Методические указания по выполнению практических работ по истории
учебно-методический материал по истории

Данные методические указания предназначены для проведения практических занятий, предусмотренных рабочей программой дисциплины «История» для студентов всех специальностей 1 курса. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений и навыков.

Продолжительность практического занятия два академических часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                            РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ    

   «БАТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П. А. ПОЛОВИНКО»

Методические указания

по выполнению практических работ по истории.

    

 

 

 

 

 Подготовила: преподаватель высшей категории

Шкарупа И.В.

2023г.

Батайск

                                       

Содержание                                                                                           стр.

  1. Пояснительная записка                                                                              4
  2. Перечень практических работ.                                                                  6

                                                                                   

Пояснительная записка

Данные методические указания предназначены для проведения практических занятий, предусмотренных рабочей программой дисциплины «История» для студентов всех специальностей 1 курса. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений и навыков.

Продолжительность практического занятия два академических часа.

Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности  студентов является инструктаж, а также анализ и оценка выполнения работ и степень овладения студентами запланированными умениями.

Форма организации студентов на практических занятиях фронтальная или индивидуальная.

1.Этапы и содержание практического занятия:
2.Вступительная часть        

3.Мотивация темы, цель занятия.

4.Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов

5.Характеристика содержания, порядка проведения и оценки результатов практической работы

6.Актуализация теоретических знаний студентов.
7.Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
8.Контроль качества по теме занятия.

9.Заключительная часть занятия, (обобщение, выводы по теме, оценка   работы студентов на занятии. Домашнее задание.)

Перечень практических работ.

Темы и разделы рабочей программы.

Практические работы

Характеристика основных видов деятельности студентов

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XVII ВЕКА

1. «Формирование основ государственности восточных славян»

2. «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности».

3. «Россия в царствование Ивана Грозного».

-уметь создавать историко-географический образ, включающий представление о территории и границах России, анализ сущности  и значения основных событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного; Смутное время; правление первых Романовых; формирование абсолютизма; реформы Петра Великого;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, эмоционально положительное принятие своей идентичности и уважение и принятие других народов России;

-искать, систематизировать, обобщать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать свою точку зрения;

- уметь распознавать объекты, выделять существенные их признаки и проводить синтез;

-давать оценку исторической личности;

-применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVII века;

- уметь планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками;

- уметь договариваться, находить общее решение практической задачи;

- уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи при публичных презентациях и защите групповых проектов.

ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ.

1.«Страны Европы в 16-18 вв.»

-формировать чувство толерантности, уважения к человеку и ценностям на основании фактических знаний истории и географии событий Нового времени, достижений и культурных традиций;

-анализировать историю России и других стран в Новое время;

- уметь осознанно выделять студентами того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

-уметь самостоятельно выбирать средства для организации своей деятельности (историческую карту, письменные источники, учебник, интернет ресурсы и т.д.);

-составлять описание образа жизни основных социальных групп в России и в других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

-раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических и социальных отношений и политического строя государств в Новое время; б)эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.) в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);г)представлений о мире и общественных ценностях; д)художественной культуры Нового времени;

-объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Нового времени;

-сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ 

1. «Россия во второй половине 18 в».

-анализировать и обобщать  информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период дворцовых переворотов, период правления Екатерины II и Павла I);

- свободно ориентироваться и воспринимать необходимую информацию из художественных, научных, публицистических текстов;

- овладеть монологической и диалогической формами речи;

-давать оценку личности и деятельности Бориса Годунова, Василия Шуйского, К. Минина, Д. Пожарского, Степана Разина, М.В. Ломоносова и др.)

- знать и применять основные моральные нормы; учитывать объективные последствия нарушения моральных норм;

- уметь принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;

- воспитывать нетерпимость к любым видам насилия;

МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

1. «Строительство социализма в СССР»

-уметь создавать историко-географический образ, включающий представление об основных исторических событиях  (Россия в Первой мировой войне, Великая российская революция; Великая Отечественная война);

- анализировать и обобщать  информацию из исторических источников – текстов, материальных и художественных памятников российской и советской истории);

МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

  1.  «Холодная война»

- владеть исторической  картой  как источником  информации о геополитических изменениях;

- использовать возможности проектной деятельности при решении проблем, связанных с рассмотрением вопросов: а) послевоенный раздел мира; б) крушение колониальной системы; в) НАТО и Варшавский Договор -  вызовы; г) проблемы советской модели социально-экономического, политического и духовного развития в Восточной Европе (на примере Венгрии, Чехословакии, Польши), д) мирдо и после Хельсинки;

- уметь анализировать особенности и результаты развития стран третьего мира  после распада колониальной системы;

- объяснять причины и результаты «холодной войны»;

- воспитывать толерантность, нетерпимость к любым видам насилия;

- уметь применять основные моральные нормы и осознавать ответственность при их нарушении.

РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ ХХ–НАЧАЛЕ XХI ВЕКОВ

  1. «Российская Федерация и мир на современном этапе».

- стремиться выполнять социально- значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

- уметь устанавливать связь между учением и будущей профессиональной деятельностью;

- уметь адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, связывая результат с усилиями, трудолюбием, старанием;

- уметь ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;

- уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Указания по выполнению практических работ.

П Р А К Т И Ч Е С К А Я   Р А Б О Т А    1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Определение влияния географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.
  2. Определение основных черт устройства общества восточных славян.
  3. Рассмотрение формирования основ государственности восточных славян.
  4. Рассмотрение основных направлений деятельности первых русских князей.
  5. Развить навыки работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации, работы с исторической картой.

ЗАДАНИЕ 1

Рассмотрите схему «Общественный строй восточных славян», найдите ответы на вопросы:

  1. Какими коллективами жили восточные славяне?
  2. Как можно охарактеризовать общественный строй восточных славян? Почему он так называется?
  3. Какие экономические причины привели к появлению государственности у восточных славян?
  4. Какие социальные причины привели к появлению государственности у восточных славян?

ЗАДАНИЕ 2

Рассмотрите схему «Версии происхождения государственности на Руси», Сформулируйте суть норманнской и антинорманской теорий  происхождения государства у восточных славян.

ЗАДАНИЕ 3

Рассмотрите схемы «Деятельность первых киевских князей», «Правление Ярослава Мудрого»; выделите основные направления внутренней и внешней политики Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого; материал систематизируйте в виде таблицы:

Князь

Направление деятельности

Итоги

Внутренняя политика

Внешняя политика

Игорь

Ольга

Святослав

Владимир

Ярослав

Мудрый

П Р А К Т И Ч Е С К А Я   Р А Б О Т А    2

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ЭПОХУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Определение причин и последствий раздробленности Руси.
  2. Составление сравнительной характеристики крупнейших земель и княжеств Руси.
  3. Рассмотрение борьбы Руси с иноземными завоевателями.
  4. Определение сущности системы монголо-татарского ига.
  5. Развить навыки работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации, работы с исторической картой.

ЗАДАНИЕ 1

Рассмотрите схему «Раздробленность Руси», сформулируйте причины и последствия распада киевской Руси на отдельные княжества.

ЗАДАНИЕ 2

Используя карту и текст, составьте сравнительную характеристику крупнейших земель и княжеств Руси. Материал систематизируйте в таблице:

Княжество

Географические условия

Социальная структура

Наличие городов

Политические особенности

Киевское

Черниговское

Галицко-Волынское

Новгородское

Владимиро-Суздальское

КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

      Киевское княжество по-прежнему считалось первым среди других русских княжеств. Его князь продолжал носить титул великого киевского князя. Киев сохранил и свою историческую славу матери русских городов. Оставался он и главным религиозным центром русских земель. Но вместе с тем с 1140-х гг. Киев безвозвратно потерял контроль над русскими землями и превратился в одно из русских княжеств, с которым все меньше считались сильные соседи. Все более пустынными становились водные пространства Днепра, умирал международный путь "из варяг в греки". Для Киевской земли ушли в прошлое большая европейская политика, грандиозные походы на Балканы, в центр Европы, в глубь половецкой степи. Теперь внешняя политика Киева сосредоточилась на борьбе с Северо-Восточной Русью, с Юрием Долгоруким и его наследниками и на изнуряющих схватках с половцами.

ЧЕРНИГОВО-СЕВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО

      Черниговское княжество рано обособилось от Киева. Со временем Чернигов стал одним из крупнейших русских городов. В Черниговской земле расцвели и другие крупные центры - Новгород-Северский, Путивль, Курск, Козельск, Мосальск, Воротынск, Мценск, Стародуб. Подчинялись Чернигову Муром и Рязань в Северо-Восточной Руси.       Черниговские князья дружили с половцами, поэтому Черниговская земля не испытывала в течение десятилетий такого напора кочевников, как, скажем, Киевское княжество.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

      В Юго-Западной Руси сформировалось мощное Галицко-Волынское княжество. Здесь появились крупные, богатые, хорошо укрепленные города - Владимир-Волынский, Галич, Перемышль, Луцк, Холм, Дорогобуж, Червен, Бужеск и др. Большую силу в Галицко-Волынской земле приобрело мощное боярство, располагавшее обширными землями. Бояре опирались на многочисленных дружинников и со временем стали соперничать с местными князьями.

      В середине XII в. от Волынского княжества отделилось Галицкое княжество с центром в Галиче, богатом торговом и промышленном городе. Борьба князей между собой, а также противостояние княжеской власти и боярских группировок, в котором активное участие приняло городское население, привели к длительным и тяжелым смутам в Галицкой земле. И все же, именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств, стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок.

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

      Господин Великий Новгород, как называли его современники, рано обособился от Киева. Новгородская земля простиралась от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. С самого начала русской государственности Новгород выступал наравне с Киевом за лидерство в русских землях. Но одновременно Новгород постоянно стремился сохранить свое особое положение в русских землях, утвердить свою вольность. Хотя киевские правители регулярно посылали в Новгород наместников - своих старших сыновей, княжеская власть никогда не была здесь такой сильной, как в других русских княжествах. Это объяснялось мощью местного боярства, силой городских слоев - богатого купечества и ремесленников. Большой авторитет имел здесь местный руководитель Русской Православной Церкви - новгородский архиепископ, или владыка, как его величали.

      Причина особой роли Новгорода в русской истории лежала в самом строе жизни города. Долгое время он располагался в центре важных торговых путей - в Южную Прибалтику и далее - в немецкие земли, Скандинавию, а также в страны Востока. Новгород вырос на торговле, труде ремесленников, на пушном промысле, на хозяйствах крупных землевладельцев. Здесь ранее, чем в других городах, появились купеческие объединения. Со временем в Новгородской земле выросли крупные города Псков и Изборск; по-прежнему заметную роль играла Ладога.

      Сюда не доходили печенеги и половцы. Это создавало благоприятные условия для развития края.

      Большую силу в Новгороде со временем получили крупные землевладельцы - бояре. Интересы боярства, купечества, Церкви сплетались воедино. Вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои богатства, играла весьма значительную роль в жизни города.

      Аристократия вела за собой в политической жизни ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против постоянного политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества.

      Городские власти выбирались на вече, здесь же обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика. По существу, это была республиканская форма правления. Новгородское княжество нередко именуют Новгородской аристократической республикой, потому что в реальности все рычаги управления и влияния находились в руках аристократии.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

      Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Здесь, в междуречье Оки, Волги и Клязьмы, было немало превосходных пахотных земель, в поймах рек простирались великолепные луга. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие, и скотоводство. Леса были богаты пушниной, ягодами и грибами. Издавна в этих местах процветало бортничество. Реки и озера изобиловали рыбой. Северо-Восточная Русь не знала нашествий кочевников - печенегов и половцев. Постепенно здесь зарождалось вотчинное землевладение, развивались города - Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. Со второй половины XI в. эти земли принадлежали Всеволоду Ярославичу, его сыну Владимиру Мономаху и его потомкам. Владимир Мономах основал Владимир-на-Клязьме и Переяславль-Залесский. Города были небольшими, без каменных зданий и храмов.

Если в старых городах, Ростове и Суздале, князьям приходилось считаться с влиянием сильного боярства, то в молодых центрах - Владимире и Ярославле - они опирались на растущие городские сословия, купечество, ремесленников, мелких землевладельцев, получивших землю за службу князю.

ЗАДАНИЕ 3

Изучите таблицу «Система монголо-татарского ига», определите формы зависимости Руси от Золотой Орды.

П Р А К Т И Ч Е С К А Я   Р А Б О Т А 3    

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: РОССИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Оценивание деятельности Ивана Грозного.
  2. Рассмотрение особенностей социально-экономического развития России в XVII в.

ЗАДАНИЕ 1

  • Прочитайте обзор историографии оценки деятельности Ивана Грозного. Охарактеризуйте основные точки зрения историков на его правление.
  • Какое мнение разделяете вы? Почему?
  • Какой точки зрения придерживается составитель текста? Свое мнение аргументируйте.
  • От  каких факторов зависит оценка деятельности исторической личности?

Около 1549 года к власти пришла новая группировка под названием Избранная рада. Это был не официальный орган государственного управления, а небольшая группа сторонников Ивана Грозного, которые проводили реформы. Они усилили централизацию государства, укрепили центральную власть. Но методы, которыми данные реформы проводились, в историографической науке, оцениваются по-разному. В частности речь идет о наиболее спорном моменте реформ Ивана Грозного – использования государственного террора в форме опричнины с целью реформирования государства, подавления инакомыслия.

В историографии не сложилось единого мнения по поводу характера опричнины, была ли она необходимым ответом царя на деятельность боярской оппозиции, или это был ответ царя – тирана, на инакомыслие в обществе, направленный на его подавление.

Основными историографическими источниками, посвященными деятельности Ивана Грозного в ХVІІ - ХVІІІ веках являются летописи, освещающие данный период российской истории. В Никоновской летописи начала XVIІ столетия излагаются основные события, связанные с опричниной, но нет оценки, обоснования причин. Иной подход встречаем в «Кратком летописце» XVII в. Здесь содержится оценка опричнины как института государственного террора, когда «много невинных пострадало».

В петровскую эпоху деяния Ивана Грозного и опричнина оценивались положительно, поскольку идеология петровских времен полностью совпадала с идеологией времен Ивана Грозного. Историография по этому вопросу в данный период ограничивается письмами Петра І к сыну, где деятельность Ивана Грозного характеризуется как «славное время», а сам Иван Грозный как «муж достойный, непоколебимый». Опричнина также получает высокую оценку в письмах Петра І к сыну, ее он называет «великим делом», «веселым праздником».

В России ХІХ – начала ХХ столетия происходит демократизация общественных взглядов, что вносит в историческую науку новой взгляд на реформы Ивана Грозного, на опричнину. При этом, часто в работах историков игнорируется прогрессивный характер реформ Ивана Грозного, речь идет, в основном об осуждении опричнины и царя-тирана.

Начало данной традиции было положено Н. М. Карамзиным, который писал, что: «Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник, или кромешник,— так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной,— мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье».

В. О. Ключевский пишет, что «Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана - одно из прекраснейших по началу - по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени».

Такое отрицательно отношение к опричнине господствовало в исторической науке вплоть до 30-х годов ХХ столетия, когда вновь в России возродилась практика государственного террора и отношение к опричнине и реформам Ивана Грозного вновь претерпели изменения. С конца 30-х до середины 50-х годов XX века в исторической науке господствовала положительная оценка личности Ивана Грозного, его реформ и опричнины.

Сам царь представлялся великим патриотом, опричнина – необходимым инструментом политической борьбы, особенно ярко это видно в фильме «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, который был снят в 1944 году. Сюжет фильма строится на идеи необходимости укрепления царской власти, репрессии представляются как сложное, но необходимое решения Грозного, принятое для спасения России.

В работе академика Д. Н. Миронова «История России в эпоху средневековья» об Иване Грозном и опричнине говорится только в превосходной степени, в частности Д. Н. Миронов пишет, что «Трудно переоценить заслуги Ивана Грозного и его верных соратников, опричников в деле спасения России от боярского произвола. Грозный и опричники «вымели»» Россию, «выгрызли» врагов русского народа – бояр, создали предпосылки для нового этапа развития российского государства».

В дальнейшем, после смерти И. В. Сталина, отношение к институту опричнины начинает меняться. В «Краткой истории СССР», которая вышла в 1978 году сказано, что «Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб и разграбление имущества опальных бояр, а иногда и карательные экспедиции против целых городов или уездов страны следовали одни за другими. Страшным и непонятным казался современникам в эти годы царь. То он собственноручно пытает и казнит опальных бояр, предавая их чудовищным мукам, то устраивает пиры и буйные оргии, сопровождающиеся насилиями и надругательствами над женщинами, то неожиданно облекается в монашеское одеяние и на коленях выпрашивает отпущение грехов. Можно только удивляться, как столь «двуликое» поведение соединялось у Ивана Грозного с большой прозорливостью и «разумением» в управлении государством. Это было загадкой для всех, знавших его, и это остается загадкой для многих историков, писавших и пишущих об Иване Грозном.

Опричнина нанесла сокрушительный удар по оппозиционным кругам боярства. В 1572 г., вскоре после новгородских событий, опричнина была отменена. Объяснение этому надо видеть не только в том, что основные силы оппозиционного боярства были к этому времени уже сломлены, а само оно в значительной степени физически истреблено, но и в явно назревающем общем недовольстве опричниной среди самых различных слоев населения. Но «отставив опричнину» и сняв опалы с боярства и даже вернув многим боярам их старые вотчины, Иван Грозный не изменил общей направленности своей политики, которая на протяжении всех 70-х годов носит ярко выраженный крепостнический продворянски характер. Да и многие опричные учреждения преспокойно продолжали существовать после 1572 г. под именем «государева двора».

В современной историографии на опричнину также существует два взгляда, такие историки как С. Т. Корольков, П. И. Смушков, Т. И. Тихомиров, оценивают ее как необходимый институт политической власти, созданный Иваном Грозным для борьбы с внутренними врагами. Такое отношение к опричнине может иметь место, если учитывать те политические условия, в которых вел свою политику Иван Грозный, и цели, которые ставились пред опричниной - сломить внутреннюю оппозицию.

Однако, если рассматривать опричнину как политический институт, использующий методы политического террора, то безусловно, что опричнина не может рассматриваться как прогрессивное явление. На этих позициях стоит Л. Н. Гумилев, который в работе « От Руси до Росси» пишет: «Опричнина была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия в 1565 г. и официально просуществовала 7 лет. Задачей опричников было «изводить государеву измену», причем определять «измену» должны были те же самые опричники. Таким образом, они могли убить любого человека, объявив его изменником. Одного обвинения было совершенно достаточно для того, чтобы привести в исполнение любой приговор, подвергнуть любому наказанию. Самыми мягкими из наказаний были обезглавливание и повешение, но, кроме того, опричники жгли на кострах, четвертовали, сдирали с людей кожу, замораживали на снегу, сажали на кол...

Расправе был подвергнут в 1570 г. Новгород, где было истреблено почти все население. Даже младенцев опричники бросали в ледяную воду Волхова. Они взялись также исправлять нравы: новгородцы любили по праздникам выпить, но было объявлено, что пьянствовать нельзя. Тех, кого ловили пьяными, били кнутом и кидали в те же самые волховские проруби.

При расправе с Новгородом, как и при других подобных «мероприятиях», погибло множество бояр, но самое важное (на это обратили внимание современные историки, в отличие от историков XIX в.), что так же страдали и простые люди: приказные, посадские, крестьяне. Ведь опричники, казня боярина, вырезали и его дворовых, крестьян же забирали себе и переводили их на собственные земли.

В результате опричнины создалась совершенно невыносимая обстановка, главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств. Однако самая страшная и существенная этническая характеристика опричнины заключается в том, что и царь, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. Сначала Иван, убивая тело стремился также убить «душу». Тела рассекали на мелкие части, а в русском простонародном православии существовало и до сих пор существует предубеждение, что «без тела» покойник не может предстать на Страшном суде. Потом царь стал заносить имена своих жертв в синодик, служил по ним панихиды и искренне считал свое покаяние совершенно достаточным для образцового православного христианина. Более того, Грозный, по меткому замечанию А. М. Панченко, создал совершенно особую концепцию царской власти. Он полагал царское величие равным Божьему и потому лишал подданных права как-либо обсуждать его поступки».

Далее Л. Н. Гумилев пишет, что от опричнины Россию спас крымский хан, который напал на Москву в 1571 году и «опричники либо просто дезертировали, либо прикидывались немощными и заболевшими, как говорили тогда, «объявляли себя в нетях». Убийцы беззащитных, они оказались неспособными сражаться с вооруженным и сильным врагом»

ЗАДАНИЕ 2

РАССМОТРИТЕ СХЕМУ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ XVI В.», ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  1. Какие основные группы населения выделяются в России XVI в.?
  2. Охарактеризуйте развитие отдельных отраслей экономики России XVI в.
  3. Какие основные проблемы экономического развития России XVI в. можно выделить?

П Р А К Т И Ч Е С К А Я   Р А Б О Т А    4

ТЕМА: СТРАНЫ ЕВРОПЫ В XVI – XVIII ВВ.

ЦЕЛИ:

  1. Рассмотрение предпосылок возникновения феномена «модернизации» и его содержательной стороны.
  2. Определение основных черт европейской государственности в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.
  3. Выделение новых черт социально-экономического развития Европы XVII века.
  4. Развитие навыков работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации. 

ЗАДАНИЕ 1 Выделите последствия Великих географических открытий.

К концу XVI в. сложились первые колониальные империи - испанская и португальская.  С середины XVI в.  в борьбу включились Англия, Франция, Голландия. Соперничество европейских держав за преобладание в Новом Свете стало мощным стимулом их развития. Цена европейского процветания складывалась из гибели древнейших цивилизаций Южной Америки, и из торговли африканскими рабами, и из вывоза драгоценных металлов, сырья, и из неэквивалентной торговли, являвшейся открытым грабежом. Цивилизационное влияние Европы нарушило естественный ход исторического развития стран, ставших объектом европейской колонизации.

Великие географические открытия привели к существенному изменению условий экономического развития европейских стран. Торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантику (одна из причин упадка Испании и Италии в начале XVII в.). Сложился европейский рынок, страны Европы теперь были охвачены прочными экономическими и торговыми связями. Очерчивались контуры мирового рынка.

Бурное развитие заморской торговли породило акционерные компании, имевшие постоянный капитал и боровшиеся за монопольное положение на рынке колониальных товаров. Усложнялись кредитные, банковские расчеты, операции с ценными бумагами. Изменились условия и темпы накопления капитала. Колониальная торговля, откуп государственных налогов и предоставление под высокие проценты огромных займов государям, налоговые льготы и субсидии, предоставляемые правительствами, - все это благотворно сказывалось на содержимом карманов купцов, «денежных людей», финансовых дельцов.

Важнейшее значение имела в этом смысле так называемая революция цен. Привыкшие к устойчивым и низким ценам европейцы крайне болезненно восприняли их резкое повышение. Цены поползли вверх с 40-х гг. XVI в., приводя население в изумление и возмущение. Точных данных нет, но предполагают, что стоимость хлеба в XVI в. выросла в пять - семь раз. Современники гневались на скупщиков и спекулянтов, часто преследуя их по этническому признаку. В Испании, например, во взвинчивании цен винили итальянских купцов. Вместе с тем в той же Испании была популярна версия, объяснявшая рост цен усилением вывоза товаров из страны, что создавало их искусственный дефицит. И сегодня ученые не могут однозначно определить причины «революции цен». Ее связывают с гигантским притоком драгоценных металлов из Америки (12 млн. кг за столетие), дешевизной американского золота и серебра, ростом населения. В революции цен были свои жертвы и свои победители. В числе первых - все, кто жил за счет фиксированных источников доходов (заработной платы, земельной ренты). Выигрывали же те, кто получал предпринимательскую прибыль от занятий торговлей или производством: купцы, финансисты, продавцы сельскохозяйственной продукции, владельцы промышленных предприятий. Торговый (купеческий) капитал при этом, естественно, преобладал, крупные капиталы накапливались прежде всего в обращении.

ЗАДАНИЕ 2 Выделите изменения европейского общества XVI - XVII  вв. 

В это время разбойники с большой дороги чувствовали себя вполне вольготно - верный симптом переходного состояния общества. Люди были убеждены, что виной всему - быстрый рост населения, приведший к невиданному обилию нищих, бездомных. Истинной причиной этого были сложные экономические процессы, отрывавшие большое число людей от привычных занятий (огораживания в Англии, непосильно высокие налоги во Франции, Испании и Нидерландах).

Тяжелые времена переживало дворянство. Его  значение как военного сословия упало в связи с внедрением огнестрельного оружия, реальная стоимость фиксированных рент от земли в условиях революции цен также снизилась. Часть дворянства увидела выход в аграрном предпринимательстве, участии в торговых компаниях, внедрении краткосрочной аренды на своих землях. Это было так называемое новое дворянство.

Складывалась и буржуазия. Ее состав был пестр и неоднороден: торговцы, преуспевавшие цеховые мастера, крупные купцы, банкиры, представители нарождавшейся государственной бюрократии, промышленники-предприниматели. Доходы этих слоев росли, они участвовали в торговле, брали на откуп государственные налоги, приобретали за деньги государственные должности.

Нелегкой была участь крестьянства. Увеличение размеров рент и суммы государственных налогов тяжким бременем ложилось на крестьянское хозяйство.

Число лиц наемного труда также возросло, их социальное положение было незавидным.

Важнейшей особенностью социальных процессов, происходивших в европейском обществе XVI в., следует признать несопоставимую со Средневековьем социальную мобильность (подвижность) населения. Социальный статус отдельных лиц менялся в одночасье: возникали огромные состояния, становились доступны аристократические титулы и звания.

ЗАДАНИЕ 3 Сформулируйте старые и новые черты экономической и социальной жизни Европы XVIII  в.  

XVIII век люди XIX в. называли «старым порядком». Классическим воплощением «старого порядка» историки считают Францию, в которой и родился этот термин. Крестьяне, составлявшие 85-90% населения, не имели права собственности на землю.

Реальностью оставалось социальное неравенство, проявлявшееся в господстве двух привилегированных сословий - духовенства и дворянства - над «третьим сословием» (так называли слои населения, которые не имели сословных привилегий: крестьян, ремесленников, торговцев, буржуазию) и обществом в целом. Обстоятельства рождения и происхождения продолжали определять социальный статус и судьбу человека. Границы между сословиями были, конечно, не абсолютными, но в целом достаточно устойчивыми.

Преобладание высшей титулованной аристократии, возродившейся в обновившейся после потрясений XVI в., считается историками важнейшей чертой общества «старого порядка». Дворянство, в целом первенствовавшее при дворе, в армии, в судах, в органах центрального и местного управления, свободное от уплаты многих налогов, сохранившее судебную власть над крестьянством, пользовалось благами и привилегиями, узаконенными правом и волей монархов.

Экономические связи, существовавшие в пределах национальных рынков,  затруднялись таможенными преградами и барьерами, которые сохранялись между отдельными административными областями внутри государства. Характерной особенностью «старого порядка» называют и наличие высоких, подчас разорительных для экономики налогов. Их размер диктовался не хозяйственными возможностями и интересами, а военными и иными потребностями государства.  

Наконец, неотъемлемым свойством «старого порядка» было существование абсолютных монархий, претерпевавших некоторую эволюцию, но не утративших своих качеств. Данные черты «старого порядка» свидетельствовали о сохранении важнейших структур традиционного общества.

Для понимания места XVIII в. в европейской истории важно иметь в виду не только черты традиционного общества, определявшие социальный облик «старого порядка». Нужно помнить, что в его недрах шли процессы, свидетельствовавшие о переменах и настоятельно требовавшие их. Быстрый рост населения предъявлял высокие требования к аграрному производству. Отчасти они удовлетворялись за счет агротехнических новшеств. Городская промышленность, страдавшая от стеснений и налогов, развивалась довольно быстрыми темпами, особенно во Франции, Швейцарии, Фландрии, Силезии, Чехии. Росли объемы внутренней торговли, но несравненно большее значение имело развитие европейского и мирового рынков.

Начался новый этап в истории европейской колонизации: Испания, Португалия, Голландия отошли в тень, вперед вырвались Англия и Франция. Их соперничество в Центральной и Северной Америке, Западной Африке, в Индии не помешало обеим странам существенно (в пять-шесть раз за XVIII столетие) увеличить объемы заморской торговли. Складывались колониальные империи. Основой экономики заморских владений стал труд рабов. Работорговля являлась одним из наиболее прибыльных занятий.

Важнейшим фактором европейского промышленного и торгового развития была в этот период политика меркантилизма, проводившаяся практически всеми правительствами Европы. Она основывалась на том, что богатство страны определяется имеющимся количеством драгоценных металлов. Их приток обеспечивался поддержанием положительного торгового баланса. Отсюда высокие таможенные тарифы, жесткие правила импорта и экспорта изделий, защита интересов собственных купцов и поддержка мануфактуристов, изгнание конкурентов из колониальной периферии, что достигалось и военными способами; англо-французская война в Северной Америке была одним из первых примеров колониальных войн.

Экономический рост, колониальная экспансия и политика меркантилизма - три составляющие процесса социального возвышения торговой и промышленной буржуазии, ядра так называемого среднего класса. Принадлежавшая юридически к «третьему сословию», лишенная привилегий дворянства и духовенства буржуазия все болезненнее воспринимала явное несоответствие между своим приниженным социальным статусом и реальным общественным значением.

ЗАДАНИЕ 4  Выделите основные черты абсолютизма, сравните их с просвещенным абсолютизмом.

Главным направлением развития европейской государственности было формирование абсолютизма. Обычно указывают на следующие черты, присущие абсолютной монархии:

—  в руках наследственного монарха сосредотачивается законодательная, исполнительная и судебная власть;

—  власть короля по отношению к обществу, и прежде всего по отношению к старой аристократии, становится неограниченной (абсолютной),  жестко регламентируются все виды службы и состояния сословий;

—  монарх единолично распоряжается налоговой системой и государственными финансами;

—  складывается эффективная система управления, опирающаяся  на сформировавшуюся  бюрократию;

—  происходит централизация, унификация и регламентирование государственного и местного управления, территориального деления;

—  возникает регулярное войско; внедряется система постоянного налогообложения;

—  государство либо подчиняет церковь своему контролю, либо встает во главе ее;

—  вырабатываются теории, обосновывающие законность и необходимость абсолютизма.

Классическим воплощением идеи абсолютизма была Франция в период правления Людовика XIV, прозванного  современниками «королем-солнцем» (1643-1715).

Предпосылки формирования абсолютизма не совсем ясны. С одной стороны, нужно учитывать логику развития сословно-представительной монархии. Завершение централизации, становление бюрократии, расширение функций государственного аппарата сделали неизбежным возвышение личности монарха как центра власти, признание за ним значения носителя государственного суверенитета (авторитета и независимости государства). С другой стороны, сдвиги в соотношении сил отдельных сословий, определенность их расстановки на социально-политической арене, острота противоречий между ними позволяли королю выступать более или менее независимо, проводить политику, которая прямо не определялась интересами ни одной из сторон. Применительно к Франции можно, по-видимому, говорить о равновесии феодальных и буржуазных сословий как о главной социальной предпосылке абсолютизма. Отчасти это верно и для Англии. Определенно иной была социальная основа испанского, российского, прусского, шведского абсолютизма.

В ряде стран Европы в XVIII в. сложился так называемый просвещенный абсолютизм.  При всех различиях, которыми была отмечена реформаторская деятельность в отдельных государствах, она, как правило, включала в себя: покровительство национальной промышленности, создание условий для развития земледелия, роста внутреннего рынка и усовершенствования налоговой системы, внедрение единообразия в административно-территориальное устройство, ослабление полицейской власти землевладельцев над крестьянами и наказание тех из них, чьи действия отличались особой жестокостью, попытки кодификации законов и создания единой правовой системы, заботу о просвещении, прежде всего поощрение науки и высшего образования, противодействие политическим притязаниям католического духовенства (в эти годы почти одновременно в Испании, Португалии, Австрии, Франции, Парме, Неаполе была запрещена деятельность иезуитов), провозглашение веротерпимости, преобразования судопроизводства.

П Р А К Т И Ч Е С К А Я   Р А Б О Т А    5

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Выделение характерных черт «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
  2. Определение основных направлений внешней политики России во второй половине XVIII в.
  3. Развитие навыков работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации. 

ЗАДАНИЕ 1 Выделите основные черты просвещенного абсолютизма.

В ряде стран Европы в XVIII в. сложился просвещенный абсолютизм.  При всех различиях, которыми была отмечена реформаторская деятельность в отдельных государствах, она, как правило, включала в себя: покровительство национальной промышленности, создание условий для развития земледелия, роста внутреннего рынка и усовершенствования налоговой системы, внедрение единообразия в административно-территориальное устройство, ослабление полицейской власти землевладельцев над крестьянами и наказание тех из них, чьи действия отличались особой жестокостью, попытки кодификации законов и создания единой правовой системы, заботу о просвещении, прежде всего поощрение науки и высшего образования, противодействие политическим притязаниям католического духовенства, провозглашение веротерпимости, преобразования судопроизводства.

ЗАДАНИЕ 2 Прочитайте текст, выполните задания:

  1. Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»

Направление деятельности

Мероприятия

Значение

Развитие капиталистических отношений

Поддержка дворянства

Укрепление абсолютизма

Развитие культуры

  1. Докажите, что политика Екатерины II носила характер просвещенного абсолютизма.

Социально-экономическое развитие

Основой производства в этот период являлось сельское хозяйство. В черноземной полосе большинство крестьян было переведено на барщину, размеры которой зависели от произвола помещика. В нечерноземных губернии барщина была развита слабее. Здесь господствовал оброк. Оброчные крестьяне пользовались большей самостоятельностью, но положение ухудшалось по мере роста оброка (в 1760 -1790 гг. оброк возрос в 4 - 5 раз).

Развивалась промышленность, открывались новые мануфактуры. На Урале бурно росло медеплавильное производство. Текстильные мануфактуры возникли в Иванове, Ярославле, Серпухове, Тамбове и других городах и селах. К концу ХVIII столетия в стpaне действовало уже 2294 предприятия.

Наиболее быстро развивалась промышленность Урала, занимавшая в России первое место. Заводы здесь давали 90 % выплавки меди и 65 % производства черного металла по всей стране. В 1800 г. в России было выплавлено 9,8 млн. пудов чугуна. По выплавке чугуна страна стояла на первом месте в мире, превосходя даже Англию.

Крепостнические порядки, господствовавшие в деревне, проникали и в промышленность. Результатом стало преобладание во всех отраслях промышленности крепостного труда. Однако к концу ХVIII в. в России развивалась и капиталистическая мануфактура, основанная на труде вольнонаемных рабочих. Капиталистическая мануфактура вырастала, прежде всего, из крестьянских промыслов и возникла в первую очередь в легкой промышленности. Капиталистическая мануфактура укреплялась и постепенно превращалась в тот тип промышленного предприятия, которому принадлежало будущее.

В 1754 г. отменили внутренние торговые пошлины и мелочные сборы, что способствовало свободному движению товаров по России.

Политическое развитие

В правление Екатерины II ярко проявились черты «просвещенного абсолютизма». Господство абсолютистских порядков нашло свое отражение в сенатской реформе: под предлогом упорядочения работы Сената, он был разделен на шесть департаментов. Тем самым, последний был существенно ослаблен как законодательный орган, став лишь своеобразным «хранилищем» законов. В руках императрицы сосредоточивается практически вся законодательная и распорядительная власть, которую она осуществляет через собственную канцелярию.

К 60-м годам XVIII века Российская империя не имела надлежащей законодательной системы. Соборное уложение, функционирующее с 1649 г., к этому времени совершенно устарело. Императрица, действуя в духе идей европейского Просвещения, решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего закона. Выборы депутатов комиссии носили сословный характер. Из крестьян в комиссии были представлены лишь государственные.

Комиссия начала свою деятельность летом 1767 г. Помещики жаловались на бегство и непослушание крестьян и требовали принятия решительных мер. Депутаты от городов хотели закрепить и расширить права купечества, оградив купцов от конкуренции крестьян и дворян. Депутаты от государственных крестьян просили облегчить налоги и повинности, прекратить произвол властей. Императрица прекратила общие собрания комиссии, воспользовавшись начавшейся в 1768 г. войной.

Своей непосредственной задачи - выработки нового кодекса законов – комиссия не выполнила. Но с ее помощью Екатерина II смогла выяснить интересы и умонастроения различных слоев русского общества, убедившись в совершенной невозможности отмены крепостного права в ближайшем будущем и, осознав, что именно дворянство на данном этапе развития России является важнейшей опорой самодержавной монархии. На этих постулатах и основывалась последующая внутренняя политика Екатерины П.

Политика правительства Екатерины II носила ярко выраженный дворянский характер. В начале царствования был издан указ, по которому крепостным за подачу жалоб угрожало наказание плетьми и каторгой. Были также изданы указы о разрешении помещикам по собственному усмотрению ссылать крестьян за дерзости на каторгу (1765 г.), о запрещении крестьянам жаловаться на своих господ, что также угрожало каторгой (1767 г.).

В 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия была разделена на 50 губерний. Губернии делились на уезды. Губернию возглавлял губернатор. Целью губернской реформы было укрепление аппарата управления на местах и усиление власти дворянства. Уездная администрация почти полностью была выборной.

Венцом политики усиления государственной власти стала Жалованная грамота дворянству, данная в 1785 г. По этой грамоте дворяне получали монопольное право на владение крестьянами, землями и земельными недрами. Кроме того, дворяне получали право на торговлю и освобождались от налогов и телесных наказаний. Дворянство могло объединиться в собственные сословные собрания. Им предоставлялось право обращаться со своими пожеланиями к самому монарху.  

Вместе с вышеуказанной грамотой была дана Жалованная грамота городам. Согласно ей население городов делилось на шесть разрядов по своему имуществу. Раз в три года горожане избирали городскую думу. Она под председательством городского головы занималась городским хозяйством и следила за торговлей и порядком в городе.

Развитие культуры

Во второй половине ХVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иностранных. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились гидрографические работы на Черном и Азовском морях.

В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью учебные заведения были дворянскими, и выходцы из других сословий не могли обучаться в них. К концу XVIII в. в России было пять кадетских корпусов. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц. Учреждением Смольного института, было, положено начало женскому образованию в России. В 1755 г. был создан Московский университет. Во второй половине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширяться. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.

В русском искусстве ХVIII в. получили развитие такие направления, как барокко, классицизм, просветительский реализм  и сентиментализм. Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились удивить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Во второй половине ХVIII в. на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Для классицизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стремление выдать реальное за идеальное.

В литературе, классицизм соседствует с сентиментализмом и реализмом. В последней четверти ХVIII в. возникает сентиментализм. Важнейшим представителем русского литературного сентиментализма является Н. М. Карамзин - автор «Писем русского путешественника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей.

Общественная мысль XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения. Крупнейшим деятелем российского Просвещения был             Н. И. Новиков. Новиков выступал против крепостнического гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Иная, радикальная форма просветительской идеологии была представлена в творчестве А. Н. Радищева, в особенности в «Путешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность». Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его «бунтовщиком хуже Пугачева». Во второй половине XVIII в. в России существовало и иное, консервативное направление общественной мысли. Оно было представлено трудами М. М. Щербатова. Его памфлет «О повреждении нравов в России» отстаивал необходимость сохранить крепостное право и укрепить дворянские привилегии.

Вторая половина XVIII в. - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Наряду с портретом в русской живописи XVIII в. появились пейзаж и жанровые сцены. Писались и картины на исторические темы.

П Р А К Т И Ч Е С К А Я   Р А Б О Т А    6

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СТОРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В СССР

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Выявление причин и сущности новой экономической политики.
  2. Выявление основных тенденций национально-государственного строительства СССР 20-30-х годов.
  3. Определение основных направлений общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы.
  4. Рассмотрение основных направлений форсированной модернизации экономики СССР в конце 20–30-х годов.
  5. Определение основных направлений внешней политики СССР в 20–30-е годы.
  6. Определение основных задач «культурной революции».
  7. Формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации, содержащейся в источниках различных типов.

ЗАДАНИЕ 1

Используя схемы «Советская Россия в 20-е годы. НЭП», охарактеризуйте новую экономическую политику Советского правительства. Результат представьте в форме таблицы:

Причины НЭПа

Меры правительства

Итоги НЭПа

Экономика

Политика

Социальные отношения

Культура

ЗАДАНИЕ 2

Используя схему «Образование СССР», охарактеризуйте основные подходы к образованию советского государства, существовавшие в большевистском правительстве. Чья точка зрения одержала победу? Как Вы считаете, почему?

Проанализируйте основные направления национальной политики в СССР в 30-е годы: какие противоречия между планами и реалиями образования СССР Вы можете отметить? К каким последствиям это привело в дальнейшем?

ЗАДАНИЕ 3

Используя схемы «Индустриализация, коллективизация, культурная революция в СССР», «Культурная революция в СССР», охарактеризуйте сталинскую модернизацию СССР. Результат представьте в форме таблицы:

Направления модернизации

Цели

Меры правительства

Итоги

Индустриализация

Коллективизация

Культурная революция

В чем, по Вашему мнению, заключается главная проблема форсированной модернизации СССР? Оправдана ли цена, которую заплатил советский народ, за «рывок в светлое будущее»?

ЗАДАНИЕ 4

Используя дидактические материалы, карту «Внешняя политика СССР в 20–30-е годы» охарактеризуйте отдельные этапы внешней политики Советского правительства в 20 – 30 годы ХХ века. Результат представьте в форме таблицы:

Этапы

Цели

Меры правительства

Итоги

П Р А К Т И Ч Е С К А Я   Р А Б О Т А    7

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Выявление причин, сути и последствий «холодной войны».
  2. Определение влияния «холодной войны» на экономику и внешнюю политику СССР в 1945 – 1991 гг.
  3. Рассмотрение плюсов и минусов советской послевоенной модернизации.
  4. Выделение основных черт развития СССР в период «оттепели».
  5. Рассмотрение основных черт социально-экономического и общественно-политического развития СССР в период «застоя».
  6. Формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации, содержащейся в источниках различных типов.

ЗАДАНИЕ 1

Определите понятие «холодная война», выявите его существенные признаки:

а) прочитайте предложенные варианты понятия;

б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки;

в) запишите признаки в схему «Характерные черты «холодной войны»:

Вариант 1

«Холодная война» — это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.

Вариант 2

«Холодная война» — это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.

ЗАДАНИЕ 2

Определите общие причины «холодной войны», учитывая, что одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) - СССР. Аргументированно докажите вину каждой стороны в развязывании «холодной войны»:

1. Подберите факты, подтверждающие вину СССР, кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Причины «холодной войны» в колонку «СССР»:

а) экспансию СССР после войны: подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;

б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений: испытание и усовершенствование ядерного оружия;

в) практика усиления идеологической борьбы:

г)  создание Коминформа;

д) доктрина А.А. Жданова;

е) цель Коминформа.


2. Аргументированно докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны», кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Причины «холодной войны» в колонку «Страны Запада». Для доказательства используйте следующие факты:

  1. речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;
  2. доктрина Трумэна;
  3. план Маршалла;
  4. ядерный шантаж.

Документ. Из воспоминаний В.М. Молотова

«В последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал, - Дарданеллы! Сталин: “Давай, нажимай! В порядке совместного владения”. Я ему: “Не дадут”. - “А ты потребуй!” ...Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: “Давай, Нажимай!”»

«ПРИЧИНЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Страны Запада

СССР

 

 

ЗАДАНИЕ 3. Определите последствия «холодной войны» для мировой политики. Подтвердите выводы фактами, вписав их в таблицу:

ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Выводы

Факты

1. Раскол Германии
2. Создание военных блоков
3. Региональные конфликты
4. Раскол мира на две системы
5. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР

 

ЗАДАНИЕ 4

Используя материал учебника, схемы «Кризис сталинизма в послевоенные годы», «СССР в годы «оттепели», «Кризис советского общества в годы «застоя», видеоматериалы, проанализируйте тенденции развития СССР в 1945 – 1991 г.г. Материал систематизируйте в форме таблицы:

Этапы развития

Экономика

Политика

Социальная сфера

Культура

Внешняя политика

Положит. тенденции

Негатив. тенденции

Положит. тенденции

Негатив. тенденции

Положит. тенденции

Негатив. тенденции

Положит.

 тенденции

    Негатив. тенденции

Положит. тенденции

Негатив. тенденции

1945-1954

1954-1964

1964-1984

1985-1991

П Р А К Т И Ч Е С К А Я   Р А Б О Т А    8

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Выявление основ функционирования информационной экономики.
  2. Рассмотрение плюсов и минусов форсированной либеральной модернизации.
  3. Выделение основных принципов новой российской государственно-правовой системы.
  4. Определение роли России в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы.
  5. Формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации, содержащейся в источниках различных типов; умения работать в команде.

ЗАДАНИЕ 1. Подготовить учебный проект на тему «Перспективы развития современной России» по одному из предложенных вопросов. Проект должен включать в себя текст выступления на 5-7 минут по выбранной теме и электронную презентацию, созданную в программе Microsoft Power Point, иллюстрирующую выступление. Выступление предваряется 2-4 вопросами группе, акцентирующими внимание студентов на основных вопросах сообщения.

  1. Перспективы политического развития России
  2. Перспективы экономического развития России
  3. Перспективы социального развития России
  4. Перспективы развития культуры России
  5. Перспективы развития миграционных процессов в современной России
  6. Перспективы научно-технического развития России
  7. Современная информационная экономика.
  8. Форсированная либеральная модернизация в России.
  9. Становление новой российской государственно-правовой системы.
  10.  Роль России в мировых интеграционных процессах.
  11.  Роль России в формировании современной международно-правовой системы.

ЗАДАНИЕ 2. Записать тему сообщения и вопросы выступающей команды в тетрадь. По ходу сообщения зафиксировать в тетради ответы на предложенные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические указания к выполнению практических работ. История

Пояснительная запискаПеречень практических работПрактическое занятие № 1. Изучение археологических памятников палеолита на территории РоссииПрактическое занятие № 2. Выделение причин возникновения и р...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОДБ 01.05 ИСТОРИЯ для специальности естественно-научного профиля 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические указания по выполнению практических работ для студентов очной формы обучения составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОДБ. 04. ИСТОРИЯ для специальности технологического профиля 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОДБ. 04. История являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности для специальности технол...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ для специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.06 Сетевое и систем...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОДБ 01.04 ИСТОРИЯ для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОДБ 01.04 История являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОДБ. 04. ИСТОРИЯ для специальности технологического профиля 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по дисциплинеОДБ. 04. ИСТОРИЯдля специальности технологического профиля13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)...