сражение под Прохоровкой 1)И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин
Б) операция “Багратион” 2) В.И. Чуйков
В) Корсунь - Шевченковская операция 3)К.К. Рокоссовский
Г) Сталинградская битва 4) М.Е. Катуков
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
В 4. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Контрнаступление войск под Москвой
2. Курская битва
3. Полное освобождение территории СССР
4. Сталинградская битва
5. Берлинская операция
Ответ:
|
|
|
|
|
А 1. Крупнейшим встречным танковым сражением Великой Отечественной войны явилось:
а) Тульское;
б) Прохоровское;
в) Харьковское;
А 2. Советские войска впервые вышли на государственную границу СССР:
а) 28 марта 1944г.;
б) 4 февраля 1944г.;
в)11 апреля 1943г.
А3. Политрук, служивший в дивизии генерала Панфилова которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда»
а) Павлов б) Клочков в) Гаврилов
А4. Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941г.
а) Г.К.Жуков б) И.В.Сталин в) С.К.Тимошенко
А5. Каким было значение Сталинградской битвы
А) развеяла миф о непобедимости германской армии
Б) положила начало коренному перелому в ВОВ и Второй мировой войне.
В) положила конец наступательным операциям вермахта
Г) предательство фельдмаршала Паулюса
А3 сколько дней длилась ВОВ?
А) 1418 б) 1814 В) 1400 Г) 1420
2. Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941г?
А) Г.К.Жуков Б) И.В.Сталин В) С.К.Тимошенко Г) А.М.Василевский
3. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?
А) Г.К.Жуков Б) А.М.Василевский В) К.К.Рокоссовский Г) С.К.Тимошенко
4. Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?
А) «Тайфун» Б) «Цитадель» В) «Уран» Г) «Барбаросса»
6. Когда произошел прорыв блокады Ленинграда?
А) январь 1943г Б) июль 1943г В) январь 1944г Г) июль 1944г
7. Когда и где состоялось самое крупное в истории встречное танковое сражение?
А) 18 декабря 1942г в районе Котельниково
Б) 17 августа 1943г на Сицилии
В) 5 декабря 1941г под Москвой
Г) 12 июля 1943г в районе Прохоровки
8. За как ую операцию 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза?
А) освобождение Орла Б) освобождение Киева
В) форсирование Днепра Г) Курская битва
9. Каковы людские потери в годы ВОВ в СССР?
А) 20 млн чел Б)18 млн чел В) 27 млн чел Г) 10 млн чел
10. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?
А) 8 мая 1945г Б) 9 мая 1945г В) 30 апреля 1945г Г) 10 июня 1945г
Ответы: 1- а,2-б,3-а, 4-в, 5- б, 6-а, 7-г,8-в, 9-в, 10-а.
Вопрос: Какие Дни воинской славы, установленные федеральным законом, связаны со знаменательными событиями Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг) ? ДЛЯ СЛАЙДА
Ответ детей: 27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 февраля – День защитника Отечества;
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945 год);
23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).
Вопрос: Во время войны были учреждены новые военные награды. Отметьте, за какой подвиг давался тот или иной орден.
Орден Победы 1). Награждались офицеры от командира взвода до командира дивизии за проявление в боях личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей.
Орден Александра Невского 2). Награждались военнослужащие и партизаны, проявившие в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество и способствовавшие успеху боевых операций наших войск.
Орден Отечественной войны 3). Награда для солдата, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации, проявивших в боях славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.
Орден Славы 4). Высший военный орден СССР для награждения высшего командного состава за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Советских вооруженных сил.
Ответ детей:
Орден Победы 4).Высший военный орден СССР для награждения высшего командного состава за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Советских вооруженных сил.
Орден Александра Невского 1). Награждались офицеры от командира взвода до командира дивизии за проявленные в боях личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей.
Орден Отечественной войны 2).Награждались военнослужащие и партизаны, проявившие в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество и способствовавшие успеху боевых операций наших войск.
Орден Славы 3).Награда для солдат, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации, проявивших в боях славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.
Вопрос
Кого из известных участников партизанского движения в годы Великой Отечественной войны вы знаете?
Ответ детей:
Волошина Вера Даниловна (1919-1941)
Горячев Николай Иванович (1924-1943)
Емлютин Дмитрий Васильевич (1907-1966)
Заслонов Константин Сергеевич (1901-1942)
Космодемьянская Зоя Анатольевна (1923-1941)
Машеров Петр Миронович (1918-1980)
Медведев Дмитрий Николаевич (1898-1954)
Орловский Кирилл Прокофьевич (1895-1968)
Ковпак Сидор Артемьевич (1887-1967)
Павловский Сидор Илларионович (1908-1989)
Сабуров Александр Николаевич (1908-1974)
Федоров Алексей Федорович (1901-1989)
Мехти Ганифа-оглы Гусейн-заде (1919-1944)
Вопрос
Кто из советских военачальников был награжден орденом Победы?
Ответ детей:
Орденом Победы были награждены:
генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин, маршалы А.М. Василевский, Г.К. Жуков, Л.А. Говоров, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухин, генерал армии А.И. Антонов, И.В. Сталин, А.М. Василевский, Г.К. Жуков были награждены этим орденом дважды. Орден Победы за №1 был вручен Г.К. Жукову, №2 – А.М. Василевскому.
На войне героями становились люди, чья стойкость и мужество поражали даже врага : генерал Д.М. Карбышев, рядовой А.М. Матросов.
В годы войны появились трижды Герои Советского Союза.
Это маршал Советского Союза Г.К. Жуков, летчики А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб.
Всего за годы войны 11600 человек получили звание Героя.
Вопрос
Какие города-герои вы знаете?
Ответ детей:
Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с 1 мая 1945 г.
Сталинград (ныне Волгоград) с 1 мая 1945 г.
Севастополь с 1 мая 1945 г.
Одесса с 1 мая 1945 г.
Киев с 8 мая 1965 г.
Москва с 8 мая 1965г.
Брестская крепость (Крепость-герой) с 8 мая 1965 г.
Новороссийск с 14 сентября 1973 г.
Керчь с 14 сентября 1973 г.
Минск с 26 июня 1974 г.
Тула с 7 декабря 1976 г.
Мурманск с 6 мая 1985 г.
Смоленск с 6 мая 1985 г.
Рассказ о Параде Победы.
Итог урока.
Оценка работ: карточки со словом: “МОЛОДЦЫ!”.
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Петр Михайлович Г А В Р И Л О В.
Родился 17 (30) июня 1900 в селе Альвидино Казанской губернии (ныне Пестричинский район республики Татарстан). Из крещёных татар. Отец умер ещё до его рождения. В ранней юности батрачил, в 15 лет ушёл в Казань и поступил на завод чернорабочим; участвовал в установлении Советской власти в Казани; весной 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, сражался на Восточном фронте против Учредительного собрания и Колчака, затем против Деникина и повстанцев на Северном Кавказе; где остался в рядах армии после окончания войны; с 1922 г. член ВКП(б).
В сентябре 1925 окончил Владикавказскую пехотную школу; на Кавказе женился и усыновил мальчика-сироту. В 1939 окончил Военнную академию имени Фрунзе. В звании майора назначается командиром 44-го стрелкового полка. Участник Советско-финской войны. После окончания войны, его полк переводится в Западную Белоруссию и в мае 1941 г. — в Брест.
После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом. После общего штурма 30 июня, предпринятого немцами и окончившегося захватом Восточного форта, Гаврилов с остатками своей группы (12 человек с четырьмя пулемётами) укрывается в казематах. Оставшись один, 23 июля тяжело раненым попадает в плен. По описанию лечившего его в госпитале доктора Вороновича, пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев.
Содержался в лагерях Хаммельбург и Равенсбрюк до мая 1945 г.
После освобождения восстановлен в армии и прежнем звании (но не в партии). Осенью 1945 г. — начальник лагеря для японских военнопленных в Сибири. В 1946—1947 гг. проживал на родине, затем по официальным советским данным переехал в Краснодар. В Краснодаре же поселился после смерти Сталина и своего освобождения по адресу ул. Светлая 103 (в 1980 году переименована в ул. Гаврилова) ; там в 1955 г. он находит свою семью, потерянную в первый день войны. После выхода в 1956 г. книги С.Смирнова «Брестская крепость» восстановлен в партии и награждён орденом Ленина и удостоен звания Героя Советского Союза.
Пётр Михайлович Гаврилов скончался 26 января 1979 года. Похоронен в Бресте.
Задания группе «Битва под Москвой».
1. Назвать имена, даты, термины, связанные с битвой под Москвой.
2. Указать главнокомандующих фронтов, действующих на Московском направлении в декабре 1941 г.
Западный Жуков
Калининский Конев
Юго-Западный Тимошенко
3. Определите, о каких героях идет речь в тексте.
«На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил» (Виктор Талалихин)
«Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя (Клочков Василий Георгиевич).
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение битвы под Москвой.
Учитель. В 1942 г. началось великое сражение на Волги – Сталинградская битва. Бои шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, каждый дом. Раненых перевозили на другой берег Волги. Когда спросили однажды привезённых раненых, что в городе делается, они ответили: «Всё горит, дома, заводы, земля. Металл плавится». – «А люди?» - «Люди? Стоят насмерть!».
Задания группе «Сталинградская битва»
1. Назвать имена, даты, термины, связанные со Сталинградской битвой.
2. Указать главнокомандующих фронтов, действующих на Сталинградском направлении.
Донской А. Еременко
Сталинградский Н. Ватутин
Юго-Западный К. Рокоссовский
3. Определите, о каких героях идет речь в тексте.
«Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали называть этот дом? (Павлов Яков Федотьевич, «Дом Павлова»).
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение Сталинградской битвы».
Учитель. Летом 1943 г на землях современных Белгородской, Курской, Орловской, Воронежской, Брянской, Харьковской, Сумской областей произошло ожесточённое сражение . Оно завершило коренной перелом в войне. Как оно называется?
Задания группе «Курская битва»
1. Назвать имена, даты, понятия, связанные с Курской битвой.
2. Указать фамилии командующих фронтов, действующих на Орловско-Курском направлении.
Центральный К. Рокоссовский
Воронежский Н. Ватутин
Степной И. Конев
Юго-Западный Р. Малиновский
Брянский М. Попов
3. Укажите имена героев битвы.
«6 июля 1943 г. В Белгородском небе он совершил беспримерный подвиг. Встретившись в небе с группой немецких самолётов, он сбил 9 вражеских бомбардировщиков. Такой победы в одном бою не одерживал ни один советский пилот». Назовите его имя. (Александр Константинович Горовец).
«В марте 1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя. (Маресьев Алексей Петрович).
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение Курской битвы».
Беседа. Как вы думаете, какие факторы обеспечили коренной перелом в войне?
Тема урока-конференции: “Проблемы истории Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Перед судом потомков: спорные вопросы, “темные страницы” и “белые пятна” – что за ними стоит?”.
I. Актуальность темы.
Урок проводится после прохождения всего изучаемого материала в истории войн и является фактическим переходом к повторительно-обобщающим урокам. Кроме того, урок может являться этапом подготовки к научно-практической конференции по теме: “Вторая мировая война: истоки, уроки и значение. Взгляд на проблему войны и мира в XX веке”. По тематике конференции урок затрагивает 3 аспекта из 10 предполагаемых проблемных вопросов. Таким образом, урок является модулем, которым впоследствии можно воспользоваться.
II. Цель урока: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции. Поэтому урок решает ряд важных задач:
А) образовательные: повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его систематизация и анализ;
Б) развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: сформировать следующие специальные умения – отбор фактов, постановка к ним вопросов, оценка фактов; закрепить общеучебные умения и навыки – планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль; содействовать развитию воли и настойчивости в решении проблемных задач; вовлечение в дискуссию; интерес учащихся к изучаемым вопросам.
В) воспитательные задачи: формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
III. Концептуальные идеи.
Для решения поставленных задач необходимо выбрать направления для поисковой работы: спорные вопросы (отбор фактов для анализа), “темные страницы” (отбор фактов для анализа) и “белые пятна” (отбор фактов для анализа). Выбор был остановлен на следующих проблемных вопросах:
- “II фронт и его роль в разгроме фашизма: спорные вопросы”.
- “тема предательства: истоки, образ предателя, нравственная сущность предательства”.
- “тема героизма: истоки, образ героя и нравственная основа героизма”.
- “темные страницы”: генерал Власов, генерал Павлов и генерал Карбышев”.
- “неоправданные жертвы при взятии Берлина”.
- “Советский солдат – победитель: кто он?”.
Теперь необходимо рассмотреть отобранные факты с разных точек зрения, поставив вопрос: насколько все они правдивы, объективно освещены в литературе (мемуары, источники советские и зарубежные, художественная литература) и историчны в своей основе. Далее следует анализ и выводы.
IV. Основное содержание работы над темой.
- Учащиеся за 10 дней до урока получили необходимые указания: на какие затрагиваемые в процессе уроков моменты обратить внимание для последующей работы.
- Группа учащихся (условно – “эксперты”) готовит введение в проблему.
- Остальные учащиеся готовят аргументацию своей позиции по данному вопросу (“за” или “против” на основе конкретных фактов), используя сравнительные методы анализа.
- Методом поиска в справочной, художественной, мемуарной литературе учащиеся находят и систематизируют материал, оформляя его для дальнейшего использования и группируя по проблемам.
- На уроке по схеме работы: введение, постановка проблемы → аргументы “за” и “против” → решение проблемы (вариативно), рассматриваются все отобранные факты (с корректирующими указаниями учителя). Затем делается обобщающий анализ и вывод по уроку.
V. Технологии.
Проблемные, информационно-технологические, коллективные, исследовательские, критического мышления, диспут, интерактивные.
VI. Ресурсное обеспечение.
Необходимое оборудование к уроку: картины, фрагменты текста на интерактивной доске, информация по ведению урока; кабинет, оформленный к уроку; компьютерное обеспечение; аудио- и видеоматериалы.
VII. Мероприятия по обеспечению общественной поддержки.
Ввиду актуальности темы возможно приглашение ветеранов войны, коллег-учителей гуманитарного направления, представителей воспитательной службы.
VIII. Возможный риск.
Тема достаточно объемна и многопланова, поэтому есть риск не уложиться во время урока, поэтому необходим строгий контроль за временем в ходе обсуждения и постоянное динамичное управление дискуссией. Тема также достаточно эмоциональна, напряженная по нравственным и этическим понятиям, есть опасность перенасыщения темы и всплеск эмоций у детей, поэтому необходимо держать дискуссию в определенных рамках и постоянно указывать на временной отпечаток событий – “прошлое, требующее оценки”.
IX. Ожидаемые результаты.
Максимальное выполнение целей и задач урока: углубление знаний учащихся о событиях истории, формирование нравственной и гражданской позиций учащихся; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, оперировать фактами, высказывать свое мнение. Создание целостной системы знаний о различных сторонах проблемы истории: военной, политической, нравственной, идеологической, человеческого фактора на войне. Высокая результативность (оценочный фактор).
X. Основные результаты апробации методики.
- Методика соответствует поставленным целям и реализует их.
- Результаты урока – положительные во всех аспектах: тема, форма урока и деятельность учителя и учащихся соответствуют требованиям стандарта и методике современного урока.
- Улучшению методики может способствовать перестройка модулей урока (схема обсуждения в ходе урока).
Методическое руководство.
- Темы для подготовки даются учащимся заранее.
- Помощь в подборе литературы и других источников.
- Учащиеся знакомятся с планами проведения урока и своей ролью в нем.
- Сопоставление целей, задач и итогов урока в виде отзывов учащихся.
Возможный вариант вступления.
Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков.
Проблемы оценки фактов, их трактовка давно существует у историков: в любом событии есть две стороны, а может быть и три, и четыре. Какое бы из событий мы не взяли, везде есть место сомнениям: пакт Молотова-Риббентропа и “секретный протокол”, начало войны и поведение Сталина, значение ленд-лиза, тайная дипломатия периода войны, поведение союзников, блокада Ленинграда и многие другие. А уже разного рода воображаемые сюжеты: что было бы, если бы покушение на Гитлера удалось, II фронт открыли бы раньше, Гитлер и Сталин договорились, Англия была бы оккупирована – дают простор для фантазии. Но история – наука строгая. П.Чаадаев когда-то написал: “История всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей… Эту историю создает не историк, а сила вещей…”.
Теперь становится понятно, что без собственной оценки тех или иных фактов обойтись никак нельзя и мы остановили свое внимание только на нескольких аспектах проблемы: спорные вопросы – вопрос о II фронте, и “темные страницы” – тема предательства и истоки героизма (фанатизма?) и “белые пятна” – неоправданные жертвы во время заключительного периоды Великой Отечественной войны: штурм Берлина. Вопрос же “советский воин – освободитель: кто он?” можно отнести и к спорным вопросам, и к “белым пятнам”. Группа экспертов познакомит нас со своей точкой зрения на проблемы, затем слово за вами и помните: истина рождается в споре, где за каждым словом стоит аргумент.
План урока в 11-м классе.
Тема: “Проблемы истории Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Перед судом потомков: спорные вопросы, “темные страницы” и “белые пятна” – что за ними стоит?”.
На доске тема: Прошлое требует оценки;
А) спорные вопросы;
Б) “темные страницы”;
В) “белые пятна” в истории войны: II мировая и Великая Отечественная (оформление: картины, плакаты, книги, рефераты, компьютерные презентации, материалы на интерактивной доске).
I. Вступление (делает учитель), постановка цели урока, обозначение направления работы учащихся на уроке.
II. “Эксперты” выступают с подготовленными сообщениями, ставят проблемы узконаправленного плана.
- Роль II фронта в победе над фашизмом.
- Тема предательства: истоки, образ предателя, нравственная сущность явления.
- Тема героизма: истоки, образ героя и нравственная основа героизма.
- Портреты героя и антигероя: генерал Карбышев; генерал Павлов; генерал Власов.
- Советский солдат – победитель: кто он?
- Неоправданные жертвы при взятии Берлина.
* Задача “экспертов”: информация по данному вопросу, уточнение фактов, постановка проблемы.
III. Выступления учащихся по различным аспектам поставленных проблем: приводятся факты, дается оценка, сравнительный анализ, собственное мнение по вопросу (условно “за” или “против” – “оппоненты”).
IV. Обобщение (кратко) делают “эксперты”: *какие из предложенных оценок, мнений наиболее точно оценивают (решают) проблему?
V. Выводы по результатам урока делает учитель, оценивая работу учащихся и формулируя итоги этой работы.
VI. В ходе урока учащиеся на заранее подготовленных бланках делают выводы.
Примечание.
Методическая разработка не содержит подробного описания урока-конференции, так как выступления были авторскими, обсуждение носило эмоциональный характер и являлось личностным. Каждый учитель по-своему может построить данный урок, используя схему и предложенные варианты. В дополнительных материалах приведены полезные для учителей инвариант по теме и схема.
Методические материалы.
Учебная литература:
- История второй мировой войны 1939–1945 гг., М., Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах.
- Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны. – СПб.: Питер, 2006.
- Гражданско-патриотическое воспитание (пособие по внеклассной работе), авт.-сост. Усатова Е.В., Волгоград, “Учитель”, 2006 г.
- История. Обществознание. Внеклассные мероприятия. 5–11 кл. Авт-сост. Кочергина Л.Л., Волгоград, “Учитель”, 2009 г.
- Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории (сборник статей под ред. Элиасберг Н.И., Санкт-Петербург, издательство “Союз”, 2004 г.).
Художественная литература:
- Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (любое издание).
- Быков В. Сотников (любое издание).
- Васильев Б. А зори здесь тихие… (любое издание).
- Васильев Б. В списках не значился (любое издание).
- Шолохов М. Судьба человека (любое издание).
- Другие источники – на усмотрение учителя.
Видеофильмы: “Восхождение”, “Судьба человека”, “Маршал Жуков”, “А зори здесь тихие…”, “Аты-баты, шли солдаты…” и другие источники – на усмотрение учителя.
Интернет-ресурсы:
- http://www.weltkrieg.ru/
- http://1941-1945.at.ua/
- http://bigwar.msk.ru/
- http://www.pobediteli.ru/
- http://world-war.ru/
- http://soldat1941.narod.ru/links.html
- http://9may.ru/
- http://www.podvignaroda.mil.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наполеон Можно победить любое оружие, кроме оружия духа…
Охарактеризовать политику Германии во второй половине 30-х гг. Рассказать о территориальных претензиях Германии накануне Второй мировой войны. Когда, где и кем был подписан пакт о ненападении между Германией и СССР. Почему протоколы к пакту были секретными? В чем их суть.
Первые дни войны…
Репрессии в высшем руководстве армии в 1937-1939гг . Из 5 маршалов – 3 Из 5 командармов I ранга – 3 Из 10 командармов II ранга 10 Из 57 командиров корпусов – 50 Из 186 комдивов – 154 Из 16 армейских комиссаров – 16 Из 26 корпусных комиссаров – 25 Из 64 дивизионных комиссаров – 58 Из 456 командиров полков – 401 И 40 тысяч офицеров Красной Армии
Они не щадили себя… Виктор Талалихин
Они не щадили себя… Александр Матросов
Они не щадили себя… Петр Гаврилов
Они не щадили себя… Николай Гастелло
Они не щадили себя… Зоя Космодемьянская
Названия Цель Время проведения “Тайфун” Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву. 30 сентября – начало декабря 1941 г “ Уран” Контрнаступления Красной Армии под Сталинградом 19 ноября1942г. – 2 февраля 1943г “Цитадель” План немецкого командования на Курском выступе 5- 12июля 1943 – оборонительный этап в ходе Курской битвы “Кутузов” и “ Полководец Румянцев” Наступление на Курском выступе 12 июля – 23 августа 1943 г. –завершающий этап в ходе Курской битвы “Рельсовая война” и “Концерт” Действия партизан в тылу врага. Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г. “Оверлорд” Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта 6 июня 1944 г. “ Багратион” Освобождение Белоруссии, выход советских войск на границу с Германией 22 июня – 29 августа 1944 г. Берлинская операция Операция по взятию Берлина. 16 апреля – 8 мая 1945 г.
Бои за Сталинград
Бои за Сталинград
Капитуляция Германии Принятие Жуковым капитуляции Германии
Цена Победы и итоги войны Погибших -27 млн.человек разрушено – 1710 городов и поселков более 25 млн. человек лишились крыши над головой вышли из строя 32 тыс. крупных и средних предприятий разрушено – 48 тыс. км железных дорог, 1870 мостов, 427 музеев, 1670 церквей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"
Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...
Урок - игра в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"
Цели урока:Образовательные: Способствовать закреплению знаний у учащихся о причинах, ходе и итогах войны 1812 года, о значении стратегических решений, принимаемых командованием...
Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."
Вид урока - повторительно-обобщающийФорма урока – урок-соревнованиеЦели:1. На основе повторения обобщить и систематизировать пройденный материал.2. Способствовать развитию речи, мышления, воображения....
презентация "Выходили на берег Катюши.." для урока истории в 9-х классов, посвященных Великой Отечественной войне
Данную презентацию можно использовать для уроков, посвященных ВОВ. Презентация посвящена истории создания легендарной Катюши...
Интегрированный урок математики и истории в 8 классе по теме " Отечественная война 1812 года в цифрах и диаграммах" .
Представленный урок - урок повторения и обобщения знаний по истории и алгебре. В ходе урока учащиеся через диаграммы , решения задач,примеров,уравнений знакомятся с интересным историческим...
11 класс Начало Великой Отечественной войны. Поражение Красной армии в первые месяцы войны. (22 июня — декабрь 1941 г.).
Урок изучения нового материала на основе анализа исторических источников. Данный урок проводится в 11 классе в группе социально-гуманитарной направленности. Урок углубления и систематизаци...
Презентация к уроку в 9 классе "Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"
Урок 1 в 9 классе «Начало Великой отечественной войны 1941-1945 г.»по учебнику «Российская история 20-21 века.»Авторы Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, В.А. Клоков и др....