Смутное время в Российском государстве: борьба с интервентами
презентация к уроку по истории (7 класс)
Смутное время в Российском государстве: борьба с интервентами презентация к уроку по истории (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smuta_v_rossiyskom_gosudarstve_borba_s_interventami_1.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Причины Смуты I этап Смуты (1604 – 1605 гг ) II этап Смуты (1606 – 1607 гг ). Восстание И.И.Болотникова . III этап Смуты (1608 – 1610 гг ). IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения. Последствия и уроки Смуты.
№ этапа (годы ) Название противоборствующего лагеря Название противоборствующего лагеря Событие, даты I этап 1604 – 1605 гг. Правительственный лагерь Борис Годунов Социальный состав: дворяне, посадские люди, крестьяне Повстанческий лагерь Лжедмитрий I Социальный состав: Дворяне, посадские люди, крестьяне, холопы, казаки Октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I; Январь 1605 г. – битва под Севском; Май 1605 г. – восстание в царском войске под Кромами; 20 июня 1605 г – Лжедмитрий I вступает в Москву Заполнение таблицы I этап (1604-1605 гг.)
Вопросы: П очему народ поверил Григорию Отрепьеву и пошел за ним? К акими причинами можно объяснить победу повстанцев на первом этапе Смуты? 20 мая 1605 года Лжедмитрий I торжественно въезжает в Москву, в июле 1605 г. – торжественно венчается на Царство, а в мае 1606 г. в Москве вспыхивает восстание против “истинного царя”. Предположите, почему москвичи разочаровались в своем царе.
Работа с документом “Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского” (1606 г.) П очему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским ? Ч то нового этот документ внес или мог внести в политический строй государства? К акой знаменитый документ английской истории напоминает эта крестоцеловальная запись?
Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
II этап Смуты Р абота с картой “Смутные времена в России XVII в .” Г де и когда началось восстание И.Болотникова ? Назовите города, которые были заняты восставшими . Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания Покажите , где закончилось восстание Болотникова .
№ этапа (годы) Название противоборствующего лагеря Название противоборствующего лагеря Событие , даты II этап 1606 – 1607 гг. Правительственный лагерь Василий Шуйский Социальный состав: бояре, дворяне и горожане центра и севера России, крестьяне, стрельцы Повстанческий лагерь Иван Болотников Социальный состав: беглые крестьяне, холопы, посадские люди, стрельцы, казаки, часть дворян и бояр противников Шуйского Август 1606 г. – начало восстания Болотникова Октябрь – декабрь 1606 г. – осада Москвы восставшими 2 декабря 1606 г. – битва у с. Коломенского Январь-май 1607 г. – осада правительственными войсками Калуги Июль-октябрь 1607 г. – осада войсками Шуйского г. Тулы 16 октября 1607 г. – окончание восстания Заполнение таблицы II этап (1606-1607 гг.)
Павел Рыженко. Смутное время. 2003
III этап Смуты (1608-1610 гг ) Весна 1608 г. – Лжедмитрий II начал наступление на Москву. Василий Шуйский заключил союз со Швецией о военной помощи Март 1610 г. – русско-шведские войска вступили в Москву 1609 г. – польская армия перешла границу России 1609-1611 гг. – осада Смоленска 17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.
Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894
III этап Смутного времени № этапа (годы ) Название противоборствующего лагеря Название противоборствующего лагеря Событие, даты III этап 1608 – 1610 гг. Правительственный лагерь Василий Шуйский Социальный состав: бояре, дворяне, стрельцы, горожане, крестьяне Повстанческий лагерь Лжедмитрий II Социальный состав: польские шляхтичи, казаки, бывшие “ болотниковцы ” 1607 г. – появление Лжедмитрия II 1608 г. осада Москвы, образование Тушинского лагеря. Февраль 1609 г. – договор со Швецией 1609 – 1611 – осада Смоленска 17 июля 1610г. – Семибоярщина.
IV этап (1610-1611), V этап (1612 – 1618) Смутного времени В сентябре 1610 г. в Москву вошел польский гарнизон под командованием полковника Госевского . Польские офицеры завладели ключами от городских ворот и от казны и заправляли всеми делами в Москве, а русские бояре оказались их пленниками. Став хозяином положения, король Сигизмунд больше не желал выполнять условия договора с Семибоярщиной, мечтал о полном покорении Москвы. Он продолжил осаду Смоленска еще год и взял его летом 1611г . Тем временем шведские наемники, которых приглашало еще правительство Шуйского, так и не дождавшись обещанной им награды, захватили Северо-западный край России вместе с Великим Новгородом. Страна распалась на уезды. В этих условиях жители страны перестали делиться на сторонников несуществующих правительств и повстанцев. Тушинский лагерь развалился, а Лжедмитрий II вскоре был убит. Разделение проходило теперь на тех, кто принимал польскую власть, и тех, кто будет бороться с ней.
С равнить Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву? Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882 Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896
Эрнст Лисснер . Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908
Последствия и уроки Смуты В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов . В 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива . В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой : Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.
Источники https:// urok.1sept.ru/articles/549527 https:// fishki.net/3083800-smutnoe-vremja-v-kartinah-russkih-hudozhnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"
Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...
Конспект урока: Смутное время Российского государства
На основе анализа документального и учебного материала учащиеся на данном уроке могут определить причины, сущность и последствия Смутного времени. Привлечение исторических документов способствует разв...
Кризис Российской государственности на рубеже XVI - XVII веков. Смутное время
Лекция по истории Смутного времени с включением извлечений из исторических источников...
Кризис государства и общества. Смутное время.
Цели урока: - охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова, определить причины Смуты.- Дать оценку событиям правления Лжедмитрия I; охарактеризовать су...
Смутное время в российской культуре
методическая разработка урока "Смутное время в русской культуре"...
Урок истории в 7 классе "Смутное время в Российском государстве"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В разработку урока включены задания на формирование читательской грамотности учащихся....
Смутное время в Российском государстве
Презентация к уроку истории в 7 классе...