Урок по истории : Золотой век России"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I.
Цели:
Образовательные: сформировать представление у студентов о внутренней политике второй половины 18 века, во время правление Екатерины II и Павла 1.
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с текстом, с историческим источником, выбирать главное, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм.
Задачи:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.
Предметные:
- сформировать умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Основные понятия: Политика «Просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Восстание Е. И. Пугачева. Политика Павла I.
Виды деятельности студента: Провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России. Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е. И. Пугачева. Объяснять, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования Екатерины II, Павла I. Работа с источником, гипертекстом, таблицами.
Вопросы:
- «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
- Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
- Внутренняя политика после восстания Е. Пугачева.
- Павел I. Противоречивость личности и политики.
Проверка домашнего задания: Тестирование по теме «Дворцовые перевороты».
Окончание дворцовых переворотов ознаменовалось приходом к власти….?
Ответ студентов: Екатерины II.
Какой период истории России мы с вами будем сегодня рассматривать? 1 (слайд)
Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Тема урока: «Россия во 2 половине 18 века. Екатерина II. Павел I».
Целью урока? (2 слайд)
Рассмотреть политику Екатерины и Павла.
Постановка проблемы.
Что вы можете сказать о правлении Екатерины, ориентируясь на ранее полученные знания? Под каким именем она вошла в историю России? Как называют ее эпоху?
Ответы студентов: Великая, «золотой век», эпоха просвещения.
О Павле I?
…
Почему так много можем сказать о Екатерине, и так мало знаний о Павле?
У историков тоже разнообразные точки зрения на личности Екатерины и Павла. Из высказываний нужно вычленить ту проблему, которую нам сегодня нужно решить.
Екатерина 2 | Павел 1 |
«Екатерина II была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей… стараясь возвеличить Отечество или славу свою - победами, законодательством, просвещением» Н. М. Карамзин | «Павел был одушевлен страстным стремлением и желанием искренно принести пользу России и водворить благоденствие» Великий князь Николай Михайлович Романов |
Какой вывод можно сделать из этих высказываний?
Оба реформаторы.
Цель урока: рассмотреть, какие реформы проводили Екатерина и Павел I
В период правления Екатерины особенно ярко проявились черты «Просвещенного абсолютизма», о которых говорит Карамзин. Почему Павел не поддержал политику своей матери?
Вспомним, что означает этот термин?
Просвещенный абсолютизм – это государственная политика, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества, устранение остатков феодализма, проведение реформ.
Причины «Просвещённого абсолютизма»:
- укрепление самодержавия за счет совершенствования системы управления, устранения наиболее устаревших ее элементов;
- расширение прав и привилегий дворянства;
- создание условий для экономического развития страны;
- распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования.
Наиболее ярким проявлением этой политики Екатерины являлась Комиссия по составлению нового Уложения, которое должно было заменить Уложение 1649 года. Императрица подготовила своеобразный «Наказ» комиссии, основанный на идеях французских просветителей. Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое «Уложение» и которыми должны были руководствоваться депутаты. «Наказ» был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в юрисдикции царя, то комиссия должна была составить предложения. Над документом Екатерина II трудилась более двух лет. Текст «Наказа» состоял из 20 глав (526 статей). Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества.
Посмотрим, какие именно статьи «Наказа» говорят о политике «Просвещенного абсолютизма»?
(Работа с документом) Приложение 1.
Какие принципы положены в данный документ?
Таким образом, «Наказ» обосновывает политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного» положения России и обосновывались ссылками на русскую политическую историю. «Наказ» свидетельствовал об искреннем желании императрицы избавить страну от наиболее варварских обычаев и законов, продвинуть ее по пути прогресса. По сути, это была программа действий по просвещению народа, предоставлению каждому человеку, включая крепостных, личных прав и свобод, установлению равенства всех перед законом и верховенства законов в обществе, признанию всех существующих религиозных верований и т. д. «Наказ» был настолько революционен, что его запретили во Франции, а в России под давлением советников Екатерина II трижды его переделывала. Первый раз он вышел в свет в 1767 г., а затем переиздавался еще 7 раз. Девизом Уложенной комиссии называлось стремление обеспечить «блаженство каждого и всех» в обществе, однако никаких ограничений для верховной власти не предусматривалось. Сословная структура общества соотносилась с «естественным» делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особое место, признавая тем самым особую важность его функций - военную службу и отправление правосудия. Попытки нарушить сословное неравенство оцениваются «Наказом» как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одинаковом подчинении уголовным законам, хотя это и не означает одинакового применения этих законов к разным сословиям.
Выборы депутатов:
Правительствующие чиновники - 5%
Дворяне - 30%
Горожане - 39%
Государственные крестьяне - 14%
Казаки, инородцы - 12%
По какому принципу проходили выборы?
В интересах каких сословий была сформирована УК?
Предположите, каков итог работы комиссии?
1767 – 1768 гг. – деятельность УК по выработке новых «разумных законов», императрица убедилась, что дворянство стоит за неприкосновенность крепостного права, во время работы комиссии шла борьба за расширение сословных привилегий.
Работа Уложенной комиссии оказалась незавершенной. Новое Уложение принято не было, главные проблемы государства остались нерешенными. Правительница потеряла интерес к своему детищу - слишком много несочетаемых интересов надо было учесть, и под предлогом начала войны с Турцией приостановила деятельность комиссии. Однако сам факт созыва такой комиссии был прогрессивным для России. Наказы же россиян императрица учла в последующей деятельности.
Политика правительства Екатерины носила дворянский характер. В начале царствования был издан указ о запрещении «утруждать» императрицу челобитными, по нему крепостным за подачу жалоб угрожало наказание плетьми и каторгой.
Другие указы, способствовавшие усилению крепостного права:
1765г. – помещики по своему усмотрению ссылать крестьян на каторгу;
1767г. о запрещении крестьянам жаловаться на своих господ, каторга.
Все это привело к помещичьим злоупотреблениям, а следствием этого крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева.
Работа с гипертекстом. (Приложение 2) Выписать:
1.Дата и причины восстания.
2.Состав участников.
3.Этапы восстания
Этапы | События | Результат |
|
4.Причины поражения.
5.Итоги восстания.
После войны Екатерина продолжила реформы.
Так, в 1773 году в Россию с визитом прибыл знаменитый Дени Дидро, которого очень интересовали реформы управления Екатерины II. Он с удивлением обнаружил, что императрица внимательно его слушает, внимая всем его предложениям, но... не торопится ни одно из них претворять в жизнь. Когда несколько уязвленный философ спросил, почему так происходит, Екатерина сказала: «Бумага может вытерпеть все, но мне приходится иметь дело с людьми, кожа которых куда тоньше бумажного полотна».
Вторая важная мысль ее касалась того обстоятельства, что любое начинание и реформу следовало проводить постепенно, исподволь готовя общество к их принятию. Это выгодно отличало Екатерину как от отечественных правителей, так и от европейских монархов, которые с интересами своих подданных в таком вопросе не считались практически никогда.
В чем заключалась необходимость проведения реформ? Каково их содержание? Какие из этих реформ можно отнести к политике «Просвещённого абсолютизма»?
Проанализировать таблицу:
Таблица «Преобразования внутри страны»
Название | Положение |
Губернская реформа | Территории стали делить на наместничества и уезды, количество первых возросло от 23 до 50. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый сенатом. |
Судебная реформа 1763г. | Сенат стал высшим судебным органом. Дворян судил земский суд – магистраты, крестьян - расправы. Были созданы так называемые советные суды. |
Секуляризационная реформа 1764г. | Монастырские земли вместе с крестьянами, жившими на них, отошли в распоряжение в Коллегии экономии. |
Реформа сената | Сенат стал высшей судебно инстанцией, был разделён на 6 департаментов. |
Городска реформа | Городская реформа Екатерины II заключалась в том, что жители городов были разделены на 6 разрядов, каждый из которых имел свои права, обязанности и привилегии. дала льготы тем, кто занимался торговлей и предпринимательской деятельностью. Горожане, как уже отмечалось, получили свое управление и суд. Однако попытка сформировать буржуазное сословие до конца императрице не удалась. К этому времени дворянство окрепло настолько, что не позволило Екатерине II повысить роль городского сословия. |
Полицейская реформа | Управа благочиния стала органом городского полицейского управления. |
Реформа образования 1760г. | В городах были созданы народные училища, содержащеюся на деньги государственно казны. Учиться в них могли люди всех сословий. |
Денежная реформа
| Были образованы ссудная касса и Государственный банк. Впервые были выпущены ассигнации – бумажные деньги. |
Промышленные указы | Упразднила торговые и заводские монополии. В 1775 году была дарована свобода предпринимательства. Был издан Манифест о свободном заведении любых промышленных предприятий. От иностранных конкурентов купцов и заводчиков защищали протекционистские таможенные тарифы. |
Как видим из данных таблицы, в этих реформах в полной мере проявлялся «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Она стремилась сосредоточить всю государственную власть в своих руках и обеспечить проживание в стране всех сословий по особым, введенным ею законам.
Жалованные грамоты дворянам и городам.
Сословные реформы Екатерины II заключались в издании ею в 1785 году двух грамот, одна из которых окончательно закрепила привилегии за дворянством, а другая разделила городское население на 6 разрядов. Сама императрица назвала данные нововведения «венцом своей деятельности».
«Жалованная грамота дворянству» предполагала следующее:
• данное сословие освобождалось от расквартирования войсковых частей, от телесных наказаний, от конфискации имущества за уголовные преступления;
• дворянство получило право на недра земли, право на собственность на землю, право иметь сословные учреждения;
• этим людям запрещалось занимать выборные должности, если их доход от имений был менее 100 рублей, а также они лишались избирательного права, если не имели офицерского чина.
В чем же заключалась городская реформа Екатерины II?
Императрица повелела разделить население на 6 разрядов:
• городские обыватели (домовладельцы);
• купцы 3-х гильдий;
• ремесленники;
• иногородние и иностранные купцы;
• именитые граждане (богатые купцы, банкиры, архитекторы, живописцы, ученые, композиторы);
• посадские (не имеющие домов).
Касаемо данных нововведений можно сказать, что политика Екатерины II здесь способствовала сильному расслоению общества на богатых и бедных. При этом экономическое положение некоторой части дворян ухудшилось. Многие из них не могли поступить на государственную службу, не имея возможности приобрести необходимую для этого одежду и обувь. В то же время ряд крупных вельмож владели огромными территориями земли и сотнями тысяч крепостных крестьян.
Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешила жителям деревень «свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них для них из города вывозить».
Первоначальному екатерининскому намерению дать Жалованную грамоту и сельским обывателям не суждено было осуществиться. Грянула революция во Франции и правительство отказалось от такого рискованного шага, да и сама императрица к этому времени успела отказаться от «философических и неисполнимых мечтаний юности».
Реформы Павла I.
Работа в парах. Раздаются тексты, в которых дана оценка деятельности Павла I. Выбирите понравившийся текст, который соответствует вашей точке зрения в отношении личности и деятельности. Объясните свой выбор и заполните таблицу.
Оценка Павла I историками | Оценка Павла I современниками |
Текст №1
Историк В.О. Ключевский: «… Он не лишен был дарований, все знавшие его в то время отлично отзывались о его нравственных качествах; у него было природное чувство порядка и дисциплины, он вынес довольно хорошие и разнообразные сведения из своей молодости, хотя сведения эти были беспорядочны… Притом это был очень набожный человек; в Гатчине долго потом указывали на место, где он молился по ночам: здесь был выбит паркет…»
Историк А. Брикнер: «Характер – странная смесь противоположных качеств, иногда поразительное добродушие, доверчивость и склонность к шутке, желание поострить…В последние годы царствования Екатерины Второй развиваются недоверчивость и раздражительность, малейшее противоречие вызывало в нем гнев, так подготовивший целый ряд насилий и ошибок…»
Историк В.О. Ключевский: «Незримый, но постоянный чувствительный обидный надзор, недоверие и даже пренебрежение со стороны матери, грубость со стороны временщиков, устранение от правительственных дел – все это развило в великом князе озлобленность, а нетерпеливое ожидание власти, мысль о престоле, не дававшая покоя, усиливала это озлобление…»
Историк Е.С. Шумигорский: «Масса простого народа, в несколько месяцев получившая большее облегчение в тягостной своей доле, чем за все царствование Екатерины, и солдаты, освободившиеся от гнета произвольной командирской власти и почувствовавшие себя на «государевой службе», с надеждой смотрели в будущее: их мало трогали «господския» и «командирския» тревоги…»
Текст №2
П.А. Вяземский: «Его беда заключалась в том, что он был слишком честен, слишком искренен, слишком благороден, то есть обладал рыцарскими качествами, которые противопоказаны успешной политической деятельности. «Верность», «долг», «честь» - были для него абсолютными ценностями».
Полковник Н.А. Саблуков: «…Доброжелательный и великодушный, склонный прощать обиды, готовый каяться в ошибках, любитель правды, ненавистник лжи и обмана, заботлив о правосудии, гонитель всяких злоупотреблений власти, особенно лихоимства и взяточничества. К сожалению, все эти добрые качества становились совершенно бесполезными и для него и для государства вследствие совершенного отсутствия меры, крайней раздражительности и нетерпеливой требовательности безусловного повиновения».
Генерал А.П. Ермолов, герой Отечественной войны 1812 года: «… У покойного императора были великие черты, исторический характер его не определен у нас».
«У него умная голова, - писал один из учителей наследника престола, - только она так устроена, что держится на волоске. Порвись этот волосок, вся машина испортится, и тогда прощай рассудительность и здравый смысл…»
После заполнения своей колонки партнеры обмениваются информацией. И каждый индивидуально дает личную оценку деятельности Павла Первого.
Этап осуществления обратной связи и рефлексии. На этом этапе учащимся предлагается вернуться к началу урока и еще раз дать характеристику Екатерины II и личности Павла I, а также дополнить свой ответ на незаконченное предложение: «Это было время, когда…»
Закрепление:
1. Выберите из списка мероприятия, относящиеся к деятельности Екатерины Великой:
А) создание Сената;
Б) учреждение Синода;
В) работа над составлением нового Уложения;
Г) секуляризация церковных земель;
Д) деление страны на 50 губерний;
Е) деление страны на 11 губерний;
Ж) Указ о единонаследии;
З) Указ о престолонаследии;
И) Жалованная грамота дворянству и городам;
К) Областная реформа;
Л) Реформа Сената
2. Какое название дали эпохе Екатерины II мероприятия по сохранению феодальных отношений? Почему?
[«Золотой век дворянства»]
3. Какое название дали «екатерининской эпохе» мероприятия по развитию буржуазных отношений?
[Просвещенный абсолютизм]
4.Что такое «просвещенный абсолютизм»?
[Это политика, направленная на преобразование устаревших сторон жизни общества]
5. Для чего созвана Уложенная Комиссия, итог ее деятельности? Какой титул был присвоен Екатерине II? [Великая, Премудрая, Мать Отечества]
6. Стремясь вслед за Петром I к укреплению государственности, императрица обратила внимание на местное управление.
Заполните пропуски в тексте:
В 1775 году Россия была поделена на 50 губерний во главе с губернаторами. Окончательно была ликвидирована вольность Украины.
Домашнее задание:
Сообщения «Великие русские полководцы и флотоводцы» Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"
Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...
Открытый урок 9 кл Золотое кольцо России
Урок предусматривает проведение практической работы...
Урок-экскурсия по Золотому кольцу России
Данный конспект может быть использован при проведении недели математики в коррекционной школе VIII вида в качестве внеклассного мероприятия по предмету. На уроке дети обобщают полученные знания при ре...
Методические разработки к конкурсу знатоков Отечественной истории "Золотое кольцо России": вопросы заочного-очного туров, сценарий кукольного театра об Александровской слободе
Ежегодный конкурс знатоков Отечественной истории - один из самых любимых для детей и взрослых. В 2016-2017 учебном году он был посвящён 50-летнему юбилею туристического маршрута ...
Презентация для вопросов очного тура конкурса знатоков Отечественной истории "Золотое кольцо России"
Фотоснимки для проведения очного тура конкурса расположены по порядку задаваемых вопросов....
Урок - путешествие по Золотому кольцу России.
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей....
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Презентация.
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей. Презентация....